В понедельник, 15 февраля, в зале дворянского собрания состоялся концерт Бесплатной музыкальной школы, состоящей под покровительством государя императора. Оркестром и хорами управлял М. А. Балакирев, после 12 лет принявший на себя снова звание директора Бесплатной школы и дирижера ее концертов. Прием, оказанный Балакиреву публикой, был истинно торжественный и великолепный. В ту минуту, когда он появился на эстраде, к нему, через всю залу, направилось шествие с парадными венками в руках. Впереди всех несли печатный адрес от лица публики, Бесплатной школы, оркестра и учеников Балакирева, украшенный венком, золотыми кистями и очень художественно расшитыми шелком лентами, на которых, сверх того, золотом и серебром было написано по строке нот из всех главных сочинений Балакирева. Адрес прочитан был М. П. Боткиным. Содержание его было следующее:
«Создатели русской музыки Глинка и Даргомыжский, еще в дни первой вашей юности, признали в вас своего преемника и продолжателя. Многолетнею своею деятельностью вы осуществили их ожидания. Собственными высокими созданиями и благотворным влиянием на современное музыкальное наше поколение, вы, во главе даровитых товарищей, упрочили за русскою музыкальною школой такое самобытное и народное значение, которое громко признано и у нас на родине, и среди высших представителей музыки на Западе. Немало враждебности и даже невзгод привелось вам испытать, вместе со всею новою нашею школой, со стороны упорного музыкального консерватизма. Друзья и почитатели с горестью видели временное добровольное удаление ваше с поприща истинного служения нашей родине и, радостно приветствуя сегодня ваше возвращение к прежней деятельности, горячо надеются, что отныне вы не покинете более того пути, на котором вы, несомненно, поможете отечественной музыке шагнуть еще далее вперед».
Адрес этот, очень изящно разрисованный вверху и на полях архитектором П. А. Григорьевым, был покрыт многими сотнями подписей: тут участвовали хор Бесплатной школы, оркестр и многочисленные почитатели и друзья Балакирева из среды композиторов, музыкальных исполнителей, литераторов, ученых, адвокатов, духовных лиц и т. д. После прочтения адреса долго не умолкали рукоплескания, от которых, кажется, тряслись стены залы. После адреса М. А. Балакиреву было поднесено несколько громадных венков с начальными буквами его имени и с роскошными лентами, великолепно вышитыми разноцветными шелками. После 5-й симфонии Бетховена М. А. Балакиреву был поднесен богатый серебряный вызолоченный жбан. Перед началом «Те Deum» Берлиоза было поднесено еще несколько великолепных венков с лентами и громадная лира из зелени и цветов. Как дирижер М. А. Балакирев явился еще более могучим и поэтическим художником, чем был прежде. С его нынешнею дирижировкой может равняться разве только дирижировка Листа или Рихарда Вагнера, но всего скорее она, кажется, напоминает, как дирижировал оркестром Берлиоз. Этот последний великий художник высоко ценил музыкальные и дирижерские способности М. А. Балакирева и, уезжая из Петербурга в 1867 году, подарил ему на память свою дирижерскую палочку. Ею ныне и дирижировал М. А. Балакирев.
1882 г.
Комментарии
«КОНЦЕРТ БЕСПЛАТНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ». Статья была опубликована в 1882 году («Голос», 17 февраля, № 43).
Стасов периодически давал заметки и статьи о жизни и деятельности Бесплатной музыкальной школы. Он знакомил публику с программами концертов школы, давал характеристику выступлений, отбивал удары, часто наносимые школе со стороны консервативной критики (о деятельности школы см. статьи «1ри русских концерта», т. 1, «Двадцатипятилетие Бесплатной музыкальной школы», т. 3, и комментарии к ним).
Данная статья посвящена знаменательному событию в жизни школы и истории русской музыки. Балакирев после длительного перерыва возвратился на пост директора и руководителя оркестром школы, которую он еще в 1862 году организовал совместно с Г. Я. Ломакиным и деятельности которой он отдал много сил и энергии. Приводимый Стасовым адрес, преподнесенный Балакиреву 15 февраля 1882 года, красноречиво свидетельствует о большой, исключительно плодотворной работе, которую проводил Балакирев в течение ряда десятилетий на поприще композиторской, дирижерской и культурно-просветительской деятельности. Это знак глубокой признательности великому композитору со стороны лучшей, передовой части русской интеллигенции.