Поэма
Стены косности сочтены
До меня. Но -- заскок? случайность? --
Я запомнила три стены.
За четвёртую не ручаюсь.
Кто же знает, спиной к стене?
Может быть, но ведь может не
Быть. И не было. Дуло. Но
Не стена за спиной -- так..? Всё, что
Не угодно. Депеша "Дно",
Царь отрёкся. Не только с почты
Вести. Срочные провода
Отовсюду и отвсегда.
На рояле играл? Сквозит.
Дует. Парусом ходит. Ватой --
Пальцы. Лист сонатинный взвит.
(Не забудь, что тебе -- девятый.)
Для невиданной той стены
Знаю имя: стена спины
За роялем. Ещё -- столом
Письменным, а ещё -- прибором
Бритвенным (у стены -- приём --
Этой -- делаться коридором
В зеркале. Перенёс -- взглянул.
Пустоты переносный стул).
Стул для всех, кому не войти --
Дверью, -- чуток порог к подошвам!
Та стена, из которой ты
Вырос -- поторопилась с прошлым --
Между нами ещё абзац
Целый. Вырастешь как Данзас --
Сзади.
Ибо Данзасом -- та,
Званым, избранным, с часом, с весом,
(Знаю имя: стена хребта!)
Входит в комнату -- не Дантесом.
Оборот головы. -- Готов?
Так и ты через десять строф.
Строк.
Глазная атака в тыл.
Но, оставив разряд заспинный,
Потолок достоверно -- был.
Не упорствую: как в гостиной,
Может быть и чуть-чуть косил.
(Штыковая атака в тыл --
Сил.)
И вот уже мозжечка
Сжим. Как глыба спина расселась.
Та сплошная стена Чека,
Та -- рассветов, ну та -- расстрелов
Светлых: чётче, чем на тени
Жестов -- в спину из-за спины.
То, чего не пойму: расстрел.
Но, оставив разряд застенный,
Потолок достоверно цел
Был (ещё впереди -- зачем нам
Он). К четвёртой стене вернусь:
Та, куда, отступая, трус
Оступается.
"Ну, а пол --
Был? На чём-нибудь да ведь надо ж?.."
Был. -- Не все́м. -- На качель, на ствол,
На коня, на канат, на шабаш, --
Выше!..
Всем нам на "тем свету"
С пустотою сращать пяту
Тяготенную.
Пол -- для ног.
-- Как внедрён человек, как вкраплен! --
Чтоб не капало -- потолок.
Помнишь, старая казнь -- по капле
В час? Трава не росла бы в дом --
Пол, земля не вошла бы в дом --
Всеми -- теми -- кому и кол
Не препятствие ночью майской!
Три стены, потолок и пол.
Всё, как будто? Теперь -- являйся!
Оповестит ли ставнею?
Комната на́спех составлена,
Белесоватым по́ серу --
В черновике набросана.
Не штукатур, не кровельщик --
Сон. На путях беспроволочных
Страж. В пропастях под веками
Некий нашедший некую.
Не поставщик, не мебельщик --
Сон, поголее ревельской
Отмели. Пол без блёсткости.
Комната? Просто -- плоскости.
Дебаркадер приветливей!
Нечто из геометрии,
Бездны в картонном томике,
Поздно, но по́лно, понятой.
А фаэтонов тормоз-то --
Стол? Да ведь локтем кормится
Стол. Разлоктись по склонности,
Будет и стол -- настольности.
Так же, как деток -- аисты:
Будет нужда -- и явится
Вещь. Не пекись за три́ версты!
Стул вместе с гостем вырастет.
Всё вырастет,
Не ладь, не строй.
Под вывеской
Сказать -- какой?
Взаимности
Лесная глушь
Гостиница
Свиданье Душ.
Дом встречи. Все́ -- разлуки --
Те, хоть южным на юг!
Прислуживают -- руки?
Нет, то, что тише рук,
И легче рук, и чище
Рук. Подновлённый хлам
С услугами? Тощища
Оставленная там!
Да, здесь мы недотроги,
И в праве. Рук -- гонцы,
Рук -- мысли, рук -- итоги,
Рук -- самые концы...
Без судорожных "где ж ты?".
Жду. С тишиной в родстве,
Прислуживают -- жесты
В Психеином дворце.
Только ветер поэту дорог!
В чём уверена -- в коридорах.
Прохожденье -- вот армий база.
До́лжно долго идти, чтоб сразу
Середь комнаты, с видом бога-
Лиродержца...
-- Стиха дорога!
Ветер, ветер, над лбом -- как стягом
Подымаемый нашим шагом!
Водворённое "и так дале" --
Коридоры: домашнесть дали.
С грачьим профилем иноверки
Тихой скоростью даль, по мерке
Детских ног, в дождеватом пруфе
Рифмы милые: грифель -- туфель --
Кафель... в павлиноватом шлейфе
Где-то башня, зовётся Эйфель.
Как река для ребёнка -- галька,
Дали -- долька, не даль -- а далька,
В детской памяти, струнной, донной --
Даль с ручным багажом, даль -- бонной...
Не сболтнувшая нам (даль в модах)
Что́ там тащится на подводах...
Доведённая до пенала...
Коридоры: домов каналы.
Свадьбы, судьбы, событья, сроки, --
Коридоры: домов притоки.
В пять утра, с письмецом подмётным,
Коридором не только мётлы
Ходят. Тмином разит и дёрном.
Род занятия? Ко -- ри -- дорный.
То́ лишь требуя, что смолола --
Коридорами -- Карманьола!
Кто коридоры строил
(Рыл), знал куда загнуть,
Чтобы дать время крови
За́ угол завернуть
Се́рдца -- за тот за острый
Угол -- громов магнит!
Чтобы сердечный остров
Со всех сторон омыт
Был. Коридор сей создан
Мной -- не проси ясней! --
Чтобы дать время мозгу
Оповестить по всей
Линии -- от "посадки
Нету" до узловой
Сердца: "Идёт! Бросаться --
Жмурься! А нет -- долой
С рельс!" Коридор сей создан
Мной ( не поэт -- спроста!),
Чтобы дать время мозгу
Распределить места,
Ибо свиданье -- местность,
Роспись -- подсчёт -- чертёж --
Слов, не всегда уместных,
Жестов, погрешных сплошь.
Чтобы любовь в порядке --
Вся, чтоб тебе люба --
Вся, до последней складки --
Губ или платья! Лба.
Платье все́ оправлять умели!
Коридоры: домов туннели.
Точно старец, ведомый дщерью --
Коридоры: домов ущелья.
Друг, гляди! Как в письме, как в сне том --
Это я́ на тебя просветом!
В первом сне, когда веки спустишь --
Это я́ на тебя предчувствьем
Света. В крайнюю точку срока
Это я́ -- световое око.
А потом?
Сон есть: в тон.
Был -- подъём,
Был -- наклон
Лба -- и лба.
Твой -- вперёд
Лоб. Груба
Рифма: рот.
Оттого ль, что не стало стен --
Потолок достоверно крен
Дал. Лишь звательный цвёл паде́ж
В ртах. А пол -- достоверно брешь.
А сквозь брешь, зелена как Нил...
Потолок достоверно плыл.
Пол же -- что́, кроме "провались!" --
Полу? Что́ нам до половиц
Сорных? Мало мела? -- Горе́!
Весь поэт на одном тире
Держится...
Над ничем двух тел
Потолок достоверно пел --
Всеми ангелами.
St. Gilles-sur-Vie,
6 июня 1926
Примечания
Впервые поэма напечатана в журнале "Воля России" (Прага. 1928. No 3).
Поэма обращена к Райнеру Мария Рильке и Борису Пастернаку.
Депеша "Дно", Царь отрёкся. -- На станции Дно в ночь на 14 марта поезд Николая II по решению революционных властей был направлен вместо Царского села в Псков, где 15 марта состоялось отречение царя от престола.
Данзас К. К. (1801 -- 1870) -- лицейский друг А. С. Пушкина. Был секундантом на его дуэли с Дантесом и свидетелем последних часов его жизни.
Ревель -- старое название Таллинна.
Психеиный дворец. -- Психея (греч.) -- мифологический персонаж, олицетворяющий душу.
Бог-лиродержец -- Аполлон, предводитель муз.
Пруф (англ.) -- непромокаемый. Здесь: плащ.
Карманьола -- французская революционная песня, сложенная в Париже в 1792 году после взятия Тюильрийского дворца и падения королевской власти.