Впервые: Богословский вестник. 1915. No 1. Печатается по: Александров А. А. I. Памяти К. Н. Леонтьева; II. Письма К. Н. Леонтьева к Анатолию Александрову. Сергиев Посад, 1915. С. III-XXII.
Александров Анатолий Александрович (1861--1930) -- филолог, поэт, приват-доцент Московского университета. Окончив в 1883 г. Ломоносовскую семинарию при Катковском лицее, учился на историко-филологическом факультете Московского университета и посещал "астафьевские пятницы " в доме директора университетского отделения лицея П. Е. Астафьева, где и познакомился в 1884 г. с Леонтьевым, с которым с 1887 г. состоял в переписке. В 1892--1898 гг. был редактором РО, опубликовав там ряд материалов, посвященных Леонтьеву. Автор многочисленных статей о Леонтьеве. С 1910 г. жил в Сергиевом Посаде, сотрудничал в журнале "Богословский вестник" и других религиозных изданиях.
1 Тургенев в Москве (1851--1861), из моих воспоминаний // PB. 1888. No 2, 3.
2 Стихотворение "Чародей" вошло в стихотворный сборник Александрова "Стихотворения" (М., 1912).
3 В 1888 г. по рекомендации Леонтьева Александров был приглашен Л. Н. Толстым репетитором к его сыну Андрею.
4 Саблер Владимир Карлович (1847--ок. 1928) -- окончив юридический факультет Московского университета, до 1876 г. был его доцентом, затем служил по Министерству юстиции. Занимал пост товарища обер-прокурора Св. Синода при К. П. Победоносцеве, был обер-прокурором Св. Синода в кабинете Столыпина.
5 Щеглов (псевд.; наст. фамилия -- Леонтьев) Иван Леонтьевич (1856--1911) -- беллетрист, драматург, выйдя в отставку после войны 1877--1878 гг., печатал свои романы, повести и рассказы в ВЕ, РО, НВр. и других изданиях.
6 Леонтьев принял тайный постриг в Оптиной пустыни 18 августа 1891 г. под именем Климента (имя его покойного друга о. Климента Зедергольма), а 30 августа по благословению старца Амвросия покинул обитель и отправился в Троице-Сергиеву лавру.
7 Отец Варнава (Гефсиманский) (в миру -- Василий Меркулов; 1831-- 1906) -- всероссийски почитаемый старец, которого при жизни народ прозвал "старцем-утешителем". В 1905 г. его посетил Николай II, которого он благословил на мученичество. Был похоронен в Пещерном (Черниговском) отделении скита. После поругания собора Иконы Черниговской Божьей Матери в 1923 г. перезахоронен на городском Вознесенском кладбище женой А. А. Александрова А. Т. Александровой, а затем, после закрытия этого кладбища в 1934 г., она перезахоронила его вместе с останками своего мужа на Никольском кладбище и была похоронена рядом с ними в 1935 г. (Теперь останки старца покоятся на Северном кладбище, а могилы Александровых утрачены.) В пещерах скита чудесным образом уцелело надгробие о. Варнавы (см. о нем: Жизнь во славу Божию. Св. Троице-Сергиева Лавра, 1991).
8 Тихомиров Лев Александрович (1852--1923) -- участник народнического движения 70-х годов, член исполнительного комитета "Народной воли", в 1882 г. эмигрировал за границу, где пережил идейный переворот и раскаялся в своей революционной деятельности. В 1889 г., получив помилование, вернулся в Россию и стал публицистом-консерватором, публикуясь в MB и РО. Опубликовал в РО (1894. No 10) статью "Русские идеалы и К. Н. Леонтьев". В ЛУ (1992. No 1-3) вместе с републикацией этой статьи Е. В. Ивановой и Г. Б. Кремневым опубликована глава из его воспоминаний "Тени прошлого", посвященная Леонтьеву.
9 Есть несколько свидетельств о кончине и погребении К. Н. Леонтьева. Одно из них принадлежит о. Николаю Толстому, отпевавшему и проводившему тело Леонтьева на кладбище Гефсиманского скита (вскоре после этого перешел в католичество и причащал Вл. Соловьева по униатскому обряду) (MB. 1916. 12 (25) нояб.; републиковано -- Вестник РХД. No 162-163), другое -- архиеп. Антонию (Храповицкому) (в сб. "Памяти К. Н. Леонтьева"). Отметим также воспоминания Ф. П. Чуфрина (обращенного атеиста, навещавшего Леонтьева в Оптиной пустыни в июне 1891 г. и присутствовавшего при его кончине) (Гр. 1891. No 392). Пополним эти свидетельства письмом иеромонаха Трифона (Туркестанова) к о. И. Фуделю от 2 2.11.1891 (РГАЛИ, ф. 290, оп. 1, ед. хр. 109, л. 1-2 об.) (предоставлено для публикации Г. Б. Кремневым).
Иеромонах Трифон (в миру -- Борис Туркестанов) -- родом из знатной княжеской семьи, в 1887 г. по благословению родителей поступил послушником в Оптину пустынь к старцу Амвросию. Тогда произошло его знакомство с Леонтьевым, о чем свидетельствует подаренный ему экземпляр "Национальной политики... " (см. примеч. 19 к статье Бородаевского). 31 декабря 1889 г. принял иноческий постриг под именем Трифон, а 6 января 1890 г. был рукоположен в иеромонахи. В 1901 г. рукоположен во епископа Дмитровского, с началом первой мировой войны ушел на фронт полковым священником; в 1923 г. возведен патриархом Тихоном в сан архиепископа, произнес слово на его отпевании; в 1931 г. возведен в сан митрополита. См. о нем: Никитин В. Памяти митрополита Трифона (Туркестанова) // ЖМП. 1984. No 9. С. 16-22.
22 ноября
Духовная Академия
Всечестнейший и многоуважаемый Собрат,
Отец Иосиф.
Немедленно отвечаю на Ваше письмо, полученное мною вчера вечером.
К. Н. во время своей болезни ничего про Вас не говорил; недели же за три до болезни он признался мне, что считает Вас одним из самых дорогих для себя людей на свете.
Бедный К. H. не ожидал, кажется, что болезнь его смертельна, хотя, уступая моим просьбам, дважды причастился Св. Тайн, в последний раз за 2 дня до кончины; соборовали мы его с о. Веригиным за час до смерти, когда он уже находился в бессознательном положении, в которое впал за сутки до смерти. Ранее он отказывался совершить над собой это Таинство, боясь, что обрядовая сторона слишком его утомит.
Скончался он в 10 час. утра под чтение отходного канона. В ночь, предшествующую кончине, сильно страдал, бредил, стонал и, вообще, "маялся". Очень редко приходил в себя, на одну минуту, а потом опять забывался. Меня узнал и почему-то даже сказал в полубреду: "Бедный Туркестанов, спасите его!" В 5 час. утра бред прекратился, и он до смерти уже не прерывал молчание, изредка только стоная. Господь помог устроить ему хорошие похороны на счет его друзей, ибо он оставил всего 50 руб. Я его омыл, по чину монашескому, одел параман, подрясник и пояс, в к<ото>рых его и хоронили, ибо он был тайно (в Оптиной) пострижен и наречен Климентом.
Царство ему небесное! Он был истинно добрый человек.
Прося Ваших св. Молитв, остаюсь с искренним почтением,
недостойный собрат Ваш, многогрешный И. Трифон.
При кончине К. Н. присутствовали: о. Сергий Веригин, г. Чуфрин, г. Александров с женой, воспитанница его Варя и я.
Во время болезни, кроме о. Веригина и меня, никого близких не было".