Что такое язык и каково его происхождение?

К своей родной речи, к своему языку мы привыкаем с детства, как к родной стихии. Слушая слова матери, ребенок учится не только мыслить, но и чувствовать; овладевая языком, он начинает не только говорить, но и переживать и радость и горе. Поэтому-то родная речь для нас не только язык, но и мысль, и чувство, и повод к действию, и средство приобщения ко всей человеческой культуре.

На земле существует много различных языков — их насчитывают около трех тысяч. Среди этого множества есть и языки-гиганты, на которых говорят и которыми пользуются миллионы людей, и языки карлики, вроде бушменского (Африка) или урабунна (Австралия), на которых говорят лишь несколько сотен человек.

Но какой бы язык мы ни взяли, он неотделим от мысли.

Ясное и отчетливое мышление протекает не только в зрительных картинах, но и в так называемых словесных образах. Даже во сне или задумавшись люди часто двигают губами. Таким образом, не только речь человека, но и его мысль членораздельна.

Мысль может быть выражена не только звуками. Можно говорить движениями рук и тела, рисунками, можно объясняться, показывая какие-либо вещи или указывая на предметы. Глухонемые, например, привыкли выражать свои мысли движениями рук и пальцев. Но во всех этих случаях работа нашего мозга тесно связана с каким-нибудь способом наружно выражать свои мысли. Ученые, наблюдавшие глухонемую и слепую от рождения девушку, заметили, что она и во сне продолжает шевелить пальцами.

Работа мозга у современного человека тесно связана со способностью речи. Это подтверждают любопытные примеры мозговых болезней, когда больные забывают имена существительные, но продолжают правильно произносить другие слова. Великий английский естествоиспытатель Чарлз Дарвин сказал, что «длинная и сложная нить мысли не может развиваться без помощи слов, так же как длинное вычисление — без употребления формул и алгебраических знаков».

Из всех способов людей общаться друг с другом только звуковая речь смогла стать достоянием всего общества и превратиться в могучее орудие культуры.

Человеческая речь — это сама мысль, облеченная в одежду звуков. Наш родной язык — это наше сознание, воплощенное в звуках. От мысли к речи — только один шаг. «Непосредственная действительность мысли — это язык», писали Маркс и Энгельс, обнаруживая в этих словах глубочайшее понимание самой сути языка.

На каком бы языке человек ни говорил, он мыс лит словами. Но всегда ли существовала эта связь звука и мысли? Как она зародилась и возникла? Как родилось слово, выражающее эту мысль?

Это оставалось загадкой для людей в течение многих столетий и загадкой почти неразрешимой, хотя трудно даже перечислить все те предположения и мысли, которые за все время существования цивилизованного человечества были по этому поводу высказаны.

Многие ученые пытались ответить на вопрос: какова была речь древнейшего человека, с каких слов она началась?

В течение многих веков единственным объяснением происхождения языка и его разнообразия служило го толкование, которое давалось религией. Для религии «всё от бога», для нее и язык — тоже «дар божий». Многие из нас и поныне для обозначения полного беспорядка употребляют выражение «вавилонское столпотворение», не подозревая, что это «вавилонское столпотворение» служит тем объяснением разнообразия человеческих языков, которое дается в библии.

По библии, дело происходило следующим образом. Сотворив Адама, бог привел к нему всех птиц и зверей, и человек дал имя каждому предмету, каждому живому существу. Долгое время на земле существовал один язык. Но затем люди возгордились и задумали построить в городе Вавилоне столп, или башню, до самого неба. Богу эта затея не понравилась, и вот, для того чтобы ее расстроить, он пере путал язык строителей столпа, так что они перестали понимать друг друга. Они бросили свою работу, но с тех пор так и стали говорить на разных языках.

Эта библейская теория божественного происхождения языка давно уже потеряла в силу своей слишком явной нелепости всякое доверие у культурных людей.

Одной из самых первых и самых несовершенных теорий о происхождении языка была звукоподражательная: речь началась с того, что древний человек подражал звукам окружающей его природы и каждое такое подражание стало впоследствии названием отдельных предметов и животных, подобно тому как малые дети называют корову — му, часы — тик-так кошку — мяу-мяу.

… Малые дети называют корову — му, кошку — мяу-мяу, часы — тик-так …

Но и в быту и в природе есть множество предметов и явлений, не производящих никаких звуков, но имеющих для человека огромное значение, — пища одежда, жилище, огонь.

Да и самое подражание звукам предполагает уже очень развитую способность их произношения, которой, конечно, еще не могло быть у первоначального человека.

Гораздо вернее предположить, что эти слова не древнейшего, а вторичного, позднейшего происхождения и принадлежат той эпохе, когда человек уже умел отчетливо произносить отдельные слова и звуки.

Другие ученые предполагали, что речь возникла из непроизвольных выкриков, что первобытный человек создавал первые слова, передавая звуками свои ощущения. Мы и теперь говорим: Ух, как высоко! Фу, какой противный! Брр, какой холод!

Кроме того, если б зарождение языка действительно шло по этому пути, то все предметы, возбуждавшие в человеке страх, например, хищные звери, обязательно получили бы во всех языках сходные названия. Такими же похожими были бы и обозначения предметов, вызывавших радость, боль или ужас.

Обе эти теории не принимают во внимание и еще одного очень важного обстоятельства: даже древнейшая речь должна была выражать не только чувства человека, но и какие-то, хотя бы простейшие, его мысли. Вот по чему эти теории были отвергнуты другими исследователями и получили насмешливое название: «теория гав-гав» — звукоподражания и «теория фу-фу» — непроизвольных выкриков.

Более убедительным и правдоподобным на первый взгляд было предположение, что сначала люди выражали свои мысли движениями рук, жестами и, воспроизводя ими рабочие движения, легко передавали друг другу «название» той или иной работы.

К этим движениям рук очень скоро прибавились и звуки, а звуки развивались якобы из тех непроизвольных сосательных движений губ, языка и глотки которые знакомы каждому с младенческого возраста.

Так будто бы появились в языке древнейшие прищелкивающие звуки, и до сих пор сохранившиеся в наречиях многих племен и народностей, в особенности у бушменов и северо-американских индейцев.

Особую убедительность этой теории происхождения речи придавало то обстоятельство, что у северо-американских индейцев, например, немой язык жестов служит единственным средством общения между соседними племенами, совершенно не понимающими словесного языка друг друга. Один русский путешественник записал однажды длинную безмолвную беседу, происходившую на его глазах между индейцами двух различных племен. Теннанал (так звали одного индейца) объяснил знаками в ответ на вопрос другого, что он из племени «людей горной реки». Потом он поднял руки и три раза изобразил, складывая соответственно указательный и большой палец, полумесяц и круг. Это значило: «луна, новая и полная, три раза».

Далее на простертой ладони правой руки запрыгал вперед указательный палец левой, что говорило достаточно ясно: шел пешком. Затем обе руки подражают гребле на лодке. Все эти знаки были ответом на вопрос: сколько дней пути от горной реки? — и значили: путешествовал три месяца, пешком и в лодке.

Безмолвный рассказ индейца продолжался. Он скрестил обе руки на груди и сделал вид, как будто дрожит: холодно, зима, то есть сказал, что пустился в путь зимой. Указательным пальцем правой руки указал на себя, а левую протянул к западу: я шел на запад. Правую руку, сложив горстью, поднес ко рту — «вода»; потом описал ею волнообразную линию и указал опять на запад: «пришел к реке, текущей на запад». Дальше индеец рассказал таким же путем, как он набрел на лагерь, в котором оказалось трое белых людей. Один из них был маленького роста, носил очки, занимался торговлей и дал рассказчику крепкий напиток. От него у индейца болела сильно голова, и его качало из стороны в сторону. Потом они вместе выстроили хижину и охотились в лесу на оленей. Один из белых стрелял и убил двух оленей.

Вернулись в лагерь.

Дальше индеец дважды описал правой рукой в воздухе дугу с востока на запад, подражая движению солнца; это значило: «два дня». Левая рука была затем поднесена ко рту, точно держа что-то. а правая рука изобразила движения отрывания и вкладывания в рот: «ели» (мясо оленя). Тут правая рука прижалась к сердцу, двигаясь немного назад и вперед, как нельзя лучше передавая воспоминание об испытанном от этого пиршества удовольствии. Затем индеец простер руки перед собой, выставив на правой един, а на левой — три пальца; сделав это, он развел руки, правой указывая на восток, а левой — на запад. Это значило: «три человека и рассказчик расстались. Они ушли на запад, а он — на восток».

Индеец говорил жестами: «С нами было двое»…

Индеец продолжал свой рассказ еще очень долго, но мы всего не станем здесь передавать. Ведь уже из переданной части читатель ясно может видеть, до какой поразительной степени этот безмолвный язык может заменить собой речь.

Таков этот язык жестов, кажущийся нам теперь чем-то диковинным. Но если читатель имеет возможность наблюдать маленьких ребят, не научившихся еще говорить, то увидит, что они иногда усердно пользуются языком знаков для выражения своих желаний. Таким образом, и среди нас всякий, прежде чем научиться, по примеру других, владеть родной речью, упражняется в немом языке знаков, которому его никто не учит. Вот это-то и заставляло некоторых ученых думать, что в незапамятную седую старину, когда человечество переживало свое детство, безмолвный язык лица, рук и всего тела был его первым способом изъяснения.

Даже из того немногого, что мы приводим в этой книжке, можно убедиться в том, какое множество самых различных предположений было у людей о рождении речи, начиная с библейских легенд. Но все они были настолько же убедительны, насколько убедительной и достоверной может быть любая фантастическая сказка.

Знаменитый советский ученый академик Николай Яковлевич Марр, на основе учения Маркса и Энгельса, Ленина и Сталина, установил, что развитие речи у людей началось с того, что в древнейшие времена человек уже употреблял звуки в соединении с ручной речью. Этим советский языковед положил качало всем нынешним научным объяснениям происхождения языка.

Подлинную научность ответ на этот вопрос стал приобретать только тогда, когда было непреложно доказано, что человеческий род имел свое начало в животном мире. Современное учение о происхождении языка основано именно на этой истине.

Но есть ли у животных речь, свой язык? Могут ли они каким-нибудь способом выражать свои ощущения и понимать ощущения других животных? Существуют ли у них хоть какие-нибудь зачатки тех способностей, из которых могла бы развиться человеческая речь, подобно тому, как из животных предков развился сам человек?

Есть ли речь у животных?

С незапамятных времен люди верили, что животные говорят. Поэтому в народных сказках постоянно упоминаются птичий язык и язык зверей.

Многие животные способны издавать звуки. От усилия, возбуждения, боли, страха, злобы напрягаются дыхательные и гортанные мышцы, и животное испускает писк, визг, шипенье, рев, смотря по тому, какой у него голос, так же непроизвольно, как от напряжения других мускулов оно ощетинивается, скалит зубы, машет хвостом или бьет копытом о землю.

Многие животные способны реветь …

… пищать от страха и боли …

… рычать и визжать…

Это еще не речь. И из подобных непроизвольных голосовых движений речь не могла бы создаться.

Птицы в стае оживленно чирикают; они не сообщают ничего друг другу, но они общаются между собой, — это тоже стадный условный рефлекс.

По представлениям человека, у каждой породы животного есть как бы свое «слово», свой сигнал — муу, мээ, мяу, гав и так далее. Оно, как нам кажется, выражает различные чувства, звучит в разных случаях по-разному.

Кто когда-нибудь видел осенний слет галок, кто наблюдал в зоопарке обезьян, тот знает, как оглушительна своеобразная галочья «речь», как разно образна и оживленна забавная мимика обезьян. Однако ни крики, ни мимика, ни жесты животных не могут быть названы языком. Все это — сигнализация, носящая непроизвольный, инстинктивный характер; она выражает лишь определенные чувства, так называемые аффекты.

Высшие породы обезьян — наиболее развитые представители животного мира. И потребности, и способности, и поведение их разнообразнее и сложнее. Поэтому и учеба у них дольше. Львенок, волчонок, теленок, щенок к двум годам становятся способными к самостоятельному существованию. Обезьянке нужно для воспитания вдвое больше времени. Поэтому и стадная связь и организация у обезьян гораздо крепче и развитее, и выражение чувств гораздо богаче и разнообразнее.

Шимпанзе способен плакать и смеяться, дразнить и обижаться, забавляться и скучать, приходить в восторг и в отчаяние, любопытствовать и подражать, усердно заниматься интересующим его делом.

И «словарь» обезьяны значительно больше: он насчитывает около трех десятков различных «слов».

Так, хагкх-кауг-гуаггак выражает удовольствие или предвкушение удовольствия и связано, очевидно, с глотательными движениями (у обезьяны «текут слюнки»); хем-хем — довольное кряхтенье, особенно при прыжках с дерева на дерево, связанное, вероятно, с замиранием сердца и задержкой дыхания; кухи-киг-хииг — смешок радости; сок-окуг — испуганное оханье; превт-превт — губные звуки, вроде нашего «тпру», производимые во время игры; круг-крууг — недовольное ворчание: кок-кук-хуук — выражение гнева (со сдавленным горлом и стиснутыми зубами); куи- и-и — визг восторга, радостный призыв (ставший у туземцев Полинезии окликом вроде нашего «ау!»); туиввг — жалобный призыв. В последнее время «язык обезьян» особенно тщательно изучала русская исследовательница Лодыгина-Котс. Наблюдая в Москве детеныша шимпанзе по прозвищу Иони в возрасте от полутора до четырех лет, она установила, что после легкой словесной дрессировки, сопровождаемой жестами, он научился понимать обращенные к нему человеческие фразы и даже сам издавал до двадцати трех различных по качеству звуков, выражавших различные чувства и желания, употребляя ряд движений (жестов), тоже выражавших его чувства и желания.

Шимпанзе Иони.

В ответ на звуки, издаваемые человеком и воспроизводящие звуки шимпанзе (например, звуки уханья, кряхтенья, харканья, хрюканья), Иони издавал их еще сильнее, как бы стараясь перекричать человека.

Выражение ощущений у детеныша орангутана. Хохот…

Иони прекрасно научился подражать собачьему лаю, но ни разу на протяжении двух с половиной лет исследовательнице не удалось подметить у него никаких попыток к воспроизведению даже подобия человеческих членораздельных звуков.

В криках шимпанзе ухо человека при некотором навыке может выделить гласные и согласные звуки, хотя они не так четки и отработаны, как человеческие, и колеблются, отклоняясь от одного постоянного образца. Так, например, звуки «г», «нг», «к» обезьянами не различаются и представляют собою лишь колебания одного и того же согласного элемента. Целый ряд отдельных звуков шимпанзе напоминает человеческие: например, согласные «м», «г», «к», «х»; гласные «у», «а».

Однако значение криков в целом еще очень далеко от значения человеческих слов и предложений.

Удивление…

Крики и «слова» обезьян выражают лишь чувства или желании животного, но еще не мысли. Но в то же время они не похожи на непроизвольные выкрики, вырывающиеся, у животных и людей в припадке сильного чувства. В этом отношении они выше звуков, которые может издавать собака (лай, визг, вой), и криков других, менее развитых животных.

Плач…

Дарвин в ряде случаев раскрыл сходство мимики у человека и у человекообразных обезьян. У таких животных, как кошка и собака, хотя и домашних, давно живущих с людьми, мы не находим еще чего-либо похожего на изменение выражения лица, не наблюдаем так называемой мимики. Но у обезьян, даже низших, например у павианов, несмотря на некоторое сходство их морды с собачьей, Дарвин обнаружил нечто, напоминающее человеческое выражение лица. От удовольствия павиан «смеется», вполне оправдывая русское выражение «скалить зубы от радости».

Нечто подобное наблюдается и у высших человекообразных обезьян. Дарвин сообщает: «Если щекотать молодого шимпанзе (он особенно чувствителен к щекотанью подмышками, как и наши дети), то он издает звуки, похожие на хихиканье или смех, впрочем, смех иногда бывает беззвучен… Молодые орангутаны, когда их щекочут, тоже осклабляются и издают звук, похожий на хихиканье.

Когда они перестают смеяться, можно заметить, что по их лицу пробегает выражение, которое можно назвать улыбкой. Я тоже заметил нечто подобное у шимпанзе». С другой стороны, по словам Дарвина, некоторые обезьяны плачут.

Выражение удовольствия у шимпанзе.

Очень многими наблюдателями установлено, что для выражения своих чувств и желаний обезьяны употребляют ряд телодвижений и действий, весьма напоминающих человеческие. Так, шимпанзе «зовет» человека, бросая по направлению к нему мелкие камешки и другие предметы, или просто тащит его за руку, куда ему нужно. Тот же шимпанзе выражает свое дружеское расположение прижатием чужой руки к своему телу и дружеским похлопыванием по ней. Подобно человеку, обезьяна «просит» умоляющими звуками, «грозит» криком, стуком и топотом.

Оценивая все эти наблюдения и отдавая должное добросовестности наблюдателей, мы считаем своим долгом указать на следующее обстоятельство. С одной стороны, наблюдателям было свойственно уподоблять обезьян человеку, а с другой стороны, наблюдения производились над обезьянами, в большинстве случаев с малых лет оказавшимися в неволе и подпавшими под сильное влияние людей. Поэтому далеко не всё, о чем сообщают наблюдатели, свойственно взрослым обезьянам, живущим на свободе. Но, если даже и признать, что многое усвоено обезьянами от человека, то все же нельзя отрицать наличие у обезьян способности выражать звуками, мимикой лица, телодвижениями и изменениями голоса свои желания и чувства так, что они становятся понятными и для человека.

Сравнение показывает замечательное сходство строения органов речи и уха современного человека и человекообразных обезьян. Сходство наружных частей уха (ушной раковины) человека и шимпанзе заставляет предполагать, что слух и способность различать музыкальные тоны и шумы у того и другого так же сходны, как и способность обоих к произнесению звуков и их повышению и понижению. Другая человекообразная обезьяна, живущая на Зондских островах, — гиббон — отличается даже способностью «петь», то есть, крича громким голосом, пробегать всю музыкальную гамму.

Но как ни пытались вызвать обезьяну шимпанзе на прямое и добровольное подражание звукам, даже самым простым слогам, заманивая ее соблазном получить в ответ фрукты, все усилия, повторявшиеся в течение нескольких недель, были напрасно, — она так и не заговорила.

Подводя итог наблюдениям над нынешними человекообразными обезьянами, можно утверждать, что у них есть способность издавать различные крики, которые состоят из звуков, весьма похожих на человеческие. Они могут произносить их как полным голосом, так и шепотом, повышая и понижая тон своего голоса на манер человека. Тем не менее обезьяны не произносят слов, не могут вести между собою настоящего разговора, как люди; они не задают вопросов и не могут на них отвечать. Даже человекообразные обезьяны не владеют членораздельной речью, не говорят.

Самая «говорящая» птица — попугай — только механически повторяет слова, совершенно не понимая их смысла и значения.

У животных, действительно, нет языка в том смысле, как он существует у человека, но, как мы видели выше, у некоторых из них, а именно у человекообразных обезьян, есть уже все физические данные для того, чтобы они могли говорить.

Несмотря на наличие отдельных выкриков, человекообразные обезьяны еще не создали настоящей речи, которая выражала бы не только чувства и желания, но и мысли. У человекообразных обезьян, притом только в обществе человека, могли появляться в редких отдельных случаях лишь проблески мысли и еще реже только зачатки речи. «Способность» к этому появилась у них в связи с употреблением естественных (то есть не изготовленных с помощью труда) орудий: например, камней для раскалывания орехов, сучьев и веток для доставания пищи, следовательно, она появилась лишь с первыми зачатками искусственного удлинения своих конечностей.

Но только человек, унаследовав эту «способность» от своих животных предков, смог превратить ее в подлинные мысль и язык потому, что настоящий труд, начинающийся с изготовления орудий, присущ лишь человеку. Подлинной речи у животных нет. Как и мысль, в ней воплощающаяся, она могла возникнуть лишь в обществе людей.

Почему люди стали говорить?

Чарлз Дарвин доказал, что человек происходит от животных, а Фридрих Энгельс вслед за ним установил, что нашим далеким предком была чрезвычайно высоко развитая порода человекообразных обезьян. При жизни Дарвина и Энгельса не было еще открыто подобной обезьяны. Но за последние двадцать лет удалось найти в Южной Африке окаменелые остатки нескольких пород ископаемых человекообразных обезьян, стоявших к человеку ближе, чем горилла и шимпанзе, обитающие ныне в дебрях тропической Африки. Этим новым, наиболее близким к человеку обезьянам было дано название австралопитеков — южных обезьян.

Исследования последних лет установили, что сами австралопитеки уже не жили на деревьях и, вероятно, передвигались на задних конечностях. Это открытие подтвердило мысль Энгельса, что таким образом был сделан «решительный шаг для перехода от обезьяны к человеку».

Что же заставило предков австралопитека спуститься с деревьев на землю?

Наблюдения над современными шимпанзе и гориллой показывают, что они не живут только на деревьях, но часто спускаются на землю в поисках пищи. В прошлом это должно было происходить чаще, так как размножение обезьян приводило к тому, что на деревьях они не могли находить достаточного количества плодов и другой пищи. Надо думать, что та же причина заставляла и предков австралопитека все чаще и чаще спускаться с деревьев, пока они не стали животными, постоянно живущими на земле. Здесь они находили новые виды пиши — насекомых, коренья, мелких животных.

Если шимпанзе и гориллы, как теперь это установлено зоологами, живут стаями, то австралопитеки и подавно должны были жить стаями, притом даже более крупными и более сплоченными. Как и современные высшие обезьяны, наши предки — «южные обезьяны» — были общественными животными. Но эти обезьяны еще не изготовляли орудий, им не был свойствен настоящий труд. А ведь именно труд и отличает даже древнейшее человеческое общество от стаи обезьян. Общество и труд свойственны только людям.

Переход обезьяны к прямохождению и освобождение рук создали первые необходимые условия для зарождения труда и общества. Свободная рука могла совершенствоваться в ловкости и мастерстве. Благодаря тому, что голова наших предков поднялась выше над поверхностью земли, зрение их приобрело больший кругозор. Наоборот, обоняние, менее, чем другие чувства, развитое у древесных обезьян, с удалением головы от почвы стало еще слабее.

Не меньшее влияние имело хождение на задних ногах и для развития органов, производящих звуки. «Если бы обезьяна, — пишет товарищ Сталин, — всегда ходила на четвереньках, если бы она не разогнула спины, то потомок ее — человек не мог бы свободно пользоваться своими легкими и голосовыми связками и, таким образом, не мог бы пользоваться речью, что в корне задержало бы развитие его сознания»[1].

Когда предок человека стал держаться прямее, чем нынешние шимпанзе и гориллы, то его звукопроизводящие органы, соответствующие органам речи у человека, приобрели более выгодное положение для произнесения звуков.

У человека органы речи состоят из многих отдельных органов, расположенных между гортанью, находящейся в дыхательном горле, и выходными отверстиями рта и носа.

В гортани помещаются голосовые связки, представляющие собою как бы две мускулистые губы. Дрожание (вибрация) напряженных, как струны, голосовых связок служит источником человеческого голоса. Выше голосовых связок, у выхода из дыхательного горла, расположен надгортанник, род клапана, закрывающего проход в дыхательное горло при глотании пищи. Еще выше в полости рта имеется нёбная занавеска, или мягкое нёбо, которое отделяет проход в полость носа от полости рта.

Органы речи человека.

Если, открыв рот, посмотреть в зеркало, то можно увидеть свисающий сверху маленький нёбный язычок, которым кончается мягкое нёбо. При дрожании (вибрации) нёбного язычка получается так называемое картавое «р», которое вместо обычного русского «р» произносят многие иностранцы, например французы. Двигая мягким нёбом вверх и вниз, человек может прикрывать или приоткрывать носовой проход для выдыхаемой струи воздуха. Произносимые при открытом проходе через нос звуки приобретают носовой, иногда гнусавый оттенок.

Самым подвижным и активным из всех органов речи является язык. Сближаясь то своим кончиком с зубами или твердым нёбом, то своей спинкой с зубами, твердым нёбом или мягким нёбом, он образует большинство звуков нашей речи. Наконец, губы могут, округляясь, вытягиваться вперед или, наоборот, растягиваясь, поджиматься к зубам; они могут также сближаться друг с другом или образовывать щель между нижней губой и верхними зубами.

Те же самые органы, притом весьма похожие на человеческие, имеются и у человекообразных обезьян. Они должны были существовать и у нашего предка.

Даже и у обезьяны и в особенности у других, менее развитых животных, например у собаки, полость рта расположена почти на прямой линии с дыхательным горлом. У далекого предка человека по мере выпрямления его стана и головы полость рта начала постепенно загибаться, пока не стала почти под прямым углом к дыхательному горлу, как это в окончательной форме наблюдается у современного человека. Вследствие этого создавались все более и более благоприятные и удобные условия для бережливого использования выдыхания при произнесении звуков, поскольку значительно увеличилась длина того пути, каким выходит воздух из легких. Легче стало и нормировать выдыхаемую струю, то есть управлять дыханием.

Уже человекообразные обезьяны могут частично дышать через рот: надгортанник у них невелик, и обоняние сравнительно слабо развито. У человека, однако, надгортанник явно увеличен в размере. Это объясняется тем, что у человека надгортанник очень рано стал играть роль органа речи, образуя (например, во многих восточных языках) ряд согласных звуков при своем сближении с краями дыхательного горла. Данный факт любопытен тем, что указывает на глубочайшую древность звуковой речи у человека.

Питекантроп (реконструкция).

У наших животных предков не могло существовать речи, пока они, даже переселившись с деревьев на землю и научившись ходить на двух ногах, не стали изготовлять искусственных орудий. Лишь с этого момента появляются и зарождаются древнейшее общество, разумная мысль и речь.

Начав господствовать, благодаря труду, над природой, общественный человек стал мыслить и говорить не только о том, что он в данный момент воспринимал органами своих чувств, особенно зрением и слухом, но и об отдаленном и отсутствующем.

Неандерталец.

Постепенно он приобретал способность думать и говорить как о настоящем, так и о прошлом и будущем. Мало-помалу развивалось его воображение, как способность отрываться от окружающей действительности. Эти свойства человеческой мысли и речи и должны были воплотиться в человеческом языке.

Но мысль и речь в самом начале человечества были еще тесно связаны с процессом совместного труда. Поэтому лишь совместный труд породил не только древнейшую мысль, но и первоначальную речь.

Неоантроп — «новый человек».

Надо иметь в виду, что эти первоначальные люди еще не были похожи на современных людей. Наукой установлено, что человек прошел в своем развитии от своего появления на земле до наших дней через три ступени: первоначальные люди, столь еще похожие на обезьян, что их обычно называют обезьянолюдьми, или питекантропами; древние люди, иначе называемые неандертальцами, обладающие еще многими отличиями от современного человека, и, наконец, новые люди, неоантропы, которых раньше в науке принято было называть «разумным человеком»; к ним относятся и все наши современники, ныне живущие на земле.

Обезьянолюди — питекантропы.

Уже у первоначальных людей существовали настоящий труд и настоящее общество. Поэтому первые элементы мысли и речи должны были появиться уже у обезьянолюдей. Но в силу крайней неразвитости и простоты труда, общественного строя и мышления у первоначального человека и речь его не могла быть похожа на современную.

Какова была первоначальная человеческая речь?

Как же говорило это первоначальное человечество?

Нужно думать, что слово не сразу далось человечеству и первые упражнения его голоса были больше похожи на выкрик, на тот крик, с которым человек появляется на свет и которым он еще долгое время пользуется для выражения своих желаний, на тот крик, к которому прибегают и животные в своей стадной жизни.

Истории неизвестны народы, которые не имели бы звуковой речи. Самые ранние европейские путешественники, первыми побывавшие в Америке, Австралии, на островах Тихого океана, нигде не нашли «безмолвных людей». Наоборот, наиболее отсталые из открытых ими народов — тасманийцы и австралийцы — обладали племенными языками, которые, как показало дальнейшее изучение, весьма сложны но строю, богаты словами и звуками.

Но все народы, известные нам из истории, принадлежат к третьей, самой поздней и совершенной ступени в развитии человека — к разумному человеку, или к «новому человеку». А можно ли назвать «говорящим человеком» и более первобытных «древних людей» — неандертальцев — и еще более ранних — первоначальных людей?

Мы видели, что только труд превратил обезьяну в человека. Поэтому обезьянолюди уже были хотя и древнейшими, но настоящими людьми. Они жили не в одиночку, а первобытными стадами. Одинокий первоначальный человек был слишком бессилен в борьбе с природой. Чтобы обеспечить свое существование, он не мог жить иначе, как стадом. Совместный труд, взаимная помощь и выручка в борьбе с природой сплачивали обезьянолюдей теснее и крепче, чем их предков в обезьяньих стаях.

Если современные обезьяньи стаи поражают наблюдателей своей шумливостью, то кажется невероятным, чтобы древнейшие человеческие общества были безмолвными.

Жалкие деревянные и каменные орудия, недостаточное развитие мозга требовали от первоначальных людей большого физического и умственного напряжения при выполнении даже самых простых работ, таких, как изготовление орудий из дерева и камня, добывание огня, собирание диких растений, ловля животных, оборона от хищных зверей.

В ходе такой работы, и только во время нее, людям понадобилось взаимно сообщать друг другу звуками не только свои чувства и стремления, но и простейшие мысли для согласования своих усилий в общем труде. В такие моменты первоначальные люди и начали говорить, применяя по-новому ту способность издавать звуки, которую они получили в наследство от своих предков — обезьян. «Коротко говоря, — пишет Энгельс, — формировавшиеся люди пришли к тому, что у них явилась потребность что-то сказать друг другу».

Крупнейшие ученые интересовались вопросом, что представляла собой древнейшая человеческая речь и какими органами люди начали говорить. Вот что писал об этом великий русский ученый Ломоносов: «Правда, что кроме слова нашего можно было бы мысли изображать через разные движения очей, рук и прочих частей тела, как то пантомимы на театрах представляют, однако таким образом без света было бы говорить невозможно, и другие упражнения человеческие, особливо дела рук наших, великим были б помешательством такому разговору».

«Нетрудно понять, почему именно внешние органы речи, а не какие-либо другие органы, были первоначально усовершенствованы с этой целью, — писал в свою очередь Дарвин. — Мы могли бы употреблять для разговора пальцы… но занимать таким образом наши руки было бы весьма неудобно. Так как у всех высших млекопитающих голосовые органы устроены по одному общему плану с нашими, то очевидно, что если бы эту способность нужно было усовершенствовать, то непременно стали бы развиваться больше именно эти органы — язык, и губы».

Так как руки первоначального человека во время работы были заняты, а речь, как сообщение мысли, нужна была именно в эти моменты, то обезьянолюди, естественно, должны были воспользоваться для взаимного общения теми органами, которые могли двигаться без помехи движению рук. Глаза при работе обычно тоже бывают заняты. Криками же можно обмениваться, не смотря друг на друга и, следовательно, не отрывая глаз от работы. Таким образом, человек первоначально должен был использовать для того, чтобы говорить, не руки, а другие органы. Такими достаточно развитыми органами и оказались органы речи. Их действие легко может быть увязано как с работой рук, так и с работой мозга. Кроме того, они расположены весьма удобно — вблизи головного мозга и важнейших органов внешних чувств — глаза и уха.

Наконец, звуковая речь имеет сравнительно с ручной речью еще целый ряд преимуществ. Звуковую речь можно слышать и не видя говорящего, а глазами мы воспринимаем лишь часть пространства, нас окружающего, — ту, которая расположена перед человеком. Эта часть пространства называется полем зрения. Следовательно, мы можем сказать, что поле зрения вообще значительно уже, чем поле слуха. Кроме того, движения рук гораздо однообразнее и беднее, чем способность глаза к зрительным ощущениям. Рука и ее пальцы непосредственно сами по себе не могут производить ни световых эффектов, ни цветовых сигналов. Движения рук, жесты слишком однообразны и бедны по сравнению со способностью глаза видеть. Органы же речи способны дать нашему слуху более полную и разнообразную нагрузку. Они производят как музыкальные тоны, так и шумы. Это и служит доказательством давнишней, идущей со времен глубокой древности связи органов звуковой речи и органов слуха в их взаимном развитии.

Обычно считается, что звуковая речь начинается с отдельных звуков. Однако такое ходячее мнение исторически неправильно. Русский академик Ф. А. Буслаев писал около ста лет назад: «Мы не имеем никаких исторических свидетельств, на которых могли бы основать предположение о том, что люди сначала пользовались только отдельными членораздельными звуками, потом сложили их в слоги, а слоги в слова и наконец связали слова в стройное целое для выражения мысли. Напротив того, из истории всякого языка убеждаемся, что первоначальная форма, в которой выразился дар слова, есть уже целое предложение: что совершенно согласно с существенным назначением дара слова — передавать мысли членораздельными звуками, ибо только в целом предложении мысль может быть выражена».

С мнением Буслаева о первичности предложения нельзя не согласиться. Сомнение может вызвать лишь его утверждение о членораздельности древнейшей человеческой речи. Человек начал говорить предложениями, но были ли они членораздельными?

Древнейшая человеческая речь зазвучала в первобытных стадах обезьянолюдей значительно более полумиллиона лет назад. В наше время нигде на земле не осталось в живых не только первоначального человека, но и древних людей — палеантропов, нигде по земле не бродят первобытные человеческие стада и, на первый взгляд, навсегда бесследно умолкла их речь.

Но в современных живых языках, если присмотреться к ним повнимательнее, найдутся любопытные остатки каких-то древних звуков-предложений, которые не похожи на настоящую человеческую речь. Эти осколки минувшей древнейшей речи встречаются часто в совершенно захиревшей или даже смехотворной форме.

Язык криков обезьяны, предка человека, отражавший с помощью двух-трех десятков выкриков различные чувства и сигналы (предостережение, опасность, гнев, удовольствие, чувство голода, жажды), только после возникновения труда сделался настоящей, хотя и первобытной, человеческой речью. Эта речь имела то общее с «языком» обезьяны, что тоже состояла из нескольких десятков выкриков, каждый из которых представлял собою еще единый, нераздельный звукослог или их повторение. Гласные и согласные, хотя и намечались в качестве составных частей таких криков, но не выделялись еще как самостоятельные, свободно и в любом порядке сочетаемые друг с другом звуки, как в нашей речи. Академик Н. Я. Марр считал подобные звуки нечленораздельными и назвал их диффузными. Такой выкрик-слог мог в речи первобытного человека сочетаться с другими такими же выкриками-слогами и по значению равнялся целому нашему предложению.

Первобытный, впервые появившийся на самой заре человека язык был, таким образом, языком звуков-предложений, языком, состоящим из отдельных выкриков-звуков. Каждый такой выкрик-звук имел значение цельного, законченного сообщения, целого предложения и не делился внутри себя на отдельные «членораздельные» звуки, на какие делится наш современный язык. Так, например, такие звукослоги в русском языке, как «да», «не» (в народных говорах в значении «нет»), «на» (возьми), «ну!», «эй!» (окрик), обозначают целые предложения. Это — слоги-предложения, к которым в живой речи часто не требуется добавления других слов. В реальной обстановке в ходе разговора они понятны без добавлений.

В современном русском языке эти слоги-предложения, однако, уже членораздельны: они ясно делятся на согласные и гласные звуки (д+a=да, н+е=не, н+а=на, н+у=ну, э+й=эй).

Но наряду с этими словами в живом русском языке сохраняется некоторое количество и таких звуков, которые трудно или совсем нельзя изобразить буквами и которые все же имеют значение человеческой речи.

Этих звуков совсем не так мало, и, несмотря на их односложность, на отсутствие в них членораздельно звучащих гласных и согласных, ими можно изобразить целые, хотя и простейшие, предложения, отдельные мысли. Сюда в русском языке относятся: «мы-хмы» (произносится с закрытым ртом) — в значении «да»; «мык» (произносится тоже с закрытым ртом) — в значении «нет»; «мм?» (произносится также с закрытым ртом) — в значении вопроса «что?». От них отличаются сообщения, легко изображаемые буквами: «а?» — в значении отклика на зов; «ссс!» — в значении «молчание!». Все эти звуки имеют значение целых сообщений, отдельных предложений, понятных и без добавления слов, хотя они часто не имеют совсем гласных или состоят из одного-двух звуков.

Еще курьёзнее звуки прищелкивания языком, которые у нас употребляются в обращениях матерей или нянек к грудным детям; например: «нц! — нц! — нц!» (прищелкивание кончиком языка) — в значении «развеселись, улыбнись». Этот же звук участвует в предложении «нц! — ааа… нц! — ааа…» — при кормлении ребенка в значении как бы: «Ах, как вкусно!», «Попробуй, как вкусно!».

Те же звуки прищелкивания языком приобрели на Кавказе международный характер. Так, прищелкивание кончиком языка один раз — «нц!» — обозначает нежелание: «нет», а повторенное несколько раз — «нц!.. нц!.. нц!.. нц!..» — выражает сожаление, или горестное удивление, или просто удивление. В соответствии русскому «мы-хмы», произносимому с закрытым ртом в значении «да», на Кавказе, например, в Кабарде, говорят с полуоткрытым ртом «ы-ы(н)» — в значении того же «да». В русской речи говорят «ага» и вместо слова «да» и «ага!..» — в значении вообще удовлетворения.

Любопытно отметить, что подобные звуки очень часто встречаются в некоторых из обращений человека к животным. Так, кучера останавливают лошадей звуком-предложением: «Тпру!», что в переводе обозначает «Стой!». Хотя мы пишем данный звук, как целый слог с гласной «у», но это написание условно и неточно. На самом деле в произношении здесь слышится единый согласный звук — дрожание губ без всякого следа гласного, — составляющий целый слог. Лучше всего его можно было бы сравнить со звуком «р», произносимым одними губами и без голоса, но составляющим целый слог.

Почти такой же звук сохранился и в одном из древнейших по строю языков СССР — абхазском на Кавказе, где этот звук уже служит обычным звуком речи (фонемой), то есть сочетается в словах с другими гласными и согласными звуками; в качестве примера назовем абхазское слово «утпры», что в переводе значит «насыщайся (пищей)», «наполняйся». Правда, в отличие от русского звука абхазское «тпр» слабо раскатистое, и потому на слух здесь почти не слышно громкого дрожания — «раската», но в абхазском могло сохраниться более древнее значение того первоначального звукопредложения, из которого исторически мог образоваться как русский кучерской окрик, так и абхазский корень глагола «тпры».

При понукании лошадей во время езды русские кучера употребляют особый свистящий звук, втягивая воздух плотно сжатыми губами (он напоминает протяжный, слегка пищащий звук долгого затяжного поцелуя). Условно и неточно можно было бы изобразить этот звук, как: «мцссс!.. мцссс!», что при обращении к бегущей или идущей шагом лошади обозначает: «Быстрей! Прибавь шагу!».

И так можно насчитать в каждом языке по нескольку таких смешных, странных, даже нелепых на первый взгляд, звуков-предложений, которые, однако, упорно держатся еще в весьма ограниченном или в каком-либо специальном употреблении (у нянек, кучеров и т. д.). Однако сам курьезный, карикатурный их характер как раз и служит лучшим доказательством их древности. В современной речи они какие-то затерянные, нелепые, почти звериные, почти нечленораздельные, как бы окаменелые отпечатки чуждой нам речи, почти недоступные письму; следовательно, они возникли задолго до букв нашего алфавита и до самостоятельных звуков-фонем нашего языка.

Доказательством их древности служит также международный характер некоторых из них. Так, прищелкивание языком на Кавказе в значении «нет» или (при повторении) для выражения удивления или горестного изумления распространено всюду в одном и том же значении, независимо от границ местных языков и народов. Кроме того, многие из таких звуков-сообщений имеют по нескольку значений, которые незаметно переходят друг в друга путем простого изменения интонации (повышения или понижения тона, сравните «ага» — «ага!..») или путем повторения того же звука («нц!.. нц!.. нц!..» на Кавказе). Эта расплывчатость, множественность значений, многозначимость одного и того же звука является признаком глубокой древности их. Наконец, звуки этого рода часто обязательно связаны с движениями-жестами, показыванием предметов; например «нц! — ааа… нц! — ааа…» сопровождается показыванием младенцу чего-нибудь вкусного в руке, а «нц!» в значении «нет» на Кавказе — кивком головы в сторону. Слитность звука с движением, так называемый синкретизм, является тоже признаком глубокой их древности.

Трудно, конечно, сказать, от какой именно эпохи сохранились эти звуки в нашем языке. Но несомненно, что они имеют более древний облик, чем междометия, выражающие чувства (ах! ой! увы! фу!), или звукоподражания (трах-тарарах, скурлы-скурлы, звяк, дзинь, хлюп, чмок, хмык, а также ку-ка-ре-ку, ку-ку и пр.). Последние вполне литературны, часто употребляются в художественных произведениях и потому давно утеряли свои древние звуки и не вызывают трудностей при изображении их на письме. Между тем само удивительное произношение этих вышеперечисленных нами звуков-предложений еще может быть найдено у наиболее древних и первобытных обитателей земли. У отсталых племен Южной Африки, бушменов и готтентотов, в обычной речи постоянно встречается звук «нц!» (прищелкивание языком), и притом не в одной, но в нескольких разновидностях (кончиком языка, серединой спинки языка, боком языка и т. д.). Для бушмена прищелкивание языком — такой же естественный и обычный звук человеческой речи, как для нас «н» или «ц». Бушмен в своих словах соединяет щелкание языком с любыми другими звуками речи. Кроме этих двух языков — бушменского и готтентотского, данные звуки в словах больше ни в одном языке пока не отмечены.

По этим редким, но еще живущим в нашей речи остаткам мы можем составить себе довольно ясное представление о той первобытной речи, на которой начали говорить предки человека, когда они стали благодаря труду и изготовлению орудий превращаться в разумных людей.

До этого момента, будучи еще животными, как и человекообразные обезьяны, они уже умели издавать несколько десятков разнообразных криков и звуков, выражавших их чувства. Эти крики, однако, не представляли собою настоящих предложений, хотя значение их по временам и приближалось к значению наших предложений, таких, как «есть!», «пить!», но выраженных еще цельными нечленораздельными криками.

Человек, развивая свои руки и мозг в процессе совместного тяжелого труда, начал говорить для того, чтобы согласовать свои усилия с другими и облегчить свою работу. Естественно, что он использовал в этой первоначальной речи животные крики своих предков, но придал им совсем иное значение. Каждый отдельный крик, еще такой, в котором не было ни гласных, ни согласных звуков, а слышался один неделимый слог, человек наполнил новым смыслом, необходимым ему для разговора, и превратил его в звук-предложение. В языке такого человека еще не было слов. Человеческая речь началась с криков-сообщений, она началась с целых предложений. Следовательно, в развитии речи предложение появляется раньше слова. Люди начали свою речь с животных криков и звуков, но вложили в них человеческую мысль. Так из животного звука получился звук-предложение и возникла человеческая речь.

Правда, в самом начале эти звуки звучали еще по-звериному, «по-обезьяньи», но по вложенному в эти животные звуки значению мы имеем здесь уже настоящие звукомысли, настоящие предложения.

Как родилось человеческое слово?

Постепенно, вместе с развитием труда, люди научились говорить не отдельными отрывочными звуками, но связной речью. Они стали выражать свои мысли несколькими звуками-предложениями, развивающими и дополняющими ту же мысль, а затем и сочетание мыслей. Так стала появляться у людей членораздельная речь, состоящая из нескольких звуков-предложений, соединенных в одно.

Начало появления человеческой речи, на первых порах, как мы видели, еще нечленораздельной, относится ко времени первоначальных обезьянолюдей. Никоим образом не следует полагать, что человеческая речь появилась сразу, с первыми же стадами обезьянолюдей. Эти первые человеческие стада, по мере того как труд становился необходимым условием их жизни, должны были, размножаясь, расселиться по обширной области, благоприятной для их жизни.

Первоначальное человеческое общество возникло значительно более полумиллиона лет назад. В течение нескольких сот тысячелетий первобытные человеческие стада, хотя и необычайно медленно, все же изменялись. Первоначальных людей, обезьянолюдей, сменили древние люди. Труд стал сложнее. Древние люди охотились даже на крупных животных, и по мере усложнения труда постепенно совершенствовались и мысль и речь людей.

«…Неразвитая глотка обезьяны, — пишет Энгельс, — преобразовывалась медленно, но неуклонно, путем постепенно усиливаемых модуляций, и органы рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за другим».

Если эти звуки первоначально были целыми мыслями-предложениями, а позднее объединялись в связную речь, то наступил момент, когда должно было выделиться слово-понятие.

Много должно было пройти времени, прежде чем люди сумели внести строгую расчлененность в бесконечную вереницу своих понятий и представлений, объединить общие из них, подчинить менее важные более важным. Когда это случилось, тогда и речь стала более складной и ясной. Как бесформенная масса мрамора превращается под резцом ваятеля в статую с тонкими формами, так и первичное расплывчатое и подчас двусмысленное слово-предложение преобразовалось к тому времени в имеющую точную форму и ясный смысл часть речи. К сожалению, эти общие соображения еще ничего не говорят о том, когда же слово появилось на смену крику-предложению. Однако на основе нового учения академика Н. Я. Марра о языке, материалистическое советское языкознание может довольно точно ответить на этот вопрос.

Постепенное развитие общества первоначальных людей привело к появлению первых метательных орудий, явившихся прообразом позднейших дротика или копья. Начала развиваться охота на крупных зверей, как самостоятельное занятие, отдельное от собирательства. У древних людей (неандертальцев), стоящих по развитию еще выше, уже было зачаточное разделение труда по полу и возрасту. Женщины преимущественно занималась собирательством, а мужчины — охотой. При разделе добытой пищи возникла потребность речи вне процесса самого труда: мужчины стремились получить часть пищи, добытой не ими, а женщинами, те же, в свою очередь, предъявляли права на свою долю и долю детей. Отсюда вытекает, что мужчины должны были научиться говорить о том, что добыли женщины, и наоборот. Эта потребность говорить в новых условиях общественного труда дала огромный толчок развитию первоначального мышления и речи, которые перестают быть нерасторжимо вплетенными в самый ход трудового процесса. Развивается способность выражать отвлеченные мысли, появляется речь, независимая от трудового действия. Вместе с тем, в результате знакомства со все новыми явлениями обогащающегося производства, появляется потребность в выделении слов-понятий.

Прежние нерасчлененные внутри себя звуки-предложения теперь впервые стали члениться на звуки-слова, а цельные мысли — на отдельные понятия. Правда, эти слова-понятия оставались еще внутри себя нераздельными, состояли лишь из одного звука и по своему значению были, по сравнению с нашими словами, еще весьма неразвитыми, расплывчатыми и смутными. Они могли обозначать как предметы, так и действия, равняться по своему употреблению как нашим именам, так и глаголам. Однако само предложение в эту эпоху уже расчленилось, по крайней мере, на два слова-понятия.

Так, няня, показывая грудному ребенку конфету, произносит «мц! — ааа… мц! — ааа», желая, во-первых, привлечь его внимание прищелкиванием языка и, во-вторых, приглашая его взять в руку лакомство протягиванием гласного. Здесь мы имеем уже выделение в предложении, как в едином целом, каких-то двух элементов — двух грубых бесформенных слов.

В соответствии с этим и мысль человека впервые стала более членораздельной. Таким образом, к концу низшей ступени дикости появляется тот строй речи, который в науке называется первичным аморфным (то есть первичным бесформенным) строем. Слово здесь еще не подвергается никаким изменениям, не имеет никаких приставок или окончаний; оно равно еще одному звукослогу — корню, выражающем цельное, нерасчлененное внутри себя понятие.

Дальнейшее развитие техники — появление составных орудий, состоящих из двух частей (наконечника или насадки и древка или рукоятки, таких, как каменные нож, топор, молот и т. д.), вызвало появление на земле нового человека (неоантропа), толкнуло человеческую мысль вперед. Впервые люди научились так же легко комбинировать свои понятия, как собирать и разъединять части орудия.

Кроманьонцы за изготовлением кремневых орудий.

Эта способность человеческого мышления носит название анализа и синтеза. Ее развитие в данную эпоху и привело к подлинной членораздельности речи и к образованию в языке сложных слов.

Австралийские племена, представители средней ступени дикости, в своих языках имеют уже слова, расчлененные на корни, слоги и окончания, а слоги уже состоят у них из двух и более звуков. Следовательно, в их мышлении уже образовались расчлененные понятия, а в языке — составные слова. Предполагаемая нами не племенная, а еще стадная речь, состоящая из неизменяемых звукослогов, должна быть отнесена к низшей ступени дикости. Членораздельная речь, по мнению Энгельса, была высшим достижением этого периода.

* * *

В нашем распоряжении нет достаточно надежных источников, которые помогли бы нам осветить эпоху первоначальных, зародышевых, стадных языков. Но мы можем изучить, как совершалось развитие языков в сравнительно недавние времена.

История показывает, что племенные языки укрупняются, складываясь в языки союзов племен, становятся межплеменными (как языки древних культурных народов Америки — ацтеков в Мексике и инков в Перу — для ряда покоренных ими племен) и впоследствии, уже в классовом обществе, превращаются в языки народностей.

В качестве примера такого языкового развития может служить история происхождения языка древних, римлян, так называемого латинского языка.

В начале первого тысячелетия до нашего летосчисления на территории современной Италии существовал ряд малых языков древнеиталийских племен, как то: латинян, умбров, осков, сабинов и т. д. Одна группа этих племен (латинская) образовала союз, в котором общим языком стал латинский. Центральным селением этого союза, по преданиям, была Альба-Лонга. На северном краю земель этого союза, в Лациуме, возникло новое поселение — Рим, составившееся из смешения представителей различных племен. С превращением этого поселения в город образовалось нечто новое, более сложное, чем племя. Это и была римская народность (популюс романус), сложившаяся, по преданию, из трех племен. Римляне говорили на латинском языке, который, став языком народности, затем, благодаря римским завоеваниям, сделался государственным языком римской державы и распространился в качестве классово господствующего языка в ряде средиземноморских стран. Но уже к началу средних веков не осталось населения, которое пользовалось бы латинским языком как родным.

На примере романских языков можно как раз прекрасно видеть, как происходит объединение большого количества разрозненных и мелких племенных языков и наречий, принадлежащих к совершенно различным языковым группам, в значительно меньшее количество более однородных и близких друг к другу языков одной и той же романской группы.

В настоящее время на том же пространстве в Европе мы находим всего шесть сходных друг с другом романских языков с шестью еще более близкими к ним языками и наречиями. Таковы французский с провансальским и валонским, испанский с каталонским, португальский, ретороманский, итальянский с латинским и французским и румынский с молдавским.

Так происходит процесс укрупнения и объединения языков.

Одновременно на тех же землях происходит процесс смешения языков на основе взаимообщения и смешения племен, народностей и, наконец, наций. Как мы видели, современные романские нации (итальянцы, французы) представляют результат смешения многих народов, а следовательно, и национальные романские языки образовались путем смешения и скрещивания разных языков и наречий. Наконец, те же романские языки представляют собой результат развития готового материала — народного языка древнего Рима и его поселенцев на завоеванных землях (так называемой «вульгарной латыни»). Но эта латынь была не гадательным праязыкам, а действительно существовавшим готовым материалом, вокруг которого происходил исторический процесс уменьшения количества, укрупнения и сближения языков.

Все эти три стороны одного и того же явления и составили единый ход развития романских языков. Подобным же образом развивались и германские, и славянские, и угрофинские, и многие другие языки.

Наш русский язык возник точно таким же путем. Его возникновение стоит в тесной связи с образованием древнерусской народности в процессе объединения восточнославянских племен. В качестве сложившегося готового материала, из которого исторически развился русский язык, был использован язык восточных славян — антов, которые, по свидетельству писателей VI века, уже в последней четверти IV столетия жили между Днестром и Днепром. Анты говорили по-славянски, а их племенное название можно узнать в позднейшем наименовании племени вятичей, населявших в XI веке часть территории, между прочим, и нынешней Московской области. С образованием в конце IX века великого княжества русского со столицею в Киеве появляется в X–XI веках письменность на древнерусском языке, который путем взаимовлияний со старославянским (древнеболгарским) и среднегреческим («византийским») и другими языками не только растет сам, но и оказывает влияние на славянские и другие языки соседних народов. В дальнейшем, в связи со смешением и скрещиванием различных племен и народностей на территории северо-восточной (суздальской и московской) Руси, древнерусский язык вступает во взаимодействие с угрофинским и литовским, с татарским и иными соседними языками, в результате чего в XIV веке начинает складываться русский (великорусский) язык. В это же время из древнерусского языка начинают выделяться украинский и белорусский языки. Наконец, в недрах Московского, а затем и Российского государства, в результате концентрации (сосредоточения и сплочения) вокруг Москвы южновеликорусского (например, рязанского) и северновеликорусского (например. суздальского, тверского, ярославского) наречий и их взаимного смешения, складывается московское, а затем на его основе средневеликорусское наречие, которое и легло в основу современного русского литературного языка.

Отправляясь от этих достаточно изученных примеров, мы можем считать, что и в гораздо более древние времена процесс образования сначала племенных языков из стадных, а затем, в свою очередь, и межплеменных и народных языков из племенных совершался подобным же образом.

Почему люди никогда не говорили на одном языке?

В наши дни многим часто бросается в глаза, что некоторые языки очень похожи друг на друга. Когда мы, русские (великорусы), слышим украинскую или белорусскую речь, то почти понимаем ее, улавливая общий смысл разговора. Когда мы слышим разговор на польском, болгарском, сербском, чешском языках, то понимать эту речь труднее. Однако и в этом случае сразу различаем отдельные слова, похожие на русские. Все эти языки относятся к единой группе славянских языков.

Подобное же сходство, то большее, то меньшее, наблюдается и между такими современными языками, как французский, итальянский, испанский, португальский. Эти языки называются романскими. Наконец, есть сходство и между немецким, голландским, шведским, датским, исландским и другими языками, которые все вместе относятся к группе германских языков.

Из подобных сходств языков многие буржуазные ученые делают вывод, что будто такие группы сходных языков, как сыновья и внуки одних родителей, происходят от не дошедших до нас предполагаемых праязыков, то есть языков-прародителей (праславянского, прагерманского и т. д.).

Но этот вывод не оправдывается на фактах. Так, например, в английском языке на двадцать тысяч подсчитанных слов приходится около пяти тысяч, происшедших из германских языков, около десяти тысяч романских и латинских слов и около двух с половиной тысяч греческих, проникших через романские и латинский, а остальные слова — разнообразного восточного и западного происхождения. Такое же явление наблюдается и в румынском языке, в особенности же в молдавском, в котором до 50 процентов слов — славянского происхождения.

Не считаясь с этим, некоторые ученые на основании отдельных общих корней и грамматических форм в германских, латинском, древнегреческом, древнеперсидском и древнеиндийском (санскрите) языках заключали о существовании еще более древних праязыков. Общим предком всех этих, а также славянских, романских и других европейских языков был будто бы праязык индоевропейский, по сути дела являющийся «праязыком праязыков», то есть каким-то праотцом языков-прародителей.

Своего рода винегрет из языков предложили западные ученые, соединившие в одну родословную языки угрофинские (например, эстонский, мордовский, марийский, удмуртский и другие) с финским и венгерским, «самоедские» языки, алтайские языки (сюда входят тюркотатарские, монгольские и тунгусоманьчжурские языки), «праэскимосский» и даже корейский и японский.

Конечно, не все представители этого течения в науке о языке забирались в такие дебри. Но были и такие фантазеры, которые договаривались до того, что будто все языки на свете произошли, в конечном счете, от единого и единственного общечеловеческого праязыка.

Подлинная наука, выросшая и окрепшая в борьбе с суевериями, не могла, конечно, удовлетвориться теориями, недалеко ушедшими от легенд. Сходство языков между собой должно было иметь другое объяснение.

Сокрушительный удар по этим теориям нанес крупнейший советский языковед Н. Я. Марр, ополчившийся против «вавилонской башни языков». Он заявил, что единый язык в прошлом человечества — это фикция, выдумка. Зарождение, рост и дальнейшее развитие человеческой речи Марр изображал в виде пирамиды, стоящей на основании. Если же допустить существование в прошлом единого праязыка, то тогда эта пирамида должна была бы стоять на вершине. Когда Марр перевернул пирамиду и поставил ее на основание, оказалось, что «от широкого, именно праязычного состояния, в виде многочисленных моллюскообразных зародышей языков, человеческая речь стремится… к вершине». Мы можем сделать вывод, что никогда позднее уже не существовало на единицу территории такого количества мельчайших языков, как в эпоху обезьяночеловека. Изучая языки Кавказа, на западе Европы — баскский язык, на Востоке— один из языков Памира, так называемый вершикский, или буришаскский, академику Марру удалось обосновать их «родство», а впоследствии доказать, что эти языки являются остатками вообще древней стадии развития человеческой речи.

Академик Николай Яковлевич Марр.

Академик Марр изучал данные языки резко отличным методом, чем изучают их западноевропейские языковеды. Когда представители западноевропейского реакционного языкознания изучают язык, они заранее берут своего рода патент на невежество во всех остальных науках. Изучая язык, они прежде всего доказывают в своих работах, что при изучении его не надо знать ни одной науки, которая лежит за пределами языкознания. Они не желают знать ни истории общества, которое говорит на этом языке, ни мировоззрения этого общества, ни материальной культуры этого общества, ни элементов быта — ничего, кроме фонетики, морфологии и синтаксиса.

Этот патент на невежество, который вынуждены брать западноевропейские языковеды, всячески открещивающиеся от любой области знания, кроме языковедения, был совершенно чужд академику Марру, абсолютно несовместим с его научным мировоззрением. Академик Марр, благодаря своей глубокой филологической подготовке, широкому научному кругозору, всегда был одновременно и языковедом, и историком, и археологом: он был хорошо подготовлен к тому, чтобы ставить вопрос об изучении языка в корне иначе, чем ставили все буржуазные лингвистические школы до него.

Академик Марр считал, что немыслимо изучать языки без увязки их с широкой исторической основой, на которой и вырастает история самого языка. Поэтому одним из основных и главных положений Марра было учение о связи истории языка с историей общества и его материальной культуры через историю мышления этого общества. Без увязки языка с историей мы не можем говорить ни о какой истории языковых фактов, не говоря уже об истории языка. Возьмем простой пример. Мы знаем, что в XIV веке древнерусский язык явился источником (на деле одним из источников) развития трех новых языков: русского или великорусского, украинского и белорусского. Где причины этого явления? Обычно лингвисты и не задают себе такого вопроса. Но ведь наука как раз и существует для того, чтобы устанавливать причинность. Если мы хотим найти причинную закономерность появления трех языков вместо одного, то мы должны обратиться к истории русского общества, иначе мы просто ничего в развитии русского языка не поймем.

Во всякой группе так называемых родственных языков обычно существовал исторически сложившийся готовый материал в виде языка, вокруг которого объединялось большое количество иных разнородных языков. Только в результате этого процесса и могли возникать и исторически развиваться системы «родственных» языков («языковых семейств»).

Вслед за советским ученым Н. Я. Марром — новатором в области языкознания — наука сегодняшнего дня твердо может сказать, что возможность одного мифического праязыка разветвиться в целую группу «родственных» языков на пустом месте, вне связи с историей многих соприкасавшихся друг с другом народов и без участия многих соседних языков и наречий, нужно считать совершенно невероятной.

Таким образом, весь ход развития человеческой речи показывает, что последняя началась со множества мелких, изолированных, грубо первобытных стадных языков и пришла к богатым, развитым мировым языкам — мощному орудию культуры.

* * *

Мировые языки получили широкое распространение во многих частях земного шара. Так, нашим родным русским языком, по самым скромным подсчетам, пользуются как международным теперь уже более 700 миллионов населения различных стран, в том числе 90 миллионов говорят на нем, как на родном языке. Как международный, наш русский язык получил особенно широкое распространение среди славянских народов Европы — болгар, поляков, чехов, сербов. Знание русского языка распространено также в Финляндии и Румынии. Благодаря многолетним торговым и культурным связям с народами Востока, русский язык давно проник в страны Ближнего и Дальнего Востока, а в освобожденном Китае изучение его вводится во все школы. Русские переселенцы занесли русскую речь и в Северную Америку — в США и Канаду.

Русский язык — один из богатейших языков мира. Как во всяком мировом языке, в нем сотни тысяч слов, то глубочайших по мысли, то нежнейших по чувству, то твердых и гибких, как сталь, способных будить мысль и волновать сердце. На русском языке написаны труды глубочайших мыслителей и вождей революции Ленина и Сталина. На русском языке писали величайшие поэты Пушкин и Лермонтов, искуснейшие мастера слова Толстой, Чехов, Горький, такие тонкие ценители красоты, как Белинский.

Особенно большое значение приобрел русский язык после Великой Октябрьской социалистической революции. Он превратился сейчас в международный язык социализма и новой демократии. По инициативе самих трудящихся, русский язык изучается сейчас как международный во всех странах народной демократии Центральной и Восточной Европы, и добровольно с любовью его изучают демократические прогрессивные слои населения, массы трудящихся во всех странах мира. Международное влияние и популярность русского языка все ширятся и растут.

В Советском Союзе много различных языков. Среди них к моменту установления советской власти были и такие развитые мировые языки, как русский, и такие литературно разработанные национальные языки с богатым литературным наследием, как грузинский, армянский, татарский, узбекский, туркменский, азербайджанский, таджикский, осетинский и другие, и языки народов, почти не имевших литературы на родном языке, как башкирский, казахский, киргизский, мордовский, удмуртский, лезгинский, кабардинский, абхазский и прочие, и наконец языки народностей и племен, совсем не знавших письменности и грамоты, как языки народов советского Севера (ненцев, или самоедов, чукчей, остяков, или ханты, тунгусов, или эвенков и т. д.), Кавказа (например, абазинцев, табасаранцев и т. д), Памира (шугнанцев, ваханцев и пр.).

В результате ленинско-сталинской национальной политики у нас в СССР развились многие национальные языки, ставшие мощным орудием подъема культуры ранее отсталых народностей и племен. Старая письменность обогатилась новым, социалистическим содержанием. На многих языках впервые развилась богатейшая новая, советская политическая, научная и художественная литература. Тем самым заново или вновь развивавшиеся языки стали богаче словами, точнее в передаче мысли, глубже по содержанию. Они сделались более гибким и мощным орудием культуры в руках таких мастеров родной речи, как Джамбул, Сулейман Стальский и др.

Родные языки в Советском Союзе находятся в условиях расцвета и развития, обеспеченного для них всем строем социалистической государственности. Родная речь окружает у нас ребенка с детства. Советская школа обеспечивает каждому из народов СССР возможность учиться на родном языке.

Вместе с тем все граждане нашей социалистической Родины имеют возможность изучать великий русский язык — мировой международный язык новой демократии и всего прогрессивного человечества.

Кроме того, каждому в Советском Союзе предоставлена возможность овладевать и иностранными языками.

Равноправие языков в СССР — это величайшее культурное достижение, которое впервые в истории человечества осуществлено полностью социалистической демократией благодаря ленинско-сталинской национальной политике.