Выгорѣція и раскольничій міръ.
Выгорѣція играла громадную роль въ общей жизни раскола. Уже во время Андрея Денисова Выгорѣція сдѣлалась религіознымъ, умственнымъ и торгово-промышленнымъ центромъ безпоповщинской половины раскольничьяго міра, а отчасти и поповщинской. Такое первенствующее значеніе Выгорѣція сохраняла вплоть до послѣдней четверти XVIII столѣтія, когда въ Москвѣ возникло знаменитое Преображенское кладбище, ставшее, въ свою очередь, центромъ безпоповщины. Но и тогда роль руководительницы раскола не была отнята отъ Выгорѣціи, а была только раздѣлена ею съ кладбищемъ. "Такое важное значеніе было пріобрѣтено Выгорѣціею вслѣдствіе постояннаго стремленія; къ просвѣщенію, проявившагося съ перваго же времени ея существованія, и чрезвычайной практичности Выгорѣцкихъ дѣлителей.
Какъ только, благодаря заботамъ Андрея Денисова и громаднымъ трудамъ выговскихъ піонеровъ, существованіе Данилова было обезпечено, какъ только прекратились заботы о спасаніи общины отъ голодовокъ, Андрей обратилъ самое серьёзное вниманіе на устройство школъ въ Выгорѣціи. Основанныя школы были двухъ родовъ: для взрослыхъ и для дѣтей. Взрослыхъ обучалъ самъ Андрей, а потомъ его ближайшіе товарищи. Всѣмъ взрослымъ предлагалось по праздникамъ чтеніе учительныхъ книгъ, объясненіе ихъ и вообще изложеніе раскольничьей доктрины. Тѣмъ же изъ взрослыхъ, которые были особенно наклонны къ просвѣщенію, преподавались богословскія науки, реторика, піитика и философія. Дѣтямъ преподавались тѣ же науки, но примѣнительно къ ихъ возрасту. Для дѣтскихъ школъ были выстроены огромныя зданія, въ которыхъ могло помѣститься громадное множество учениковъ. Такія школы были устроены въ мужской и женской половинахъ Даниловскаго монастыря и на Лексѣ. Выгорѣцкія школы скоро сдѣлались школами для дѣтей всего раскольничьяго міра. Сюда свозились ученики и ученицы со всей Россіи. Особенно много привозилось сюда дѣвочекъ, которыя помѣщались въ женской половинѣ Дани лова и въ Лексинской обители, обучаясь граматѣ, письму, пѣнію, хозяйству и рукодѣльямъ. Для жилья этихъ "бѣлицъ" родителями ихъ были устраиваемы особыя избы, иногда очень большія. Изъ плана женской половины Данилова, составленнаго Иваномъ Филипповымъ, видно, какое громадное множество избъ было выстроено для "бѣлицъ". Даже въ позднѣйшія времена, при менѣе благопріятныхъ условіяхъ, въ одной лексинской "академіи" состояло по нѣскольку сотъ ученицъ. Изъ того же плана мы видимъ, что ученицы являлись на Выгъ изъ Питера и Москвы, Олонца и Каргополя, Зарайска, Тихвинска, Вятки и другихъ мѣстъ.
Кромѣ школъ граматности, Андрей устроилъ въ Даниловѣ и Лексѣ школы пѣнія и живописи, и мастерскія для переписки книгъ.
Выгорѣцкія школы заняли видное мѣсто во всемъ раскольничьемъ мірѣ. Получившіе въ нихъ образованіе разсыпались по всей Россіи и дѣлались чтецами, уставщиками и руководителями раскольничьихъ общинъ. Отсюда же разсылались по всей Россіи пѣвцы и иконописцы, книги и иконы.
Андрей и его братъ Семенъ прилагали особыя заботы къ собиранію книгъ. Съ этою цѣлью они, разъѣзжая по разнымъ концамъ Россіи, выпрашивали, покупали или переписывали книги. Тоже дѣлали, по ихъ указанію, и ихъ товарищи, и помощники. Образовалась, такимъ образомъ, богатая библіотека, состоявшая изъ нѣсколькихъ тысяч экземпляровъ книгъ. Здѣсь были всѣ древнерусскія книги, книги учебныя и сочиненія раскольничьихъ писателей. Кромѣ того, было устроено нѣчто въ родѣ книжныхъ торговыхъ лавокъ. Были выстроены огромныя, свѣтлыя, просторныя зданія, "псалтырни", гдѣ переписчики и переписчицы приготовляли массу экземпляровъ богослужебныхъ книгъ, старинныхъ русскихъ изданій и сочиненій Выгорѣцкихъ учителей, а затѣмъ эти писанные экземпляры распространялись и продавались по всей Россіи.
Заботясь о великолѣпіи Выгорѣціи, Андрей и его товарищи собирали по всей Россіи старинныя иконы, кресты, евангелія и т. п. Многія изъ этихъ вещей являлись археологическою рѣдкостью и представляли несомнѣнный историческій интересъ. Нѣкоторыя иконы и евангелія представляли собою царскіе и великокняжескіе вклады въ различные монастыри. Образовалось, такимъ образомъ, богатѣйшее собраніе русскихъ церковныхъ древностей, ради котораго на Выгъ по большимъ праздникамъ предпринималось настоящее; пилигримство изъ ближайшихъ и отдаленныхъ мѣстностей. Скоро по образцу собранныхъ старинныхъ вещей стали выдѣлывать новыя: писались иконы, выдѣлывались кресты, лились складни. Предметы эти приготовлялись въ огромномъ количествѣ и тоже расходились по всей Россіи.
Выгорѣцкіе художники, впрочемъ, не ограничивались исключительно срисовываніемъ старинныхъ иконъ. Они писали и картины собственнаго вымысла, конечно, съ религіознымъ содержаніемъ. Содержаніе это имѣло но преимуществу аллегорическій характеръ. Вотъ для примѣра описаніе одной изъ такихъ картинъ. "Въ ущельѣ между горами, представляющими собою отвѣсныя скалы, лежитъ долина. Насколько сурова и мрачна природа въ горахъ, настолько же она отличается богатствомъ и роскошью въ счастливой долинѣ. Художникъ помѣстилъ въ долинѣ "птицу Сирина", покрытую яркими, разноцвѣтными перьями, съ красивою женскою головою, увѣнчанною короной. Эта полуженщина, полуптица -- опасная очаровательница. Она очаровываетъ людей нетолько необыкновенною женскою прелестью и красотою, но еще болѣе волшебнымъ плѣнительнымъ голосомъ. Пѣсня ея далеко несется въ воздушномъ пространствѣ и долетаетъ до мирнаго города, расположеннаго на верху каменистой горы. Чуть коснется человѣческаго уха звукъ пѣсни Сирина -- тогда человѣкъ пропалъ. Онъ очарованъ волшебницею, бросаетъ домъ и городъ, забываетъ дѣйствительность, не видитъ ея. Волшебные звуки съ неудержимою силою влекутъ его туда, откуда раздается пѣсня Сирина. Онъ успѣлъ выдти изъ города, увидѣлъ издали женскую красоту Сирина, не можетъ оторвать глазъ отъ нея. Не замѣчая опасной дороги, онъ ближе и ближе подвигается къ краю отвѣсной, каменной скалы. Онъ уже дошелъ до края пропасти. Еще одинъ послѣдній шагъ -- и онъ падаетъ съ ужасной высоты и умираетъ у ногъ очаровательницы" (Приклонскій).
Оригинальность замысла описанной картины показываетъ, что у выговскихъ живописцевъ до извѣстной степени былъ развитъ художественный вкусъ. Тоже замѣчается и на выговскихъ крестахъ и складняхъ, которые нерѣдко отличались замѣчательно тонкою работою. Выговскимъ піонерамъ удалось открыть въ Олонецкой губерніи желѣзную и мѣдную руду, и они принялись энергично эксплуатировать свое открытіе. Изъ мѣди они, между прочимъ, дѣлали домашнюю посуду и лили предметы церковнаго употребленія. Какъ обширно было мѣдное производство на Выгу видно изъ того, что и доселѣ всѣ крестьянскія хозяйства Повѣнецкаго уѣзда снабжены мѣдною посудою даниловскаго производства, а литыя даниловскія вещи встрѣчаются во всѣхъ концахъ Россіи. Литье производилось крайне оригинальнымъ и въ то же время, несмотря на тонкость работы, чрезвычайно простымъ способомъ. Брали березовые наросты или такъ, называемый березовый трутъ, разрѣзали его пополамъ, размачивали въ горячей водѣ, затѣмъ между половинками клали оригиналъ, модель, складывали половинки, накрѣпко перевязывали ихъ бичевкой и затѣмъ высушивали всю штуку въ нечи; по вынутіи моделей изъ половинокъ, снова перевязывали форму, просверливали сбоку дырочку и вливали чрезъ послѣднюю расплавленный металлъ. Такъ дѣлались даже превосходнѣйшіе складни, украшавшіеся ажурными серебряными украшеніями.
Всѣ эти предметы -- иконы, картины и металлическія издѣлія расходились тысячами, всюду разнося славу о Выгорѣдіи и ея обитателяхъ.
Разсылая по всей Россіи своихъ начетчиковъ, пѣвцовъ, иконописцевъ и книгописцевъ, распространяя свои книги, иконы и церковныя вещи, Выгорѣція вмѣстѣ съ тѣмъ распространяла свои религіозныя и общественныя идеи. Здѣсь, подъ прикрытіемъ глухихъ олонецкихъ лѣсовъ, шла безпрерывная работа мысли, обсуждавшая, какъ самыя отвлеченныя, богословскія тонкости, такъ и вопросы самой жизненной дѣйствительности -- и результаты этой работы мысли немедленно же дѣлались, при посредствѣ сочиненій и миссіонеровъ, достояніемъ всей раскольничьей Россіи. Отсюда то, изъ этой-то сѣверной глуши, распространились, между прочимъ, безпоповщинскія идеи о томъ, что можно обходиться безъ священства и что одни таинства совсѣмъ не нужно совершать, а другія могутъ быть совершаемы "простецами"; здѣсь же было положено начало свободнаго отношенія безпоповцевъ къ брачному вопросу. Отсюда же, наконецъ, распространилась среди раскольниковъ мысль о необходимости уступокъ властямъ и вообще "политичнаго" отношенія къ нимъ.
Выгорѣцкіе расколоучители пользовались необыкновеннымъ уваженіемъ и чрезвычайнымъ личнымъ вліяніемъ во всемъ раскольничьемъ мірѣ. Ученость и личныя достоинства братьевъ Денисовыхъ и цѣлой плеяды собравшихся вокругъ нихъ поморскихъ дѣятелей были извѣстны всѣмъ раскольникамъ и вызывали всеобщее удивленіе. Къ нимъ обращались и ихъ слушали со вниманіемъ нетолько члены того раскольничьяго толка, представителями котораго они были -- поморщины, но и всѣ раскольники, безъ различія толковъ и согласій. Такъ, керженскіе раскольники, послѣдователи бѣглопоповщины, обратились къ Андрею съ просьбою написать отвѣты для состязаній съ епископомъ нижегородскимъ Питиримомъ -- и Андрей исполнилъ ихъ просьбу. Позднѣе ѳедосѣевское Преображенское кладбище обратилось въ Даниловъ за уставомъ, несмотря на непріязненность отношеній между поморцами и ѳедосѣевцами.
Миссіонерство практиковалось выговцами въ самыхъ широкихъ размѣрахъ. Сами братья Денисовы, въ своихъ разъѣздахъ по Россіи, являлись лучшими миссіонерами, насаждая повсюду расколъ, поддерживая его, улаживая споры и раздоры между раскольниками разныхъ толковъ и создавая раскольничьи организаціи. Подъ ихъ же руководствомъ образовалась многочисленная группа миссіонеровъ, Трифонъ Петровъ, Мануилъ Петрови, Даніилъ и Никофоръ Самсоновы, Иванъ Анкиндиновъ и другіе, которые странствовали по Россіи со спеціальною цѣлью насажденія раскола. Они нерѣдко, для укрывательства отъ властей и большихъ удобствъ проповѣди, принимали видъ нищихъ, ходили какъ офени, нанимались на суда рабочими и т. д., всюду разнося раскольничьи книги и тетради и проповѣдуя устнымъ словомъ. Они шли въ Петербургъ, въ мезенскіе скиты, въ южныя степи, въ далекую Сибирь. Они несли проповѣдь какъ православному населенію, такъ и раскольникамъ другихъ, несогласныхъ съ ними толковъ. Ихъ ловили, сѣкли, рвали ноздри, ссылали на каторжныя работы; но ничто не могло ихъ остановить.
Сочиненія, написанныя Денисовыми и ихъ учениками, расходились во множествѣ списковъ и имѣли громадное вліяніе на массу. Это нужно сказать, какъ про учительныя сочиненія, такъ и въ особенности про историческія, которыя, подходя по языку къ Четьи-минеямъ, внушали массѣ живѣйшій интересъ.
Затѣмъ важную роль въ дѣлѣ возвышенія Выгорѣціи и пріобрѣтенія ею вліянія на раскольничій міръ играли обширная и разнообразная экономическая дѣятельность ея и въ особенности торговля, благодаря которымъ Выгорѣція стала въ близкія сношенія съ самыми разнообразными пунктами Россіи и сдѣлала свои интересы интересами множества раскольниковъ, раскиданныхъ по всей Россіи. Не было почти ни одного раскольника, обладавшаго свободными средствами, который не имѣлъ бы участія въ томъ или другомъ предпріятіи выговцевъ; не было мало-мальски замѣтнаго пункта, гдѣ не появлялись бы выговскіе прикащики и откуда, въ свою очередь, не наѣзжали бы на Выгъ мѣстные жители. Эти сношенія Выгорѣціи не ограничивались предѣлами тогдашняго россійскаго государства, но выходили и за его границы; такъ Выгорѣція находилась въ постоянныхъ сношеніяхъ съ польскими раскольниками.
Такъ разнообразно было значеніе Выгорѣціи для раскольничьяго міра. Выгорѣцкіе учителя привели раскольничье ученіе въ стройную систему и въ значительной степени самостоятельно выработали его. Выгорѣція воспитала множество раскольничьихъ дѣятелей, по своему весьма образованныхъ и вполнѣ приспособленныхъ къ предстоявшимъ имъ задачамъ. Она же объединила большую часть разрозненныхъ раскольничьихъ общинъ въ одно цѣлое. Наконецъ, она же связала раскольниковъ общностью экономическихъ интересовъ и практически указала раскольникамъ единственный доступный имъ путь къ достиженію самостоятельности, независимости и свободы отъ преслѣдованій, путь экономическаго совершенствованія.
(Окончаніе слѣдуетъ ).
Я. Абрамовъ.
"Отечественныя Записки", NoNo 3--4, 1884