Надобно вам знать, что воздействие воли -- немалая статья во врачевании.
Парацельс

Предтеча и его время

Ни о чем не судят так поверхностно, как о характере человека, а именно здесь нужно быть всего осторожнее. Ни в каких делах не склонны люди менее терпеливо дожидаться целого, а оно, собственно, и создает характер. Я всегда находил, что так называемые плохие люди выигрывают, а хорошие теряют.

Лихтенберг[21]

В продолжение целого столетия Франц Антон Месмер, этот Винкельрид[22] современной психотерапии, занимал место на позорной скамье шарлатанов и мошенников, рядом с Калиостро[23], графом Сен-Жерменом[24], Джоном Ло[25] и другими авантюристами той эпохи. Напрасно суровый одиночка среди немецких мыслителей протестует против позорного приговора университетской науки напрасно превозносит Шопенгауэр[26] месмеризм как самое содержательное, с философской точки зрения, из всех открытий, хотя бы даже оно задавало порою загадок больше, чем разрешало их. Но предрассудок труднее опровергнуть, чем какие бы то ни было суждения. Дурная слава распространяется без проверки, и вот один из наиболее добросовестных немецких исследователей, отважный и одинокий путник, шедший на свет и на блуждающие огоньки и указавший дорогу новейшей науке, прослыл двусмысленным фантастом, подозрительным мечтателем; и никто не дал себе труда проверить, сколько существенных, мирового значения перспектив возникло из его ошибок и давно уже преодоленных крайностей. Трагедия Месмера в том, что он пришел слишком рано -- и слишком поздно. Эпоха, когда он выступил, именно потому, что она так величаво гордилась разумом, полностью отрешена от всякой интуиции: это (опять по Шопенгауэру) -- сверхумная эпоха просвещенности. За сумеречным сознанием средневековья, благоговейным и смутно чающим, последовало поверхностное сознание энциклопедистов[27], этих всезнаек -- так, по точному смыслу, следовало бы перевести это слово, -- грубо-материалистическая диктатура Гольбахов[28], Ламетри[29], Кондильяков[30], которой вселенная представлялась интересным, но допускающим улучшения механизмом, а человек -- всего лишь курьезным мыслящим автоматом. Полные самодовольства, -- ибо они уже не сжигали ведьм, признали добрую старую Библию незамысловатой детской сказкой и вырвали у господа бога молнию при помощи Франклинова громоотвода[31], -- эти просветители (и их убогие немецкие подражатели) объявили нелепыми бреднями все, чего нельзя ухватить пинцетом и вывести из тройного правила, выметая, таким образом, вместе с суеверием и малейшее зернышко мистики из прозрачной как стекло (и как стекло ломкой) вселенной своего dictionnaire philosophique [Философский словарь]. То, чего нельзя было математически проанализировать, они, в бойком своем высокомерии, признали призрачным, а то, чего нельзя постигнуть органами чувств, не только ничтожным, но просто несуществующим.

В такую нескромную, неблагочестивую эпоху, обожествившую единственно свой собственный, исполненный самодовольства разум, явился неожиданно человек, утверждающий, что вселенная наша отнюдь не пустое, бездушное пространство, не безучастное мертвое ничто вокруг человека, но что она непрестанно пронизывается невидимыми, неосязаемыми и лишь внутренне ощутимыми волнами, таинственными токами и напряжениями, которые, в длительной передаче, соприкасаются друг с другом и друг друга оживляют, как одна душа другую, как мысль -- мысль. Неосязаемый и не имеющий пока имени, равнозначащий, может быть, той силе, что излучается от звезды к звезде и в лунную ночь поднимает сомнамбул, этот неведомый флюид, мировая материя, способен, будучи передан от человека к человеку, создать поворот в душевных и телесных болезнях и восстановить таким способом ту высшую гармонию, которую мы называем здоровьем. Где источник этой изначальной силы, каково ее истинное имя, ее подлинная сущность, он, Франц Антон Месмер, не может сказать определенно; пока что он, ex analogia [по аналогии], именует эту действенную материю магнетизмом. Но пусть испытают, -- просит он академии, настаивает он перед профессорами, -- какое изумительное действие вызывает этот способ при простом поглаживании кончиками пальцев; пусть без всякой предвзятости познакомятся наконец со всеми этими болезненными кризисами, загадочными состояниями, прямо-таки волшебными излечениями, которые он производит при расстройстве нервов единственно путем магнетического воздействия (теперь мы говорим: внушения). Но академически-профессорская просвещенность упорно противится тому, чтобы бросить хоть один бесстрастный взгляд на все указанные Месмером и стократно удостоверенные явления. Этот флюид, эта сила симпатической передачи, сущность которой не поддается четкому объяснению (уже это одно подозрительно), не значится в компендиуме всех разгадок, в dictionnaire philosophique, a следовательно, подобных вещей не должно быть. Явления, на которые указывает Месмер, необъяснимы при помощи голого разума. Следовательно, они не существуют.

Он пришел столетием раньше, чем следовало, Франц Антон Месмер, и он опоздал на два-три столетия. Ранняя эпоха медицины проявила бы участливое внимание к его сторонним опытам, ибо широкая душа средневековья способна была вместить все непостижимое. Она умела еще изумляться чисто по-детски и верить собственному внутреннему потрясению больше, чем простой видимости. Будучи легковерной, эта эпоха была слишком глубоко проникнута волею к вере, и ее мыслителям, как истовым богословам, так и светским людям, не показалось бы нелепым учение Месмера о том, что между макрокосмом и микрокосмом, между мировою душою и душою индивидуума, между созвездием и человеком существует материально преображенная, трансцендентная связь; и вполне понятным явилось бы его воззрение, что один человек может волшебным образом влиять на другого магиею своей воли и умелым обращением. Без всякого недоверия, с любознательно раскрытым сердцем взглянула бы фаустовски-универсальная мировая наука того времени на опыты Месмера; и в свою очередь, новейшая наука смотрит на большинство психотехнических операций этого первого магнетизера отнюдь не как на фокусничество или чудо. Именно потому, что мы день за днем, едва ли не час за часом узнаем о новых невероятных открытиях и чудесах в области физики и биологии, мы долго и добросовестно колеблемся, прежде чем признать неверным то, что вчера казалось невероятным; и действительно, многие из месмеровских открытий и опытов без труда согласуются с нашим сегодняшним представлением о мире. Кто станет оспаривать нынче, что наши нервы, наши чувства подвержены таинственным и связующим воздействиям, что мы являемся "игралищем любого давления атмосферы", испытывая магнетическое влияние бесчисленных импульсов, внутренних и внешних? Мы, к кому только что сказанное слово в ту же секунду перелетает через океан, не научаемся разве ежедневно наново тому, что окружающий нас эфир оживлен неосязаемыми колебаниями и жизненными волнами? Нет, нас отнюдь не пугает больше мысль Месмера, когда-то оспаривавшаяся, что от нашего индивидуального существа исходит совершенно своеобразная и определенная личная сила, которая, излучаясь далеко за пределы того или другого нерва, способна воздействовать определенным образом на чужую волю и чужую личность. Но роковым образом Месмер явился слишком рано или слишком поздно: как раз та эпоха, в какую он имел несчастье родиться, не обладала органом для смутно-благоговейных чаяний. Никаких камер обскур в делах психики: прежде всего порядок в незатененный свет! И именно там, где начинается таинственная игра сумеречного света, при переходах от сознательного к бессознательному, холодный дневной взор рационалистической науки оказывается вконец слепым, И так как она не признает за душою индивидуальной созидающей силы, то и ее медицина видит в часовом механизме homo sapiens только повреждение органов, больное тело, но ни в коем случае не потрясение душевное. Неудивительно поэтому, что при душевных расстройствах она не знает ничего другого, как только цирюльничью премудрость: слабительное, кровопускание, холодную воду. Помешанных привязывают к колесу и вертят до тех пор, пока пена не пойдет у них изо рта, или колотят до бесчувствия. Эпилептиков накачивают всякими снадобьями, все нервные состояния объявляют просто несуществующими, потому что не умеют к ним подойти. И когда этот отщепенец Месмер впервые начинает помогать при таких заболеваниях посредством своего магнетического, кажущегося магическим воздействия, возмущенный факультет отворачивает глаза и утверждает, что налицо только фокусничество и обман.

В этой отчаянной авангардной схватке за новую психотерапию Месмер совершенно одинок. Его ученики, помощники еще на полстолетия, на целое столетие от него отстали. И одиночество трагически усугубляется: у этого борца нет даже такого панциря, как полная уверенность в себе. Ибо Месмер чувствует только верное направление, дороги он еще не нашел. Он чувствует, что стоит на верном пути, чувствует, что случайно оказался в жгучей близости от тайны, великой и плодотворной тайны, и знает все же, что один не способен разрешить ее и раскрыть до конца. И потрясающе поэтому, как человек, которого легкомысленная молва целое столетие чернила как шарлатана, просит содействия и помощи именно у врачей, своих товарищей; подобно тому как Колумб перед своим отплытием блуждает от одного королевского двора к другому со своим планом морского пути в Индию, так и Месмер обращается то к одной, то к другой академии и просит интереса и содействия своей идее. И у него, как у его великого собрата, в начале его пути ошибка, ибо, всецело в обаянии средневековой мечты о таинственном составе, Месмер полагает, что своей магнетической теорией он открыл всеисцеляющее средство, эту вечную Индию старинного врачебного искусства. В действительности, он давно уже, сам того не сознавая, открыл гораздо больше, чем новую дорогу; он, как Колумб, обрел целый материк науки, с бесчисленными архипелагами и далеко еще не исследованными странами психотерапию. Ибо все эти, только теперь раскрывшиеся страны новой психиатрии -- гипноз и внушение, Christian Science и психоанализ, даже спиритизм и телепатия расположены на том новом континенте, который открыл этот трагический одиночка, сам не зная того, что вступал на другую, чуждую медицине часть земного шара. Другие возделали его области и собрали жатву там, где он бросил в борозды семена, другие вкусили славу, в то время как его имя предается наукою позорному забвению вместе с именами всяческих еретиков и пустословов. Его современники возбудили против него судебное дело и вынесли ему обвинительный приговор. Приспело время посчитаться с его судьями.

Примечания

21 Лихтенберг, Георг Кристоф (1742-1799) -- немецкий писатель, ученый-физик. Иностранный почетный член Петербургской АН. Его перу принадлежат сатирические памфлеты, работы по художественной и театральной критике. Автор сборника "Афоризмы" (1764- 1799) бытового, философского, социально-политического и литературного характера.

22 Винкельрид, Арнольд -- народный герой Швейцарии. Согласно преданию, героически погиб в битве при Земпахе в 1386 г., обеспечив победу швейцарцев в борьбе за освобождение страны от власти австрийских Габсбургов.

23 Калиостро, Алессандро (наст, имя Джузеппе Бальзамо) (1743- 1795) знаменитый международный авантюрист, выдававший себя за медика и алхимика, мага и заклинателя духов. Основал тайную секту франкмасонства. Пользовался большой популярностью в придворных кругах Западной Европы и России. Уличенный в обмане, не раз спасался бегством из разных стран. Как масон и авантюрист был осужден в Риме на пожизненное заключение.

24 Граф Сен-Жермен (ум. в 1795) -- международный авантюрист, алхимик, выдавал себя за бессмертного мага и чародея, обладателя "эликсира жизни", а также "философского камня", способного превращать металлы в золото. Как и Калиостро, объездил многие страны Европы.

25 Ло, Джон (1671-1729) -- французский финансист, родом из Шотландии. В 1716 г. основал частный банк, который в 1720 г. был преобразован в государственный. В 1717 г., став министром финансов, пустил в обращение бумажные деньги, не обеспеченные золотом и серебром. В связи с инфляцией и поднявшимся против него возмущением бежал в Брюссель, затем в Венецию, где и умер.

26 Шопенгауэр, Артур (1788-1860) -- немецкий философ, один из представителей иррационального направления в западноевропейской философской мысли. Автор двухтомного труда "Мир как воля и представление", в котором изложил свое понимание взаимосвязей между пространством и временем, волей к жизни и ее разнообразными формами объективации, бессознательными влечениями и сознательной деятельностью человека. Согласно его учению, началом всего сущего является бессознательная "мировая воля", а первым актом сознания представление. Весь ход мировой истории -- от возникновения природных объектов до появления разумных существ -- рассматривается им через призму бессознательной воли, которая в процессе внутреннего развертывания проходит ряд ступеней, предопределяя тем самым развитие мира и человека. Исходным пунктом познания признается представление, возникающее в силу взаимодействия человека с миром и обусловливающее совершенствование мыслительной деятельности людей.

27 Энциклопедисты -- французские философы-просветители, писатели, ученые (Вольтер, Гельвеции, Гольбах, Кондильяк, Монтескье, Руссо и многие другие), создавшие по инициативе Д. Дидро и Ж. Л. Д'Аламбера многотомную "Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел" (1751-1780) и оказавшие огромное влияние на умонастроения масс накануне Великой французской революции (1879-1894).

28 Гольбах, Поль Анри (1723-1789) -- французский философ-просветитель, один из авторов "Энциклопедии", выступал с критикой религиозного мировоззрения и феодальной формы собственности.

29 Ламетри, Жюльен Офре де (1709-1751) -- французский философ, врач. За антирелигиозную направленность его книги -- "Естественная история души" (1745) и "Человек-машина" (1747) подверглись публичному сожжению.

30 Кондильяк, Этьен Бонно де (1715-1780) -- французский философ-просветитель, член Французской Академии, один из основоположников ассоциативной психологии. В двухтомном "Трактате об ощущениях" (1754) развил сенсуалистическую теорию познания, согласно которой ощущения человека рассматриваются в качестве основы знаний о мире.

31 Франклинов громоотвод -- молниеотвод (громоотвод), изобретен американским ученым, публицистом и государственным деятелем Бенджамином Франклином (1706-1790). Франклин -- один из авторов Декларации независимости (1776) и Конституции США (1787). Выступал против религиозного догматизма, за веротерпимость, свободу совести и "естественную религию", ограничивающую функции бога актом сотворения мира.