Мы знаем, что разработка условного рефлекса (приема) состоит из двух элементов: 1) самого факта действия (вызванного непосредственным возбудителем) и 2) его условного обозначения (замещающего возбуждения); одновременными действиями обоих возбуждений и воспитывается желаемый условный рефлекс (разрабатывается прием).
Рис. 9.
I. Воспитание основного условного рефлекса (примитивное знание приема).
II. Шлифовка и закрепление приема (дифференцировка условного рефлекса); эта часть дрессировки значительно важнее, труднее первой части. Здесь нужна особая чуткость, знания, практические навыки дрессировщика и установка правильных взаимоотношений. Здесь вырабатывается дифференцировка, безотказность выполнения приема.
К непосредственным возбуждениям мы относим: 1) влияние врожденных инстинктов или 2) принуждение как способ обучения.
Одним из этих видов мы заставляем собаку выполнить желаемое действие (или его примитив, подвергающийся дальнейшей шлифовке).
К замещающим (условным) возбуждениям мы относим так называемые условные обозначения приема. Они обычно бывают следующие: 1) команда, 2) жест и другие условные обозначения.
Дабы ускорить воспитание условного рефлекса, дрессировка нуждается во вспомогательных действиях, воспитывающих безотказность и шлифующих выполнение приема. Вспомогательные действия делятся на усиленные принуждения (т. е. возбудителей оборонительных реакций) и поощрения, создавая взаимодействиями их контрастовые понятия о грядущей неприятности за неисполнение и, наоборот, приятного ощущения за исполнение.
В данном случае вспомогательные элементы принуждения делятся в свою очередь на два вида: 1) принудительное действие, применяемое как мера воздействия, связанное с угрожающей интонацией (применяется в тех случаях, когда собака знает, но не хочет исполнять прием), и 2) принуждение, действующее как тормоз (для выработки дифференцировки и заглушения вообще нежелательных действий собаки).
В противовес им мы употребляем вспомогательный элемент поощрения, который действует так: 1) закрепитель приема и восстановитель утерянной привязанности (благодаря примененному принуждению), 2) как награда за исполнение, а следовательно, и побудитель к дальнейшему исполнению. Обычно употребляемыми видами поощрения являются лакомство и ласка, связываемые с поощрительными интонациями.