Гиппиус (Мережковская) Зинаида Николаевна (р. 1869) -- поэтесса, беллетрист, драматург и литературный критик (псевдоним -- Антон Крайний). Печататься начала в 1888 в "Северном вестнике". Вместе с Д. Мережковским, В. Брюсовым и др. Г. явилась одним из зачинателей символизма (см.). Как общественная деятельница, Г. известна своим активным участием в религиозно-философских обществах. Была одним из редакторов журнала "Новый путь". Ей принадлежит также ряд статей в "Мире искусства". Символизм Г. -- это символизм той части дворянской интеллигенции, к<ото>рая не приняла общественных отношений эпохи промышленного капитализма и первых революционных бурь. В большинстве своих рассказов и повестей Г. дает образ человека, теряющего почву, лишенного всякого смысла существования. Очень показательны в этом отношении -- книга рассказов "Новые люди" (1907) и сборник "Небесные слова", составленный из старых вещей Г. (вышел в Париже в 1921). В уходе в себя, в индивидуализме, в крайнем самозабвении герои Гиппиус видят для себя единственный выход. Иногда эти переживания доходят до полной атрофии всех социальных инстинктов: "Люди, послушайте меня, счастья вам все равно не будет. Сделайте так, чтобы ничего не хотеть и ничего не бояться -- вот и станет вам спокойно жить" (рассказ "Легенда"). Г. особенно пристально разрабатывает мотивы смерти и гибели, тем самым примыкая к группе наиболее упадочных символистов. Поэзия ее вся проникнута сознанием внутренней опустошенности, безволия и одиночества:

Стою над пропастью, под небесами --

Но улететь к лазури не могу.

Не ведаю, восстать иль покориться,

Нет смелости ни умереть, ни жить.

Мне близок бог, но не могу молиться,

Хочу любви, но не могу любить... (1893).

К войне Г. отнеслась отрицательно, но весь ее протест насквозь религиозен и пацифичен ("Отец! Отец! Склонись к твоей земле, -- она пропитана сыновней кровью").

Октябрьскую революцию Г. восприняла как "блудодейство", "неуважение к святыням", "разбой". Стихи Г. периода 1917-1921, направленные по адресу большевиков, носят явно черносотенный характер:

Рабы, лгуны, убийцы, тати ли --

Мне ненавистен всякий грех.

Но вас, Иуды, вас, предатели,

Я ненавижу больше всех.

Высокое качество ее поэтического яз<ыка> теперь резко снижается. Стихи Г. изобилуют рядом грубых прозаизмов. В 1920 Г. эмигрировала в Зап. Европу. В Мюнхене она выпустила совместно с Д. Мережковским, Д. Философовым и др. сборник воспоминаний о Советской России. В 1925 в Праге вышли два томика резко тенденциозных воспоминаний о Брюсове, Блоке, Сологубе и др. (под заглавием "Живые лица"). Вступивший в ВКП (б) В. Брюсов, по ее мнению, "похож на шимпанзе"; зато "Аня" (Вырубова) описана ею восторженно и патетически. Зарубежное "творчество" Г. лишено всякой художественной и общественной ценности, если не считать того, что оно ярко характеризует "звериный лик" эмигрантщины.

Примечания:

Впервые: Литературная энциклопедия. М.: Изд-во Коммунистической академии, 1929. Т. 2. С. 538-539. Статья печатается как выражение официального советского отношения к творчеству Гиппиус.

Тарасенков Анатолий Кузьмич (1909-1956) -- критик, библиограф.