Ну, вот и двустишье

Начальное. Первый гвоздь.

Дверь явно затихла,

Как дверь, за которой гость.

Стоявший -- так хвоя

У входа, спросите вдов --

Был полон покоя,

Как гость, за которым зов

Хозяина, бденье

Хозяйское. Скажем так:

Был полон терпенья,

Как гость, за которым знак

Хозяйки -- всей тьмы знак! --

Та молния поверх слуг!

Живой или призрак --

Как гость, за которым стук

Сплошной, не по средствам

Ничьим -- оттого и мрём --

Хозяйкина сердца:

Берёзы под топором.

(Расколотый ящик

Пандорин, ларец забот!)

Без счёту -- входящих,

Но кто же без стука -- ждёт?

Уверенность в слухе

И в сроке. Припав к стене,

Уверенность в ухе

Ответном. (Твоя -- во мне.)

Заведомость входа.

Та сладкая (игры в страх!)

Особого рода

Оттяжка -- с ключом в руках.

Презрение к чувствам,

Над миром мужей и жён --

Та Оптина пустынь,

Отдавшая -- даже звон.

Душа без прослойки

Чувств. Голая, как феллах.

Дверь делала стойку.

Не то же ли об ушах?

Как фавновы рожки

Вставали. Как ро -- та... пли!

Ещё бы немножко --

Да просто сошла б с петли

От силы присутствья

Заспинного. В час страстей

Так жилы трясутся,

Натянутые сверх всей

Возможности. Стука

Не следовало. Пол -- плыл.

Дверь кинулась в руку.

Мрак -- чуточку отступил.

* * *

Полная естественность.

Свойственность. Застой.

Лестница, как лестница,

Час, как час (ночной).

Вдоль стены распластанность

Чья-то. Одышав

Садом, кто-то явственно

Уступал мне шаг --

В полную божественность

Ночи, в полный рост

Неба. (Точно лиственниц

Шум, пены о мост...)

В полную неведомость

Часа и страны.

В полную невидимость

Даже на тени.

(Не черным-черна уже

Ночь, черна -- черным!

Оболочки радужной

Киноварь, кармин --

Расцедив сетчаткою

Мир на сей и твой --

Больше не запачкаю

Ока -- красотой.)

Сон? Но, в лучшем случае --

Слог. А в нем? под ним?

Чудится? Дай вслушаюсь:

Мы, а шаг один!

И не парный, слаженный,

Тот, сиротство двух.

Одиночный -- каждого

Шаг -- пока не дух:

Мой. (Не то, что дыры в них --

Стыд, а вот -- платать!)

Что-то нужно выравнять:

Либо ты на пядь

Снизься, на мыслителей

Всех -- державу всю!

Либо -- и услышана:

Больше не звучу.

Полная срифмованность.

Ритм, впервые мой!

Как Колумб здороваюсь

С новою землёй --

Воздухом. Ходячие

Истины забудь!

С сильною отдачею

Грунт, как будто грудь

Женщины под стоптанным

Вое-сапогом.

(Матери под стопками

Детскими...)

В тугом

Шаг. Противу -- мнения:

Не удобохож

Путь. Сопротивлением

Сферы, как сквозь рожь

Русскую, сквозь отроду --

Рис, -- тобой, Китай!

Словно моря противу

(Противу: читай --

По́ сердцу!) сплечением

Толп. -- Гераклом бьюсь!

-- Землеизлучение.

Первый воздух -- густ.

Сню тебя иль снюсь тебе, --

Сушь, вопрос седин

Лекторских. Дай, вчувствуюсь:

Мы, а вздох один!

И не парный, спаренный,

Тот, удушье двух, --

Одиночной камеры

Вздох: ещё не взбух

Днепр? Еврея с цитрою

Взрыд: ужель оглох?

Что-то нужно выправить:

Либо ты на вздох

Сдайся, на всесущие

Все, -- страшась прошу --

Либо -- и отпущена:

Больше не дышу.

Времечко осадное,

То, сыпняк в Москве!

Кончено. Отстрадано

В каменном мешке

Лёгкого! Исследуйте

Слизь! Сняты врата

Воздуха. Оседлости

Прорвана черта.

Мать! Недаром чаяла:

Цел воздухобор!

Но сплошное аэро --

Сам -- зачем прибор?

Твердь, стелись под лодкою

Леткою -- утла!

Но -- сплошное лёгкое --

Сам -- зачем петля

Мёртвая? Полощется...

Плещется... И вот --

Не жалейте лётчика!

Тут-то и полёт!

Не рядите в саваны

Косточки его.

Курс воздухоплаванья

Смерть, и ничего

Нового в ней. (Розысков

Дичь... Щепы?.. Винты?..)

Ахиллесы воздуха

-- Все! -- хотя б и ты,

Не дышите славою,

Воздухом низов.

Курс воздухоплаванья

Смерть, где всё с азов,

За́ново...

Слава тебе, допустившему бреши:

Больше не вешу.

Слава тебе, обвалившему крышу:

Больше не слышу.

Солнцепричастная, больше не щурюсь

Дух: не дышу уж!

Твёрдое тело есть мёртвое тело:

Оттяготела.

Легче, легче лодок

На слюде прибрежий.

О, как воздух лёгок:

Реже -- реже -- реже...

Баловливых рыбок

Скользь -- форель за кончик...

О, как воздух ливок,

Ливок! Ливче гончей

Сквозь овсы, а скользок!

Волоски -- а веек! --

Тех, что только ползать

Стали -- ливче леек!

Что́ я -- скользче лыка

Свежего, и лука.

Па́годо-музыкой

Бусин и бамбука, --

Пагодо-завесой...

Плещь! Всё шли б и шли бы...

Для чего Гермесу --

Крыльца? Плавнички бы --

Пловче! Да ведь ливмя

Льёт! Ирида! Ирис!

Не твоим ли ливнем

Шемахинским или ж

Кашимирским...

Танец --

Ввысь! Таков от клиник

Путь: сперва не тянет

Персть, потом не примет

Ног. Без дна, а тве́рже

Льдов! Закон отсутствий

Всех: сперва не держит

Твердь, потом не пустит

В вес. Наяда? Пэри?

Баба с огорода!

Старая потеря

Тела через воду

(Водо-сомущения

Плеск. Песчаный спуск...)

-- Землеотпущение.

Третий воздух -- пуст.

* * *

Седью, как сквозь невод

Дедов, как сквозь косу

Бабкину, -- а редок!

Редок, реже проса

В засуху. (Облезут

Все́, верхи бесхлебны.)

О, как воздух резок,

Резок, реже гребня

Песьего, для пёсьих

Курч. Счастливых засек

Редью. Как сквозь про́сып

Первый (нам-то -- засып!)

Бредопереездов

Редь, связать-неможность.

О, как воздух резок,

Резок, резче ножниц.

Нет, резца... Как жальцем

В боль -- уже на убыль.

Редью, как сквозь пальцы...

Сердца, как сквозь зубы

Довода -- на Credo [Верую (лат.).]

Уст полураскрытых.

О, как воздух цедок,

Цедок, цедче сита

Творческого (влажен

Ил, бессмертье -- сухо).

Цедок, цедче глаза

Гётевского, слуха

Рильковского... (Шепчет

Бог, своей -- страшася

Мощи...)

А не цедче

Разве только часа

Судного...

В ломо́ту

Жатв -- зачем рождаем?

...Всем неумолотом,

Всем неурожаем

Верха... По расщелинам

Сим -- ни вол ни плуг.

-- Землеотлучение:

Пятый воздух -- звук.

* * *

Голубиных грудок

Гром -- отсюда родом!

О, как воздух гудок,

Гудок, гудче года

Нового! Порубок

Гуд, дубов под корень.

О, как воздух гудок,

Гудок, гудче горя

Нового, спасиба

Царского... Под градом

Жести, гудче глыбы --

В деле, гудче клада --

В песне, в большеротой

Памяти народной.

Соловьиных глоток

Гром -- отсюда родом!

Рыдью, медью, гудью,

Вьюго-Богослова

Гудью -- точно грудью

Певчей -- небосвода

Нёбом или лоном

Лиро-черепахи?

Гудок, гудче Дона

В битву, гудче плахи

В жатву... По загибам,

Погрознее горных,

Звука, как по глыбам

Фив нерукотворных.

Семь -- пласты и зыби!

Семь -- heilige Sieben! [Священная семёрка (нем.).]

Семь в основе лиры,

Семь в основе мира.

Раз основа лиры --

Семь, основа мира --

Лирика. Так глыбы

Фив по звуку лиры...

О, ещё в котельной

Тела -- "легче пуха!"

Старая потеря

Тела через ухо.

Ухом -- чистым духом

Быть. Оставьте буквы --

Веку.

Чистым слухом

Или чистым звуком

Движемся? Преднота

Сна. Предзноб блаженства.

Гудок, гудче грота

В бури равноденствья.

Темени -- в падучке,

Голода -- утробой

Гудче... А не гудче

Разве только гроба

В Пасху...

И гудче гудкого --

Паузами, промежутками

Мо́чи, и движче движкого --

Паузами, передышками

Паровика за мучкою...

Чередованьем лучшего

Из мановений божеских:

Воздуха с -- лучше-воздуха!

И -- не скажу, чтоб сладкими --

Паузами: пересадками

С местного в межпространственный --

Паузами, полустанками

Сердца, когда от лёгкого --

Ox! -- полуостановками

Вздоха -- мытарства рыбного

Паузами, перерывами

Тока, паров на убыли

Паузами, перерубами

Пульса, -- невнятно сказано:

Паузами -- ложь, раз спазмами

Вздоха... Дыра бездонная

Лёгкого, поражённого

Вечностью...

Не все́ её --

Так. Иные -- смерть.

-- Землеотсечение.

Кончен воздух. Твердь.

Музыка надсадная!

Вздох, всегда вотще!

Кончено! Отстрадано

В газовом мешке

Воздуха. Без компаса

Ввысь! Дитя -- в отца!

Час, когда потомственность

Ска -- зы -- ва -- ет -- ся.

Твердь! Голов бестормозных --

Трахт! И как отсечь:

Полная оторванность

Темени от плеч --

Сброшенных! Беспочвенных --

Грунт! Гермес -- свои!

Полное и точное

Чувство головы

С крыльями. Двух способов

Нет -- один и прям.

Так, пространством всосанный,

Шпиль роняет храм --

Дням. Не в день, а исподволь

Бог сквозь дичь и глушь

Чувств. Из лука -- выстрелом --

Ввысь! Не в царство душ --

В полное владычество

Лба. Предел? -- Осиль:

В час, когда готический

Храм нагонит шпиль

Собственный -- и вычислив

Всё, -- когорты числ!

В час, когда готический

Шпиль нагонит смысл

Собственный...

<1927>

Медон, в дни Линдберга.

Примечания

Впервые поэма напечатана в журнале "Воля России" (Прага. 1930. No 1).

Поводом к написанию поэмы послужило следующее событие. 21 -- 22 мая 1927 года американский лётчик Чарльз Линдберг впервые совершил беспосадочный перелёт через Атлантический океан. Шесть тысяч километров он преодолел за тридцать три с половиной часа, достигнув по тем временам сенсационного рекорда.

Расколотый ящик Пандорин. -- Пандора (греч. миф.) -- женщина, созданная Гефестом (богом огня и кузнечного дела) из земли и воды. Она получила от Зевса запертый ящик, куда были заключены все человеческие несчастья; из любопытства, открыв его, выпустила содержимое наружу; отсюда "ящик Пандоры" -- источник всяческих бедствий.

Без счёту -- входящих. -- "(NB! Смысл: Без счёту входящих без стука...)".

Оптина пустынь -- мужской монастырь в Калужской губернии.

Феллах -- крестьянин-земледелец в арабских странах.

Еврея с цитрою // Взрыд: ужель оглох? -- "NB! (Смысл: Ужель оглох? Подразумевается: Бог), ибо о чём же думать еврею с цитрою?)"

Мать! Не даром чаяла: // Цел воздухобор! -- "NB! Здесь речь о Линдберге, в те дни впервые перелетевшем океан, и о его матери, учившей его отказываться от всех земных почестей и выгод. Если вспомню её имя -- впишу".

Не тот же ли об ушах? // Как фавновы рожки // Вставали. -- Фавн (рим. миф.) -- бог полей, лесов, стад, родоначальник мелких богов, фавнов, безобразных существ с острыми ушами и козлиными ногами.

Колумб Христофор (1451 -- 1506) -- мореплаватель, открывший Америку и ряд новых земель.

Ирида, Ирис (греч. миф.) -- богиня радуги, вестница богов.

Шемахинским или же кашемирским... -- названия восточных тканей.

Персть (церк.-слав.) -- земной прах, пыль.

Пэри (пери) -- в персидской мифологии добрые феи в образе крылатых женщин, охраняющие людей от злых духов.

...Как сквозь пр о́ сып // Первый (нам-то -- засып!) -- "NB! Смысл: Мы, поэты, просыпаясь -- засыпаем! NB! В этой поэме всё осмысленно".

Лоном лиро-черепахи. -- По мифу, Гермес -- бог торговли, стад и дорог -- изготовил из панциря черепахи первую лиру и подарил её Амфиону.

Фив нерукотворных. -- По мифу, сыновья Зевса Амфион и Зет возвели вокруг города Фивы мощные стены, причём камни двигались сами под звуки лиры Амфиона.

Heilige Sieben (священная семёрка). -- Число "семь" наделено магическими свойствами во многих мифологических системах: семь было любимым числом Цветаевой. В письме к Рильке от 12 мая 1926 года она пишет: " Быть на седьмом небе от радости. Видеть седьмой сон. Неделя -- по-древнерусски -- седьмица. Семеро одного не ждут. Семь Симеонов (сказка). 7 -- русское число! О, ещё много: Семь бед -- один ответ, много". (Райнер Мария Рильке, Борис Пастернак, Марина Цветаева. Письма 1926 г. М.: Книга, 1990. С. 93).