Перевед. изъ Biblioth. veterr. Patrr. etc. Tom. I. pag. 711–716. Ed. Galland. Venet. 1765. Память сихъ мучениковъ 1–го Іюня.
1. В о время беззаконныхъ поборниковъ идолослуженія издаваемы были по городамъ и весямъ нечестивыя повеленія, противъ благочестивыхъ христіанъ, чтобы принуждать ихъ приносить жертвы суетнымъ идоламъ. Въ следствіе сего сіи святые мужи были взяты и приведены къ Римскому Епарху, по имени Рустику.
2. К огда они приведены были въ судилище, Епархъ тотчасъ сказалъ Іустину: «послушай, принеси жертву богамъ и покорись императорамъ». — Іустинъ отвечалъ: «не укоризненно и не предосудительно слушаться того, чтó заповедано Спасителемъ нашимъ Іисусомъ Христомъ». Епархъ спросилъ его: «какихъ ты держишься ученій»? Іустинъ отвечалъ: «я старался узнать все ученія, но присталъ къ истиннымъ ученіямъ христіанъ, хотя они не нравятся многимъ, имеющимъ ложныя понятія». — Епархъ возразилъ: «несчастнейшій! И такія ученія тебе нравятся»? Іустинъ сказалъ: «точно такъ, поелику имъ я следую, держась праваго ихъ толка». Епархъ спросилъ: «въ чемъ состоитъ сей толкъ»? — «Въ томъ, что мы чтимъ христіанскаго Бога, Котораго одного почитаемъ первымъ Творцемъ и Зиждителемъ всей твари, видимой и невидимой, и Господа Іисуса Христа Сына Божія, о Которомъ предсказано было Пророками, что Онъ пріидетъ къ роду человеческому проповедать спасеніе и научить добрымъ ученіямъ. Но я, какъ человекъ, чувствую, что мало могу говорить о безконечномъ божестве Его, сознаваясь, что для сего потребна некая пророческая сила, такъ какъ Пророки же и предвозвестили о Немъ, о томъ, котораго я назвалъ теперь Сыномъ Божіимъ. Ибо мне известно, что объ имевшемъ последовать пришествіи Его къ человекамъ издревле проповедывали Пророки».
3. Е пархъ спросилъ: «куда вы сходитесь»? — Іустинъ отвечалъ: «куда кто хочетъ и можетъ. Ты, видно, думаешь, что все мы сходимся въ одно место? Нетъ, не такъ, потому что Богъ христіанскій не ограничивается местомъ, но невидимо наполняетъ небо и землю, и верные покланяются Ему и прославляютъ Его повсюду». — Епархъ продолжалъ: «скажи, куда вы сходитесь, или въ какое место собираешь ты учениковъ своихъ»? — «Я живу», отвечалъ Іустинъ, «надъ Марціанскою торговою банею, и во все это время (а въ Римъ пришелъ я теперь во второй разъ) не знаю другаго сборнаго места, кроме онаго. Но если бы кто пожелалъ придти ко мне, я сообщилъ бы ему слово истины». — Епархъ спросилъ: «и такъ ты христіанинъ»? — Іустинъ отвечалъ: «точно такъ, я христіанинъ».
4. Е пархъ спросилъ Харитона: «скажи, Харитонъ, уже ли и ты христіанинъ»? — Харитонъ отвечалъ: «христіанинъ, по власти Божіей». — Епархъ сказалъ Харитону: «что ты говоришь, Харитонъ? — Тотъ отвечалъ: «я христіанинъ, по благодати Христовой». Епархъ спросилъ Евелписта: «а ты кто»? — Евелпистъ, рабъ Кесаревъ, отвечалъ: «и я христіанинъ, освобожденный Христомъ, и причастенъ той же надежды, по благодати Христовой». Епархъ спросилъ Іеракса: «и ты христіанинъ»? — Іераксъ сказалъ: «да, и я христіанинъ; ибо почитаю того же Бога, и покланяюсь Ему, тому же Богу». — Епархъ еще спросилъ: «Іустинъ сделалъ васъ христіанами»? Іераксъ отвечалъ: «я былъ христіаниномъ и буду». — Пеонъ же вставши сказалъ: «и я христіанинъ». — Епархъ спросилъ: «кто научилъ тебя»? — Пеонъ отвечалъ: «мы отъ родителей приняли это доброе исповеданіе». — Евелпистъ сказалъ: «я съ удовольствіемъ слушалъ ученіе Іустина, но христіаниномъ сделался отъ родителей». — Епархъ спросилъ его: «где твои родители»? — Евелпистъ отвечалъ: «въ Каппадокіи». Епархъ спросилъ Іеракса: «а твои родители где»? Сей отвечалъ: «истинный отецъ нашъ есть Христосъ, а мать — вера въ Него; земные же мои родители скончались, и я, удалившись изъ Иконіи Фригійской, пришелъ сюда». — Епархъ спросилъ Ливеріана: «ты что скажешь? уже–ли и ты нечествуешь»? — Тотъ отвечалъ: «и я христіанинъ, ибо чту единаго истиннаго Бога и покланяюсь Ему».
5. Е пархъ обратился къ Іустину: «послушай, ты, называемый ученымъ, и думающій, что знаешь ученіе истинное! Если ты после бичеванія будешь обезглавленъ, то будешь ли уверенъ, что взойдешь на небеса»? — Іустинъ сказалъ: «надеюсь получить обещанное Имъ (Христомъ), если претерплю, и знаю, что всехъ, живущихъ такимъ образомъ до скончанія всего міра, ожидаетъ милость Божія». — Епархъ возразилъ: «и такъ ты думаешь, что взойдешь на небеса, чтобъ получить какія–то награды»? — Іустинъ отвечалъ: «я знаю это и въ этомъ уверенъ» — Епархъ сказалъ: «впрочемъ возвратимся къ начатому и настоящему делу; принесите все вместе единодушно жертвы богамъ». Іустинъ отвечалъ: «никто изъ здравомыслящихъ не отпадаетъ отъ благочестія къ нечестію». — Епархъ сказалъ: «если вы не послушаетесь, то безжалостно будете мучены». — Іустинъ отвечалъ: «мы сердечно желаемъ спастися, пострадавъ ради Господа нашего Іисуса Христа, потому что это послужитъ намъ во спасеніе и дерзновеніе на страшномъ и всемірномъ суде Владыки нашего и Спасителя». Равно и прочіе мученики говорили: «делай, что хочешь; мы — христіане, и не принесемъ жертвъ идоламъ». Епархъ Рустикъ объявилъ имъ следующее: «техъ, которые не захотели принести жертвы богамъ, и покориться повеленію самодержца, по бичеваніи, отвесть, чтобы по силе законовъ отрубить имъ головы.
6. С вятые мученики, прославляя Бога, бывъ отведены на обыкновенное место, усечены были въ главы, и кончили свое мученичество въ исповеданіи Спасителя. Некоторые же изъ верныхъ, благоговейно взявъ тела ихъ, положили оныя въ приличномъ месте, при содействіи благодати Господа Іисуса Христа, Которому слава во веки вековъ. Аминь.
Источникъ: Мученичество святыхъ Іустина, Харитона, Харита, Евелписта, Іеракса, Пеона и Ливеріана, пострадавшихъ въ Риме. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». — СПб.: Въ Типографiи Ильи Глазунова и К°. — 1841 г. — Часть II. — С. 465–471.