За настоящимъ, возлюбленные, празднествомъ, которое Духъ Святый освятилъ Своимъ сошествіемъ, обыкновенно следуетъ торжественный постъ, благодетельно установленный для уврачеванія души и тела, и потому требующій, чтобы мы соблюдали его съ достодолжнымъ благоговеніемъ. Ибо мы не сомневаемся, что после того, какъ Апостолы исполнились обетованною Силою свыше (Лук. 24, 49), и Духъ истины вселился въ сердца ихъ, между прочими тайнами небеснаго ученія, по внушенію Утешителя, преподано было также ученіе о духовномъ воздержанiи, дабы сердцá, очищаясь постомъ, делалисъ способнейшими къ принятію благодатныхъ дарованій. Хотя Всемогущій Своею помощію былъ присущь Ученикамъ Христовымъ, и Начальниками возникавшей Церкви управлялъ Богъ Отецъ, Сынъ и Святый Духъ: однакожъ имъ нельзя было сражаться съ предстоявшими усиліями гонителей и яростными угрозами нечестивыхъ въ изнеженномъ теле и утучненной плоти; поелику то, что услаждаетъ внешняго нашего человека, наиболее разрушаетъ внутренняго, и напротивъ разумная душа темъ более очищается, чемъ более умерщвляется плоть.

Посему — то оные Учители, примеромъ и наставленіями своими просветившіе всехъ чадъ Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святымъ постомъ, чтобы, выходя на брань противу духовнаго развращенія, иметь для сего оружіе въ воздержанiи, которымъ можно было бы умертвить греховныя вожделенія; поелику невидимые наши противники и безплотные враги не одолеютъ насъ, если мы не будемъ предаваться плотскимъ похотямъ. Хотя желаніе — вредить намъ — въ искусителе постоянно и неизменно; но оно останется безсильнымъ и бездейственнымъ, когда онъ не найдетъ въ насъ такой стороны, съ которой можно было бы ему сделать свое нападеніе. Но кто, будучи облеченъ бренною плотію, и находясь въ семъ мертвенномъ теле, кто, даже на высшей степени совершенства, можетъ быть такъ уверенъ въ своихъ силахъ, чтобы почитать себя вне опасности со стороны обольщеній плоти? Правда, Божественная благодать всегда творитъ победителями Святыхъ Своихъ, но не уничтожаетъ самаго подвига борьбы. И сіе мы должны признавать за милосердіе Промыслителя нашего, Который желая, чтобы мы, по непостоянству своей природы, не возгордились одержанною победою, никогда не отнимаетъ у насъ случая подвизаться для новыхъ победъ.

По сей — то причине установленъ неизменный и спасительный обычай, после святыхъ и радостныхъ дней, празднуемыхъ нами въ честь Господа, воскресшаго изъ мертвыхъ и потомъ вознесшагося на небеса, и после принятія дара Свягаго Духа, проходить поприще поста; чтобы благочестивымъ воздержаніемъ наказать себя за то, что, можетъ быть, по неумеренной свободе и необузданному произволу, мы позволили себе среди радостей празднествъ. Но сей обычай еще усерднее дóлжно соблюдать съ тою целію, чтобы въ насъ пребывали те дары, которые отъ Бога сообщены ныне Церкви. Поелику, сделавшись храмомъ Святаго Духа, и более чемъ когда — либо бывъ напоены божественными водами, мы не должны покоряться никакимъ вожделеніямъ; не должны служить никакимъ порокамъ; дабы жилище добродетели не осквернялось ничемъ нечистымъ. При помощи и содействіи Божіемъ мы все можемъ достигнуть сего, если только, очищая себя постомъ и милостынею, будемъ стараться освободить себя отъ сквернъ греховныхъ и приносить обильные плоды любви. Имущество, которое иждиваемъ на пищу беднымъ, на врачеваніе больныхъ, на выкупъ пленныхъ и на другія дела благочестія, не умаляется, но увеличивается, и у Бога никогда не погибнетъ то, что раздала благочестивая щедрость; поелику мы блюдемъ самимъ себе въ награду то, что даемъ въ пособіе другимъ. Блаженны милостивые, ибо они будутъ помилованы Богомъ (Матф. 5, 7). Аминь.

Печатается по изданiю: Святаго Льва Великаго Изъ слова о посте по Пятидесятнице. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». — 1838 г. — Часть II. — С. 313–317.