Подобно тому, какъ планеты раздѣляются на добрыя и злыя[29], различные виды ихъ взаимныхъ положеній распадаются также на двѣ противоположныя группы. Къ счастливымъ принадлежатъ секстиль и тринъ, а къ неблагопріятнымъ— квадратура и оппозиція. Объ видѣ, называемомъ « соединеніе », было уже говорено и остается лишь прибавить, что орбита неподвижныхъ звѣздъ первой величины[30] ) равняется семи градусамъ и тридцати минутамъ, для звѣздъ второй величины 6°30′ и для третьей величины 3°30′. Понятно, конечно, что орбиты считаются въ обѣ стороны отъ свѣтила, имѣя одинаковое измѣреніе до соединенія и послѣ него. Заимствуемъ у флорентійскаго астролога Junctinus’a слѣдующія небезполезныя подробности касательно различныхъ положеній планетъ.
[31]
Необходимо замѣтить, что секстиль, а особенно тринъ, уменьшаетъ враждебныя свойства злыхъ планетъ не только, когда онѣ соединены съ одной изъ добрыхъ, но даже и тогда, когда лучъ благодѣтельнаго свѣтила вовсе не примѣшивается къ ихъ вредоноснымъ лучамъ. Практика скоро научитъ опредѣлять степень вліянія каждой планеты и различать какого рода результатъ надлежитъ ожидать отъ этого вліянія.
Такъ мы замѣтимъ, что даже самая счастливая планета, Юпитеръ, въ зависимости отъ своего положенія можетъ явиться вѣстникомъ большой бѣды и даже смерти, а родящіеся подъ исключительнымъ вліяніемъ Венеры погибаютъ жертвами этого привѣтливаго свѣтила, будучи сами своими палачами. На такую съ перваго взгляда непонятную перемѣну характера планеты, дѣйствуетъ очень властно встрѣча ея съ несимпатичнымъ[32] для нея свѣтиломъ или враждебнымъ лучемъ ея, или нахожденіе въ ея астрологическомъ домѣ. Когда мы дойдемъ до объясненія Зодіака, то узнаемъ, что каждое изъ созвѣздій его составляетъ въ астрологіи домъ планеты и что, за исключеніемъ Солнца и Луны, у каждой планеты по два дома. Распредѣленіе домовъ основано, безъ сомнѣнія, на однородности, на сходствѣ элементарныхъ качествъ[33] планеты и созвѣздія. Попавъ въ домъ своего врага, свѣтило теряетъ всѣ свои добрыя свойства и становится чрезвычайно опаснымъ. О такой планетѣ говорятъ, что она находится въ изгнаніи. Garcaeus группируетъ[34] слѣдующимъ образомъ планеты сообразно ихъ взаимной дружбѣ и непріязни.
Мнѣ приходилось уже выставлять на видъ важное значеніе Луны, какъ свѣтила весьма впечатлительнаго къ постороннему вліянію. Д-ръ Энкоссъ въ своей книгѣ о магіи[35] подтверждаетъ справедливость подобнаго воззрѣнія и въ то самое время совѣтуетъ ничего не начинать послѣ полнолунія, въ то время какъ Луна идетъ на убыль. Въ практической магіи пользуются моментомъ соединенія Солнца съ Луной, т. е. новолуніемъ, когда всего сильнѣе ощущается вліяніе послѣдней планеты. Въ астрологіи Луна до полнолунія считается обладающей добрыми качествами, тогда какъ вліяніе ея всего вреднѣе въ послѣднюю четверть. У Papus’a[36] приведенъ между прочимъ такой разсказъ. «Одинъ богатый лѣсопромышленникъ въ горахъ Юры замѣтилъ, что конкурренты его никогда не рубили лѣсъ послѣ полнолунія, возобновляя работы съ новой Луной. Будучи большимъ скептикомъ, онъ смѣялся надъ непонятной этой причудой, отчасти даже приходившейся ему съ руки, и не прекращалъ никогда рубки. Черезъ два года онъ сдѣлался суевѣрнѣе своихъ товарищей, такъ какъ весь матеріалъ, заготовленный имъ во вторую половину мѣсяца, подвергался быстрой порчѣ». Древніе неблагопріятное вліяніе убывающей Луны олицетворяли въ геніи зла, Лилитѣ, и, выражая кому нибудь свои добрыя пожеланія, прибавляли: да не коснется васъ духъ Лилита (procul hinc Lilit absit)[37] Счастливая луна, т. е. находящаяся въ симпатичномъ для нея мѣстѣ и свободная отъ враждебныхъ лучей другихъ планетъ, а равно луна прибывающая (отъ ☌ съ солнцемъ до ☍ съ нимъ) награждаетъ человѣка хорошими умственными способностями, воображеніемъ, направленнымъ на полезныя изобрѣтенія и усовершенствованія, изящнымъ вкусомъ и необыкновенной подвижностью. Влагая въ свои трудъ любовь къ изысканіямъ, стремясь все впередъ, все къ лучшему, пытливый работникъ дѣлается полезнымъ человѣчеству, открывая новые законы природы и обогащая міръ неожиданными открытіями. Почти никто не родится подъ вліяніемъ лишь исключительно одной планеты и къ тому же знакъ Зодіака примѣшиваетъ также свои качества, а потому довольно трудно точно описать наружность находящагося только подъ властью Луны. Въ большинствѣ случаевъ это индивидуумъ болѣе, чѣмъ средняго роста, съ круглымъ лицомъ, сѣрыми глазами, съ густыми волосами, цвѣта называемаго «шатэнъ». Организмъ склоненъ къ ожирѣнію, и флегматичность характера нерѣдко помогаетъ этому[38]. Въ томъ случаѣ, если солнечные лучи враждебны Лунѣ, около одного изъ глазъ ребенка замѣчается пятнышко, которое бываетъ и въ самомъ глазу, когда Луна помѣщается въ угловомъ домѣ гороскопа[39] или соединена съ плеядами[40]. Нѣкоторые астрологи замѣтили, что родившіеся при полной Лунѣ страдаютъ обыкновенно недостаткомъ зрѣнія, и пришли также къ заключенію, что нехорошее положеніе Луны относительно Марса усиливаетъ этотъ недостатокъ[41]. Враждебный лучъ Луны дѣлаетъ человѣка лѣнивымъ, бросающимся отъ одного дѣла къ другому, никогда ничѣмъ неудовлетвореннымъ, такъ какъ, неспособный сосредоточить свое вниманіе на находящейся у него въ рукахъ работѣ, онъ никогда не видитъ результатовъ своего труда и отъ этого мѣняетъ безпрестанно свои занятія.
Одаренный пылкимъ воображеніемъ, онъ создаетъ себѣ небывалыя мученія, надежды самыя безумныя, прихоти и мечты по-истинѣ чудовищныя, для исполненія каковыхъ не останавливается часто даже передъ преступленіемъ. Однимъ словомъ, это субъектъ съ дурно направленной волей и съ такими природными задатками, которые сдѣлаютъ его несчастнымъ человѣкомъ, если онъ не вполнѣ вступитъ въ борьбу съ своими несимпатичными инстинктами. Если же при этомъ примѣшивается вліяніе Сатурна, то сильная меланхолія доводитъ нерѣдко до самоубійства, а Марсъ обращаетъ человѣка въ злобнаго тирана. Для этого даже достаточно нахожденія убывающей Луны въ домѣ Марса и помѣщенія ея въ одномъ изъ угловъ гороскопа. Разбирая впослѣдствіи гороскопъ Нерона, мы дадимъ себѣ полный отчетъ въ происхожденіи его характера и сравнимъ его съ Тэмой Іоанна Грознаго. Подъ особымъ вѣдѣніемъ Луны находятся: мозгъ, правый глазъ женщины и лѣвый мужчины, лѣвый бокъ мужчины, правый у женщины, желудокъ и грудь. Болѣзни, причиняемыя Луной разнообразны и находятся въ зависимости отъ знака Зодіака, занимаемаго этой планетой[42]. Назовемъ, между прочимъ, водянку, нервныя разстройства, желудочный каттаръ, лихорадки и всѣ формы мозговыхъ заболѣваній. Изъ дней недѣли посвященъ Лунѣ понедѣльникъ, изъ растеній и травъ— пальма, водяная лилія (Nymphéa alba), бѣлая садовая лилія (Lilium Candidum); въ животномъ царствѣ—лягушка, сова и кошка, изъ минералловъ — всѣ сорта кварца, жѳмчугъ и кораллъ. Геній Луны — Габріель, Безъ сомнѣнія, эти подробности не входятъ въ область астрологіи и касаются магіи, гдѣ онѣ имѣютъ совершенно иное значеніе, чѣмъ это кажется съ перваго раза. Но обмолвки зти нарождаются какъ-то помимо моей воли, и мысль покоряется сердечному желанію какъ можно больше освѣтить предметъ. Въ настоящее время, когда мы вѣримъ лишь въ то, что видимъ и ощущаемъ, когда даже довѣріе къ людямъ исчезло и всякій готовъ лучше отрицать, чѣмъ допустить имъ самимъ непознанное, немного затруднительно касаться такихъ вопросовъ, истинность которыхъ ясна лишь очень незначительному меньшинству. Чтобы убѣдить — мало вывернуть и перевернуть объектъ, разобрать его по частямъ, просить провѣрить сказанное, мало потому, что рутина стала закономъ и вѣра, качество духовное, заглушена окончательно голосомъ физической природы. Винить человѣка пожалуй трудно въ этой горькой утратѣ, такъ какъ вѣками заставляли его принимать на вѣру разныя мудрыя изреченія, смыслъ которыхъ и для самихъ мудрецовъ оставался темнымъ. Во имя безсмысленныхъ фразъ заставляли умолкнуть возстававшій противъ абсурда разумъ, который, возмущенный подобной несправедливостью, впалъ въ крайность, и предпочелъ пессимизмъ суевѣрію. Подобная реакція сокрыта въ самой природѣ вещей. Межъ тѣмъ, подобныя условія, обнаживъ томительную внутреннюю тоску, заставляли время отъ времени искать защиты отъ нея, и таинственный голосъ влекъ тогда обратно въ царство суевѣрій, откуда человѣкъ уходилъ вновь неудовлетвореннымъ и окончательно раздавленнымъ подъ бременемъ безпредѣльнаго отчаянія. Понятнымъ становится такимъ образомъ восклицаніе одного знаменитаго ученаго: «l’homme ne poursnit que des chimères». Но химеры эти вели человѣчество къ нравственному усовершенствованію, въ нихъ воплотился великій идеалъ любви; въ этихъ химерахъ увѣковѣчена исторія мірозданія, исторія проявленія Божьяго величія въ созданной Имъ дивной вселенной. Всѣ мудрецы съ незапамятныхъ временъ предвидѣли порабощеніе Психеи. Не даромъ египетскій Гіерофантъ изрекъ пророчество, о которомъ мы уже говорили, а другой мужъ, выученный всей мудрости египетской, описалъ это порабощеніе духовной природы физической въ очень выразительной легендѣ. Такъ какъ поэзія обладаетъ даромъ картиннѣе выражать идею, ярче освѣщать предметъ, то я попрошу позволенія у читателя подѣлиться съ нимъ слѣдующимъ отрывкомъ:
А вы, ученые Востока,
Египта вѣщіе жрецы!
Плодами вашего урока
Явились міру мудрецы.
Великой тайны откровенья
Провозглашая, ихъ глаголъ
Любви былъ вѣстникъ и смиренья
И къ счастью истинному велъ.
Но смыслъ рѣчей тѣхъ вѣкъ отъ вѣка
Скрывался глубже въ тьмѣ временъ.
И что теперь для человѣка
Священной мудрости законъ?
Гдѣ то, что формою удобной
Безсмертный умъ сберечь хотѣлъ?
Оно вражды междоусобной
Невольно сдѣлалось удѣлъ.
О, форма внѣшняя! Значенье
Давно утрачено тѣхъ словъ,
Которыхъ только выраженье
Была ты волей мудрецовъ;
Какіе ты родила споры
И въ дикой ярости страстей
Росли и множились раздоры,
Разъединивъ сильнѣй людей.
Огни костровъ, проклятій звуки,
И обагренныя въ крови,
Для пытокъ созданныя руки
Святыхъ защитниковъ любви!..
Немного далѣе авторъ продолжаетъ такъ:
Ты правъ, мой умъ! долой оковы!
Пари свободно надъ землей,
Срывай съ зловредной лжи покровы,
Будь оживляющей струей;
Не прекращай свои исканья:
Что судъ безсмысленныхъ ханжей!
Не лучше-ль явность отрицанья ,
Чѣмъ лицемѣріе людей?..
Безъ сомнѣнія, лицемѣріе не ведетъ къ спасенію и суевѣріе не есть вѣра. Но отрицать все то, что кажется неяснымъ, все то, что недоступно пяти внѣшнимъ чувствамъ, тоже не приведетъ ко благу, такъ какъ оставитъ нѳразсдѣдованной цѣлую область, насъ окружающую. Да человѣкъ и не властенъ это сдѣлать, потому что встрѣтитъ противодѣйствіе во всей природѣ. Духъ безсмертный долженъ вернуться въ лоно Творца, и всѣ три дѣйствующія во вселенной силы работаютъ въ этомъ направленіи. Форма можетъ временно затмить содержимое въ ней, власть тѣла или матерія заглушитъ голосъ духовнаго начала, но змѣй-искуситель будетъ все-таки побѣжденъ сыномъ женщины. Волшебные вымыслы, служащіе забавой дѣтямъ въ раннемъ возрастѣ, неинтересны вовсе намъ, а межъ тѣмъ они часто представляютъ отблескъ великой правды. Что за дѣло, что волкъ проглотилъ Красную Шапочку, а межъ тѣмъ однородное явленіе мы замѣчаемъ ежедневно въ природѣ и присутствуемъ при томъ, какъ волкъ — ночь скрываетъ въ своей пасти красное солнышко. Но какъ мы знаемъ, что яркій день снова засіяетъ надъ пробужденной землей, такъ п добро освободится изъ когтей зла, и солнце восторжествуетъ надъ элементомъ мрака. Вотъ смыслъ миѳа объ Озирисѣ, тайна культа Митры, суть мистерій о Dio-Nysos (Διος+νσος), вотъ основаніе всѣхъ древнихъ религій, вотъ выраженіе всѣхъ великихъ надеждъ человѣчества. Авторы первоначальнаго фантастическаго разсказа о солнцѣ подъ однородными же аллегоріями скрыли все свое ученіе и пріемники ихъ продолжали поступать также, то есть выражаться параболами, судьба которыхъ оказалась не лучше участи Красной Шапочки: для молодежи забавно, а взрослому кажется пустой выдумкой. Такъ, напримѣръ, тѣ же создатели солнечнаго миѳа предсказали, что спасетъ людей вода-, «она потушитъ огонь, которымъ драконъ намѣренъ погубить всякую жизнь». Вымыселъ, самъ по себѣ не представляющій ничего иного, какъ безсмысленную волшебную сказку, становится глубокой философіей, если вдуматься въ него и дойти до настоящаго его смысла. Тогда мы откроемъ, что солнце олицетворяло всегда мужское начало въ человѣкѣ: его разумъ, а луна — была изображеніемъ женскихъ качествъ: нѣжности, состраданія, любви, сосредоточенныхъ въ чувствахъ сердца. Замѣтивъ, что приливы и отливы морей въ прямомъ подчиненіи магнетизму луны, древніе видѣли въ этомъ явленіи какъ-бы таинственную симпатію между водой и планетой и взяли воду, какъ синонимъ луны. Вотъ почему богиня любви, Венера, выходитъ изъ пѣны морской, вотъ почему вода побѣдитъ дракона, т. е. любовь, чадо женщины сокрушитъ власть астральной змѣи, или физической нашей природы. Если подойти съ такимъ анализомъ ко всѣмъ химерамъ, которыя волей-неволей преслѣдуетъ человѣкъ, то когда спадетъ волшебное ихъ одѣяніе, ослѣпительный свѣтъ истины заставитъ замолкнуть невѣріе и отрицаніе. Но главное дѣло въ томъ, что недостаточно одного желанія узнать истину, надо умѣть найти ее, недостаточно постигнуть ее умомъ, надо уразумѣть ее и сердцемъ. И для этого, не пренебрегая нисколько научнымъ методомъ, слѣдуетъ развить въ себѣ способность, которую докторъ Кингсфордъ называетъ intuition[43]. Учиться — это значитъ вспоминать — сказалъ одинъ знаменитый писатель. Развитіе intuition и поможетъ намъ получше вспомнить, а, слѣдовательно, побольше узнать. ЬІо какъ же это сдѣлать? — спросятъ меня. Достичь этого очень трудно, путь очень тяжелъ, а секретъ весь заключается въ божественныхъ словахъ Спасителя: «блаженны чистыя сердцемъ». Наука исполнитъ понемногу свою задачу, найдетъ свѣтъ истины, но омертвѣвшее сердце все же не будетъ избраннымъ гостемъ на брачномъ пиру. Ученые уже открыто принялись штудировать то, надъ чѣмъ прежде смѣялись и говорить о чемъ считали несовмѣстимымъ съ своимъ достоинствомъ. Пусть верченіе столовъ ерунда и ничего не доказываетъ, но все же они вертятся. Явленія непонятныя существуютъ и весьма естественно желаніе найти причину и законы подобныхъ фактовъ, будь она въ самомъ человѣкѣ или независима отъ него. Великое слово, магнетизмъ, у всѣхъ уже на устахъ; скоро таинственная область откроетъ намъ свои двери и тогда мудрость древнихъ не будетъ казаться такой ничтожной намъ, достославнымъ скептикамъ XIX вѣка.