Наше исследование имеет своею задачею объяснить искушение Иисуса Христа в пустыне от диавола. Вообще объяснить явление или событие значит проследить его происхождение и выяснить его значение. В применении к предмету нашего исследования вопрос о происхождении исследуемого события распадается на две части. — Каждое исследование должно исходить из каких–либо данных. В нашем случае данным служит евангельский рассказ об искушении Иисуса Христа в пустыне, или искушение Христа, как одно из событий евангельской истории. Действительность же события сокрыта в достоверности рассказа. Посему вопрос о происхождении искушения Христа в пустыне есть прежде всего вопрос о происхождении евангельской истории, иначе о литературной и исторической достоверности евангельского повествования. Но событие искушения по самому понятию искушения не может быть только объективным, или внешне–историческим явлением, без соответствующей внутренней действительности: искушение, как объективное событие без внутренней действительности, не имеет смысла: Такая действительность уже предполагается историческою объективностью события. Эта внутренняя действительность искушений Христа также требует объяснения со стороны своего происхождения: откуда проистекали искушения Иисуса Христа? чем они причинялись? на чем основывалась их сила? Значимость этих вопросов утверждается на безгрешности Иисуса Христа и они обнимаются в вопросе об отношении искушаемости Христа к Его безгрешности. — Так намечаются две части, или главы исследования. Значение искушений Иисуса Христа составит предмет третьей части, или главы. Значение всякого события определяется его причинным отношением к другим событиям. Но искушение есть явление из области свободно–разумной жизни и, как таковое, оно необходимо включает в себя смысловое, идейное, иначе дидактическое содержание, так что к другим событиям может иметь не только внешне–причинное отношение, но и внутренне–идейное, в качестве смысла тех явлений, в которых он проявляется. В этом отношении искушение Христа в пустыне должно быть поставлено в связь с последующими событиями Его земной жизни. Так третья часть нашего исследования должна разъяснить значение искушений Иисуса Христа в пустыне, указать их нравственно–принципиальный и дидактический смысл и их отношение к другим событиям земной жизни Христа.
Указанные три главы могут быть названы — первая критико–экзегетическою, вторая — богословскою и третья — евангельско–историческою и дидактическою.
Литература нашего предмета, довольно обширная и разнообразная, составляется трудами критико–экзегетическими, догматическими, или вообще богословскими, и евангельско–историческими. Специальные монографии обычно относятся к той, или другой, или третьей группе. Легко видеть, что разделение пособий в общем вполне соответствует разделению исследования на три главы.
По обычаю, для которого уже не раз указывались основания, считаем нужным вначале назвать источники и пособия, которыми мы пользовались при составлении своей работы.
Единственным источником для нашей темы служит Новый Завет, который мы имели в издании Тишендорфа: Novum Testamentum graece — recensuit. Const. Tischendorf. Editio octava, 1872, Lipsiae. — В качестве пособий к чтению мы имели Biblisch–theologisches Wörterbuch der neutest. Gracität von H. Cremer, sechste Auflage, Gotha 1889, — Lexicon graeco–latinum in libros novi Testamenti auctore C. L W. Grimm. Editio tertia. Lipsiae 1888.
В числе пособий прежде всего должны быть названы святоотеческие и иные древние комментарии — Оригена in Lucam, Opera Paris. 1740, t. 3, — св. Илария in Matthaeum, Op. Paris. 1605, — св. Амвросия Meg. in Lucam, op. Basileae 1567, t. 4, св. Афанасия Александрийского на ев. от Матфея, из бесед отрывки, Твор. Москва, 1854, ч. 4, — св. Иоанна Златоустого in Matthaeum hom. XIII; op. Paris, t. 7, 1827, pyc. пер. Беседы на Ев. от Матфея, Москва 1843, — бл. Иеронима in Matthaeum, Op. Coloniae agrip. 1616. t. 5, — св. Григория Двоеслова Беседы на Евангелия, р. пер. СПБ. 1860, кн. 1, беседа XVI, переведенная еще в Воскресном Чтении год XVII, № 45, — Феофилакта Болгарского in quatuor evang., Paris. 1631; p. пер. Благовестник или толкование на св. Евангелие, Казань 1855, — Евфимия Зигаб. in quatuor evang., Lipsiae 1792, — кроме того св. Киприана de jejuniο et tentantionibus Christi, Op. Bremae, 1690, — бл. Августина о граде Божием, кн. IX, гл. 20–22: об искушении Иисуса Христа от диавола и отличии ведения ангельского от ведения демонов, перев. в Воскр. Чт; год XV, № 42; — пр. Исидора Пелусиота некоторые письма экзегетического характера, Твор. Москва, ч. 1, 1859 г. стр. 54 и 55, ч. 3, 1860, стр. 80, — св. Кирилла Александр. о вочеловечении Господа Maji scriptorum Veterum nova collectio, t: VIII; Romae. 1833, — Христ. Чт. 1847, ч. III, главы 12, 13, 14, — Incerti auctoris comment, imperf. in Matthaeum, op. Ioannis Chrysostomi ed. Bern, de Montfaucon, t. 6.
— Позднейшие и новейшие экзегетические труды — Catena in Lucam а В. Cordelio, Antverpiae 1628, — Joh. Lightfooti Horae haebraicae et talmudicae in 4 evang. Lips. 1684, — I. P. Migne, Scripturae sacrae cursus completus, tomus vigesimus — primus, Paris 1841: Maldonatus — Duhamel — Comment, in Matthaeum, tomus — vigesimus — secundus, Paris, 1852: Cajetanus — Erasmus in Marcum et Lucas Brugensis — Iansenius — in Lucam, — Cornelii a Lapide Commentarii in script, sacr. t. VIII: in quatuor evang. Lugduni 1839, — Biblischer Commentar von H. Olshausen, 1 Band: die drei ersten Evangelien bis zur Leidensgeschichte enthaltend, 3 Auft. Königsberg 1837, — Paulus Exeg. Handbuch ü. drei erst. Evang. Héidelb. 1830, — Lange, Theolog. — homiletisches Bibelwerk: des N. T — es 1 Theil — das Ev. nach Matth, von Lange, 3 Aufl. 1868, — 3 Theil — nach Lucas von I. I. von Oosterzee, 3 Aufl. 1867, — Baumgarten — Crusius, Komm. ü. Ev. Mark. u. L. Iena 1845, — H. A. W. Meyer: Kr. — ex. Handb. ü. Ev. Mat. 3 Aufl., — idem 8 Aufl. bearbeitet von B. Weiss. 1890, Kr. — ex Handb. ü. Ev. des Mark, und Lucas, 7 Aufl, bearb. von B. Weiss. 1885, — Keil, Comm. ü. d. Ev. d. Matth. Leipz. 1877, — Hoelemann, Beden d. Satan Leipz. 1875, — Henry and Scott A comm. upon the holy Bible: from Matthew to Acts, — Barnes, Notes on the Gospels of M. a. Mar., — Cursus scripturae sacrae auctoribus B. Cornely, I. Knabenbauer, Fr. de Hummelauer: Comm. in. Matth, auctore I. Knabenbauer, pars I, Paris. 1892, — P. Schanz: Comm. ü. d. EV. des h. Marcus, Freib. 1881, — Comm. ü. d. Ev. d. .b, Lucas Tübing, 1883, — Архим. (Епископа) Михаила Толковое евангелие. Кн. 1 — от Мф., Москва 1870, — кн. 2 — от Мар. и Лук., Москва 1871, — Д. Боголепов, Учебное руководство к чтению евангелий, вып. I, 1875.
— Сочинения богословские: Katholische Dogmatik von H. Klee, Mainz, 1861, — Théologie dogmatique par Gousset, t. 2, ed. 10, Paris 1866, — Hase, Gnosis od. ev. Glaubenslehre, t. I, Leipz. 1827, — Schleiermacher, d. christliche Glaube B. 2, 2 Aufl. Berlin. 1831, — Ebrard, Christliche Dogmatik, 2 Band., Königsb. 1852, — Ullmann, uber die Sündlosigkeit Iesu, 3 Aufl. Hamburg, 1836, — Hofmann, d. Schriftbeweis, 2 Aufl. Nördlingen, 1857 — 1859, — Schaff, d. Person Iesu Christi, Gotha 1865, — Philippi, Kirchliche Glaubenslehre, IV, 1, (2 Aufl. Stuttg. 1868), — Thomasius, Christi Person und Werk, 2 Theil, Erlangen 1857, — Dorner, System d. christl. Glaubenslehre, 2, 1, Berlin, 1880, — Martensen, die christliche Dogmatik, deutsche Ausg. Berlin, 1856, — Goss., d. Dogma von Christi Person und Werk, etc., Basel, 1887, — Frank, System d. Christi. Wahrheit, 2 H. Erlangen 1880, — A. B. Bruce, the Humiliation of Christ, etc. 3 edition, Edinb. 1889, — C. Gore, the Incarnation of the Son of God, London 1893, — И. Л. Янышева. Прав. Христ. учение о нравственности, 1887, — О лице Иисуса Христа мысли из лекций преосв. Иоанна Смоленского, Христ. Чт. 1876, ч. 2.
— Сочинения по Евангельской истории — Ebrard, Wissenschaftliche Kritik der evang. Geschichte, 3 Aufl. Francf. 1868, — Strauss, d. Leben Iesu, 1 Band, 4 Aufl. Tubing, 1840, — Paulus, Leben Iesu, Heidelb. 1828, 1 Th. 1 Abth., — Ammon, Geschichte d. Lebens Iesu, 1, Leipz. 1842, — Kuhn, d. Leben Iesu, I, Mainz 1838, — Renan, Vie de Iesus, Paris 1863, — Aб. Геттэ, Опровержение на жизнь И. Христа Ренана, С. — Петер. 1864, — Tholuck, Glaubwürdigkeit d. ev. Geschichte etc., Hamb. 1837, — Hase, d. Leben Iesu, 5 Aufl. Leipz. 1865, — Natürliche Geschichte des grossen Propheten von Nazareth, — Weiss, d. Leben Iesu, B. 1, 2 Aufl. Berlin 1884, — Keim, Geschichte Iesu von Nazara, I, Zürich, 1867, — Grimm, Geschichte d. öff. Thätigkeit Iesu, B. 1, 1878, — Neander, das Loben Iesu Christi, 4 Aufl. Hamb. 1845, — Протоиерея А. В. Горского История евангельская и церкви апостольской, М. 1883, — Фаррара Жизнь I. Христа, в переводе Лопухина, ч. 1, С. — Петер. 1885, — Прессансэ, Жизнь Иисуса Христа, ч. 2, перев. С. — Петер. 1883, — Дидона Иисус Христос, в перев. и изд. редакции ж. „Рус. Пал.“ т. I, С. — Петер. 1891, — К. Гейки, Жизнь и учение Христа, перев. свящ. Фивейского, вып. I, М. 1893, прот. П. Матвеевского Еванг. история о Боге Слове etc. С. — Петер. 1890.
Специальные книги, брошюры и статьи — Nebe, d. Versuchung d. Herrn eine äussere Thatsache, Wetzlar 1857,. — Hünefeld, Die Yersuchungsgeschichte nach ihren geschichtlichen Grundlagen untersucht, Berlin 1880, — Barrett, the Temptation of Christ, London, 1884, — Арх. Феодор, О православии в отношении к современности, С. — Петерб. 1860, ст. 5 об искушении Господа, — в журналах St. и. Kr. 1829, 1831, 1832, — The Expositor 1890 (Peyton, the hebrew problem of the period), — Iahrbucher f. d. Theologie, 1878, — Правосл. Обозр. 1887, Тренча Искушения Господа в пустыне, перепеч. у Барсова в Сборнике статей по ист. чтению четвероевангелия, т. I, Симб. 1890, — другие статьи и заметки в русских книгах и журналах собраны (Павла арх. Кишиневскаго, Об искушении И. Христа в пустыне от диавола 246–251) и указаны стр. 269 у М. Барсова ibid.
Другие, не поименованные здесь сочинения и, статьи, как святоотеческие и древние, так и новейшие, будут названы в своем месте, в подстрочных примечаниях.