Состав населения в вестготскую эпоху. С приходом варваров состав населения Испании еще более усложнился. Для периода вестготского господства характерны следующие этнические элементы: германский, представленный различными племенами, вторгшимися на полуостров, римско-латинский, к которому принадлежало большое число жителей полуострова, полностью романизированных или бывших мод влиянием римской цивилизации; а также римско-византийский, который косвенно, через духовенство, оказывал влияние также и на области, не завоеванные византийцами. К этому следует добавить основной элемент, местное население смешанного состава. Из всех перечисленных элементов самыми стойкими были второй и третий. Германцы, а особенно вестготы, прибыли в Испанию, когда их первоначальные представления и обычаи были сильно изменены в ходе долгого и постоянного общения с римлянами. Таким образом, вестготы внесли мало оригинальных черт в жизненный уклад населения страны. Между тем римско-латинский и византийский элементы продолжали оказывать огромное влияние, которое проявлялось, в частности, и в христианизации Испании.
Социальный строй. Социальный строй Испании к моменту прихода вестготов может быть кратко охарактеризован следующим образом: концентрация собственности в немногих руках; развитие крепостничества, колоната и форм полукрепостной зависимости; ограничение личной и экономической свободы путем подчинения индивидуума курии и корпорациям или коллегиям.
Готское вторжение слабо отразилось на социальной структуре и экономическом положении населения Испании[52]. В сфере семейного уклада с приходом вестготов началась, однако, известная реакция, которая выразилась, в частности, в восстановлении прежних отношений и порядков. Объясняется это тем, что весь общественный строй вестготов построен был на родовых связях. Крепость семейных уз и солидарность родового коллектива связывали, однако, личную свободу члена родовой организации. Все потомки одного общего предка считали себя как бы особой группой, члены которой обязаны оказывать друг другу помощь и принимать участие в гражданской жизни всех членов группы (брак, опека, наследование и т. д.). За обиду, нанесенную одному из членов рода, мстили другие его члены, и закон признавал это право; однако не всегда подобные акты мести связаны были с пролитием крови — обидчик мог получить прощение родственников оскорбленного посредством уплаты выкупа ( вергелъда ). Солидарность членов рода ослабла в позднейшие времена под влиянием римского права.
Семья. Поскольку считалось, что женщина находится под властью отца (а также матери), равно как братьев или других родственников — мужчин, мужчина, чтобы вступить в брак, должен был покупать жену, т. е. заплатить за право быть ее господином; брак не мог состояться, если жених не давал приданого или если родственники невесты не соглашались выдать ее замуж. С момента заключения брака женщина поступала в подчинение мужа.
Приданое богачей обычно состояло из 10 рабов, 10 рабынь, 20 лошадей и большого количества украшений и драгоценностей, которые муж получал обратно, в случае если его супруга умирала бездетной и не оставляла завещания. Основным условием брака была верность жены. Супружеская измена сурово каралась и служила поводом для развода. Мужчинам разрешалось иметь незаконных жен, или наложниц. Все, что приобретали муж и жена во время брака, составляло общую собственность, которая делилась в случае смерти одного из супругов, обычно пропорционально вкладу каждого из них.
Вестготы пользовались завещанием для передачи семейного имущества, приняв таким образом нормы римского права. Дети наследовали 4/5 имущества, а вдова имела право пользоваться имуществом умершего мужа, пока снова не выходила замуж.
По закону родители не могли пользоваться по отношению к детям старинным правом жизни и смерти, но отец и мать обязаны были заботиться о воспитании детей. За детьми признавалось право иметь особую собственность (пекулий), складывавшуюся из того, что они приобретали своим трудом или получали в дар от короля и других лиц.
Вестготская семья была крепче, чем римская времен упадка империи.
Классы. В сфере общественного уклада вестготы не изменили положения, которое было до их прихода в римских провинциях. Скорее они способствовали тому, что прежние черты определились более четко, а число лиц, находившихся в рабстве и личной зависимости, увеличилось. В вестготском обществе существовало различие между свободными людьми и сервами ( siervos ), и между лицами этих двух классов были запрещены браки. К свободным принадлежали в первую очередь нобили, представлявшие вначале наследственный и замкнутый класс. После вторжения в Испанию вестготов положение знати изменилось. Принадлежность к этому классу уже перестала быть привилегией членов определенных семей, и теперь в него могли входить все, кто приобрел богатство (земли, предоставленные королем, военная добыча и т. д.) или занимал важные посты при дворе. Поэтому знать утратила в известной мере свое былое значение и стала в определенной степени зависеть от короля; она делала неоднократные попытки разорвать узы этой зависимости, и в этом ее поддерживала сохранившаяся испано-римская аристократия, которая совместно с вестготской знатью вела борьбу за власть и пользовалась наравне с ней плодами, приносимыми административной и политической деятельностью. Впрочем, между вестготской и испано-римской знатью шла ожесточенная борьба в период завоевания Испании.
Нобили готской Испании именовались poientes, optimates и proceres. Законы именуют знатных готов сеньорами, а аристократов испано-римского происхождения — сенаторами, крупных землевладельцев этого же класса называли потенциорами и поссесорами.
Свободные, не принадлежавшие к знати, обычно зависели от нее. Их зависимость имела либо старинную форму колоната и патроциния (для вольноотпущенников), либо выражалась в том, что они были свободными земледельцами и арендаторами земли у знати или же ремесленниками и рабочими в городах. Положение последних категорий улучшилось потому, что вестготы ослабили узы зависимости, которые ранее связывали рабочих и ремесленников с коллегиями и корпорациями. В то же время положение свободных земледельцев постепенно ухудшалось, и в конце концов они превратились в таких же колонов, так как род их занятий стал наследственным, и они были навечно прикреплены к земле.
Для вестготской эпохи характерно появление нового класса, так называемых буцеллариев ( bucellarii ), которые добровольно шли на службу к могущественным и влиятельным особам, в поисках защиты, как это имело место в древности с так называемыми клиентами. Будучи зависимыми, буцелларий сохраняли все свои личные права и получали от патрона или сенатора, которого они сопровождали на войну, оружие и земельные наделы. Буцелларий имел право в любой момент порвать узы, связывающие его с патроном, и этим он отличался от вольноотпущенника, который был постоянно связан обязательствами патроната. Сеньор не только обязывался помогать буцелларию и защищать его, но он должен был выдавать замуж его дочерей, которые после смерти отца до замужества оставались под властью патрона. Патронат подобного рода и связанные с ним материальные выгоды представлялись буцеллариям настолько привлекательными, что крайне редко они порывали с патронами, хотя на то и имели право. Обычно это случалось, если буцелларий находил нового патрона, связь с которым по каким-либо соображениям казалась более выгодной.
Итак, лишь немногие были в эту эпоху совершенно свободны. Образовался целый ряд промежуточных состояний, вплоть до самых низших — крепостничества или рабства, продолжавшего существовать, как и в прежние времена.
Широкое распространение форм личной зависимости объясняется неуверенностью, которую испытывали многие в эту эпоху войн и смут, и дезорганизацией тех звеньев системы управления, которые могли обеспечить охрану и защиту человеческих прав.
За иностранцами признавались их права и законы, о чем можно судить на основании Liber Judiciorum — кодекса, в котором особо оговорены права иноземных купцов, прибывающих в морские порты или проживающих там.
Распределение земель. При вступлении в Галлию вестготы отобрали две трети земель римских поссесоров и половину их домов на основании закона о размещении войск, существовавшего в Римской империи, поскольку солдаты Атаульфа заняли римские провинции, входившие в Галлию, в качестве вспомогательных войск императора.
В Испании подобный передел, как это достоверно известно, осуществили свевы; несомненно, что после завоеваний Эйриха так же поступали и готы в отношении пахотных земель и частично лесов. Возможно, что то же самое они предприняли и по отношению к жилищам, рабам или servi adscriii, труд которых применялся в сельском хозяйстве, и сельскохозяйственным орудиям. Во всяком случае, в Испании изъятия частной собственности были меньшими, чем в Галлии.
Монархия. В политический порядок вестготы внесли больше изменений, нежели в социальный строй.
В период, предшествующий вторжению в Испанию, монархия вестготов носила смешанный выборно-наследственный характер; король избирался на народных собраниях, по избраны могли быть только лица определенных семей. Главными функциями короля было командование армией и отправление правосудия.
После вторжения вестготов на территорию империи их политический строй подвергался романизации, и к королям перешли экономические и административные функции, а также законодательная власть, причем они прибегали по своему усмотрению к помощи знати. Выборы короля перестали производиться непосредственно народом — это право перешло к аристократическому собранию, которое строго соблюдало наследственный принцип избрания королей. Престол принадлежал династии Балтов до тех пор, пока она не угасла. Затем в течение долгого времени (от Амалариха до Лиувигильда) шла борьба различных фамилий, которые домогались престола. Лиувигильд — первый монарх, ставший титуловать себя королем ( rex ) и носить все внешние знаки, присущие королевскому достоинству, — установил также подобающий церемониал[53] и тем самым подчеркнул самодержавный характер королевской власти и соответствие ее власти римских императоров.
Как уже было отмечено, Лиувигильд и другие короли, правившие после него, стремились обеспечить твердый порядок престолонаследия, назначая соправителями своих сыновей. Их поддерживало в этом высшее католическое духовенство, которое полагало, что таким образом можно будет покончить с анархией и гражданскими войнами; однако знать постоянно сопротивлялась подобным нововведениям, защищая принцип выборности короля. Эта тенденция господствовала и в законодательстве.
Имеется ряд распоряжений, предписывающих порядок избрания короля собранием знати и духовенства. Однако фактически имелось несколько случаев перехода трона по наследству. Несмотря на эту борьбу, абсолютистский характер монархии не претерпел изменений.
Система управления. Наряду с королем существовал совет из представителей знати, функции которого были чисто совещательными; король не обязан был руководствоваться мнениями совета в своей законодательной или административной деятельности.
С течением времени было создано другое политическое учреждение, в работе которого принимали участие епископы, вестготская и испано-римская знать. Точно не известно, каково непосредственное происхождение этих учреждений, именовавшихся соборами ( concillas ); эти соборы не следует смешивать с чисто церковными соборами; возможно, они были созданы по примеру древних провинциальных собраний, и таким образом в их деятельности проявилась древняя традиция в сочетании с новыми требованиями и прежде всего с необходимостью считаться с прелатами и нобилями, руководившими населением римского происхождения. Соборы имели одновременно и совещательный и консультативный характер. Первое достоверное сообщение об этих соборах относится к периоду правления Алариха II (VI в.), который передал на обсуждение подобного собрания для редактирования римский закон. После обращения Рекареда в католичество влияние соборов возрастает и наряду с этим расширяется и круг лиц, которые представительствовали на соборах. Вероятно, именно Рекаред реорганизовал это учреждение, и соборы превратились в центры законодательной деятельности, подчиняясь, однако, воле монарха, который представлял собой верховную власть. Соборы, в которые входили духовенство и знать, часто выражали политические и социальные устремления этих двух сословий. Кроме того, они являлись главными очагами культуры в вестготском государстве. Несмотря на это, короли не подчинялись ни соборам, ни высшему духовенству, которое в них преобладало. Короли проводили независимую политику, издавали законы, а на соборе они обычно искали только признания и одобрения своих действий и намерений и всегда добивались этого. Даже в случаях самой явной узурпации короли использовали таким образом в своих целях представителей знати и духовенства на соборах. При этом делегаты от знати назначались королем; король также назначал епископов, и такой порядок существовал до и после Рекареда. Порой, правда, короли принимали те или иные решения соборов, но так они поступали либо в силу обстоятельств (как это имело место с Рецесвинтом на VIII Толедском соборе), либо в тех случаях, когда их собственные воззрения совпадали со взглядами и мнениями духовенства и знати.
Соборы происходили следующим образом. По призыву короля их члены собирались в церкви св. Леокадии в Толедо. Дата созыва и выбор делегатов соборов зависели исключительно от воли короля. Открывался собор религиозными церемониями. Затем в присутствии короля зачитывались проекты законодательных актов, которые становились законами после утверждения их собором. Сперва, в первые дни, рассматривались церковные дела, в разрешении которых король принимал активное участие как гражданский руководитель церкви. На этих собраниях знать не присутствовала; представители ее являлись на собор лишь для того, чтобы участвовать в обсуждении политических и правовых вопросов, разбиравшихся позже. Однако законодательная инициатива принадлежала только королю и иногда епископам, но не представителям знати. По окончании заседаний двери церкви открывались для публики, принятые решения зачитывались всенародно. Король всегда сохранял право вето относительно решений, принятых не по его предложению. Таким образом, фактически соборы во всем зависели от короля; непосредственное окружение короля составляли зависимые от него лица — леуды ( leudas ) — своего рода буцелларии монарха, ядро придворной знати.
Выше уже отмечалось, что в течение долгого времени вестготы и население римского происхождения пользовались в сфере гражданского права различными законами. Однако одни и те же законы применялись и в области административной. Возможно, что коренное население сохранило кое — где нормы древнего обычного права. Существовало правило, что взаимоотношения между лицами одной и той же народности должны регулироваться согласно правовым нормам, принятым этой народностью. Во взаимоотношениях вестготов с римлянами применялись вестготские законы, не модифицированные в духе римского права. После унификации законодательства Хиндасвинтом эти различия исчезают. По-видимому, для победителей и для побежденных введено было общее законодательство, представленное в кодексе Liber Judiciorum, позже получившем название Fuero Juzgo. Новая правовая система не вытеснила старинных обычаев. Это явление свидетельствует, что в сложном по своей структуре общественном укладе функции властей, ведающих управлением, не могли отправляться достаточно эффективно.
Организация управления. Обосновавшись в древних римских провинциях, вестготы попытались упорядочить систему управления по римскому образцу. Уже отмечалось, что в регентство Теодориха были осуществлены некоторые реформы на манер реформ, уже проведенных в остготском королевстве. В дальнейшем, по мере завоевания новых территорий, вестготские владения были подразделены на большое число провинций. Лиувигильд создал 8 провинций (579 г.); во главе каждой из них находился правитель с титулом герцога, а крупными городами управляли наместники, именовавшиеся графами. В их компетенцию входили военные, административные и судебные дела. В столице королевства пребывали верховные руководители различных административных ведомств. Это были чины дворцовой канцелярии ( oficio palaüno ), организованной по римскому типу, так называемые comes, ведавшие делами казны, армии и т. д. В городах продолжали существовать муниципалитеты в той форме, которая установилась в период упадка Римской империи, хотя тяготы, лежавшие на куриалах, были облегчены. Сельское население управлялось чиновниками, которые именовались препозитами ( prepositos ). У населения сельских местностей имелись особые собрания (как у готов, так и у римлян) — convenius publicum vicinoruin, которые разрешали вопросы о правах владения на землю и земельных переделах, скотоводстве, преследовании бежавших колонок и обсуждали другие дела местного значения[54]. По-прежнему существовала должность защитника городов ( defensor civilatis ).
Функции правосудия находились в ведении вышеуказанных административных властей и коллегиальных присутствий, как, например, дворцовой канцелярии, судившей за преступления королевских леудов и знать; соборы рассматривали жалобы частных лиц на чиновников, совершивших различные злоупотребления. Функции суда осуществлял также и провинциальный собор. Этот собор состоял из духовных лиц провинции и возглавлялся епископом. Цели этих собраний были такие же, как у всеиспанского собора. Разбор некоторых гражданских и уголовных Дел вели курии в муниципиях; в особых случаях король назначал «чрезвычайных или специальных судей», так называемых «защитников мира» ( pads assertores ). Епископы от имени короля выполняли функции прокурора или инспектора, наблюдая за правильностью действий судов, и принимали участие в решении некоторых гражданских дел (вопросы опеки, исполнения завещаний и т. д.), равно как и вопросов, связанных с выполнением военных законов.
Вся эта сложная организация существовала только на бумаге. Фактически судебная система была далеко несовершенна. Суды менее всего были озабочены защитой интересов слабых. Напротив, несмотря на множество законодательных распоряжений ограничительного характера, они. злоупотребляли своей властью и чинили произвол.
Самыми строгими видами наказания были смертная казнь (поджигателей сжигали на костре), ослепление, конфискация имущества, бичевание и обращение в рабство. Пытка применялась только по отношению к простому народу.
Государственные финансы пополнялись главным образом за счет налогов, которых в первое время было немного, меньше даже, чем в последний период Римской империи. Наиболее важными были: поземельная подать ( functio publica ) и так называемый трибутулл (tributull), который вносился либо деньгами, либо натурой, в соответствии с урожаем. Подати платили только испано-римляне.
Войско. Военная служба была у вестготов обязательной; когда вестготы поселились в римских провинциях, они распространили воинскую повинность на римских подданных — знать, плебеев и рабов. Войско делилось на отряды по 100 человек, во главе с сотниками (centenarii). Были более крупные отряды по 1000 человек, так называемые тиуфадии ( tiufadii ) — тысячи, воинское подразделение германского происхождения. Начальник этой группы, тиуфад (тысячный), осуществлял одновременно функции судьи над своими солдатами в период войны и, как полагают, также и в период мира. Патронируемые (клиенты) составляли отряд под командованием своего патрона или господина. С течением времени обязательства военной службы стали менее суровыми, то ли благодаря смягчению нравов завоевателей, то ли потому, что своевольная знать и враги короны противились их выполнению. Вамба вынужден был обнародовать новые законы, пытаясь восстановить былой порядок отбывания военной службы и реорганизовать армию. Постоянным войском была только королевская гвардия, набиравшаяся из рабов, клиентов и вольноотпущенников короля или же из свободных людей, которым выплачивалось жалование или в награду за службу жаловались земли. Остальные контингенты призывались в случае войны. Войском командовал король или герцог.
Католическая церковь. Католическая церковь сохранила свою организацию и обычаи периода Империи. Епископы по-прежнему собирались на соборы и имели связь с папой, власть которого они признавали. Они неоднократно выступали в качестве посредников во время вторжения вестготов в Испанию и в эпоху борьбы между вестготами, свевами и испано-римлянами. В период господства ариан католические епископы иногда подвергались преследованиям, порой их смещали и не разрешали созывать соборы. Однако со времен Рекареда, когда католическая церковь стала официальной, развитие ее шло нормально. С другой стороны, церковь в значительной степени утратила былую независимость, так как короли (за исключением Рекареда) неоднократно вмешивались в ее внутренние дела и в конечном счете возложили на себя функцию назначения епископов.
Священники пользовались известными привилегиями. По-видимому, до Вамбы они были освобождены от некоторых наказаний и воинской повинности. Однако от уплаты обычных податей (например, от налогов за церковные земли и рабов) священники не освобождались. Священники были> подсудны обычным судам, хотя в то же время признавалось право епископа судить клириков. В вопросах брака, развода и т. п. они приравнивались к гражданским лицам. Церкви имели право предоставлять убежище преследуемым преступникам. Это право именовалось «правом убежища».
Количество монастырей значительно возросло. В эту эпоху был основан ряд монастырей, сыгравших позже большую роль в социальной и политической жизни Испании. Монахи зависели от епископа, который утверждал устав монастыря и назначал аббата. Однако монахи могли подавать апелляции на приговоры церковных трибуналов в гражданский суд.
Католической церкви пришлось в этот период бороться прежде всего с арианской «ересью», которая, будучи национальной религией вестготов, продолжала оказывать значительное влияние и после того, как утратила поддержку королей. Помимо борьбы с арианской «ересью» католическое духовенство искореняло остатки античных верований на полуострове и пережитки языческой религии, достаточно еще стойкие, особенно у сельского населения, удаленного от влияния городов.
Подобную же организацию имела и арианская церковь.