С незапамятных времен люди верили, что животные говорят. Поэтому в народных сказках постоянно упоминаются птичий язык и язык зверей.

Многие животные способны издавать звуки. От усилия, возбуждения, боли, страха, злобы напрягаются дыхательные и гортанные мышцы, и животное испускает писк, визг, шипенье, рев, смотря по тому, какой у него голос, так же непроизвольно, как от напряжения других мускулов оно ощетинивается, скалит зубы, машет хвостом или бьет копытом о землю.

Многие животные способны реветь …

… пищать от страха и боли …

… рычать и визжать…

Это еще не речь. И из подобных непроизвольных голосовых движений речь не могла бы создаться.

Птицы в стае оживленно чирикают; они не сообщают ничего друг другу, но они общаются между собой, — это тоже стадный условный рефлекс.

По представлениям человека, у каждой породы животного есть как бы свое «слово», свой сигнал — муу, мээ, мяу, гав и так далее. Оно, как нам кажется, выражает различные чувства, звучит в разных случаях по-разному.

Кто когда-нибудь видел осенний слет галок, кто наблюдал в зоопарке обезьян, тот знает, как оглушительна своеобразная галочья «речь», как разно образна и оживленна забавная мимика обезьян. Однако ни крики, ни мимика, ни жесты животных не могут быть названы языком. Все это — сигнализация, носящая непроизвольный, инстинктивный характер; она выражает лишь определенные чувства, так называемые аффекты.

Высшие породы обезьян — наиболее развитые представители животного мира. И потребности, и способности, и поведение их разнообразнее и сложнее. Поэтому и учеба у них дольше. Львенок, волчонок, теленок, щенок к двум годам становятся способными к самостоятельному существованию. Обезьянке нужно для воспитания вдвое больше времени. Поэтому и стадная связь и организация у обезьян гораздо крепче и развитее, и выражение чувств гораздо богаче и разнообразнее.

Шимпанзе способен плакать и смеяться, дразнить и обижаться, забавляться и скучать, приходить в восторг и в отчаяние, любопытствовать и подражать, усердно заниматься интересующим его делом.

И «словарь» обезьяны значительно больше: он насчитывает около трех десятков различных «слов».

Так, хагкх-кауг-гуаггак выражает удовольствие или предвкушение удовольствия и связано, очевидно, с глотательными движениями (у обезьяны «текут слюнки»); хем-хем — довольное кряхтенье, особенно при прыжках с дерева на дерево, связанное, вероятно, с замиранием сердца и задержкой дыхания; кухи-киг-хииг — смешок радости; сок-окуг — испуганное оханье; превт-превт — губные звуки, вроде нашего «тпру», производимые во время игры; круг-крууг — недовольное ворчание: кок-кук-хуук — выражение гнева (со сдавленным горлом и стиснутыми зубами); куи- и-и — визг восторга, радостный призыв (ставший у туземцев Полинезии окликом вроде нашего «ау!»); туиввг — жалобный призыв. В последнее время «язык обезьян» особенно тщательно изучала русская исследовательница Лодыгина-Котс. Наблюдая в Москве детеныша шимпанзе по прозвищу Иони в возрасте от полутора до четырех лет, она установила, что после легкой словесной дрессировки, сопровождаемой жестами, он научился понимать обращенные к нему человеческие фразы и даже сам издавал до двадцати трех различных по качеству звуков, выражавших различные чувства и желания, употребляя ряд движений (жестов), тоже выражавших его чувства и желания.

Шимпанзе Иони.

В ответ на звуки, издаваемые человеком и воспроизводящие звуки шимпанзе (например, звуки уханья, кряхтенья, харканья, хрюканья), Иони издавал их еще сильнее, как бы стараясь перекричать человека.

Выражение ощущений у детеныша орангутана. Хохот…

Иони прекрасно научился подражать собачьему лаю, но ни разу на протяжении двух с половиной лет исследовательнице не удалось подметить у него никаких попыток к воспроизведению даже подобия человеческих членораздельных звуков.

В криках шимпанзе ухо человека при некотором навыке может выделить гласные и согласные звуки, хотя они не так четки и отработаны, как человеческие, и колеблются, отклоняясь от одного постоянного образца. Так, например, звуки «г», «нг», «к» обезьянами не различаются и представляют собою лишь колебания одного и того же согласного элемента. Целый ряд отдельных звуков шимпанзе напоминает человеческие: например, согласные «м», «г», «к», «х»; гласные «у», «а».

Однако значение криков в целом еще очень далеко от значения человеческих слов и предложений.

Удивление…

Крики и «слова» обезьян выражают лишь чувства или желании животного, но еще не мысли. Но в то же время они не похожи на непроизвольные выкрики, вырывающиеся, у животных и людей в припадке сильного чувства. В этом отношении они выше звуков, которые может издавать собака (лай, визг, вой), и криков других, менее развитых животных.

Плач…

Дарвин в ряде случаев раскрыл сходство мимики у человека и у человекообразных обезьян. У таких животных, как кошка и собака, хотя и домашних, давно живущих с людьми, мы не находим еще чего-либо похожего на изменение выражения лица, не наблюдаем так называемой мимики. Но у обезьян, даже низших, например у павианов, несмотря на некоторое сходство их морды с собачьей, Дарвин обнаружил нечто, напоминающее человеческое выражение лица. От удовольствия павиан «смеется», вполне оправдывая русское выражение «скалить зубы от радости».

Нечто подобное наблюдается и у высших человекообразных обезьян. Дарвин сообщает: «Если щекотать молодого шимпанзе (он особенно чувствителен к щекотанью подмышками, как и наши дети), то он издает звуки, похожие на хихиканье или смех, впрочем, смех иногда бывает беззвучен… Молодые орангутаны, когда их щекочут, тоже осклабляются и издают звук, похожий на хихиканье.

Когда они перестают смеяться, можно заметить, что по их лицу пробегает выражение, которое можно назвать улыбкой. Я тоже заметил нечто подобное у шимпанзе». С другой стороны, по словам Дарвина, некоторые обезьяны плачут.

Выражение удовольствия у шимпанзе.

Очень многими наблюдателями установлено, что для выражения своих чувств и желаний обезьяны употребляют ряд телодвижений и действий, весьма напоминающих человеческие. Так, шимпанзе «зовет» человека, бросая по направлению к нему мелкие камешки и другие предметы, или просто тащит его за руку, куда ему нужно. Тот же шимпанзе выражает свое дружеское расположение прижатием чужой руки к своему телу и дружеским похлопыванием по ней. Подобно человеку, обезьяна «просит» умоляющими звуками, «грозит» криком, стуком и топотом.

Оценивая все эти наблюдения и отдавая должное добросовестности наблюдателей, мы считаем своим долгом указать на следующее обстоятельство. С одной стороны, наблюдателям было свойственно уподоблять обезьян человеку, а с другой стороны, наблюдения производились над обезьянами, в большинстве случаев с малых лет оказавшимися в неволе и подпавшими под сильное влияние людей. Поэтому далеко не всё, о чем сообщают наблюдатели, свойственно взрослым обезьянам, живущим на свободе. Но, если даже и признать, что многое усвоено обезьянами от человека, то все же нельзя отрицать наличие у обезьян способности выражать звуками, мимикой лица, телодвижениями и изменениями голоса свои желания и чувства так, что они становятся понятными и для человека.

Сравнение показывает замечательное сходство строения органов речи и уха современного человека и человекообразных обезьян. Сходство наружных частей уха (ушной раковины) человека и шимпанзе заставляет предполагать, что слух и способность различать музыкальные тоны и шумы у того и другого так же сходны, как и способность обоих к произнесению звуков и их повышению и понижению. Другая человекообразная обезьяна, живущая на Зондских островах, — гиббон — отличается даже способностью «петь», то есть, крича громким голосом, пробегать всю музыкальную гамму.

Но как ни пытались вызвать обезьяну шимпанзе на прямое и добровольное подражание звукам, даже самым простым слогам, заманивая ее соблазном получить в ответ фрукты, все усилия, повторявшиеся в течение нескольких недель, были напрасно, — она так и не заговорила.

Подводя итог наблюдениям над нынешними человекообразными обезьянами, можно утверждать, что у них есть способность издавать различные крики, которые состоят из звуков, весьма похожих на человеческие. Они могут произносить их как полным голосом, так и шепотом, повышая и понижая тон своего голоса на манер человека. Тем не менее обезьяны не произносят слов, не могут вести между собою настоящего разговора, как люди; они не задают вопросов и не могут на них отвечать. Даже человекообразные обезьяны не владеют членораздельной речью, не говорят.

Самая «говорящая» птица — попугай — только механически повторяет слова, совершенно не понимая их смысла и значения.

У животных, действительно, нет языка в том смысле, как он существует у человека, но, как мы видели выше, у некоторых из них, а именно у человекообразных обезьян, есть уже все физические данные для того, чтобы они могли говорить.

Несмотря на наличие отдельных выкриков, человекообразные обезьяны еще не создали настоящей речи, которая выражала бы не только чувства и желания, но и мысли. У человекообразных обезьян, притом только в обществе человека, могли появляться в редких отдельных случаях лишь проблески мысли и еще реже только зачатки речи. «Способность» к этому появилась у них в связи с употреблением естественных (то есть не изготовленных с помощью труда) орудий: например, камней для раскалывания орехов, сучьев и веток для доставания пищи, следовательно, она появилась лишь с первыми зачатками искусственного удлинения своих конечностей.

Но только человек, унаследовав эту «способность» от своих животных предков, смог превратить ее в подлинные мысль и язык потому, что настоящий труд, начинающийся с изготовления орудий, присущ лишь человеку. Подлинной речи у животных нет. Как и мысль, в ней воплощающаяся, она могла возникнуть лишь в обществе людей.