Примитивное право и иконодатвльетво кудьтурныхъ
народовъ древноети.
(ЭТюдъ по законодательствъ).
Проф. А. Н. Стоянова.
Прежде Ч'Ьмъ перейти кь подробному избранной нами
темы, мы предложимъ вопросъ: представляетъ ли собой совокуп-
ность фактовъ, подлежащихъ нашему и
посшђдовательнаго или же, наоборотъ, зд±сь на-
блюдается 0TcyTcTBie всякой связи, викой посАдоватедьности и вся-
каго преемственнаго вообще, не говоря уже о своеобразности
многихъ частностей?
Вопросъ этотъ долженъ быть затронуть, какъ бы ни было трудно
дать на него отв±тъ. И мы пойдемъ кь нему тьмъ способомъ, который
носить ga3Banie доказательства отъ а contrario.
Такимъ образоиъ мы укажемъ сперва на рТзкую противуположность въ
формахъ и въ быта дикарей и культурныхъ народовъ Во-
стока, — и если, даже посл•ђ этого, мы увидимъ, что на предложенный
вопросъ мы можемъ дать только утвердительный отвжъ, тогда онъ по-
лучить тВмъ большую настоятельность и реальность. Представимъ же
сел выше нам±ченный контрастъ между бытомъ примитивныхъ дика-
рей и—культурнаго Востока, у Индусовъ, Египтанъ и т. д.
Тамъ, у дикарей, видны во всеиъ крайняя грубость формъ, непо-
м±рнаи скудость общественной жизни. Н'ђтъ еще письменъ;
нгВтъ зодчества. Существуютъ Врован)т, но Н'ђтъ догмы
и строгаго релитјознаго Отсутствуютъ 3HaHie, искусство, даже
ремесла. Элементарныя свойства челойческой природы—любовь кь ближ-
нему, жадость, нравственный и правовой инстинкты — все это или от-
сутствуетъ, или же только зачинаетъ свое ежечасно искажаясь
„Записи Иипкпт. Х•рьк. Увввер.в, П 1897
з