Поэма
С Северо-Южным,
Знаю: неможным!
Можным -- коль нужным!
В чем-то дорожном,
-- Воздухокрутом,
Мчащим щепу! --
Сон три минуты
Длится. Спешу.
С кем -- и не гляну! --
Спишь. Три минуты.
Чем с Океана --
Долго -- в Москву-то!
Молниеносный
Путь -- запасной:
Из своего сна
Прыгнула в твой.
Снюсь тебе. Четко?
Глядко? Почище,
Чем за решеткой
Штемпельной? Писчей --
Ст о ю? Почтовой --
Ст о ю? Красно?
Честное слово
Я, не письмо!
Вольной цензуры
Нрав. Прыгом с барки!
Чт о без цензуры --
Даже без марки!
Всех объегоря,
- Скоропись сна! --
Вот тебе с моря --
Вместо письма!
Вместо депеши.
Вес? Да помилуй!
Столько не вешу
Вся -- даже с лирой
Всей, с сердцем Ченчи,
Всех, с целым там.
Сон, это меньше
Десяти грамм.
Каждому п о три --
Шесть (сон взаимный).
Видь, пока смотришь:
Не анонимный
Нос, твердозначен
Лоб, буква букв --
Ять, ять без сдачи
В подписи губ.
Я -- без описки,
Я -- без помарки.
Роз бы альпийских
Гордость, да хибарка
Н а море, да но
Волны добры.
Вот с Океана,
Горстка игры.
Мало-помалу бери, как собран.
Море играло. Играть -- быть добрым.
Море играло, а я брала,
Море теряло, а я клала
За ворот, за щеку, -- терпко, м о рско!
Рот лучше ящика, если горсти
Заняты. Валу, звучи, хвала!
Муза теряла, волна брала.
Крабьи кораллы, читай: скорлупы.
Море играло, играть -- быть глупым.
Думать -- седая прядь! --
Умным. Давай играть!
В ракушки. Темп up petit navir'a [*].
Эта вот -- сердцем, а эта -- лирой,
Эта, обзор трех куч,
Детства скрипичный ключ.
Подобрала у рыбацкой лодки.
Это -- голодной тоски обглодки:
Камень -- тебя щажу, --
Лучше волны гложу,
Осатанев на пустынном спуске.
Это? -- какой-то любви окуски:
Восстановить не тщусь:
Так неглубок надкус.
Так и летит не внесенный в списки.
Это -- уже не любви -- огрызки:
Совести. Чем слезу
Лить-то -- ее грызу,
Не угрызомую ни на столько.
Это -- да нашей игры осколки
Завтрашние. Не видь.
Жаль ведь. Давай делить.
Не что понравится, а что выну.
(К нам на кровать твоего бы сына
Третьим -- нельзя ль в игру?)
Первая -- я беру.
Только песок, между пальцев, ливкий.
Стой-ка: какой-то строфы отрывки:
"Славы подземный храм".
Ладно. Допишешь сам.
Только пecoк, между пальцев, плёский.
Стой-ка: гремучей змеи обноски,
Ревности! Обновясь,
Гордостью назвалась.
И поползла себе с полным правом.
Не напостовцы -- стоять над крабом
Выеденным. Не краб:
Славы кирпичный крап.
Скромная прихоть:
Камушек. Пемза.
Полый как критик.
Серый как цензор
Над откровеньем.
- Спят цензора! --
Нашей поэме
Цензор -- заря.
(Зори -- те зорче:
С током Кастальским
В дружбе. На порчу
Перьев -- сквозь пальцы...
("Вирши, голубчик?
Ну и черно!"
И не взглянувши:
Разрешено!)
Мельня ты мельня, морское коло!
Мамонта, бабочку, -- всё смололо
Море. О нем -- щепоть
Праха -- не нам молоть!
Вот только выговорюсь -- и тихо,
Море! прекрасная мельничиха,
Место, где на мели
Мелочь -- и нас смели!
Преподаватели! Пустомели!
Материки, это просто мели
Моря. Родиться (цель --
Множиться!) -- сесть на мель.
Благоприятную, с торфом, с нефтью.
Обмелевающее бессмертье --
Жизнь. Невпопад горды!
Жизнь? Недохват воды
Недокеанской.
Винюсь заране:
Я нанесла тебе столько дряни,
Столько заморских див:
Всё, что нанес прилив.
Лишь оставляет, а брать не просит.
Странно, что это -- отлив приносит,
Убыль, в ладонь, дает.
Не узнаешь ли нот,
Нам остающихся по две, по три
В час, когда Бог их принесший -- отлил,
Отбыл... Орфей... Арфист...
Отмель -- наш нотный лист!
- Только минуту еще на сборы!
Я нанесла тебе столько вздору:
Сколько язык смолол, --
Целый морской подол!
Как у рыбачки, моей соседки.
Но припасла тебе напоследки
Дар, на котором строй:
Море роднит с Москвой,
Советороссию с Океаном
Республиканцу -- рукой шуана --
Сам Океан-Велик
Шлет. Нацепи на шлык.
И доложи мужикам в колосьях,
Что на шлыке своем краше носят
Красной -- не верь: вражду
Классов -- морей звезду!
Мастеровым же и чужеземцам:
Коли отстали от Вифлеемской,
Клин отхватив шестой,
Обречены -- морской:
Прабогатырской, первобылинной.
(Распространяюсь, но так же длинно
Море -- морским пластам.)
Так доложи ж властям,
- Имени-звания не спросила --
Что на корме корабля Россия
Весь корабельный крах:
Вещь о пяти концах.
Голые скалы, слоновьи ребра...
Море устало, устать -- быть добрым.
Вечность, махни веслом!
Влечь нас. Давай уснем.
Вплоть, а не тесно,
Огнь, а не дымно.
Ведь не совместный
Сон, а взаимный:
В Боге, друг в друге.
Нос, думал? Мыс!
Брови? Нет, дуги,
Выходы из --
Зримости.
Вандея, St. Gilles-sur-Vie.
Mай 1926
[*] -- Речь идёт о детской песенке (фр.).
Примечания
Впервые поэма напечатана в журнале "Вёрсты" (Париж. 1928. No 3).
Поэма написана в мае 1926 года как поэтическое письмо к Б. Пастернаку; имела первоначальное название "Вместо письма". Цветаева с детьми в это время находилась в Вандее, на берегу Атлантического океана.
Ченчи -- семья римских дворян, живших в XVI веке. Франческо Ченчи, женившись второй раз, жестоко обходился с детьми от первого брака. После его скоропостижной смерти красавица дочь Беатриче, обвинённая в отцеубийстве, была казнена вместе с братом и мачехой. Позже её невиновность была доказана. Судьбе этой молодой девушки Шелли посвятил драму "Беартиче Ченчи".
Кастальский ток -- источник поэтического вдохновения на горе Парнас, где обитали Аполлон и музы (греч. миф.).
Орфей -- древнегреческий певец и музыкант (греч. миф.).
Арфист -- певец и музыкант в романе Гёте "Годы учения Вильгельма Мейстера".
Шуаны -- контрреволюционные мятежники в период первой французской революции. Название получили от павшего в битве в 1794 году Жана Шуана.
Коли отстали от Вифлеемской. -- Имеется в виду Вифлеемская звезда, возвестившая миру о рождении Иисуса Христа.