Ну, вот и двустишье
Начальное. Первый гвоздь.
Дверь явно затихла,
Как дверь, за которой гость.
Стоявший -- так хвоя
У входа, спросите вдов --
Был полон покоя,
Как гость, за которым зов
Хозяина, бденье
Хозяйское. Скажем так:
Был полон терпенья,
Как гость, за которым знак
Хозяйки -- всей тьмы знак! --
Та молния поверх слуг!
Живой или призрак --
Как гость, за которым стук
Сплошной, не по средствам
Ничьим -- оттого и мрём --
Хозяйкина сердца:
Берёзы под топором.
(Расколотый ящик
Пандорин, ларец забот!)
Без счёту -- входящих,
Но кто же без стука -- ждёт?
Уверенность в слухе
И в сроке. Припав к стене,
Уверенность в ухе
Ответном. (Твоя -- во мне.)
Заведомость входа.
Та сладкая (игры в страх!)
Особого рода
Оттяжка -- с ключом в руках.
Презрение к чувствам,
Над миром мужей и жён --
Та Оптина пустынь,
Отдавшая -- даже звон.
Душа без прослойки
Чувств. Голая, как феллах.
Дверь делала стойку.
Не то же ли об ушах?
Как фавновы рожки
Вставали. Как ро -- та... пли!
Ещё бы немножко --
Да просто сошла б с петли
От силы присутствья
Заспинного. В час страстей
Так жилы трясутся,
Натянутые сверх всей
Возможности. Стука
Не следовало. Пол -- плыл.
Дверь кинулась в руку.
Мрак -- чуточку отступил.
* * *
Полная естественность.
Свойственность. Застой.
Лестница, как лестница,
Час, как час (ночной).
Вдоль стены распластанность
Чья-то. Одышав
Садом, кто-то явственно
Уступал мне шаг --
В полную божественность
Ночи, в полный рост
Неба. (Точно лиственниц
Шум, пены о мост...)
В полную неведомость
Часа и страны.
В полную невидимость
Даже на тени.
(Не черным-черна уже
Ночь, черна -- черным!
Оболочки радужной
Киноварь, кармин --
Расцедив сетчаткою
Мир на сей и твой --
Больше не запачкаю
Ока -- красотой.)
Сон? Но, в лучшем случае --
Слог. А в нем? под ним?
Чудится? Дай вслушаюсь:
Мы, а шаг один!
И не парный, слаженный,
Тот, сиротство двух.
Одиночный -- каждого
Шаг -- пока не дух:
Мой. (Не то, что дыры в них --
Стыд, а вот -- платать!)
Что-то нужно выравнять:
Либо ты на пядь
Снизься, на мыслителей
Всех -- державу всю!
Либо -- и услышана:
Больше не звучу.
Полная срифмованность.
Ритм, впервые мой!
Как Колумб здороваюсь
С новою землёй --
Воздухом. Ходячие
Истины забудь!
С сильною отдачею
Грунт, как будто грудь
Женщины под стоптанным
Вое-сапогом.
(Матери под стопками
Детскими...)
В тугом
Шаг. Противу -- мнения:
Не удобохож
Путь. Сопротивлением
Сферы, как сквозь рожь
Русскую, сквозь отроду --
Рис, -- тобой, Китай!
Словно моря противу
(Противу: читай --
По́ сердцу!) сплечением
Толп. -- Гераклом бьюсь!
-- Землеизлучение.
Первый воздух -- густ.
Сню тебя иль снюсь тебе, --
Сушь, вопрос седин
Лекторских. Дай, вчувствуюсь:
Мы, а вздох один!
И не парный, спаренный,
Тот, удушье двух, --
Одиночной камеры
Вздох: ещё не взбух
Днепр? Еврея с цитрою
Взрыд: ужель оглох?
Что-то нужно выправить:
Либо ты на вздох
Сдайся, на всесущие
Все, -- страшась прошу --
Либо -- и отпущена:
Больше не дышу.
Времечко осадное,
То, сыпняк в Москве!
Кончено. Отстрадано
В каменном мешке
Лёгкого! Исследуйте
Слизь! Сняты врата
Воздуха. Оседлости
Прорвана черта.
Мать! Недаром чаяла:
Цел воздухобор!
Но сплошное аэро --
Сам -- зачем прибор?
Твердь, стелись под лодкою
Леткою -- утла!
Но -- сплошное лёгкое --
Сам -- зачем петля
Мёртвая? Полощется...
Плещется... И вот --
Не жалейте лётчика!
Тут-то и полёт!
Не рядите в саваны
Косточки его.
Курс воздухоплаванья
Смерть, и ничего
Нового в ней. (Розысков
Дичь... Щепы?.. Винты?..)
Ахиллесы воздуха
-- Все! -- хотя б и ты,
Не дышите славою,
Воздухом низов.
Курс воздухоплаванья
Смерть, где всё с азов,
За́ново...
Слава тебе, допустившему бреши:
Больше не вешу.
Слава тебе, обвалившему крышу:
Больше не слышу.
Солнцепричастная, больше не щурюсь
Дух: не дышу уж!
Твёрдое тело есть мёртвое тело:
Оттяготела.
Легче, легче лодок
На слюде прибрежий.
О, как воздух лёгок:
Реже -- реже -- реже...
Баловливых рыбок
Скользь -- форель за кончик...
О, как воздух ливок,
Ливок! Ливче гончей
Сквозь овсы, а скользок!
Волоски -- а веек! --
Тех, что только ползать
Стали -- ливче леек!
Что́ я -- скользче лыка
Свежего, и лука.
Па́годо-музыкой
Бусин и бамбука, --
Пагодо-завесой...
Плещь! Всё шли б и шли бы...
Для чего Гермесу --
Крыльца? Плавнички бы --
Пловче! Да ведь ливмя
Льёт! Ирида! Ирис!
Не твоим ли ливнем
Шемахинским или ж
Кашимирским...
Танец --
Ввысь! Таков от клиник
Путь: сперва не тянет
Персть, потом не примет
Ног. Без дна, а тве́рже
Льдов! Закон отсутствий
Всех: сперва не держит
Твердь, потом не пустит
В вес. Наяда? Пэри?
Баба с огорода!
Старая потеря
Тела через воду
(Водо-сомущения
Плеск. Песчаный спуск...)
-- Землеотпущение.
Третий воздух -- пуст.
* * *
Седью, как сквозь невод
Дедов, как сквозь косу
Бабкину, -- а редок!
Редок, реже проса
В засуху. (Облезут
Все́, верхи бесхлебны.)
О, как воздух резок,
Резок, реже гребня
Песьего, для пёсьих
Курч. Счастливых засек
Редью. Как сквозь про́сып
Первый (нам-то -- засып!)
Бредопереездов
Редь, связать-неможность.
О, как воздух резок,
Резок, резче ножниц.
Нет, резца... Как жальцем
В боль -- уже на убыль.
Редью, как сквозь пальцы...
Сердца, как сквозь зубы
Довода -- на Credo [Верую (лат.).]
Уст полураскрытых.
О, как воздух цедок,
Цедок, цедче сита
Творческого (влажен
Ил, бессмертье -- сухо).
Цедок, цедче глаза
Гётевского, слуха
Рильковского... (Шепчет
Бог, своей -- страшася
Мощи...)
А не цедче
Разве только часа
Судного...
В ломо́ту
Жатв -- зачем рождаем?
...Всем неумолотом,
Всем неурожаем
Верха... По расщелинам
Сим -- ни вол ни плуг.
-- Землеотлучение:
Пятый воздух -- звук.
* * *
Голубиных грудок
Гром -- отсюда родом!
О, как воздух гудок,
Гудок, гудче года
Нового! Порубок
Гуд, дубов под корень.
О, как воздух гудок,
Гудок, гудче горя
Нового, спасиба
Царского... Под градом
Жести, гудче глыбы --
В деле, гудче клада --
В песне, в большеротой
Памяти народной.
Соловьиных глоток
Гром -- отсюда родом!
Рыдью, медью, гудью,
Вьюго-Богослова
Гудью -- точно грудью
Певчей -- небосвода
Нёбом или лоном
Лиро-черепахи?
Гудок, гудче Дона
В битву, гудче плахи
В жатву... По загибам,
Погрознее горных,
Звука, как по глыбам
Фив нерукотворных.
Семь -- пласты и зыби!
Семь -- heilige Sieben! [Священная семёрка (нем.).]
Семь в основе лиры,
Семь в основе мира.
Раз основа лиры --
Семь, основа мира --
Лирика. Так глыбы
Фив по звуку лиры...
О, ещё в котельной
Тела -- "легче пуха!"
Старая потеря
Тела через ухо.
Ухом -- чистым духом
Быть. Оставьте буквы --
Веку.
Чистым слухом
Или чистым звуком
Движемся? Преднота
Сна. Предзноб блаженства.
Гудок, гудче грота
В бури равноденствья.
Темени -- в падучке,
Голода -- утробой
Гудче... А не гудче
Разве только гроба
В Пасху...
И гудче гудкого --
Паузами, промежутками
Мо́чи, и движче движкого --
Паузами, передышками
Паровика за мучкою...
Чередованьем лучшего
Из мановений божеских:
Воздуха с -- лучше-воздуха!
И -- не скажу, чтоб сладкими --
Паузами: пересадками
С местного в межпространственный --
Паузами, полустанками
Сердца, когда от лёгкого --
Ox! -- полуостановками
Вздоха -- мытарства рыбного
Паузами, перерывами
Тока, паров на убыли
Паузами, перерубами
Пульса, -- невнятно сказано:
Паузами -- ложь, раз спазмами
Вздоха... Дыра бездонная
Лёгкого, поражённого
Вечностью...
Не все́ её --
Так. Иные -- смерть.
-- Землеотсечение.
Кончен воздух. Твердь.
Музыка надсадная!
Вздох, всегда вотще!
Кончено! Отстрадано
В газовом мешке
Воздуха. Без компаса
Ввысь! Дитя -- в отца!
Час, когда потомственность
Ска -- зы -- ва -- ет -- ся.
Твердь! Голов бестормозных --
Трахт! И как отсечь:
Полная оторванность
Темени от плеч --
Сброшенных! Беспочвенных --
Грунт! Гермес -- свои!
Полное и точное
Чувство головы
С крыльями. Двух способов
Нет -- один и прям.
Так, пространством всосанный,
Шпиль роняет храм --
Дням. Не в день, а исподволь
Бог сквозь дичь и глушь
Чувств. Из лука -- выстрелом --
Ввысь! Не в царство душ --
В полное владычество
Лба. Предел? -- Осиль:
В час, когда готический
Храм нагонит шпиль
Собственный -- и вычислив
Всё, -- когорты числ!
В час, когда готический
Шпиль нагонит смысл
Собственный...
<1927>
Медон, в дни Линдберга.
Примечания
Впервые поэма напечатана в журнале "Воля России" (Прага. 1930. No 1).
Поводом к написанию поэмы послужило следующее событие. 21 -- 22 мая 1927 года американский лётчик Чарльз Линдберг впервые совершил беспосадочный перелёт через Атлантический океан. Шесть тысяч километров он преодолел за тридцать три с половиной часа, достигнув по тем временам сенсационного рекорда.
Расколотый ящик Пандорин. -- Пандора (греч. миф.) -- женщина, созданная Гефестом (богом огня и кузнечного дела) из земли и воды. Она получила от Зевса запертый ящик, куда были заключены все человеческие несчастья; из любопытства, открыв его, выпустила содержимое наружу; отсюда "ящик Пандоры" -- источник всяческих бедствий.
Без счёту -- входящих. -- "(NB! Смысл: Без счёту входящих без стука...)".
Оптина пустынь -- мужской монастырь в Калужской губернии.
Феллах -- крестьянин-земледелец в арабских странах.
Еврея с цитрою // Взрыд: ужель оглох? -- "NB! (Смысл: Ужель оглох? Подразумевается: Бог), ибо о чём же думать еврею с цитрою?)"
Мать! Не даром чаяла: // Цел воздухобор! -- "NB! Здесь речь о Линдберге, в те дни впервые перелетевшем океан, и о его матери, учившей его отказываться от всех земных почестей и выгод. Если вспомню её имя -- впишу".
Не тот же ли об ушах? // Как фавновы рожки // Вставали. -- Фавн (рим. миф.) -- бог полей, лесов, стад, родоначальник мелких богов, фавнов, безобразных существ с острыми ушами и козлиными ногами.
Колумб Христофор (1451 -- 1506) -- мореплаватель, открывший Америку и ряд новых земель.
Ирида, Ирис (греч. миф.) -- богиня радуги, вестница богов.
Шемахинским или же кашемирским... -- названия восточных тканей.
Персть (церк.-слав.) -- земной прах, пыль.
Пэри (пери) -- в персидской мифологии добрые феи в образе крылатых женщин, охраняющие людей от злых духов.
...Как сквозь пр о́ сып // Первый (нам-то -- засып!) -- "NB! Смысл: Мы, поэты, просыпаясь -- засыпаем! NB! В этой поэме всё осмысленно".
Лоном лиро-черепахи. -- По мифу, Гермес -- бог торговли, стад и дорог -- изготовил из панциря черепахи первую лиру и подарил её Амфиону.
Фив нерукотворных. -- По мифу, сыновья Зевса Амфион и Зет возвели вокруг города Фивы мощные стены, причём камни двигались сами под звуки лиры Амфиона.
Heilige Sieben (священная семёрка). -- Число "семь" наделено магическими свойствами во многих мифологических системах: семь было любимым числом Цветаевой. В письме к Рильке от 12 мая 1926 года она пишет: " Быть на седьмом небе от радости. Видеть седьмой сон. Неделя -- по-древнерусски -- седьмица. Семеро одного не ждут. Семь Симеонов (сказка). 7 -- русское число! О, ещё много: Семь бед -- один ответ, много". (Райнер Мария Рильке, Борис Пастернак, Марина Цветаева. Письма 1926 г. М.: Книга, 1990. С. 93).