Элементы культуры. Как мы уже говорили, вестготы не внесли новых и оригинальных элементов в испано-римскую культуру. Как более отсталый народ, они сами подверглись всестороннему влиянию римской цивилизации и заимствовали у римлян обычаи и нормы, которыми последние руководствовались в сфере торговой деятельности, в организации ремесленного производства, в сельском хозяйстве и т. п.
Но вестготы явились в Испанию, обладая своим собственным языком, своей письменностью и религиозными и правовыми идеями, сложившимися до того, как они пришли в соприкосновение с римлянами. Правда, их древняя религия уступила место арианству. Однако правовые концепции вестготов оказали значительное влияние на законодательство и проявлялись в течение долгого времени.
С уничтожением римской системы управления, существовавшей в провинциях, культура пришла в сильнейший упадок. Официальные школы закрылись, и их функции приняло на себя духовенство. В церквах и монастырях созданы были школы, где изучалось не только богословие, но и гуманитарные науки, причем преподавание велось уже на начальной ступени обучения. В этих школах, под влиянием религиозных принципов, введено было раздельное обучение, точнее говоря, женщины могли получать лишь домашнее образование, и естественно, что в то смутное время они не могли приобрести много знаний таким путем.
Помимо церковных и монастырских школ, в которых, естественно, все было подчинено задачам религиозного воспитания, имелись еще еврейские учебные заведения, в которых применялся особый метод обучения: наставники зачитывали тексты, подлежащие изучению, и комментировали их совместно со своими учениками. Подобная система обучения была усвоена университетами позднейшего периода.
Язык и письменность. Вестготская Испания говорила на трех языках: готском, принесенном завоевателями, но вскоре вышедшем из употребления, латинском — языке римского и романизированного населения, и баскском.
Готский язык располагал так называемым ульфиловым письмом и был средством распространения арианской культуры, как латинский язык — средством распространения культуры католической. С обращением Рекареда в католичество преобладание получил римский элемент и многие арианские книги, написанные на готском языке, были уничтожены. А в связи с этим готская письменность утратила былое значение, хотя ею пользовались еще и в VII в.
В общем пользовании и в официальной переписке готское письмо было заменено латинским в той форме, которую оно приняло в Испании и которую неправильно называют готической. Этот вид письма следовало бы называть толедским.
Вероятно, церкви и арианские епископы имели свои собственные библиотеки. В католических церквах и монастырях действительно были такие библиотеки и перепиской книг занималось немало монахов. Копии в некоторых случаях выполнялись в коммерческих целях, и наиболее популярные книги выходили в рукописных переизданиях. Для продажи книг существовали книжные лавки, подобные римским. Значительные библиотеки собрали некоторые вестготские короли и магнаты.
На юге и востоке полуострова ощущалось и греческое влияние — результат продолжительного господства византийцев и постоянной связи католического духовенства с духовенством Востока. Известно, что многие священники побывали в Константинополе, где они находили убежище во время гонений; там многие из них с успехом занимались науками. Таким образом, греческий язьж и греческая литература того времени были известны всем культурным людям в Испании.
В Испании изучались еврейский и халдейский языки и при этом не только еврейским населением, но и представителями культурных кругов других национальностей. Изучение этих язьжов способствовало восприятию элементов восточной культуры, которой впоследствии суждено было занять столь же видное место, как и греко-романской.
Литература. Писатели. Сочетание всех этих элементов, если и не смогло создать такой же обширной и глубокой культуры, как римская, тем не менее способствовало поддержанию на определенном уровне испанской культуры, основными очагами которой явились кафедральные соборы и монастыри, особенно севильские. В Севилье была создана школа, основанная на традициях классической культуры, под руководством архиепископа Исидора.
Большая часть авторов этой эпохи, естественно, являлась духовными лицами, и в творчестве их преобладали, религиозные и моральные темы. Наибольшей известностью пользовались — Орозий, автор всеобщей истории ( Historiarum Librii Vif adversus paganus ), написанной в 417 г. по настоянию Августина. Труд Орозия дает возможность ознакомиться с начальным периодом готского вторжения. Драконций, автор поэмы « De Deo » («О боге»); Идаций, составитель «Хроникона», летописи, в которой повествуется о вторжениях германцев; Торибий Асторгский, известный своей полемикой с присциллианами; Монтан, автор писем морального содержания; аббат Донат, который перевел из Африки в Испанию свой монастырь вместе с библиотекой; Масона, один из наиболее выдающихся вестготских епископов; Браулий, автор «Жития св. Миллана» и эпистолярного сборника, его труды представляют интерес для ознакомления с общественным укладом рассматриваемой эпохи; Юлиан, автор «Жития Вамбы», епископ Сарагосский Тахон; Апрингий из Бехи; Ильдефонс Толедский; Зазей из Кордовы, крупный философ; Иоанн Бикларский, автор «Хроники», важного источника для изучения перипетий политической борьбы в вестготском королевстве; Леандр, содействовавший обращению в католичество Герменегильда; и, наконец, ученик Леандра, Исидор, архиепископ Севильский, человек большой эрудиции, автор многих книг, среди которых выделяются по своему историческому интересу «Хроникою» — сокращенная всеобщая история, «История готов, вандалов и свевов», «Жизнь знаменитых мужей», и особенно две работы — «Этимология», подлинная энциклопедия греко-римских знаний, и «Книга изречений» — выдающийся философский труд[55].
В Испании того времени были и светские писатели. Среди них следует особо выделить королей Рекареда, Хиндасвинта. Рецесвинта и Сисебута (автора «Жития св. Дезидерия» и, возможно, нескольких «Посланий к епископам и патрициям»), герцога Клавдия, сверстника и однокашника Исидора Севильского, графа Булгарана, графа Лаврентия, обладателя богатой библиотеки. Таким образом, нельзя утверждать, что вся готская и испаноримская знать коснела в невежестве. Она выдвинула выдающихся писателей, ревностных приверженцев культуры. Тем не менее духовенство было главным хранителем культурных традиций. Это особенно отчетливо проявляется в сфере юриспруденции. К вестготской эпохе относятся работы, в которых излагаются общие правовые принципы или содержатся рекомендации к их применению на практике, к несчастью далеко не всегда находившие практическое применение. В трудах Исидора Севильского «Этимология» и «Книга изречений» и в других работах теологического характера, вышедших из-под пера различных прелатов, формулируются основные положения испанского церковного права, которые оказали влияние на законодательство и нашли отражение в «Фуэро Хузго»[56].
В этом кодексе многие юридические нормы комментируются в духе писаний Исидора Севильского. Принципы церковной доктрины, оказавшие влияние на систему правовых отношений, таковы: божественное происхождение власти, обязанность государтсва защищать церковь, подчинение закону, как необходимое условие общественного благосостояния (это положение распространяется и на королей, тиранические действия которых сурово осуждаются), зафиксированное в законодательстве разделение коронной и частной собственности и защита последней от узурпаций со стороны королей, наследственность престола и укрепление королевской власти как предпосылка прекращения усобиц и смут, искоренение ересей и наказание всех совершенных преступлений против религии с помощью государства.
Искусство. В архитектуре вестготы следовали классическим принципам, хотя упадок проявился и в характере строительных материалов, и в типах сооружений, и в особенностях орнаментации. Здания становятся беднее и не столь монументальными, как в римскую эпоху, хотя, судя по дошедшим до нас описаниям церквей в Мериде и Эворе, сооружения того времени были, по крайней мере относительно, довольно величественны. Возможно, вестготы принесли с собой в Испанию элементы восточного и греческого искусства, заимствованные ими в эпоху пребывания на берегах Дуная и Дона. В этом же смысле должно было также сказаться непосредственное общение с византийцами после завоевания ими юго-восточных областей Испании и оживленные культурные сношения между Испанией и Константинополем. В силу этого (а также германских влияний, имевших место, вероятно, в масштабе, который в настоящее время очень трудно себе уяснить) изменилось и латинское искусство, в котором появились некоторые новые черты.
У нас имеются сведения о различных общественных зданиях-дворцах, храмах, построенных в вестготскую эпоху, но немногие из них сохранились настолько, чтобы можно было судить о стиле той эпохи. Господствующей формой церквей является базилика латинского или византийского типа, имеющая в плане вид греческого креста. Церковь в Баньос имеет три нефа, которые разделены аркадами с подковообразными сводами. Эта церковь покрыта двускатной деревянной кровлей. Подковообразная арка, уже известная испано-римлянам, широко использовалась вестготами при постройке абсид и в соединительных арках и даже составляла одну из характерных черт их искусства. Ряд авторов полагает, что к вестготским архитектурным памятникам можно причислить церковь Кристо де Ла-Лус в Толедо и французскую церковь Сен-Жермен де Пре, построенную в 806 г. епископом Теодульфом, испанцем по происхождению. Эта церковь имеет подковообразные арки.
С большей достоверностью вестготам могут быть приписаны характерные капители, найденные в Толедо, Мериде и Кордове, с искажением воспроизводящие греко-римские формы.
К вестготским скульптурам обычно, но без достаточных оснований, относят статую св. Иоанна, найденную в Баньос; имеется множество погребальных плит вестготской эпохи. Изображения на плитах воспроизводят мотивы римской эпохи, но черты упадка проявляются в них явно. Одна из плит, найденная в Эсихе, по-видимому, носит явные следы византийского влияния. На другой, найденной в Мертоле (относящейся к 525 г.) выгравирована подковообразная арка, которая, как мы уже указывали, очень характерна для строений этого периода.
В оборонительных сооружениях по-прежнему сохраняются римские формы. Это можно видеть на примере построек в Эркавике или Кабеса дель Гриего, в Эворе (сооружения Сисебута), в Толедо (древние стены, перестроенные Вамбой) и в Кордове (Западные или Севильские ворота, относящиеся, как полагают, к VII в.).
Украшения из благородных металлов и драгоценных камней, представляющие наиболее богатые остатки вестготского искусства, дошедшие до наших дней, носят явные следы византийского влияния. Это можно видеть на вотивных коронах и крестах, найденных в Гуаррасарете (Толедо), Эльче и Антекере. Золотые монеты, несовершенной чеканки, — не более как копии с латинских и византийских образцов.
По недавно обнаруженным в Севилье монетам удалось установить имена двух королей (не упоминавшихся в найденных до сих пор документах) — Юдилы и Хатиты, которые, как полагают, не были законными монархами. Судя по недавно найденной монете, во времена Рецесвинта и Вамбы был третий, не зафиксированный в хрониках, король Сунифред или Кунифред, также, возможно, узурпатор.
Торговля и ремесло. Вестготы, чьим основным занятием было земледелие и которые к тому же вынуждены были вести постоянные войны, не имели благоприятных возможностей для развития торговли или ремесла. Коммерческая деятельность и ремесла находились в руках испано-римского населения и иностранцев, главным образом греков и евреев. Торговля велась преимущественно с Востоком, частично на испанских судах. Военный флот у вестготов стал внушительной силой. Для товаров, ввозимых из других стран, продолжали существовать таможни.
Сохранились следующие виды ремесла: изготовление шелка, шерсти и пряжи, плавка железа, изготовление оружия. Были мельницы, шахты и верфи для строительства кораблей.
В соответствии с традициями римских корпораций, ремесленники были организованы в замкнутые коллегии, причем в каждой отрасли ремесла имелось две категории — мастера и подмастерья. Лица, не принадлежавшие к этим корпорациям, не могли заниматься ремеслом.
Обычаи. В последний период римского владычества население, как уже было указано, сосредоточивалось в городах; однако после вторжения германцев происходит отлив населения в сельские местности. Этот процесс выражался в том, что испано-римские нобили создавали узлы сопротивления на территории своих владений и коренное население переселялось из городов в местности, где они могли находиться под зашитой укрепленных замков. Вне городов оседало и связанное с землей вестготское население.
При этом вестготские нобили сделались обладателями обширных земельных угодий; они жили в своих поместьях, окруженные многочисленной свитой буцеллариев, колонов и рабов, которые составляли как бы небольшую армию и двор.
В городах жизненный уклад был римским, и, романизируясь, вестготы постепенно приспосабливались к непривычному для них строю жизни — забывались старые скромные и простые обычаи; роскошь и пышность, свойственные римскому быту, прививались в среде вестготской знати.
Вестготы непрерывно вели завоевательные и гражданские войны. Последние происходили между отдельными магнатами или между знатью и королем. Солдаты носили куртку и шлем из кожи, металлический панцырь и щит. Характерной особенностью вестготских солдат, отличающих их от испано-римлян, были очень длинные волосы. Обычай носить длинные волосы стал у вестготов признаком их национальной принадлежности. При этом всякий, кто стриг волосы, лишался права занимать любые должности и не мог быть избран королем. Престол мог занимать только гот.
Видами оружия у вестготов были стрелы, копья, мечи и кинжалы. Военные сигналы подавались с помощью рога.
Обычным видом мужской одежды вестготов были шерстяная или меховая куртка и длинные штаны, подбитые мехом. Следует отметить, что вестготская знать и варвары, проживающие в городах, со временем стали одеваться на римский манер.
Падение нравов в VII ив начале VIII века достигло такой степени, что многие священники, несмотря на запрещение церковными законами браков для духовных лиц, открыто жили с наложницами. Законы сурово карали подобную распущенность. Однако эти нравы сохранялись в течение долгого времени. Суеверия были распространены не только в народе, но и среди представителей высших классов. Судьи часто обращались к гадалкам и колдунам для разрешения тяжб, хотя это и преследовалось законом.
Убийства случались часто; личная безопасность была совершенно не обеспечена, несмотря на то, что короли старались подавлять беспорядки и волнения и искоренять наиболее распространенные пороки.
Одним из самых популярных развлечений эпохи был бой быков, приверженцы которого находились даже среди духовенства.