1. Католичество — "муравейник", где все предписывается свыше духовным начальством, и верующие, своего рода рабы, не несут бремени свободы и ответственности. Так думал о католичестве Достоевский.
Это представление о католичестве происходит от смешения разных понятий. Католичество не больше "муравейник", чем любой благоустроенный, в духовном отношении процветающий монастырь. Соблюдение общего устава и повиновение одному отцу, настоятелю, делает людей не "муравьями", а подлинными чадами Божиими. Муравейник получается только тогда, когда Церковью правят не Богом на то установленные пастыри, а посторонние самозванные властелины. В католичестве, правда, меньше простора для психологической свободы, свободы следовать тому или иному соблазнительному учению или влечению сердца, но зато гораздо больше, чем где бы то ни было, духовно-нравственной свободы и той подлинной благодатной свободы, которую прославлял Апостол Павел, этот великий проповедник христианского послушания. Сознание же большой ответственности перед Богом и перед людьми и есть именно тот мощный двигатель, который побуждает католиков, духовенство и мирян, жертвенно трудиться над приведением ко Христу всех людей без изъятия, всех народов земного шара, над объединением всех христиан в единой Церкви Христовой, над оказанием посильной помощи всем нуждающимся и обремененным.
2. Католическая Церковь есть государство. Так полагают у нас очень многие, особенно из тех, кто находится под влиянием протестантов.
Между государством и Католическою Церковью есть огромная, существенная разница. Государство, если только оно остается верным своему назначению, указанному Божественным природным законом, и не вторгается в чуждую ему область действия, стремится к установлению временного земного благоденствия всего народа. Церковь же есть общество религиозного характера, имеющее в виду вечное спасение людей. Церковь, правда, есть "совершенное общество", самостоятельно организованное объединение верующих. Но такова ведь была воля Спасителя, Который велел отдавать кесарево кесарю и Божие Богу. Государства многочисленны, они появляются в истории и исчезают; Церковь же одна и единственна на весь мир и навсегда. Государство национально; Церковь сверхнациональна. Государство действует внешними мерами принуждения, Церковь нравственно-духовными прещениями или убеждениями. Государство опирается на полицию и военную мощь; Церковь — на истину и голос совести. Правда, в прошлые века папа долго был одновременно государем в средней Италии; но это было преходящее явление, существа Церкви не касающееся. Современный крошечный "Град Ватикан" имеет символическое значение и служит для того, чтобы напоминать всем "сильным мира сего", что верховное управление всей Церкви должно быть независимым, нейтральным, свободным от политических давлений. Папа не может быть подданным кого бы то ни было на земле.
3. Католичество есть богатейшая организация; по всему миру папа содержит на свои средства множество разных учреждений. Так думают иные.
Верно то, что католики содержат повсюду тысячи школ, приютов, миссий, издательств и т. д. и что расходы на содержание этих учреждений огромны. Но средства эти почти целиком текут не из каких-то богатых церковных владений, а порождаются неисчерпаемой жертвенностью всех искренних католиков и вырастают постепенно из "вдовьей лепты", из мелких, но бесчисленных пожертвований преимущественно бедных людей. Вот типичный пример: в Австрии недавно скончалась одна скромная служанка; в течение сорока лет, отказывая себе во всем не безусловно необходимом, она копила свои скудные сбережения и на собранные таким образом деньги построила церковь и какой-то приют. В хороших католических семьях приучают детей отказываться от удовольствий в пользу нищих, миссий или больниц. Этот удивительный и постоянный поток жертвенности лишь в очень незначительной части проходит через Ватикан и дает Св. Отцу возможность хоть отчасти помогать множеству нуждающихся, которые обращаются к нему за помощью. Никаких постоянных налогов или денежных взысканий в католичестве не существует, разве что где-либо население добровольно возьмет на себя обязанность делать регулярные взносы на определенные благочестивые предприятия или учреждения.
Во многих католических странах большинство священников, ученых богословов, подчас епископов, не говоря уже о монахах или миссионерах, живут более бедно чем чернорабочие. Уже давно папы и кардиналы в частной жизни довольствуются очень простой пищей и обстановкой. Во время второй мировой войны папа Пий XII отказывал себе даже в столь нужном в его возрасте отоплении.
Глубоко ошибаются все те, кто полагает, что Католическая Церковь "оплачивает" переходы в католичество из других вероисповеданий. Это уж просто недобросовестная клевета. Посильная помощь оказывается в католичестве независимо от вероисповедания нуждающихся, и вряд ли найдется хоть несколько "конвертитов", которым присоединение к католичеству принесло бы материальные выгоды. Для тех, кто торгует религией, нет места в католичестве. Католики, духовенство и миряне, гораздо больше уважают и ценят, хотя и объективно ошибающихся с католической точки зрения, но добросовестных православных или протестантов, чем тех, кто старается войти в число чад Католической Церкви по соображениям, хотя бы и религиозным, но не совсем чистым от примеси посторонних расчетов.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 Примечания