Города Сѣверной Америки по преимуществу отличаются цѣлесообразностію своего положенія. Правительственныя средоточія штатовъ, то-есть главные города, какъ мы привыкли называть ихъ, помѣщаются въ мѣстахъ, удаленныхъ отъ торговой и промышленной дѣятельности. А потому здѣшнія резиденціи обыкновенно самыя незначительныя мѣстечки и мало обращаютъ на себя вниманіе путешествующихъ по республикѣ. Главная же цѣль, которую имѣетъ въ виду основатель новаго города, здѣсь заключается вообще въ торговлѣ и промышленности. Сообразно такой цѣли необходимо, чтобы выбранное мѣсто удовлетворяло прежде всего двумъ условіямъ: оно должна находиться въ краѣ, представляющемъ удобства для заселенія и обработки, и имѣть положеніе при судоходной рѣкѣ, при каналѣ, желѣзной дорогѣ и т. д. Въ Европѣ иногда центръ народной дѣятельности насильственнымъ образомъ перенесенъ въ такое мѣсто, которое, по положенію своему вовсе не назначено быть этимъ центромъ. Такое несообразное отношеніе иныхъ европейскихъ народовъ къ своему краю бываетъ иногда оттого, что они были построены при другихъ историческихъ условіяхъ, которыя болѣе не соотвѣтствуютъ современнымъ потребностямъ страны. Иногда же выборъ для многолюдныхъ средоточій совершался по произволу одного лица: въ такомъ случаѣ большое населеніе насильственнымъ образомъ собиралось къ избранному мѣсту, нерѣдко даже въ ущербъ народному благосостоянію.

Ничего подобнаго не было въ Америкѣ; потому всякій городъ здѣсь представляется путешественнику какъ необходимое явленіе, вызванное потребностями жителей, сообразно естественнымъ условіямъ края. Какъ ни пытались иные, увлекаемые спекуляціей, основать города въ мѣстахъ неудобныхъ, старанія ихъ оставались напрасными. Намъ случилось разъ быть въ городѣ, планъ котораго былъ утвержденъ лѣтъ за восемь; въ немъ при насъ стоялъ одинъ только бревенчатый домикъ землевладѣльца: онъ и его семья вѣроятно навсегда и останутся единственными жителями этого мѣста. Такіе города, существующіе только на бумагѣ, и называются Американцами въ шутку бумажными.

Такимъ образомъ при одномъ внимательномъ взглядѣ на карту страны легко бываетъ угадать причины зарожденія и быстраго роста многолюднаго города. Такъ, при одномъ взглядѣ на расположеніе сѣверо-западныхъ штатовъ, становится понятнымъ, почему, при умножавшемся въ нихъ народонаселеніи, центръ торговой дѣятельности появился на южномъ концѣ озера Мичиганъ, тамъ, гдѣ находится Чикаго. Отсюда произведенія хлѣбородныхъ степныхъ штатовъ препровождаются по озерамъ и по рѣкѣ Св. Лаврентія "къ отдаленному востоку". Но это только одна сторона выгоднаго положенія Чикаго. Другая, не менѣе значительная, заключается въ особенностяхъ теченія рѣки Иллинойсъ, которая впадаетъ въ Миссиссипи. Рѣка Иллинойсъ собственно настоящій творецъ Чикаго: проходя въ верхнемъ теченіи своемъ не въ дальнемъ разстояніи отъ города, она посредствомъ канала могла быть легко соединена съ озеромъ Мичиганъ. Такимъ образомъ Чикаго, будучи расположенъ въ центрѣ самыхъ хлѣбородныхъ штатовъ, состоитъ въ непосредственномъ водномъ сообщеніи на востокъ съ Атлантикой, а на югъ по Миссиссипи съ Мексиканскимъ заливомъ. Если сверхъ того взять въ разчетъ богатую почву штата Иллинойсъ, обширное скотоводство по его степямъ, неистощимые слои каменнаго угля, занявшіе до 40 000 квадр. миль, богатые свинцовые рудники, понятно станетъ, что такой городъ, какъ Чикаго, долженъ былъ занять первое по торговлѣ мѣсто не только въ Иллинойсѣ, но и въ отношеніи къ всѣмъ сосѣднимъ сѣверозападнымъ штатамъ.

Подъѣзжая по озеру 27 іюня утромъ къ гавани, мы удивились, совершенно открытому положенію города: берегъ вытянулся почти по прямому направленію, и вода нигдѣ не вдалась въ материкъ. Солнце освѣщало передъ нами ровную зеленоватую поверхность озера и столько же ровный, песчаный низкій берегъ, на которомъ расположенъ Чикаго: дома его стоятъ на грунтѣ, едва подымающемся надъ уровнемъ воды. Для устройства гавани воспользовались устьемъ рѣчки, по имени которой названъ городъ. При первомъ взглядѣ не подозрѣваешь, что тутъ большой озерный портъ. Но вскорѣ парусныя суда и пароходы, то входящіе въ гавань, то выходящіе оттуда, и выдающіеся надъ крышами домовъ вымпелы кораблей, убѣдили насъ, что мы приближаемся къ мѣсту, гдѣ торговля кипитъ.

Высадясь на берегъ, мы пошли по улицамъ, стараясь разрѣшить, къ какой категоріи американскихъ городовъ слѣдуетъ отнести Чикаго. Присмотрѣвшись къ здѣшнимъ городамъ равныхъ возрастовъ, мы нашли, что вообще ихъ можно подвести подъ три разряда. Когда городъ только зараждается, онъ состоитъ изъ нѣсколькихъ бревенчатыхъ домовъ грубой постройки. Вскорѣ однако является пильная мельница, и городъ обстраивается досчатыми домиками, выкрашенными бѣдою краской: появленіемъ доски обозначается переходное состояніе. Пробывъ въ этомъ состояніи нѣсколько лѣтъ, городъ расширяется, народонаселеніе увеличивается, и возникаютъ многоэтажныя кирпичныя зданіи, замѣняя собою низкія досчатыя постройки; бревенчатыхъ избъ давно уже нѣтъ. Такія превращенія совершаются не отдѣльными домами, а обыкновенно цѣлыми улицами и отдѣлами города въ одно и то же время.

Чикаго нельзя было отнести къ городамъ послѣдняго разряда, потому что кое-гдѣ стояли еще бревенчатые домишки. Съ другой стороны хотя въ немъ много досчатыхъ строеній, но изъ переходнаго состоянія онъ также уже вышелъ, или вѣрнѣе не успѣлъ побывать въ немъ; потому что вслѣдъ за первыми досками появились кирпичъ и камень, и стали воздвигаться шести-этажныя зданія, равныя которымъ можно только встрѣтить въ Нью-Йоркѣ или Филадельфіи. Оттого здѣсь иной скромный бѣленькій домикъ стоитъ возлѣ громаднаго зданія шоколатнаго цвѣта, съ окнами въ видѣ арокъ; а тамъ еще громаднѣйшее зданіе строится изъ чугуна, вошедшаго въ послѣднее время въ большое употребленіе при постройкахъ, особенно въ Нью Йоркѣ. Зданіе еще достраивается на верху, а внизу за огромными зеркальными окнами уже блестятъ предметы изысканной роскоши. Тутъ же рядомъ какая-нибудь лачужка пугливо прижалась къ землѣ. Куда ни взглянешь по улицѣ, вездѣ или ломаютъ и сносятъ строеніе или воздвигаютъ новое: деревянные дома перевозятся съ помощью большихъ катковъ въ отдаленныя части города, чтобъ опростать мѣсто. А между тѣмъ по мостовой гремятъ омнибусы, экипажи; экспрессы отвозятъ товары на пристань. По досчатымъ тротуарамъ тѣснятся пѣшеходы, спѣша по своимъ дѣламъ; въ толпѣ ихъ раздается рѣчь англійская, нѣмецкая, французская, шведская: это недавно прибывшіе переселенцы, которыхъ нахлынуло такъ много, что для нихъ не достаетъ помѣщенія.

Вотъ въ какомъ состояніи застали мы Чикаго: онъ быстро обстрѣивался, и въ то же время велъ обширный торгъ съ главными городами штатовъ, препровождая по водамъ и желѣзнымъ дорогамъ въ разные концы говядину, свинину, огромныя партіи досокъ, и нагружая корабли кукурузой, овсомъ и пшеницей, назначенною для западной Европы. На глазахъ нашихъ этотъ городъ готовится стать на ряду съ первостатейными торговыми городами Америки, и уже не сомнѣваются, что онъ скоро перерастетъ царицу запада, Синсиннати. Не мало удивлялись быстрому росту послѣдняго, во Чикаго въ этомъ отношеніи превзошелъ и Синсиннати и другіе города штатовъ. Исторія его зарожденія и развитія интересна сама по себѣ, и кромѣ того она можетъ служить типическимъ образцомъ для исторіи возникновенія другихъ подобныхъ городовъ Америки.

Въ началѣ нашего столѣтія мѣсто, на которомъ теперь стоитъ Чикаго, было покрыто лѣсами и болотами, единственными обитателями которыхъ были племена краснокожихъ. Въ краѣ только что показались передовые посты бѣлыхъ переселенцевъ. Для защиты ихъ отъ Индійцевъ въ 1804 году построенъ былъ на мѣстѣ, гдѣ теперь Чикаго, фортъ Дерборнъ, въ которомъ помѣщалось пятьдесятъ человѣкъ гарнизона. Во время войны съ Англіей въ 1812 г. правительство не находило возможнымъ удержать такой отдаленный постъ; потому фортъ былъ покинутъ гарнизономъ и выжженъ Индійцами. Въ 1816 г. его снова выстроили и помѣстили въ немъ американскій отрядъ. Весь край подвергался частымъ нападеніямъ краснокожихъ. Они всѣми мѣрами старались препятствовать бѣлому человѣку проникать въ ихъ завѣтныя поприща охотъ, и несмотря на высылаемые противъ нихъ отряды, безщадно избивали заходившихъ сюда немногихъ переселенцевъ.

Болѣе сильная эмиграція въ здѣшніе края начинается собственно съ 1832 года, преимущественно изъ штатовъ Огайо и Кентукки. Предпріимчивые спекулаторы, слѣдя за потокомъ переселенія, стали высматривать мѣста, удобныя для городовъ и портовъ. Отъ ихъ вниманія не ускользнули выгоды положенія форта Дерборна. Однако даже еще въ 1832 году это самое мѣсто было обраковано, какъ не обѣщающее ничего въ будущемъ, какъ гнилое болото, на которомъ въ жалкихъ лачужкахъ живутъ два-три человѣка.

Высланные между тѣмъ противъ Индійцевъ большіе отряды окончательно смирили ихъ: къ концу того же 1832 года заставили краснокожихъ согласиться на договоръ, по которому эти коренные владѣльцы края должны были уступить его вашингтонскому правительству, и удалиться на западъ по другую сторону рѣки Миссури. Въ вознагражденіе имъ обѣщано было выплачивать ежегодно назначенную отъ правительства сумму.

Въ томъ же году, вопреки невыгодному отзыву о гниломъ болотѣ, на которомъ стоялъ фортъ, въ мѣстечко стали прибывать новые переселенцы. Болѣе всего способствовало этому выгодное положеніе у озера Мичиганъ. Къ форту пришло даже нѣсколько судовъ съ "дальняго востока" съ припасами для обитателей.

Наконецъ въ слѣдующемъ 1833 году мѣстечко было объявлено городомъ подъ именемъ Чикаго. Это совершилось въ то время, когда мы и сверстники наши ходили въ школу и учитель географіи говорилъ о здѣшнемъ краѣ, какъ о неизвѣстной странѣ, доступной для однихъ краснокожихъ. Постройка гавани, предпринятая въ томъ же году, привлекла сюда еще большее число жителей, и городъ сталъ расти съ неимовѣрною быстротою. Въ томъ же году вышелъ первый нумеръ газеты Демократъ. Теперь же одной этой газеты расходится слишкомъ 6.000 нумеровъ въ недѣлю. Кромѣ того въ Чикаго теперь печатается до 30 разныхъ періодическихъ изданій. Однако Чикаго еще не былъ внесенъ правительствомъ въ списокъ городовъ. Важное событіе это совершилось лишь въ 1837 году, такъ что, вовремя нашего пребыванія въ немъ (въ 1857 году), ему было ровно двадцать лѣтъ; итакъ юноша-городъ моложе самаго младшаго изъ тѣхъ своихъ жителей, которые имѣютъ право голоса на выборахъ; но онъ мѣряется уже съ самыми старшими городами республики.

Чтобы представить развитіе здѣшняго населенія, выпишемъ годичные отчеты городскаго правленія за каждыя пять лѣтъ:

Въ 1835 году 3.265 жителей.

-- 1840 -- 4.479 --

Въ 1845 году 12.080 жителей

-- 1850 -- 28.269 --

-- 1855 -- 75.000 --

Во время нашего пребыванія въ городѣ полагали въ немъ около 100.000; и это на томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ за двадцать пять лѣтъ тому назадъ два-три человѣка обитали въ негодныхъ лачужкахъ среди первобытныхъ лѣсовъ. Еще до нынѣ сохранилось въ городѣ нѣсколько пощаженныхъ почему-то деревъ.

Въ 1834 году, на томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ теперь стоитъ рынокъ, въ лѣсу появился черный медвѣдь. Чтобъ освободиться отъ опаснаго сосѣда, жители устроили облаву и застрѣлили звѣря. Изъ тѣхъ же лѣсовъ въ городъ нерѣдко забѣгали по ночамъ волки. Охотники въ одинъ день перебили ихъ до сорока штукъ. И такія охоты происходили на мѣстахъ, гдѣ теперь, двадцать три года спустя, между большими гостиницами и роскошными магазинами, движутся толпы народа, горячо занятаго торговыми операціями. До 1835 года краснокожіе еще не совсѣмъ покинули лѣса своихъ отцовъ, и только въ концѣ этого года, они безвозвратно ушли въ назначенныя имъ земли за рѣкою Миссури.

Само собою разумѣется, что при такомъ быстромъ наростаніи жителей, цѣны на земли возрасли до огромныхъ суммъ. Тѣ изъ жителей, которымъ посчастливилось еще до зачатія города овладѣть нѣкоторыми негодными клочками болотистой почвы, въ послѣдствіи составили себѣ огромныя состоянія. Приведемъ примѣръ. Одинъ изъ первыхъ пришельцевъ въ край перепродалъ другому участокъ въ 250 квадр. саженъ по слѣдующей простой роспискѣ:

"Чикаго, 15-го августа 1832 г.

"Получено отъ г. Пекъ въ полную плату за землю подъ No 4, какъ значится въ планѣ города Чикаго, 80 долларовъ, за что я уступаю ему всѣ мои права на эту землю.

"Вокеръ".

Этотъ же самый клокъ земли теперь оцѣненъ въ 45.000 долларовъ.

Другой примѣръ: Въ 1840 году одинъ изъ жителей предлагалъ своему заимодавцу клокъ земли въ уплату долга во 100 долларовъ. Заимодавецъ отказался. Теперь на этой самой землѣ построена гостиница, приносящая 12.000 долларовъ чистаго годоваго дохода.

Можно себѣ представить поэтому, до него возрасло богатство тѣхъ жителей, которымъ удалось съ самаго начала пріобрѣсти здѣсь участки. Несмотря на большое стеченіе переселенцевъ въ послѣднее время, заработная плата въ Чикаго довольно значительна: обыкновенный поденьщикъ получаетъ отъ одного до полутора долларовъ въ день; плотники и кузнецы выручаютъ по 2 доллара; наборщики и другаго рода ремесленники вырабатываютъ отъ 12 до 18 долларовъ въ недѣлю. Содержаніе, то-есть ночлегъ и пища, обходится рабочимъ отъ 2--4 долл. въ недѣлю. Хорошіе работники достигаютъ здѣсь скоро независимаго состоянія, и переставъ работать по найму, дѣлаются самостоятельными хозяевами, а мѣста ихъ замѣняются новыми пришельцами съ востока.

Дополнимъ наши свѣдѣнія о Чикаго, чтобъ имѣть понятіе о настоящемъ его значеніи и о будущихъ его предпріятіяхъ, которыя поставятъ его наряду съ первыми торговыми городами въ свѣтѣ.

При положеніи своемъ у озера, городъ развитіемъ своимъ обязанъ преимущественно каналу, по которому онъ высылаетъ свои произведенія при посредствѣ рѣки Иллинойса во всѣ города на Миссиссипи. Расширенію торговли еще болѣе содѣйствовали желѣзныя дороги: посредствомъ нихъ Чикаго состоятъ теперь въ непрерывныхъ сношеніяхъ со всѣми штатами Сѣверной Америки. Постройка первой желѣзной дороги начата была въ 1847 году. Сначала дѣло подвигалось весьма туго, и замѣчательно, что причиною такого замедленія въ постройкахъ были сами же городскіе жители; они боялись лишиться лучшихъ своихъ покупателей, фермеровъ, селившихся по сосѣдству. Но когда дорога была на половину готова, то опасенія ихъ оказались совершенно напрасными; дѣло въ томъ, что вмѣсто прежней мелочной торговли теперь въ большихъ размѣрахъ развилась торговля оптомъ: фермеры, пользуясь дешевизною и быстротою сообщенія, продавали, а слѣдовательно и покупали въ городѣ гораздо больше прежняго, такъ что поѣзды едва успѣвали доставлять на мѣста пассажировъ и товары. Когда такимъ образомъ обнаружились выгоды отъ новыхъ путей сообщенія, то постройки желѣзныхъ дорогъ быстро послѣдовали одна за другой, такъ что теперь ихъ слишкомъ двадцать сходятся въ Чикаго, какъ-радіусы къ одному центру. Протяженіе рельсовъ уже превышаетъ 4,500 верстъ. Другія новыя дороги частію уже строятся, частію проектированы, и неизвѣстно до какого, неслыханнаго даже въ Америкѣ, числа дойдутъ онѣ въ нѣсколько лѣтъ.

Вслѣдствіе этого въ Иллинойсѣ и въ сосѣднихъ съ нимъ штатахъ хлѣбопашество и скотоводство получаютъ широкое развитіе. Чикаго, кромѣ зерна, свинины и говядины, отправляетъ въ отдаленныя мѣста огромное количество досокъ, приготовляемыхъ на здешнихъ пильныхъ заводахъ. Обширный торгъ лѣсомъ объясняется употребленіемъ его не только для постройки домовъ, тротуаровъ, но даже для дорогъ: такія досчатыя дороги (plank roads), замѣняя собою шоссе, тянутся на протяженіи нѣсколькихъ десятковъ верстъ. Изъ земледѣльческихъ орудій особенно прославились жатвенныя машины здѣшнихъ машинистовъ. Въ Чикаго находится заведеніе Макъ-Кормика, котораго жатвенная машина обратила на себя вниманіе знатоковъ на лондонской выставкѣ. О распространеніи этихъ машинъ въ степныхъ краяхъ и объ удобопримѣнимости ихъ можно судить уже по тому, что изъ одного завода въ Чикаго высылается ихъ въ годъ числомъ до 4.800. Большое количество скота, убиваемаго на здѣшнихъ бойняхъ, развило въ городѣ обширные заводы сальныхъ и стеариновыхъ свѣчей и мыловарни. На одной изъ фабрикъ приготовляется въ годъ слишкомъ 800.000 фунтовъ однихъ свѣчъ. Кожевенные заводы также существуютъ въ большихъ размѣрахъ. Вообще нѣтъ возможности прослѣдить за развитіемъ всѣхъ отраслей промышленности: ни одна изъ нихъ еще не установилась окончательно; все стремится къ расширенію; многое зачинается или имѣется въ виду.

Одна изъ желѣзныхъ дорогъ приведетъ Чикаго въ сообщеніе съ обширными мѣдными и желѣзными рудниками у Верхняго озера; тогда, пользуясь угольными копями въ штатѣ Иллинойсѣ, здѣсь откроютъ желѣзные и мѣдные заводы, такъ что Чикаго и въ этомъ отношеніи будетъ первымъ городомъ въ сѣверозападныхъ штатахъ.

Имѣется въ виду еще другое предпріятіе, которое поставитъ Чикаго въ возможность доставлять свои произведенія, преимущественно хлѣбъ, непосредственно въ Европу. Намъ говорили, что одна шкуна, нагруженная зерномъ, совершила уже плаваніе въ Ливерпуль, не перегружаясь. Путь ея лежалъ по озерамъ Мичиганъ, Гуронъ, Эри, Онтаріо и по рѣкѣ Св. Лаврентія въ Атлантическій океанъ. Теперь предполагаютъ сократить этотъ путь проложеніемъ канала между озерами Мичиганъ и Эри. Исполненіе такого проекта представляетъ не болѣе трудностей, чѣмъ другія предпріятія подобнаго рода. Въ такомъ случаѣ Чикаго соединитъ въ себѣ выгоды приморскаго порта и города, лежащаго среди самыхъ плодородныхъ земель внутри материка. Если эта мысль приведется въ исполненіе, то Чикаго станетъ опаснымъ соперникомъ нашей Одессѣ по хлѣбной торговлѣ съ западною Европою. Тогда американскіе пароходы въ состояніи будутъ скорѣе удовлетворять требованіямъ европейскихъ рынковъ, а отъ этого много зависитъ выгодный сбытъ товара. Кромѣ хлѣба появятся и другія произведенія: сало, кожи, шерсть. Фермеры въ степяхъ разводятъ уже лучшія породы овецъ, выписывая ихъ изъ Европы. Такое начинающееся развитіе овцеводства въ штатѣ Иллинойсѣ преимущественно должно приписать вліянію журнала Prairi e-Farmer; вообще онъ замѣчателенъ по практической пользѣ, которую доставляетъ отдаленнымъ поселенцамъ, сообщая имъ самыя поучительныя свѣдѣнія и новѣйшія открытія по части сельскаго хозяйства.

Американцы обладаютъ такою цѣпкостію, что не выпустятъ пріобрѣтенныхъ торговыхъ выгодъ изъ рукъ. Они одолѣваютъ всѣ преграды и не знаютъ предѣловъ расширенію своего торговаго могущества. Рельсы ихъ желѣзныхъ дорогъ уже протянувисъ по степямъ за Миссиссипи и вскорѣ достигнутъ береговъ Миссури. На этомъ не остановятся. Къ западу за Миссури, правда, тянутся необозримыя пространства безлюдныхъ степей; въ тѣхъ мѣстахъ Индійцы пока еще на просторѣ охотятся за стадами буффало. Тамъ нечего еще помышлять о желѣзныхъ дорогахъ. Но далѣе за Скалистыми горами разцвѣтаютъ уже Калифорнія и Орегонъ, и сильно манятъ къ себѣ неспокойнаго Янки. Изъ С.-Франсиско открытый путь въ Японію и Китай, въ Австралію и Индію, даже на Амуръ. Такими соображеніями заняты здѣсь всѣ отъ хлѣбопашца до президента, и каждый надѣется дожить до того дня, когда берега Атлантики непрерывными рельсами свяжутся съ берегами Великаго океана. Неизвѣстно только, гдѣ пройдетъ международная желѣзная дорога. Многіе надѣются и не безъ основанія, что она не минуетъ Чикаго. Въ такомъ случаѣ онъ будетъ главнымъ узломъ водяныхъ и сухопутныхъ сообщеній Новаго Свѣта, и тогда перерастетъ даже великую метрополію Нью-Йоркъ.

Если народонаселеніе двадцатилѣтняго города, доходившее при насъ до 100.000, будетъ возрастать въ слѣдующіе года въ той же прогрессіи, какъ шло до сихъ поръ, то лѣтъ черезъ десять оно должно дойдти до полумилліона.

Все совершавшееся и все, что теперь совершается, здѣсь, можетъ служить порукою, что широкія надежды Американцевъ на будущность Чикаго дѣйствительно осуществятся. Быстрота развитія превосходитъ на самомъ дѣлѣ даже наиболѣе смѣлые разчеты здѣшнихъ жителей. Въ 1862 году опредѣлено было строить водопроводы для снабженія города водою изъ озера. Члены коммиссіи были не согласны между собою, на какое число жителей слѣдуетъ разчитывать. Нѣкоторые предлагали за одно уже строить на 100.000, но противная партія называла такое предложеніе неблагоразумнымъ, упрекала членовъ въ напрасномъ расточеніи городскихъ суммъ: въ Чикаго тогда было всего 38.000 жителей, и потому полагали достаточнымъ разчитывать на двойное противъ этого число. Однако первая партія восторжествовала. Теперь же водопроводы работаютъ еще только три года, а уже 100.000 жителей всѣ на-лицо. Обыкновенные разчеты въ такихъ случаяхъ не примѣнимы къ Чикаго. Послѣ нашего пребыванія въ немъ, навѣрное уже приступлено къ исполненію того или другаго изъ великихъ проектовъ, о которыхъ при насъ говорили только какъ о дѣлѣ возможномъ и полезномъ.

Упомянемъ здѣсь еще объ одномъ предпріятіи, касающемся собственно удобства сообщенія въ самомъ городѣ. При насъ, черезъ рѣку въ городѣ наведены были мосты съ особымъ механизмомъ, при помощи котораго они легко и скоро повертывались на быкахъ, утвержденныхъ въ серединѣ рѣки. Это устроено съ тою цѣлію, чтобы пропускать безпрестанно входящія и выходящія суда. Но такимъ образомъ происходятъ непріятныя задержки: то суда, сталкиваясь передъ мостами, нетерпѣливо ждутъ, чтобъ открыли проходъ; то экипажи и толпы пѣшеходовъ тѣснятся у берега, спѣша на другую сторону. Мосты повертываются каждыя десять минутъ, и потому трата времени бываетъ весьма большая. Для избѣжанія такого неудобства предложили провести тоннели въ нѣсколькихъ мѣстахъ для непрерывнаго соединенія между собою улицъ противоположныхъ береговъ.

Затерянные въ толпѣ, стояли мы передъ однимъ изъ вертящихся мостовъ, въ ожиданіи, когда опять откроется сообщеніе. Въ это время къ намъ подошелъ знакомый Берлинецъ, который на одномъ пароходѣ съ нами переѣхалъ изъ Гамбурга въ Нью-Йоркъ. Кончивъ филологическій курсъ въ одномъ изъ университетовъ Германіи, онъ женился и поѣхалъ въ Америку съ цѣлію поселиться здѣсь навсегда. Мы очень обрадовались нечаянной встрѣчѣ и пошл съ нимъ въ его маленькую квартиру поговорить на просторѣ. Жены не было дома: она ушла давать уроки. Молодой мужъ въ словахъ, полныхъ горечи, изливалъ передъ нами свое негодованіе на страну, въ которой, по словамъ его, все поглощено духомъ торгашества, въ которой чувства и помыслы людей устремлены къ однимъ деньгамъ, въ которой все высокое и благородное, что создали науки и искусства, презрѣно и осмѣяно, исключая только искусство добывать побольше денегъ! Мы слушали его, не перебивая. Казалось, онъ радъ былъ, что могъ хоть разъ послѣ долгаго времени излить свое сердце, всю горечь, накопившуюся вслѣдствіе обманутыхъ надеждъ, съ которыми ѣхалъ сюда, въ страну свободы, въ страну обновляющейся жизни человѣчества! Онъ говорилъ изящно, но безъ педантства, тѣмъ чистымъ и изящнымъ языкомъ Шиллера и Гёте, какой даже въ Германіи рѣдко приходится слышать. Здѣсь съ самаго начала постигли его двѣ бѣды: онъ попался вопервыхъ въ руки обманщиковъ и лишился послѣдняго капитала, вывезеннаго изъ Германіи; а вовторыхъ онъ заболѣлъ сильно и надолго, такъ что теперь едва оправился. Въ настоящее время онъ и жена его кое-какъ перебиваются уроками нѣмецкаго языка, благодаря тому обстоятельству, что почти четвертая часть обитателей Чикаго состоитъ изъ Нѣмцевъ. Прощаясь, онъ подарилъ намъ на память одинъ изъ трактатовъ Канта. Принимая подарокъ, мы пожелали ему, чтобъ онъ такъ же легко, какъ отъ этой книги, могъ отдѣлаться отъ всего, что мѣшаетъ ему жить и дѣйствовать въ вѣчно-крутящемся водоворотѣ здѣшней жизни, и чтобы въ замѣнъ того онъ запасся доброю долею практическаго такта.

Отъ него получили мы нѣкоторыя свѣдѣнія о здѣшнихъ учебныхъ заведеніяхъ. Американцы твердо убѣждены въ необходимости всеобщаго образованія и считаютъ его надежною опорою народнаго благосостоянія. Потому правительству вмѣняется въ обязанность заботиться о народныхъ школахъ. Городъ раздѣленъ на шесть учебныхъ округовъ, состоящихъ подъ надзоромъ выборныхъ инспекторовъ. Выстроено шесть большихъ зданій для школъ, въ которыхъ обучаютъ безплатно юношей отъ пяти до двадцати одного года. Преподаваніе въ низшихъ классахъ большею частію поручено женщинамъ.

Съ цѣлію распространенія общеполезныхъ знаній здѣсь между прочимъ образовано общество подъ названіемъ: Mechanic Institute, назначенное собственно для рабочихъ. Въ немъ находится отборная библіотека; чтеніемъ лекцій, преимущественно механики и химіи, также печатаніемъ періодическихъ изданій общество много способствуетъ распространенію практическаго Образованія въ краѣ.

Американцы придали Чикаго прозвище Garden-city (городъ садовъ). Ни самый городъ, ни окрестности его не представляютъ ничего такого, что оправдывало бы это названіе. Гораздо удачнѣе предлагаютъ нѣкоторые назвать его городомъ рабочихъ, тѣмъ болѣе, что весь Западъ Сѣвероамериканскаго союза настоящее царство для рабочихъ, а Чикаго надѣется присовокупить къ своему имени гордый титулъ царственнаго города запада -- Empire-city of the West.

"Русскій Вѣстникъ", No 12, 1858