Поэма

Стены косности сочтены

До меня. Но -- заскок? случайность? --

Я запомнила три стены.

За четвёртую не ручаюсь.

Кто же знает, спиной к стене?

Может быть, но ведь может не

Быть. И не было. Дуло. Но

Не стена за спиной -- так..? Всё, что

Не угодно. Депеша "Дно",

Царь отрёкся. Не только с почты

Вести. Срочные провода

Отовсюду и отвсегда.

На рояле играл? Сквозит.

Дует. Парусом ходит. Ватой --

Пальцы. Лист сонатинный взвит.

(Не забудь, что тебе -- девятый.)

Для невиданной той стены

Знаю имя: стена спины

За роялем. Ещё -- столом

Письменным, а ещё -- прибором

Бритвенным (у стены -- приём --

Этой -- делаться коридором

В зеркале. Перенёс -- взглянул.

Пустоты переносный стул).

Стул для всех, кому не войти --

Дверью, -- чуток порог к подошвам!

Та стена, из которой ты

Вырос -- поторопилась с прошлым --

Между нами ещё абзац

Целый. Вырастешь как Данзас --

Сзади.

Ибо Данзасом -- та,

Званым, избранным, с часом, с весом,

(Знаю имя: стена хребта!)

Входит в комнату -- не Дантесом.

Оборот головы. -- Готов?

Так и ты через десять строф.

Строк.

Глазная атака в тыл.

Но, оставив разряд заспинный,

Потолок достоверно -- был.

Не упорствую: как в гостиной,

Может быть и чуть-чуть косил.

(Штыковая атака в тыл --

Сил.)

И вот уже мозжечка

Сжим. Как глыба спина расселась.

Та сплошная стена Чека,

Та -- рассветов, ну та -- расстрелов

Светлых: чётче, чем на тени

Жестов -- в спину из-за спины.

То, чего не пойму: расстрел.

Но, оставив разряд застенный,

Потолок достоверно цел

Был (ещё впереди -- зачем нам

Он). К четвёртой стене вернусь:

Та, куда, отступая, трус

Оступается.

"Ну, а пол --

Был? На чём-нибудь да ведь надо ж?.."

Был. -- Не все́м. -- На качель, на ствол,

На коня, на канат, на шабаш, --

Выше!..

Всем нам на "тем свету"

С пустотою сращать пяту

Тяготенную.

Пол -- для ног.

-- Как внедрён человек, как вкраплен! --

Чтоб не капало -- потолок.

Помнишь, старая казнь -- по капле

В час? Трава не росла бы в дом --

Пол, земля не вошла бы в дом --

Всеми -- теми -- кому и кол

Не препятствие ночью майской!

Три стены, потолок и пол.

Всё, как будто? Теперь -- являйся!

Оповестит ли ставнею?

Комната на́спех составлена,

Белесоватым по́ серу --

В черновике набросана.

Не штукатур, не кровельщик --

Сон. На путях беспроволочных

Страж. В пропастях под веками

Некий нашедший некую.

Не поставщик, не мебельщик --

Сон, поголее ревельской

Отмели. Пол без блёсткости.

Комната? Просто -- плоскости.

Дебаркадер приветливей!

Нечто из геометрии,

Бездны в картонном томике,

Поздно, но по́лно, понятой.

А фаэтонов тормоз-то --

Стол? Да ведь локтем кормится

Стол. Разлоктись по склонности,

Будет и стол -- настольности.

Так же, как деток -- аисты:

Будет нужда -- и явится

Вещь. Не пекись за три́ версты!

Стул вместе с гостем вырастет.

Всё вырастет,

Не ладь, не строй.

Под вывеской

Сказать -- какой?

Взаимности

Лесная глушь

Гостиница

Свиданье Душ.

Дом встречи. Все́ -- разлуки --

Те, хоть южным на юг!

Прислуживают -- руки?

Нет, то, что тише рук,

И легче рук, и чище

Рук. Подновлённый хлам

С услугами? Тощища

Оставленная там!

Да, здесь мы недотроги,

И в праве. Рук -- гонцы,

Рук -- мысли, рук -- итоги,

Рук -- самые концы...

Без судорожных "где ж ты?".

Жду. С тишиной в родстве,

Прислуживают -- жесты

В Психеином дворце.

Только ветер поэту дорог!

В чём уверена -- в коридорах.

Прохожденье -- вот армий база.

До́лжно долго идти, чтоб сразу

Середь комнаты, с видом бога-

Лиродержца...

-- Стиха дорога!

Ветер, ветер, над лбом -- как стягом

Подымаемый нашим шагом!

Водворённое "и так дале" --

Коридоры: домашнесть дали.

С грачьим профилем иноверки

Тихой скоростью даль, по мерке

Детских ног, в дождеватом пруфе

Рифмы милые: грифель -- туфель --

Кафель... в павлиноватом шлейфе

Где-то башня, зовётся Эйфель.

Как река для ребёнка -- галька,

Дали -- долька, не даль -- а далька,

В детской памяти, струнной, донной --

Даль с ручным багажом, даль -- бонной...

Не сболтнувшая нам (даль в модах)

Что́ там тащится на подводах...

Доведённая до пенала...

Коридоры: домов каналы.

Свадьбы, судьбы, событья, сроки, --

Коридоры: домов притоки.

В пять утра, с письмецом подмётным,

Коридором не только мётлы

Ходят. Тмином разит и дёрном.

Род занятия? Ко -- ри -- дорный.

То́ лишь требуя, что смолола --

Коридорами -- Карманьола!

Кто коридоры строил

(Рыл), знал куда загнуть,

Чтобы дать время крови

За́ угол завернуть

Се́рдца -- за тот за острый

Угол -- громов магнит!

Чтобы сердечный остров

Со всех сторон омыт

Был. Коридор сей создан

Мной -- не проси ясней! --

Чтобы дать время мозгу

Оповестить по всей

Линии -- от "посадки

Нету" до узловой

Сердца: "Идёт! Бросаться --

Жмурься! А нет -- долой

С рельс!" Коридор сей создан

Мной ( не поэт -- спроста!),

Чтобы дать время мозгу

Распределить места,

Ибо свиданье -- местность,

Роспись -- подсчёт -- чертёж --

Слов, не всегда уместных,

Жестов, погрешных сплошь.

Чтобы любовь в порядке --

Вся, чтоб тебе люба --

Вся, до последней складки --

Губ или платья! Лба.

Платье все́ оправлять умели!

Коридоры: домов туннели.

Точно старец, ведомый дщерью --

Коридоры: домов ущелья.

Друг, гляди! Как в письме, как в сне том --

Это я́ на тебя просветом!

В первом сне, когда веки спустишь --

Это я́ на тебя предчувствьем

Света. В крайнюю точку срока

Это я́ -- световое око.

А потом?

Сон есть: в тон.

Был -- подъём,

Был -- наклон

Лба -- и лба.

Твой -- вперёд

Лоб. Груба

Рифма: рот.

Оттого ль, что не стало стен --

Потолок достоверно крен

Дал. Лишь звательный цвёл паде́ж

В ртах. А пол -- достоверно брешь.

А сквозь брешь, зелена как Нил...

Потолок достоверно плыл.

Пол же -- что́, кроме "провались!" --

Полу? Что́ нам до половиц

Сорных? Мало мела? -- Горе́!

Весь поэт на одном тире

Держится...

Над ничем двух тел

Потолок достоверно пел --

Всеми ангелами.

St. Gilles-sur-Vie,

6 июня 1926

Примечания

Впервые поэма напечатана в журнале "Воля России" (Прага. 1928. No 3).

Поэма обращена к Райнеру Мария Рильке и Борису Пастернаку.

Депеша "Дно", Царь отрёкся. -- На станции Дно в ночь на 14 марта поезд Николая II по решению революционных властей был направлен вместо Царского села в Псков, где 15 марта состоялось отречение царя от престола.

Данзас К. К. (1801 -- 1870) -- лицейский друг А. С. Пушкина. Был секундантом на его дуэли с Дантесом и свидетелем последних часов его жизни.

Ревель -- старое название Таллинна.

Психеиный дворец. -- Психея (греч.) -- мифологический персонаж, олицетворяющий душу.

Бог-лиродержец -- Аполлон, предводитель муз.

Пруф (англ.) -- непромокаемый. Здесь: плащ.

Карманьола -- французская революционная песня, сложенная в Париже в 1792 году после взятия Тюильрийского дворца и падения королевской власти.