Кира Петровна преподавала географию в нескольких классах, и в каждом классе дело шло по-разному. В седьмой «Б» она заходила с удовольствием. Ребята хорошо слушали, а потом закидывали её вопросами: есть ли жизнь на Марсе, и кто живёт в Тибете, и отчего течёт Гольфстрим, и можно ли предсказывать землетрясения…

Случалось, ребята даже ставили молодую учительницу в тупик. Но она не огорчалась. Ей нравилось, что они такие любознательные.

С некоторой опаской открывала она дверь шестого «А». Там было два-три любителя пошалить, и приходилось всё время быть настороже, чтобы не дать им потачки.

Зато дверь пятого «Б» Кира Петровна распахивала как хозяйка. Это был её класс. Здесь её всё интересовало: и чистые ли у всех воротнички, и кто опоздал, и кто заболел, и у кого какие отметки… Всё это надо было знать, для того чтобы легче было воспитывать шустрых пятиклассников.

Егор Николаевич частенько напоминал учителям:

«Помните, нет обучения без воспитания!»

Кира Петровна каждый день убеждалась в правоте этих слов. Сегодня, например, класс проходит «Движение Земли вокруг Солнца».

Казалось бы, при чём тут воспитание?

Но вот Кира Петровна стала рассказывать про земную ось, про полюсы — Северный и Южный. Как тут было не рассказать про папанинцев, про дрейф отважных седовцев, про мужественных полярников, про смелых китобоев, которые бьют китов в далёкой-далёкой Антарктике!

Ребята слушали её как заворожённые. Даже неугомонный Костя Кисляков, подперев подбородок обоими кулаками, с раскрытым ртом слушал учительницу. А об остальных и говорить нечего. По заблестевшим глазам ребят было видно, что им тоже хочется быть смелыми, отважными и совершать всякие подвиги.

«Вот тебе и движение Земли вокруг Солнца! — думала Кира Петровна. — Да ведь это же и есть воспитание!»

Звонок прозвучал неожиданно. Никому не хотелось подниматься. Толя Яхонтов вздохнул:

— Вот, как нарочно, на самом интересном месте!

— Ещё расскажите про полюс, ещё… — попросил Лёня Горшков.

— Нет, ребята, сейчас у нас пойдёт речь о другом.

Как только затрещал звонок, Кира Петровна вспомнила про клочок «арифметической» бумаги, который лежал у неё в кармане.

Кругом уже стучали крышки парт, ребята поднимались, собирали книги…

— Тише, мальчики, садитесь! Кисляков, сядь!

Ребята, побросав сумки поверх парт, сели на свои места. Кира Петровна, упираясь концами тонких пальцев в стол, сказала:

— Сейчас мы с вами проведём экстренный классный час… Кисляков, сядь, я сказала.

Кира Петровна достала из кармана бумажку, развернула и показала всему классу:

— Вот, ребята, объясните мне, что это значит?

— А что там? — спросил сидевший за первой партой близорукий Юра Белкин.

— А ты не знаешь?

— Нет…

— И я не знаю! И я! — раздались голоса.

— Не знаете? Ну, тогда слушайте!

Кира Петровна подошла поближе к окну, потому что ноябрьский день был очень пасмурный, и громко, точно объясняя урок по географии, прочитала:

— «Насчёт ПВК, — она посмотрела на мальчиков, — собраться завтра у ПМ. Секрет. Молчание. Тайна!» Вот!

Она вернулась к столу, положила записку и стала её разглаживать:

— Теперь все слышали. Нашли это у нас в классе. Так что, ребята, высказывайтесь, что за ПВК и ПМ и вообще вся эта таинственность. К чему это всё?

По классу прошёл шум, но руки никто не поднимал. Юра Белкин смотрел поверх очков на стол, где белела записка. Толя Яхонтов приподнялся и стал озабоченно оглядывать ребят. Игорёк Резапкин вертелся во все стороны. Костя Кисляков по-смешному ножи мал плечами.

Учительница посмотрела на Лёню Горшкова. Лёня сидел понурив голову и водил пальцем по лакированном крышке парты.

— Лёня, а ты что молчишь? Ведь это у тебя её нашли.

Лёня встал и, помаргивая светлыми ресничками, сказал:

— А я ничего не знаю. Мне кинули, и я хотел кинуть. И я даже прочитать не успел, потому что Тамара Степановна сразу отняла.

— А кто же тебе кинул?

— А я не заметил, честное слово. Мне кинули, и я хотел кинуть… — повторил он.

— Садись!

Кира Петровна прошлась по классу и вернулась к столу:

— Вот что, мальчики. Разве в советской школе могут быть секреты у ребят от учителей, как вы думаете?

— Могут, — ответил Кисляков с задней парты.

— Да почему могут, откуда? Ведь мы с вами, ребята, заодно, цель у нас с вами одна. Если вы придумали что-нибудь интересное… да я сама приму в этом участие, если хотите…

Взгляд её упал на глобус, который стоял перед ней на столе. Она подхватила его за ножку и подняла над классом, словно большую круглую лампу:

— Вот перед вами земной шар. А вы знаете, что во многих странах — и здесь, и здесь, — она стала тыкать пальцем в глянцевитые «щёки» глобуса, и глобус медленно завертелся, — везде миллионы ребят смотрят на вас, на школьников Советского Союза.

Кира Петровна высоко подняла глобус над головой. Он тихо вращался, и казалось, будто Кира Петровна снова объясняет ребятам законы вращения Земли.

— Вы на виду у всего мира, — громко сказала она. — Значит, вы должны быть… ну, образцом буквально во всех отношениях. Это не шутка. Понятно? Вот я и требую, чтобы вы откровенно сказали, кто писал эту записку и зачем.

Класс попрежнему молчал. Ребята поглядывали друг на друга. Кира Петровна со стуком поставила глобус на стол:

— Журавлёв, ты классный организатор. Ты что скажешь?

Митя не спеша поднялся и, глядя своими честными светлыми глазами на учительницу, сказал:

— Кира Петровна, я вам правду говорю: я ничего не знаю. И что за Певека такая, не знаю, и без меня это всё…

Кира Петровна поняла по его глазам, что он говорит правду:

— Верю, Митя. Садись.

Она снова стала разглядывать класс. Глаза её встретились с пристальными и узкими, словно прищуренными, глазами Владика Ванькова. В них заметно было какое-то беспокойство.

— Владик, ты, по-моему, хочешь что-то нам сказать.

Владик встал и начал раскачивать крышку парты:

— Нет, Кира Петровна… я ничего такого…

Но Кира Петровна уже догадалась по его волнению, что он кое-что знает.

— Нет, нет, Ваньков, говори, только оставь, пожалуйста, крышку в покое.

Владик осторожно опустил крышку и, запинаясь, сказал:

— Кира Петровна, если по правде… я знаю про записку… только не имею права говорить.

— Как так?

— Ну так… Не полагается…

— Почему не полагается?

— Ну потому что, Кира Петровна… потому что — секрет.

И Владик сел на своё место рядом с Петей.

Кире Петровне стало жарко. Она поочерёдно прикладывала то одну, то другую руку к разгоревшемуся лицу.

— Вот что, мальчики. Я вижу, придётся нам иметь дело с директором. Другого выхода нет.

Мальчики мигом притихли. Все пристально следили за учительницей. Она взяла со стола злополучную записку:

— Ну так как же, мальчики? Идти за директором или без него обойдёмся?

Никто не отвечал. Кира Петровна раздумывала: «Егор Николаевич сказал: обращайтесь в трудных случаях. А сейчас случай не из лёгких… Нет, надо идти. Пойду!»

— Все остаются на своих местах!

Кира Петровна повернулась и, не оглядываясь, лёгкой, быстрой походкой вышла из класса.

С минуту было тихо. Ребята смотрели на дверь, за которой только что скрылась Кира Петровна. Потом все повскакали со своих мест и подбежали к Ванькову:

— Ваньков, что за Певека?

— Ванёк, не говори!

— Нет, говори!

— Почему тайна? — шумел Костя. — А если я тоже хочу знать про эту самую Певека!

— Без тебя обойдутся!

Игорёк ухватил Владика за плечи:

— Говори, в чём дело: живот или смерть!

Он стал валить Ванькова на парту. Петя навалился на Игорька. Коська навалился на Петю.

— Эй, куча мала!

— Бей его!

— Нокаутом!

— Тише вы! — горячился Толя. — Сейчас Егор Николаевич придёт.

Но его никто не слушал.

— Внимание, на старт! — кричал Игорёк.

— Лёнька, выручай! — звал Владик.

…А Кира Петровна в это время уже стучалась в знакомую дверь с табличкой «Директор».

Услышав глуховатое короткое «прошу», она распахнула дверь. Егор Николаевич, как обычно, сидел за столом за расписаниями, планами и графиками.

— Вот, Егор Николаевич… вы обещали, что в трудных случаях поможете… — отрывисто заговорила Кира Петровна. Она тяжело дышала, потому что кабинет директора был наверху и ей пришлось взбежать по лестнице. — И вот, пожалуйста… Егор Николаевич… сейчас такой случай…

— Во-первых, садитесь, — сказал Егор Николаевич.

— Нет, нет, Егор Николаевич, сидеть некогда, там у меня ребята… Вот, — Кира Петровна протянула директору бумажку, — видите… Пожалуйста, прочитайте.

— Что это?

— Читайте, Егор Николаевич, читайте!

Егор Николаевич покорно надел очки, взял записку, заглянул в неё, потом снял очки и тихонько постучал ими по краешку толстого настольного стекла:

— Так… Что же вы думаете по этому поводу, товарищ классный руководитель?

— Не знаю, Егор Николаевич! Я их спрашиваю, а они не сознаются, — проговорила Кира Петровна, водя рукой по холодному стеклу. — Пойдёмте, пожалуйста, в класс, если можно, Егор Николаевич… Они сейчас там…

Егор Николаевич медленно поднялся:

— Значит, вызываете скорую помощь! Так… Ну что ж, ехать так ехать!

Он запер дверь кабинета и зашагал рядом с учительницей по коридору:

— А почему, собственно, вас так беспокоит эта записка?

— Как же, ведь надо знать, что это у них!

— Скорей всего, обычная ребячья игра, — спокойно сказал директор.

Издали ещё они услышали шум в пятом «Б». Директор открыл дверь. Пятиклассники мигом разбежались по своим партам и застыли возле них — красные, потные, взъерошенные после возни.

Егор Николаевич, не веля никому садиться, сразу приступил к делу:

— Мальчики, мне некогда, так что я кратко… Мне ваш классный руководитель рассказал, в чём дело. Я тоже считаю, что у вас не должно быть секретов. Почему? Да потому, что мы, ваши учителя, заинтересованы в одном: чтобы вы выросли хорошими, знающими, умными советскими людьми. И вы в этом тоже заинтересованы. Правильно? Значит, секретов быть не должно. Поэтому я попрошу объяснить содержание вашего «шифрованного сообщения». Ну вот хотя бы вы, Ерошин. — И директор неожиданно показал на Петю.

Петя весь побагровел и хрипло сказал:

— Я… я ничего не знаю…

— Допустим, — подхватил Егор Николаевич. — Но ведь кто-нибудь знает. Вот мы и попросим этого «кого-нибудь». Я жду, ребята! — Он посмотрел на часы.

Стало очень тихо. Слышно было, как тикают часы на руке директора. Он сказал:

— Вот что, непокладистый вы народ. Давайте так: мы с Кирой Петровной выйдем, а вы, будьте любезны, напишите на доске, что это значит «ПВК» и… как это там… «ПМ». И больше мы вас ни о чём спрашивать не будем. Хорошо?

— Хорошо, Егор Николаевич! — раздались голоса.

Директор и Кира Петровна вышли в коридор. Прислушиваясь к гулу, который сразу поднялся в пятом «Б», Егор Николаевич потёр свой тронутый сединой затылок и улыбнулся.

— Совещаются! — тихо сказал он и постучал в дверь. — Готово?

— Готово, Егор Николаевич.

Директор открыл дверь:

— Прошу вас!

Они вошли в класс. Кира Петровна сразу же, с порога, посмотрела на классную доску и увидела на ней написанные крупным почерком две фразы.

Первая:

«ПВК — поездка в Краснодон».

Вторая:

«ПМ — памятник Павлику Морозову».

Директор хотел было что-то сказать, но Кира Петровна не удержалась и перебила его.

— Вот, ребята, — громко сказала она, — вы мне не верили… Секреты от меня устраивали… А теперь послушайте, что я сама ещё раньше без вас записала… Слушайте…

Она открыла сумочку, достала свою синенькую записную книжечку, открыла её и громко, на весь класс, прочитала:

«Выяснить возможность поездки всем классом на зимние каникулы в город Краснодон».

Ребята были ошеломлены. Они не знали, как выразить свой восторг. Толя Яхонтов поднял руку.

— Егор Николаевич, а можно крикнуть «ура»? — спросил он.

— Можно, только потихоньку!

И тогда весь пятый «Б» под команду Толи Яхонтова дружным шопотом произнёс:

— Ура, ура Кире Петровне!..