Постепенно, вместе с развитием труда, люди научились говорить не отдельными отрывочными звуками, но связной речью. Они стали выражать свои мысли несколькими звуками-предложениями, развивающими и дополняющими ту же мысль, а затем и сочетание мыслей. Так стала появляться у людей членораздельная речь, состоящая из нескольких звуков-предложений, соединенных в одно.
Начало появления человеческой речи, на первых порах, как мы видели, еще нечленораздельной, относится ко времени первоначальных обезьянолюдей. Никоим образом не следует полагать, что человеческая речь появилась сразу, с первыми же стадами обезьянолюдей. Эти первые человеческие стада, по мере того как труд становился необходимым условием их жизни, должны были, размножаясь, расселиться по обширной области, благоприятной для их жизни.
Первоначальное человеческое общество возникло значительно более полумиллиона лет назад. В течение нескольких сот тысячелетий первобытные человеческие стада, хотя и необычайно медленно, все же изменялись. Первоначальных людей, обезьянолюдей, сменили древние люди. Труд стал сложнее. Древние люди охотились даже на крупных животных, и по мере усложнения труда постепенно совершенствовались и мысль и речь людей.
«…Неразвитая глотка обезьяны, — пишет Энгельс, — преобразовывалась медленно, но неуклонно, путем постепенно усиливаемых модуляций, и органы рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за другим».
Если эти звуки первоначально были целыми мыслями-предложениями, а позднее объединялись в связную речь, то наступил момент, когда должно было выделиться слово-понятие.
Много должно было пройти времени, прежде чем люди сумели внести строгую расчлененность в бесконечную вереницу своих понятий и представлений, объединить общие из них, подчинить менее важные более важным. Когда это случилось, тогда и речь стала более складной и ясной. Как бесформенная масса мрамора превращается под резцом ваятеля в статую с тонкими формами, так и первичное расплывчатое и подчас двусмысленное слово-предложение преобразовалось к тому времени в имеющую точную форму и ясный смысл часть речи. К сожалению, эти общие соображения еще ничего не говорят о том, когда же слово появилось на смену крику-предложению. Однако на основе нового учения академика Н. Я. Марра о языке, материалистическое советское языкознание может довольно точно ответить на этот вопрос.
Постепенное развитие общества первоначальных людей привело к появлению первых метательных орудий, явившихся прообразом позднейших дротика или копья. Начала развиваться охота на крупных зверей, как самостоятельное занятие, отдельное от собирательства. У древних людей (неандертальцев), стоящих по развитию еще выше, уже было зачаточное разделение труда по полу и возрасту. Женщины преимущественно занималась собирательством, а мужчины — охотой. При разделе добытой пищи возникла потребность речи вне процесса самого труда: мужчины стремились получить часть пищи, добытой не ими, а женщинами, те же, в свою очередь, предъявляли права на свою долю и долю детей. Отсюда вытекает, что мужчины должны были научиться говорить о том, что добыли женщины, и наоборот. Эта потребность говорить в новых условиях общественного труда дала огромный толчок развитию первоначального мышления и речи, которые перестают быть нерасторжимо вплетенными в самый ход трудового процесса. Развивается способность выражать отвлеченные мысли, появляется речь, независимая от трудового действия. Вместе с тем, в результате знакомства со все новыми явлениями обогащающегося производства, появляется потребность в выделении слов-понятий.
Прежние нерасчлененные внутри себя звуки-предложения теперь впервые стали члениться на звуки-слова, а цельные мысли — на отдельные понятия. Правда, эти слова-понятия оставались еще внутри себя нераздельными, состояли лишь из одного звука и по своему значению были, по сравнению с нашими словами, еще весьма неразвитыми, расплывчатыми и смутными. Они могли обозначать как предметы, так и действия, равняться по своему употреблению как нашим именам, так и глаголам. Однако само предложение в эту эпоху уже расчленилось, по крайней мере, на два слова-понятия.
Так, няня, показывая грудному ребенку конфету, произносит «мц! — ааа… мц! — ааа», желая, во-первых, привлечь его внимание прищелкиванием языка и, во-вторых, приглашая его взять в руку лакомство протягиванием гласного. Здесь мы имеем уже выделение в предложении, как в едином целом, каких-то двух элементов — двух грубых бесформенных слов.
В соответствии с этим и мысль человека впервые стала более членораздельной. Таким образом, к концу низшей ступени дикости появляется тот строй речи, который в науке называется первичным аморфным (то есть первичным бесформенным) строем. Слово здесь еще не подвергается никаким изменениям, не имеет никаких приставок или окончаний; оно равно еще одному звукослогу — корню, выражающем цельное, нерасчлененное внутри себя понятие.
Дальнейшее развитие техники — появление составных орудий, состоящих из двух частей (наконечника или насадки и древка или рукоятки, таких, как каменные нож, топор, молот и т. д.), вызвало появление на земле нового человека (неоантропа), толкнуло человеческую мысль вперед. Впервые люди научились так же легко комбинировать свои понятия, как собирать и разъединять части орудия.
Кроманьонцы за изготовлением кремневых орудий.
Эта способность человеческого мышления носит название анализа и синтеза. Ее развитие в данную эпоху и привело к подлинной членораздельности речи и к образованию в языке сложных слов.
Австралийские племена, представители средней ступени дикости, в своих языках имеют уже слова, расчлененные на корни, слоги и окончания, а слоги уже состоят у них из двух и более звуков. Следовательно, в их мышлении уже образовались расчлененные понятия, а в языке — составные слова. Предполагаемая нами не племенная, а еще стадная речь, состоящая из неизменяемых звукослогов, должна быть отнесена к низшей ступени дикости. Членораздельная речь, по мнению Энгельса, была высшим достижением этого периода.
* * *
В нашем распоряжении нет достаточно надежных источников, которые помогли бы нам осветить эпоху первоначальных, зародышевых, стадных языков. Но мы можем изучить, как совершалось развитие языков в сравнительно недавние времена.
История показывает, что племенные языки укрупняются, складываясь в языки союзов племен, становятся межплеменными (как языки древних культурных народов Америки — ацтеков в Мексике и инков в Перу — для ряда покоренных ими племен) и впоследствии, уже в классовом обществе, превращаются в языки народностей.
В качестве примера такого языкового развития может служить история происхождения языка древних, римлян, так называемого латинского языка.
В начале первого тысячелетия до нашего летосчисления на территории современной Италии существовал ряд малых языков древнеиталийских племен, как то: латинян, умбров, осков, сабинов и т. д. Одна группа этих племен (латинская) образовала союз, в котором общим языком стал латинский. Центральным селением этого союза, по преданиям, была Альба-Лонга. На северном краю земель этого союза, в Лациуме, возникло новое поселение — Рим, составившееся из смешения представителей различных племен. С превращением этого поселения в город образовалось нечто новое, более сложное, чем племя. Это и была римская народность (популюс романус), сложившаяся, по преданию, из трех племен. Римляне говорили на латинском языке, который, став языком народности, затем, благодаря римским завоеваниям, сделался государственным языком римской державы и распространился в качестве классово господствующего языка в ряде средиземноморских стран. Но уже к началу средних веков не осталось населения, которое пользовалось бы латинским языком как родным.
На примере романских языков можно как раз прекрасно видеть, как происходит объединение большого количества разрозненных и мелких племенных языков и наречий, принадлежащих к совершенно различным языковым группам, в значительно меньшее количество более однородных и близких друг к другу языков одной и той же романской группы.
В настоящее время на том же пространстве в Европе мы находим всего шесть сходных друг с другом романских языков с шестью еще более близкими к ним языками и наречиями. Таковы французский с провансальским и валонским, испанский с каталонским, португальский, ретороманский, итальянский с латинским и французским и румынский с молдавским.
Так происходит процесс укрупнения и объединения языков.
Одновременно на тех же землях происходит процесс смешения языков на основе взаимообщения и смешения племен, народностей и, наконец, наций. Как мы видели, современные романские нации (итальянцы, французы) представляют результат смешения многих народов, а следовательно, и национальные романские языки образовались путем смешения и скрещивания разных языков и наречий. Наконец, те же романские языки представляют собой результат развития готового материала — народного языка древнего Рима и его поселенцев на завоеванных землях (так называемой «вульгарной латыни»). Но эта латынь была не гадательным праязыкам, а действительно существовавшим готовым материалом, вокруг которого происходил исторический процесс уменьшения количества, укрупнения и сближения языков.
Все эти три стороны одного и того же явления и составили единый ход развития романских языков. Подобным же образом развивались и германские, и славянские, и угрофинские, и многие другие языки.
Наш русский язык возник точно таким же путем. Его возникновение стоит в тесной связи с образованием древнерусской народности в процессе объединения восточнославянских племен. В качестве сложившегося готового материала, из которого исторически развился русский язык, был использован язык восточных славян — антов, которые, по свидетельству писателей VI века, уже в последней четверти IV столетия жили между Днестром и Днепром. Анты говорили по-славянски, а их племенное название можно узнать в позднейшем наименовании племени вятичей, населявших в XI веке часть территории, между прочим, и нынешней Московской области. С образованием в конце IX века великого княжества русского со столицею в Киеве появляется в X–XI веках письменность на древнерусском языке, который путем взаимовлияний со старославянским (древнеболгарским) и среднегреческим («византийским») и другими языками не только растет сам, но и оказывает влияние на славянские и другие языки соседних народов. В дальнейшем, в связи со смешением и скрещиванием различных племен и народностей на территории северо-восточной (суздальской и московской) Руси, древнерусский язык вступает во взаимодействие с угрофинским и литовским, с татарским и иными соседними языками, в результате чего в XIV веке начинает складываться русский (великорусский) язык. В это же время из древнерусского языка начинают выделяться украинский и белорусский языки. Наконец, в недрах Московского, а затем и Российского государства, в результате концентрации (сосредоточения и сплочения) вокруг Москвы южновеликорусского (например, рязанского) и северновеликорусского (например. суздальского, тверского, ярославского) наречий и их взаимного смешения, складывается московское, а затем на его основе средневеликорусское наречие, которое и легло в основу современного русского литературного языка.
Отправляясь от этих достаточно изученных примеров, мы можем считать, что и в гораздо более древние времена процесс образования сначала племенных языков из стадных, а затем, в свою очередь, и межплеменных и народных языков из племенных совершался подобным же образом.