Кастилия
Ремесленное производство. Не существуют (или, быть может, не дошли до нас) регистры и систематические статистические описания испанского ремесленного производства и его продукции для периода, охватывающего последний этап средневековья. Поэтому при суждении о ходе экономического развития в ту эпоху приходится основываться на скудных косвенных данных, которые содержатся в цеховых статутах, городских фуэрос, законах о рабочих, торговых соглашениях, сводах таможенных тарифов и морской десятины ( diezmos de mar ). Используя вес эти данные и не вдаваясь в подробности, легко можно убедиться, что сельское хозяйство успешно прогрессировало благодаря более мирным условиям, в которых находилась страна, расширению границ и исчезновению крепостной зависимости. Развитию сельского хозяйства способствовал рост ремесленного производства, вырабатывающего предметы первой необходимости. Изделия кастильских ремесленников становятся все более совершенными, удовлетворяя изощренные требования художественного вкуса. Появляются превосходные ювелирные изделия, великолепное оружие, прекрасно оформленные рукописи, создаются выдающиеся памятники архитектуры. Развитое ремесло, которое первоначально было исключительной привилегией Сантьяго и немногих других городов, с XIII в. распространяется на все крупные города и особенно на те их них, которые находились на вновь приобретенной территории, где к завоевателям присоединяются мудехары, у которых еще до покорения их христианами было развито ремесленное производство. Так, городские статуты Севильи, частные описи и различные документы в архивах этого рода свидетельствуют о наличии различных видов ремесла у морисков, производивших предметы домашнего обихода, драгоценные украшения и одежду. В то же время статуты цехов и братств свидетельствуют о возникновении или дальнейшем развитии цехов — изготовителей шелковых тканей, ткачей, ювелиров, кузнецов, оружейников и т. п. Особенное значение приобрело благодаря неоднократно жалованным королевским привилегиям ткацкое производство, которое поощрялось Альфонсом X, Педро I и другими королями. Эта отрасль ремесла процветала не только в Севилье (ткачи льна и шерсти), но также и в Толедо (толедские статуты послужили образцом для севильских), Сеговии и Саморе (имеются сведения о производстве там сукон) и в других городах. Местные условия в некоторых округах приводили к возникновению или развитию множества различных ремесел специального характера, как это можно наблюдать в баскских провинциях (которые рассматриваются здесь, так как они входили в состав Кастилии), где добывали железо и подвергали его обработке в многочисленных кузницах. Вероятно, производилась также и сталь, поскольку о стали упоминается в одной грамоте Хуана II (1447 г.) о таможнях Гипускоа и Бискайи. Чаще всего вывозились за границу (следовательно, можно предполагать, что и производство их в Кастилии было весьма значительным) следующие товары: железо, сталь, шерстяные ткани, пушнина, козьи шкуры, сукна, пряжа, кожи, кошениль, воск, ртуть, вино, оливковое масло, сахар, изюм и различные сельскохозяйственные продукты. Запрет, наложенный на вывоз некоторых товаров, способствовал развитию горной промышленности (особенно добыче золота, серебра, ртути и свинца), которая стала наравне с рыбными промыслами и солеварнями монополией короны. Все эти промыслы сдавались в аренду за большую откупную плату. Монополия на солеварни была столь строгой, что повлекла за собой конфискацию всех солеварен феодалов, церквей и монастырей, акт, который вызвал протесты со стороны прежних собственников на кортесах в XIII и XIV вв. Устав Алкала, однако, разрешил возвращать солеварни их владельцам и жаловать эти промыслы частным лицам. Скотоводство продолжает развиваться весьма успешно, о чем свидетельствует значительный рост вывоза шерсти. Развитию скотоводства способствовали запрещение вывоза лошадей, мулов и т. п. и политика привилегий, которой неизменно придерживалась корона. Следует отметить, что эти привилегии приводили к злоупотреблениям и причиняли вред сельскому хозяйству. Участились тяжбы, споры о праве юрисдикции между властями, жалобы крестьян в кортесах, примером которых служат петиции, поданные ими кортесам в Вальядолиде в 1293 г. Альфонс X разрешил создание братства или корпораций пастухов с нравом собраний (советов Месты), на которых избирались особые алькальды. Эти алькальды обладали особой юрисдикцией в сфере разбора внутренних дел Месты и тяжб с крестьянами. Различные советы слились позже в единую Месту, огромную корпорацию, куда вошли все кастильские гранды (в 1347 г., по привилегии Альфонса XI). Деятельность Месты приводила ко множеству острых конфликтов.
Но наряду с этими данными в документах того времени имеются и другие сведения, которые в значительной мере должны изменить преувеличенное представление о необычайном развитии сельского хозяйства и ремесла в Кастилии. Во-первых, следует различать на обширной территории кастильского государства районы, не в равной степени благоприятные для развития различных отраслей производства. И сами законы отражают эту неравномерность, например, при определении нормы поденной оплаты. Большинство ремесел носит лишь местный характер, изделия их распространяются за пределы весьма ограниченной области, где они могли удовлетворить все простейшие потребности. Поэтому не следует обобщать частные данные и придавать им большее значение, чем они имели в действительности. Лишь цифры, свидетельствующие о значительном вывозе в другие страны, могут являться основанием для суждения о наличии значительной продукции ремесленного производства. Закономерность этой оговорки подтверждают данные о ввозе товаров, свидетельствующие, что в Испанию импортировалось множество изделий, подобных тем, что производились и на месте, но, по-видимому, местные товары не могли конкурировать с чужеземными, либо потому, что производились в недостаточном количестве, либо потому, что уступали им по качеству и продавались дороже. В одном из тарифов времен Альфонса X (1268 г.?) упоминаются сукна из Гента, Дуэ, Ипра, Лилля, Монтероля, Камбре, Руана и Мобежа. Действительно, кастильские купцы покупали их в больших количествах, посещая ярмарки и рынки Фландрии и Франции, поселяясь в городах этих стран и посылая многочисленные суда во фламандские и французские порты. Со своей стороны, иностранные купцы (английские и другие) постоянно посещали, о чем свидетельствуют сообщения, относящиеся к XV в., пограничные порты и рынки, например, Фуэнтеррабью и Сан-Себастьян, и продавали там свои сукна и иные товары. Среди товаров, выгружаемых на склады Сан-Себастьяна, фигурируют сукна, шерстяные ткани, парусина, оливковое масло, очищенная гвоздика, сахар, вино, изюм, фиги, винные ягоды, рис, хлопчатобумажные ткани и др. Известно также, что жители Гипускоа часто отправлялись на границу Франции и Гаскони, чтобы закупить «свиней и скот» (которых, по-видимому, было недостаточно в стране). Наконец, в текстах грамот о привилегиях по освобождению от морской десятины, выдаваемых Хуаном II и другими королями XV в., указывается, что в Испанию ввозились съестные припасы, в частности такие предметы первой необходимости, как пшеница, вино и т. п. О недостатке съестных припасов в некоторых районах, вызванном их бедностью и трудностями подвоза из соседних округов, говорит один документ, относящийся к Гипускоа, за жителями которого было признано в 1475 г. право свободно торговать с иностранными государствами, причем мотивировалась эта льгота следующим образом: «Страна вся покрыта непроходимой лесной чащей, и не родится там ни хлеб, ни виноград, атак как она находится на границе Наварры и Франции, то ее невозможно снабжать продовольствием из Кастилии».
Ко всем этим данным, свидетельствующим, что ремесленное производство в Испании находилось лишь в эмбриональной стадии и выпуск продукции был еще, если исключить некоторые его отрасли, весьма скудным, следует добавить, что в привилегиях и известиях, касающихся промышленной деятельности, часто встречаются имена иностранцев, мудехаров и евреев. Это обстоятельство определенно свидетельствует о влиянии, которое они оказывали на кастильцев в сфере экономической деятельности. Наконец, даже переоценивая достижения кастильской экономики, не следует все же делать вывод об общем благосостоянии и об экономическом процветании, которого достигли все слои общества. Только незначительное меньшинство извлекало выгоду из различных источников богатств, а крестьяне, в особенности жители деревень, а также и сеньориальных городов, обремененные налогами и податями, вели нищенский образ жизни и, полные ненависти к своим эксплуататорам, обращались к королю с просьбами о помощи, а иногда поднимали кровавые восстания, подобные движению эрмандинос.
Экономическая политика. Законодательство благоприятствовало экономическому прогрессу в той мере, в какой он способствовал изысканию дополнительных крупных источников дохода для казны и общей тенденции к регламентации, таксации цен и к учреждению государственных монополий. Эти тенденции приходили в противоречия со стремлениями всемерного поощрения ремесла и торговли (отнюдь не чуждыми ни королям, ни кортесам), и в результате возникло два противоположных направления в экономической политике, которые следует рассмотреть особо.
Один из законов «Партид» (закон I, тит. 11, ч. II) постулирует положение, которое можно охарактеризовать как идеал экономической политики королей, ибо в той его части, где речь идет о любви, которую должен питать к своей стране король, указывается, что любовь эта состоит в том, «чтобы населить королевство добрыми людьми, и прежде всего уроженцами своих, а не чужих земель — как рыцарями, так крестьянами и ремесленниками, — и обрабатывать землю, чтобы люди получали от нее как можно больше благ. А если земля в некоторых местах не будет достаточно хороша, чтобы родить хлеб, виноград и другие плоды, которые необходимы человеку для пропитания, то король не должен допускать, чтобы осталась она пустой и необработанной, и обязан принять меры в согласии с мнением сведущих людей. Ибо может оказаться, что земля будет хороша для других вещей, полезных для человека… как, например, для добычи металлов, или для пастьбы скота, или для заготовки дров и древесины, или для иных людских нужд. Король должен также заботиться о сооружении мостов и прокладке проезжих дорог и улучшать дурные дороги, дабы люди могли пользоваться ими и перегонять свой скот и провозить свое добро беспрепятственно из одного места в другое таким образом, чтобы ничто не терялось при переходе через реки и другие опасные места, где бы таковые ни находились».
Альфонс X подтвердил эту декларацию, обнародовав ряд покровительственных законов. Он оказывал поддержку купцам, ведущим торговлю как на суше, так и на море, и той же политики придерживались последующие короли. Так, в части V «Партид» имеется целая глава (тит. 7), посвященная купцам, в которой после определения общих сборов, предназначенных на покрытие государственных расходов — таможенных или портовых пошлин (которые уплачивались как с ввозимых, так и с вывозимых товаров) — устанавливаются, во избежание обмана и произвола со стороны таможенных надсмотрщиков, правила, которые гарантируют права купцов. Кроме того, устанавливаются некоторые налоговые изъятия, которые свидетельствуют о благих намерениях королей. Так, от пошлин освобождаются сельскохозяйственные орудия, если они предназначены для обработки собственного поля, а не для перепродажи, и книги, одежда и инвентарь, необходимый для школьников. В дополнение к этим общим законам была дана особая привилегия от 13 февраля 1281 г., по которой освобождение от пошлин распространялось на многие другие предметы домашнего обихода, запрещалось наложение ареста на товары с некоторыми ограничениями) и заключение в тюрьму купцов за неуплату портовых пошлин и разрешался свободный ввоз на сумму, равную стоимости вывезенного, при условии уплаты соответствующих пошлин. И чтобы избежать злоупотреблений, Альфонс установил тариф, определив для каждого вида товаров размер пошлины. Эти привилегии были дополнены частными изъятиями от обложения морской десятиной, как то имело место в Гипускоа. Для морской торговли Альфонс принял законы и обычаи, весьма распространенные в его время; «Партиды» в этом отношении отражают влияние знаменитых « Roles de Oloron » (французский свод) и морских обычаев Каталонии. Торговые договоры с другими странами встречаются все чаще в XIV в., и за северными портами признается право заключать сепаратные торговые соглашения с Францией, Англией, герцогством Бретанью и с Наваррой и Арагоном. Так, было заключено соглашение с Англией в 1351 г., весьма выгодное для испанцев, а в 1366 г. был подписан новый договор с этой страной, в котором фиксировались особые привилегии для Бискайи и Кастилии.
Но при осуществлении этих мер, которые, с одной стороны, свидетельствовали о стремлении придать действенную силу покровительственным функциям государства по отношению к частным лицам, а с другой стороны, о желании поощрить развитие торговли и некоторых отраслей ремесленного производства, приходилось сталкиваться с серьезными препятствиями, порождаемыми господствовавшей в ту пору системой государственных доходов и своеобразными экономическими воззрениями. Несмотря на все привилегии, таможни были, пожалуй, самым главным препятствием, потому что освобождение от таможенных пошлин давалось очень редко. Короли, напротив, настаивали патом, чтобы никакие изъятия в отношении сбора пошлин не допускались. Они требовали, чтобы пошлины платили не только плебеи, но и духовные лица и дворяне. Таможни были учреждены на всех границах, а если принять во внимание разделение Испании на четыре королевства (Кастилию, Португалию, Арагон-Каталонию-Валенсию и Наварру), не считая Гранады, то легко прийти к выводу, что таможенные барьеры затрудняли свободное сообщение между различными районами полуострова. Это мешало им оказывать друг другу помощь и приводило, естественно, к еще большей зависимости от иностранного производства. Города в данном случае (как и при иных обстоятельствах) не осознавали необходимости единства, потребность в котором определялась географическими условиями страны и иными обстоятельствами. Но государство не ограничивалось сбором пошлин с товаров на границах и на побережье (например, на севере и северо-востоке Кастилии имелись таможни в Сан-Себастьяне, Гетарье, Мотрико, Фуэнтеррабьи, Рентерии, Орио, Сумайе, Деве, Толосе, Вильяфранке, Сегуре, Витории, Сальватьерре и Ордунье, которые образовали изоляционный кордон на границах Франции и Наварры); почти в каждом городе имелись свои местные таможни, взимавшие подать, которую мы теперь назвали бы налогом на предметы потребления. Он. распространялся на съестные припасы, напитки, топливо, шерстяные ткани и другие товары, например, на шелк-сырец. И хотя этот налог, денежный или натуральный, был сперва умеренным (о чем свидетельствует тариф Толедо 1359 г.), а иногда известная доля его жаловалась королем городам, тем не менее он препятствовал нормальному товарообороту и связывал экономическую жизнь города. Вред подобных налогов осознавали города, которые стремились освободить от его уплаты не только своих земляков — сограждан, но порой и всех купцов, хотя бы последние и были иностранцами. Примером может служить уже упоминавшаяся привилегия 1281 г., а в особенности привилегии 1290 и 1411 гг., по которым разрешалось свободное обращение товаров, ввозимых в Наварру через Фуэтеррабио, Рентерию и другие пункты; для этого требовалась только уплата таможенного или портового сбора. Отсюда следует, что скорее господствовал принцип свободы торговли, чем нормы протекционистской политики, потому что обложению пошлинами или освобождению от них подвергались в одинаковой, степени как товары национального происхождения, так и товары иностранные[192].
Развитию ряда отраслей производства препятствовали также алькабала или налоги с продажи товаров и королевские монополии (описанные нами выше), которые распространялись более или менее широко на различные мелкие предприятия — мельницы, печи, кузницы и т. п.
Наконец, препятствием для развития ремесла и торговли являлась — также чрезмерная регламентация экономики и техники производства. Таким способом государство, а иногда и сами ремесленники все более и более обременяли своей опекой производственную деятельность, обмен и даже потребление. Экономическая регламентация распространялась на заработную плату, продолжительность рабочего дня, цены на товары, и торговые сделки. И хотя иногда эти меры свидетельствовали о благих намерениях упорядочить торговлю, избежать злоупотреблений, поощрить земледелие и устранить излишние расходы, они приносили больше вреда, чем пользы; объясняется это тем, что искусственно, законодательным путем пытались разрешить такие проблемы, успешное разрешение которых могло быть достигнуто лишь в ходе экономического развития страны; при этом следует отметить, что всевозможные мероприятия по регулированию производственной деятельности применялись порой слишком уж круто. Так, в статуте города Хереса от 1268 г. (обобщающем нормы, уже фиксированные в фуэрос Касереса в 1230 г. и в других местных законах) устанавливается максимум заработной или поденной платы для рабочих различных профессий, чтобы устранить нехватку рабочих рук. Нужно отметить, что для всего королевства не было установлено единых расценок; ставки оказывались различными в разных, районах, а самые высокие устанавливались в пограничных с мавританскими территориями областях, весьма неспокойных и не обеспеченных рабочей силой. Примерно через сто лет, в 1351 г., Педро I на кортесах в Вальядолиде утвердил другой указ, обычно именуемый «Ремесленным», который, определял заработную плату батраков и устанавливал продолжительность — рабочего дня от восхода солнца до заката, твердые цены на многие промышленные товары и твердые ставки оплаты наемного труда. Этот же указ свидетельствует, что. в Кастилии царил полнейший разнобой в ставках оплаты и что во всех областях производственной деятельности дороговизна рабочих рук вызывала полнейший беспорядок. Рост ставок поденной оплаты не только не способствовал улучшению положения рабочих, но парализовал производственную деятельность, приводил к безработице и способствовал злоупотреблениям со стороны купцов, безмерно повышавших цепы на товары. Это был не последний указ относительно оплаты труда; в том же духе выдержаны были распоряжения и других королей, например, Энрике II, Хуана I и др. Со своей стороны, города стремились добиться тех же результатов в отношении цен на предметы первой необходимости, определяя в своих статутах размер заработной платы, выдавая торговые привилегии с фиксацией твердой или максимальной цены и открывая постоянные городские магазины. А одно из распоряжений Энрике II настоятельно рекомендует городам самим определять нормы оплаты труда сообразно с местными условиями. Но этим не ограничивалось вмешательство государства в экономическую жизнь: оно вносило ограничения в различные сделки, устанавливая максимальный процент по ростовщическим ссудам и запрещая такие формы сотрудничества между христианами, евреями и маврами, как соучастие в кредитных операциях или же во взаимном пользовании имуществом.
Техническая регламентация также была весьма мелочной и проводилась как короной, так и цехами. Она относилась и к технике ремесла, и к его классификации, причем определялись с возможной точностью сферы деятельности каждого цеха. Мелочная регламентация заходила так далеко, что некоторые статуты запрещали накидывать на башмаки больше одной подметки, и устанавливались способы кройки одежды, толщина шерстяных тканей и т. д. Подобными мерами стремились обеспечить качество продукции, причем за невыполнение требований статута взимался штраф. С течением времени чаще становятся тяжбы, вызванные соперничеством цехов и вторжениями корпораций, близких по роду деятельности, в сферу компетенции, отведенной лишь данным цехам. Эти явления свидетельствуют о дальнейшем развитии производства и возникновении новых потребностей.
Ярмарки, рынки, монета и торговые заведения. Как сельское хозяйство, так и собственно ремесленное производство нуждались для обмена своими продуктами во вспомогательных средствах, и в первую очередь в установлении торговых связей. Возрастает число пожалований ярмарочных и рыночных привилегий, поощряется создание крупных торговых центров или же оказывается содействие рынкам, которые возникают в определенных местностях в силу естественного хода вещей. Так, Альфонс X установил две ежегодные ярмарки в Севилье, продолжительностью по 30 дней каждая, и одну в Мурсии, продолжительностью 15 дней, и расширил ярмарочные привилегии Куэнки, Касереса и Баэсы. В то же время в Медине дель Кампо создается важная ярмарка — торговый центр для северных и северо-западных портов и центральных районов Кастилии. А наряду с ней приобретают известность во времена Энрике IV ярмарки Вальядолида и Сеговии. О торговом значении Севильи уже говорилось выше; с конца XIII в. в документах упоминаются также Толедо и Бургос как крупные торговые центры. Однако королевские привилегии не могли дать должного эффекта, так как, во-первых, пути сообщения все еще были небезопасны и эрмандадам не удавалось очистить их от грабителей, а во-вторых, гражданские войны ввергали страну во всеобщую смуту, что имело место при Педро I.
Но не только эти обстоятельства препятствовали торговым отношениям. Они парализовались также и разнообразием, и изменчивостью монетной системы, мер и весов. В Кастилии не удалось добиться унификации монетной системы, хотя некогда на всей территории страны и обращались монеты единого образца. В изучаемый период обращались различные монеты различного же достоинства. А кроме того, несмотря на суровое наказание (сожжение на костре живьем), установленное Альфонсом X за подделку монеты, все же чеканилось множество монет пониженного веса, что наносило большой ущерб торговле. Неоднократно сами короли, желая покрыть издержки казны, чеканили монету уменьшенного веса при той же номинальной стоимости, что приводило к огромному вздорожанию жизни, так как вещи продавались по цене, «вдвое превышающей их стоимость в хорошей монете». Уступая просьбам кортесов, Фернандо IV в 1303 г. издал закон о переливке плохой монеты, очистке металла, предназначенного для чеканки, точной фиксации веса монет и т. п. благодаря этой мере на некоторое время монетное дело было упорядочено. Но все вернулось вспять при Энрике II, когда король снова стал прибегать к порче монеты. Из различных монетных единиц, обращавшихся в XIII–XV вв., следует отметить золотой мараведи (морабети или альморавидский динар), «христианские» образцы которого чеканились в Толедо и Леоне до Энрике I, золотые добли, появившиеся в царствование Альфонса X, и двойные добли эпохи Хуана II. Мараведи был мерилом стоимости и равнялся десяти динеро. Серебряный реал был равен 34 мараведи.
Затруднения в области мер и весов вызваны были их разнообразием. Альфонс XI в «Уставе Алькала» установил единые меры, которые следовало применять при торговле определенными товарами, но это распоряжение не было проведено в жизнь. Тот же устав свидетельствует об обилии и разнообразии местных мер и весов и о применении иностранных мер; так, для одних товаров употреблялась весовая единица Кельна, для других — Трира, для вина и хлеба применялись толедские меры, для сукон — кастильские и т. д.
Несмотря на все эти неудобства, торговля процветала благодаря инициативе частных лиц, создавших необходимые условия для установления быстрых и легких торговых связей. В это время в Испании получают распространение векселя, заимствованные, вероятно, в Италии. И хотя в документах того времени упоминается о вексельных операциях лишь применительно к восточным районам и к Арагону, но вряд ли покажется чересчур смелым утверждение о всеобщем распространении векселей и в Кастилии, принимая во внимание, что кастильские купцы были тесно связаны со своими французскими, фламандскими и немецкими коллегами, которые широко применяли их в торговых сделках. В самом деле, известно, что фламандские купцы, выезжая из Брюгге, совершали путешествие в Испанию через Францию, проезжали через Байону и направлялись в Бургос и Лиссабон. Со своей стороны, испанские купцы открыли в Брюгге конторы или отделения с собственными консулами или специальными судьями, а в конце XIII в. эти консулы были столь многочисленны и пользовались таким доверием, что остальные купцы выбрали их в качестве своих представителей, когда направили графу Фландрскому депутацию с требованием отмены некоторых распоряжений, вредивших торговле. Из привилегии Эдуарда I явствует, что испанские купцы имелись также в Дордрехте, Гравелингене, Дилле и в английских торговых городах. В 1348 г. бискайские купцы основали свою торговую биржу в Брюгге, куда привозили товары не только из своей области, но также и из Барселоны. Один английский источник 1350 г. сообщает о присутствии в порту Слейс (Голландия) большого количества испанских торговых судов (кастильских и каталонских). В XIV в. испанские купцы преобладали на рынках Англии и Фландрии, несмотря на появление там итальянцев в 1318 г., причем кастильцы (включая сюда и жителей Галисии и Бискайи) значительно превышали в численности каталонцев. Достойно внимания, что кастильские корабли вызвали восхищение Фруассара, знаменитого французского хрониста XIII в., своей величиной и большой вместимостью[193].
Мосты, дороги, транспортные средства. Строительство сооружений общественного назначения возрождается в XIII в., хотя и осуществляется в небольшом масштабе. Альфонс X обязал города нести расходы по строительству и починке дорог, мостов и труб (водопроводных), не делая при этом исключения даже для дворянства, духовенства, вдов и сирот. Первый новый мост, о котором имеются сведения, был построен по приказу Доминго де ла Кальсады[194] через реку Оха, так же, как и мосты в Логроньо и Нахере. В XIII в. упоминаются два моста в Толедо и один в Оренсе — через реку Миньо; в XIV в. — мосты в Корунье, Алькала де Энарес, Сан-Себастьяне, Кордове и Касересе. Осуществлению работы подобного рода противились главным образом светские и духовные феодалы, так как, руководствуясь фискальными соображениями, они желали сохранить паромные перевозы. Энрике IV решительно запретил сеньорам препятствовать строительству мостов под этим предлогом и одновременно разрешил им взимать мостовые сборы ( poniazgo )[195].
Путешествия совершались верхом или на носилках, а товары перевозились на вьючных животных или на повозках, хотя не всегда удавалось использовать колесный транспорт из-за плохого состояния дорог. Роскошные экипажи для путешественников в Ту пору, вероятно, еще не вошли в обиход. Однако города все больше занимались улучшением дорог. Так, судя по распоряжениям властей Бискайи, в XV в. наблюдается стремление придать дорогам ширину и твердость, необходимые для проезда повозок. Гвадалкивир был еще судоходным во времена Педро I, а затем утратил это свойство по недосмотру или, возможно, из-за большого количества мельничных плотин и других сооружений, построенных по его берегам. В отношении оросительных каналов известны законы Альфонса X, который сохранил в силе древние обычаи, принятые в ирригационной системе Мурсии (система, действовавшая еще в эпоху мусульманского владычества). К XIV в. относится строительство примитивной плотины на болоте в Альмансе (1384 г.) силами самих крестьян. Большую часть государственных доходов, предназначенных на производство общественных работ, поглощало строительство укреплений вокруг городов, что свидетельствует о состоянии войны и смут, в которых пребывала в то время страна.
Арагон, Каталония и Валенсия
Ремесленное производство. Три основные области, входившие в состав объединенного арагоно-каталонского королевства, весьма отличались друг от друга по характеру своей экономики. В Каталонии больше всего была развита промышленность, в Валенсии — сельское хозяйство, а Арагон отставал от этих областей во всех отношениях. Действительно, данные, относящиеся к XV в., свидетельствуют о слабом развитии земледелия в Арагоне — особенность, которая отразилась на положении полунищего крестьянского населения и, вероятно, вызвана была жалким правовым положением вилланов. Однако документы, в которых запечатлена торговая деятельность той эпохи, указывают на известное изобилие некоторых продуктов, об этом, в частности, свидетельствуют данные (торговый устав Брюгге от 1304 г.) о вывозе за границу риса и шафрана и зерна, которое доставлялось в Барселону по Эбро до Тортосы и, кроме того, экспортировалось в Кастилию, Наварру и Францию; при этом были опасения, что усиленный экспорт хлеба может вызвать перебои во внутреннем потреблении; присяжные Сарагосы даже просили короля запретить вывоз пшеницы из Арагона. Городской совет столицы всегда заботился о пополнении запасов зернового хлеба и не раз снабжал им то королевские войска (например, при завоевании Сардинии и Майорки в 1331 и 1334 гг.), то различные области Испании и иностранные государства. Существование многочисленных цехов заставляет предположить расцвет некоторых ремесел, что подтверждается указами и особыми привилегиями, относящимися к сукновальням Альбаррасина, Тарасовы, Хаки и Уэски. Шерсть для этих сукновален давали многочисленные стада. Скот разводился в горах Альбаррасина и в других областях. В документах XIV в. в числе важнейших городов Арагона, в которых тем самым нужно предположить активную экономическую деятельность, упоминаются: Сарагоса, Уэска, Хака, Барбастро, Калатаюд, Тарасона, Дарока, Альканьис, Монтальбан, Эхеа, Сариньена, Айнса, Тамарите и Фрага.
Для Каталонии имеются данные более обстоятельные, которые свидетельствуют о значительном развитии ремесел и торговли в этой области. Каталония в XIV в. испытывала недостаток в пшенице, а следовательно, и в хлебе, несмотря на то, что зерно ввозилось из Арагона и из-за границы. Но прочих сельскохозяйственных продуктов в Каталонии было достаточно. В стране производилось много риса (в Белькайре и Кастельоне де Ампуриас), вина (о чем свидетельствует множество контрактов, заключенных на посадку виноградных лоз), ячменя, а в некоторых округах даже пшеницы (например, в округах Тороэльи и Палафружела), хотя ее и нехватало для удовлетворения потребностей всей Каталонии. Скотоводство процветало в горных районах страны, а также в местности, близкой к побережью, где были хорошие пастбища, как, например, вТороэлье.
Добывалась в больших количествах соль, а рыбной ловлей в море и в озерах (например, в прудах Кастельви) жили многие поселения, причем рыбаки создали свой цех; следует отметить, что в некоторых местах занимались добыванием кораллов (например, в Росасе и Кастельоне). Но особенно славилась Каталония своим ремесленным производством, сосредоточенным главным образом в Барселоне, хотя немало предприятий имелось и в других округах, в частности в Ампурдане и Лериде. Каталонцы изготовляли кожи, сукна, шелк (отрасль ремесла, введенная в середине XI в.), хлопчатобумажные ткани (производство этих тканей процветало до тех пор, пока в том же веке его не погубила иностранная конкуренция), ткани иных видов, гончарные изделия, бочки, веревки, стекло и много разнообразных других изделий. О масштабах ремесленного производства в Каталонии свидетельствуют большое количество цехов и ряд документов того времени. На всех реках стояло множество мельниц, но, как правило, их работа затруднялась поборами и ограничениями, так как они принадлежали светским и духовным сеньорам и королю (например, мельницы в Хероне и в Тороэлье).
Валенсия была преимущественно сельскохозяйственным районом, намного превосходившим в этом отношении Каталонию, но там имелось и ремесленное производство. Об этом свидетельствует наличие в Валенсии предприятий по изготовлению сукон, хлопчатобумажных и других тканей, производство которых регламентировалось уже во времена Хайме, и Педро III, а также обилие и значение валенсийских цехов.
Торговля. В области торговли три района сохраняли тот же порядок, что и в области производства. Арагонский экспорт, все же довольно значительный, шел главным образом через Наварру и баскские провинции (что доказывают таможенные документы Гипускоа) и через Каталонию. Но жители Арагона вели также и морскую торговлю — то как экспортеры, то просто в качестве перевозчиков. Они появляются часто в Тлемсене (Африка) — крупном торговом центре, куда приходили караваны из Судана, — и в Оране, Масалькевире, Онеине и других портах. Они также поддерживали торговые сношения с Фландрией, что подтверждается уже упомянутым уставом Брюгге, и с Италией.
Некоторые короли поддерживали частную инициативу, поощряя торговлю путем устройства ярмарок и рынков, освобождая ее от обложения и заключая торговые договоры с другими государствами, между прочим, и с Тлемсеном. Педро III в порядке восстановления старинного обычая свободной торговли между Арагоном и Кастилией предложил Альфонсу X укрепить торговые связи между обеими державами. В то же время в Генеральной Привилегии он подтвердил особые льготы для купцов, отменил налоги, снял запрещение вывозить сельскохозяйственные продукты, запретил взимать новые дорожные сборы, в особенности с хлеба и вина, и разрешил свободную торговлю солью и свободный вывоз всех товаров. Купцы, уплачивали пошлину ( lezda ), от которой никто из них не освобождался, даже лица дворянского звания. Однако полностью освобождалось от пошлин зерно, перевозимое по реке Эбро. И хотя Хайме II обложил его пошлиной в 1320 г., но городской совет Сарагосы выкупил этот сбор за 50 тыс. сольдо, причем была установлена пошлина в меньшем размере (три динеро с фунта) на вывозимое в Тортосу зерно. В начале XIV в. в Сарагосе был создан особый судебный трибунал — торговое консульство, которому Хуан I (1391 г.) поручил также надзор и наблюдение за судоходством на Эбро.
Торговля в Каталонии, столь интенсивно развитая уже в XIII в., продолжала необычайно быстро развиваться и в XIV и XV вв., что можно заключить на основании данных о внутреннем управлении Барселоны и других каталонских городов. Действительно, каталонские суда соперничают с итальянскими в торговле с различными странами Европы, Азии и Африки, расположенными на берегах Средиземного моря, и каталонские купцы ведут посреднические операции между этими странами. С другой стороны, сама Барселона и другие города Каталонии (например, Кастельон де Ампуриас) кишели провансальскими, генуэзскими, венецианскими и сардинскими судами, а в некоторых портах, например, в Сан-Фелиу де Гишольс, торговля в сущности находилась в руках итальянцев. Но каталонцы посылали свои суда в Италию, добиваясь там освобождения от пошлин, и имели в итальянских городах (в XIV в. в Генуе и Пизе) своих консулов. В то же время каталонцы утвердились во Фландрии; они проникли туда раньше итальянцев и в 1389 г. уже создали свою торговую биржу в Брюгге (венецианцы основали свою биржу лишь в 1415 г.). Каталонская торговля с северо-западными странами Европы была тогда весьма оживленной, что, в частности, отразилось на развитии картографии в городах Каталонии. Каталонцы дали первый эскизный набросок Ютландского полуострова и внесли исправления в карты балтийского, шведского и норвежского побережий. Картографы Каталонии и Майорки создали школу, которая затмила своими работами итальянскую. Известны карты мира и отдельных стран Солера, Месии де Виладестеса, Габриеля де Вальсека (карты последнего были раскрашены и позолочены), Роселля, Дульсета, Прунеса и анонимные карты, изданные в Барселоне, Таррагоне и Валенсии. Каталонцы установили также сношения с немецкими городами, в частности с Нюрнбергом и Ибирлигеном, что доказывается наличием в Барселоне немецких купцов, от одного из которых сохранилось любопытнейшее письмо, датированное 1383 годом.
Коммерческая политика Каталонии определялась потребностями в развитии торговли. Короли, сеньоры и города старались возбуждать и поддерживать частную инициативу, регулируя ярмарки и рынки и предоставляя им значительные привилегии. Разработан был весьма подробный устав ярмарки в Кастельоне де Ампуриас, причем на территории ярмарки распространялось право убежища для должников и преступников. Расширилась сфера деятельности морских консульств и сфера применения морских законов (указы Педро IV 1340 г.). Заключались и торговые договоры. Но все же деятельность каталонских купцов встречала препятствия, вызванные господствовавшими в то время экономическими воззрениями. Часто накладывались ограничения на продажу товаров, устанавливались преимущественные права для определенных категорий лиц, ведущих торговые операции. Так, со складов пшеницы в городе Ла Бисбале должен был сперва продаваться урожай епископа и лишь после этого — урожай крестьян. Мелочная техническая регламентация производства дошла до абсурда; она была значительно более развита в Каталонии, чем в других государствах полуострова, и сильно тормозила развитие ремесла, хотя по идее своей должна была стимулировать его и обеспечивать высокое качество продукции. Налоги, несмотря на обилие вышеуказанных изъятий, были многочисленны, а некоторые и весьма тяжелы, например, лезда, уплачивавшаяся до 1477 г. замку Тамариту, — подать, которую удалось выкупить лишь за 1350 барселонских ливров у епископа Таррагоны, тогдашнего сеньора замка. Дух протекционизма проявлялся иногда чересчур сильно в пользу одних городов и в ущерб другим, примером чему может служить разрушение ряда сукновален в графстве Ампурдан, осуществленное по приказу короля Мартина под предлогом, что эти предприятия не имели надзирателей и выпускали сукна не «такой ширины и цвета», как мастерские Кастельона. Барселона в силу особых привилегий, вызванных необходимостью снабжать город привозным хлебом, могла захватывать грузы зерна, причем в столичный порт насильно приводились корабли, плывшие мимо берегов Каталонии. Весьма распространено было и пиратство, наносившее большой ущерб торговле, несмотря на то, что оно упорно преследовалось. Многие пираты были родом из Каталонии и совершали свои набеги, доходя до берегов Италии, где каталонцы приобрели в ту пору дурную славу. Не более безопасными — были сухопутные дороги из-за гражданских войн между феодалами и городами и нападений многочисленных разбойничьих шаек, которых плодили эти войны.
Валенсия во многих отношениях была соперницей Барселоны. У нее имелся значительный флот, а развитию торговли благоприятствовало создание в 1283 г. морского консульства со своим собственным кодексом, как в Барселоне и Тортосе. Валенсия, Кульера и Дения были основными портами; первый из них особенно активно посещался множеством судов всех национальностей, и главным образом итальянских. В Италии валенсийцы пользовались хорошей репутацией. Свидетельством богатства валенсийского купечества была торговая биржа — одно из интереснейших гражданских сооружений того времени. А вексельные операции валенсийцев, которые производились в этом городе раньше, чем в других районах (уже в 1376 г.), подтверждают наличие разветвленных торговых связей и большого кредита, которым пользовались как купцы, так и город в целом, представляемый своими присяжными, которые иногда вынуждены были вмешиваться в закупку зерна и другого продовольствия. Валенсия, по-видимому, склонялась к свободе торговли, о чем свидетельствует противодействие, оказанное городом указу Альфонса IV, запретившего провоз товаров на иностранных судах (по просьбе Барселоны); валенсийцы имели основания опасаться, что подобная мера приведет к росту издержек на фрахт.
Протекционизм Барселоны. Барселона была не только главным торговым и промышленным городом Испании в тот период, но и характерным представителем экономической политики Каталонии. Политика эта нашла свое выражение не только в тех мерах, которые были приняты относительно иностранных судов и для снабжения города зерном, но и в препонах, постоянно чинившихся ввозу иногородних товаров. Так, до 1491 г. была запрещена продажа иностранных сукон, и хотя советники пытались снять это запрещение, но этому воспротивилась Генеральная Депутация. Протекционистская политика распространялась на изделия, которые производились в Каталонии, но не на товары чужеземного происхождения. Так, например, за тонкими сукнами те же советники без колебаний обращались в Перпиньян, а вывоз пшеницы, импорт которой даже поощрялся премиями, практически был совершенно запрещен, так как вывозные пошлины на нее были чрезвычайно высоки. Правда, эти меры вызывались тем, что необходимо было снабжать хлебом многочисленное население (особенно значительное в Барселоне), чтобы избежать голода, который часто свирепствовал в Европе и влек за собой чуму и другие болезни. Следует добавить, что Барселона, бывшая оптовым скупщиком пшеницы, не только содействовала закупке хлеба, оказывая поддержку другим городам (такое содействие было, например, оказано городу Кальеру в Сардинии в 1478 г.), но и раздавала его соседним и иностранным городам, когда возникала угроза порчи зерна в государственных амбарах. Иногда же город обязывал пекарей покупать хлеб из государственных запасов.
Запрещение вывоза зерна отнюдь не всегда приветствовалось купцами. Иной раз и сама Депутация (которая придерживалась в данном случае одного из экономических принципов того времени, полагая, что единственным богатством нации являются наличные деньги), протестовала против этого запрета и требовала его отмены во избежание значительной утечки звонкой монеты из страны, которая не компенсировалась поступлениями за вывезенные товары. Но свободный вывоз зерна производился всего лишь два года — с 1480 по 1482 г.
Для политики Барселоны характерны формы, в которых проявлялась забота о развитии торговли. Город то поощрял частную инициативу, то опекал се, создавая особые органы надзора за деятельностью купцов. С 1249 г. торговой юрисдикцией обладал Совет Ста, вместе с двумя морскими консулами, его делегатами. В 1347 г. права юрисдикции перешли к вновь организованному морскому консульству, которое основано было в Барселоне позже, чем в Валенсии и Тортосе. Морское консульство ведало не только делами, связанными с торговлей на море, но и защитой судов от пиратов. Это не исключало вмешательства в торговые дела со стороны Генеральной Депутации и советников, о чем свидетельствуют приведенные выше случаи. Именно советникам принадлежала важная прерогатива назначения консулов — торговых представителей Каталонии за рубежом. На эту должность назначались лица безукоризненной репутации. В пользу консулов со времен Хуана I взималась особая пошлина со всех товаров, продаваемых или покупаемых подданным арагонской короны. Консулы были не только судьями и торговыми агентами, но и опекунами и защитниками за границей личности и имущества своих соотечественников. Советники содействовали также внедрению новых отраслей производства, например, в 1441 г. они законтрактовали на четыре года двух пикардийских мастеров для обучения ткачей шелка; они заботились о восстановлении пришедших в упадок ремесел, например, производства хлопчатобумажных тканей. В этой отрасли насчитывалось в XIV в. 300 мастеров и 12 цеховых консулов. Как Генеральная Депутация, так и Совет Ста имели в своем распоряжении для ведения торговых дел особых должностных лиц — финансовых агентов и технических служащих — факт, свидетельствующий, что ремесло и торговля были основным занятием населения Каталонии и особенно жителей Барселоны.
Благодаря всем этим мероприятиям богатство Барселоны достигло максимума и создалась подлинно могущественная торговая буржуазия. В Барселоне существовали так называемая Taulade cambi — контора по размену — и ломбард (1401 г.), учреждение, которое впоследствии создали также у себя Перпиньян, Мапреса, Херона, Вик и Лерида.
Мосты, дороги, транспортные средства, оросительные системы, почта. В XIII–XV вв. было сооружено много мостов: через Эбро в Сарагосе, мост св. Троицы в Валенсии (оба в XV в.)· Еще ранее осуществлена была постройка мостов в тех же городах, как о том свидетельствуют сарагосский документ от 1269 г. и валенсийский от 1336 г., причем этот последний представляет собой своеобразный договор на постройку моста. При сооружении моста в Сарагосе были использованы частные ссуды, средства от займов принудительного порядка и пособие короля, выданное специально для этой цели. Имеются сведения о сооружении нескольких значительных мостов в Каталонии как за счет сеньоров, так и за счет городов, например, моста в Пераладе через реки Орли ну, Льобрегат и Мугу, которые там сливаются; мостов в Кастельоне де Ампуриас и в Тороэлье — через Тер. На содержание и починку мостов обычно предназначались доходы от мостового сбора ( pontazgo, barra ), который платили все путники, как верховые, так и пешие. Жители Каталонии проявляли не меньшую заботу о своих портах. Наиболее значительный порт Каталонии — Барселонский — в XIV в. был расширен: сооружены были корабельная верфь и здание арсенала; но, поскольку эти работы не могли удовлетворить потребностей все возраставшей морской торговли, решено было построить хороший искусственный порт, для сооружения которого Альфонс V (1439 г.) предоставил советникам Барселоны право взимать сбор за якорную стоянку — первый случай установления подобного сбора, известный в Испании. Работы были закончены в том же XV в.; к участию в них были привлечены итальянские и греческие специалисты. Были построены также плотины и речные пристани на Эбро — во Фликсе и Черте (1447 г.) и склады и амбары для зерна в Мирамаре и Баниольсе. Расширены и улучшены были существующие дороги и проложены новые (тракт от Серверы до Игуалады и Барселоны и большая проезжая дорога для связи с Арагоном).
В XV в. началось строительство искусственного порта в Валенсии, с деревянной пристанью.
В то же время большое развитие получили гидротехнические работы, связанные с орошением, столь необходимым на полуострове из-за неравно — мерного распределения осадков и неблагоприятных гидрографических условий. В этом отношении район Валенсии достиг наибольшего успеха. На основе общественных работ, осуществленных еще в эпоху мавританского владычества, была расширена и улучшена оросительная система Турин и Хукара. Считают, что королевский оросительный канал от этой последней реки начал строиться еще при Хайме I. В Арагоне не прекращались работы в этом направлении — отводились каналы от Эбро. В Каталонии был сооружен так называемый «канал Манресы» (по привилегии, данной Педро IV) — между Тером и Лиобрегатом.
Наконец, к вспомогательным средствам для развития торговли и промышленности следует отнести государственную службу связи, т. е. почту, которая носила в эпоху римского владычества строго государственный характер, а в первые столетия реконкисты прекратила свое существование. Имеются данные, которые позволяют предположить, что в середине XIII в. в Кастилии уже были люди, которые занимались перевозкой почты. Известно, что в Каталонии подобное занятие было привилегией частных лиц, так как в 1283 г. возник особый цех почтальонов ( peatones, troters ), который обязался поставлять хороших перевозчиков почти во все местности. В XIV в. этот институт был улучшен. Имелись почтальоны короля и городов. В Барселоне они назначались городским советом. Почтальоны совершали переезды верхом и носили на левом рукаве повязку, которая позднее была заменена вышитым гербом города.
Майорка
Величие и падение майоркинской торговли. Майорка была не только торговой державой, но и страной с весьма развитым сельским хозяйством.
Репартимьенто ( repartimiento ) свидетельствует, что эксплуатация земель была налажена еще во времена мавританского господства; завоеватели нашли здесь плодороднейшие поля, превосходно возделанные маврами, которые жили в небольших селениях — ра'алах. Показателем высокого уровня сельского хозяйства на Балеарских островах могут служить поразительно высокие натуральные подати, которые взимались при Хайме I. Так, жители Менорки обещали королю давать ежегодно 3000 фанег зерна[196]. Мавры прекрасно использовали ручьи и реки для орошения и для водяных мельниц (в окрестностях столбцы их насчитывалось более 60), а там, где не было рек, закладывали колодцы и создавали водохранилища. Ремесла и торговля также были мавританского происхождения, о чем свидетельствует множество торговых договоров каталонцев и итальянцев, заключенных с майоркинскими правителями еще до арагонского завоевания. В период завоевания на Майорке имелись кварталы и биржи пизанских и провансальских купцов и многочисленные лавки (Хайме I включил 320 лавок в опись раздела мавританских владений на Майорке), которые вели торговлю съестными припасами, ювелирными изделиями, железным товаром, и предприятий по выработке мыла, бумаги и тканей. Майорка была непременным посредником в торговле с Левантом и Африкой.
На этой двойной основе и выросли богатства христианского населения.
Торговый флот Майорки был одним из самых многочисленных и значительных в Средиземном море в XIV в. Один из современников насчитывает 360 крупных кораблей (из них 33 трехпалубных), выходивших из
Пальмы для торговли с Италией, Родосом, Берберией, Египтом, Константинополем, Малой Азией, Фландрией и т. д. Вывозились оливковое масло, шерстяные ткани и другие изделия местных мастерских, ввозились пряности, золото и большое количество рабов. Майорка повсеместно имела своих торговых консулов и свои биржи. А в столице проживало 30700 моряков и множество купцов — каталонских, бискайских, итальянских и других, которые — делили доходы от торговли с местным населением и с евреями, в руках которых в середине XIV в. (1359 г.) находилась значительная доля торговли с Руссильоном, Каталонией, Арагоном, Валенсией и другими странами.
Следуя мусульманской традиции, в окрестностях Пальмы местные богачи строили красивые виллы — подлинные дворцы, окруженные виноградниками и фруктовыми садами. Уже в 1400 г. в столице имелись чрезвычайно богатые купеческие семьи. Укажем только на Бернардо Фебрера, который по достижении совершеннолетия получил от своей матери 40 тыс. золотых реалов и 3 тыс. ливров ренты[197]. Фебрера всегда сопровождала свита в 15 всадников, его состояние достигало 100 тыс. флоринов. О богаче Бортомеу спустя полвека говорили, что «его слуги были богаче нынешних купцов». О богатстве дворян-землевладельцев уже упоминалось выше. Купцы были подлинными гран-сеньорами в глазах духовных и светских властей.
Развитие торговли приносило с собой не только материальные выгоды, но и расцвет науки. Майоркинцы разделяют с каталонцами славу первых представителей современной картографии. В составленных на Майорке картах мира были использованы богатейшие материалы, собранные различными мореплавателями. Эти карты представляют собой значительный шаг вперед по сравнению с мореходными картами, которыми итальянцы пользовались с XIII в. Картографы Майорки создали школу столь же знаменитую, как и каталонская, и на протяжении трех столетий продукция мастеров этой школы считалась непревзойденной. Особенную славу стяжали имена картографов «династии» Беникаса или Бенанкаса, Хафуды Крескеса и Дульсерта (составившего в 1339 г. превосходную карту мира) и других. Моряки Майорки пользовались компасом уже в 1272 г.
Это быстрое и могучее развитие сменилось полосой упадка в середине того же XIV в., после включения Майорки во владения арагонской короны и в значительной мере именно вследствие этого. В 1362 г. сто старых торговых компаний с капиталом в 30 тыс. золотых реалов слились, образовав четыре небольших товарищества. А в войнах с Сардинией и Кастилией (в царствование Педро IV) было потоплено или выведено из строя 140 кораблей, оцененных в один миллион с лишним ливров. Кровавые события конца века еще более способствовали, всеобщему упадку, который усугубили эпидемии, землетрясения и наводнения, обрушившиеся на остров и особенно на его столицу. Именно в этот период итальянцы захватили в свои руки торговлю с Востоком, и в это же время возросла мощь корсаров, причинявших большой ущерб майоркинскому торговому флоту. Резкий упадок торговли начался во второй половине XV в. и был вызван многими причинами: захватом турками Яффы и Константинополя, запретом, наложенным в Неаполе на ввоз майоркинских сукон, конфликтом с родосскими рыцарями (который привел к прекращению торговли с этим островом), португальской конкуренцией, парализовавшей торговлю с Александрией. Впрочем, бедствия, обрушившиеся на Майорку, привели и к одному благоприятному последствию.
Поскольку коммерческая деятельность была затруднена, большее внимание стало уделяться земледелию, которое к XV в. пришло в упадок вследствие применения рабского труда и колоссальных податей, наложенных на крестьян алчными горожанами.
Подрыв мощи городов благоприятствовал новому расцвету земледелия; подготовлялся новый подъем хозяйственной жизни Майорки, хотя и не столь значительный, как в предыдущий период.
Наварра
Ремесло и торговля. В уже упомянутом уставе города Брюгге от 1304 г. отмечается, что наваррцы производили полотно, кордуанские сорта кожи и сафьян. Таможенные статуты Гипускоа свидетельствуют, что в Наварру ввозилось много товаров из-за рубежа. Хотя развитию сельского хозяйства препятствовала сухость климата, обитатели страны делали все возможное, чтобы преодолеть эти затруднения. Они отводили речные воды, используя их для орошения, причем регламентировали водопользование столь же детально, как и валенсийцы. Оросительные системы созданы были в районе Туделы. В то же время наваррцы возводили плотины и сооружали каналы, отводя воды Эбро. Каналами были связаны сперва селения Фустиньяна и Кабрильяс, а позже города Таусте и Бруньель. Канал Таусте был завершен около 1444 г. Успешно возделывались оливки и виноград. Процветало и скотоводство, для которого использовались пастбища и общинные луга, находившиеся во владении городов. Так, пастбищными угодьями Бардены, расположенными на границе с Арагоном, пользовались жители нескольких городов.
В Наварре имелись крупные ярмарки и рынки, на которые стекалось немало иностранцев. В таких значительных городах, как Тудела, устраивались (королем или городами) общественные склады для продажи зерна ( almudis, alhôndigas ), обладавшие собственным уставом. Продавцы платили налог по три алмуда с меры[198]. В рыночные дни применялись королевские меры (единого образца), а в остальные дни — городские, пользование же иностранными мерами запрещалось. Это доказывает, что в Наварре также существовал большой разнобой в мерах и весах.
Гранадский эмират
Скудость документов или данных, которая уже отмечалась в отношении Гранадского эмирата, когда шла речь о социальных и политических учреждениях, в еще большей степени препятствует изучению его экономической истории. Хотя конкретные данные о развитии ремесленного производства и торговли в Гранаде отсутствуют, однако ряд косвенных свидетельств позволяет заключить, что в XIV в. экономика Гранады переживала период необыкновенного расцвета. В эту эпоху укрепились ее постоянные связи с Африкой, где выросли такие крупные торговые центры, как Тлемсен, возросло влияние Гранады в христианских странах. Вместе с тем отчетливо проявились обратные влияния не только испанской (преимущественно кастильской) цивилизации, но и культуры других стран, например, Италии. Однако быстрый упадок эмирата, гражданские войны, истощавшие его силы, и всеобщая анархия — факторы, наличие которых делает ненадежными и недостоверными суждения о степени благосостояния, достигнутого Гранадой. Поэтому уместнее будет привести конкретные данные для характеристики экономического положения этой области, заимствованные у одного арабского автора XIV в. — визиря Гранады Ибн Альхатиба или Бенальхатиба, уроженца Лохи.
Как сообщает Ибн Альхатиб (и его сообщения подтверждают позднейшие христианские писатели), Гранада была тогда городом с весьма значительным населением. Она занимала большую площадь и была окружена стенами; в городе имелось множество великолепных зданий, до 14 тыс. башен, несколько дворцов, великолепные старинные мечети, мосты и мощеные улицы. В окрестности Гранады было немало роскошных вилл султана, придворных и богатых горожан, утопавших в садах ( almunias ). Знать имела обыкновение проводить за городом много времени, особенно в период сбора винограда. Все это свидетельствовало о значительном благосостоянии, хотя и следует предположить, что оно распространялось лишь на определенные слои общества.
Во владениях Гранады, особенно расположенных близ города, возделывались фруктовые деревья, приносившие плоды круглый год, виноград, зерновые культуры, ароматические и кормовые травы. Пшеница произрастала в таком изобилии, что основным видом питания жителей Гранады был великолепный хлеб. Однако он не всегда был в изобилии в зимнее время, когда бедняки вынуждены были питаться хлебом из проса. Урожай собирался круглый год, повсюду были фруктовые сады, орошаемые водами многочисленных каналов. Жители Гранады вели торговлю сахаром собственного производства и в изобилии разводили шелковичных червей, а также кошениль для окраски пряжи, причем в искусстве этом с Гранадой могли сравниться лишь мануфактуры Ирака. Среди изделий подобного рода авторы упоминают знаменитые платья под названием molablad, almojdtiam, из тяжелого разноцветного шелка с узорами. В мастерских Гранады вырабатывались также парча, расшитые золотом и серебром шелковые ткани, бархат, дамас, сетки для волос и украшения для женщин, склонных, разумеется, к роскоши. Гранада славилась тончайшими ювелирными изделиями. Развитию этих отраслей ремесленного производства способствовала добыча золота, серебра, свинца, железа, ляпис-лазури и других металлов, и драгоценных камней.
Обширные пастбища позволяли разводить большое количество скота, а проточная вода использовалась для мельниц. Во времена Ибн Альхатиба в Гранаде и ее окрестностях насчитывалось более 130 мельниц.
Наконец, о развитии торговли свидетельствуют торговые соглашения с Венецией, биржи и торговые дома, сооруженные в Гранаде, особенно в кварталах, сохранивших и теперь старинные названия el Zacatin («старьевщик») и la Alcaiceria (название, повидимому, означающее купеческую биржу).
Однако эта картина блестящего расцвета, написанная, быть может, человеком, из патриотических побуждений склонного к преувеличениям и обладающего богатой фантазией, скоро поблекла. Сам Ибн Альхатиб говорит, что в столице часто бывали экономические кризисы и нередко ощущался недостаток в съестных припасах. Положение осложнялось чрезмерной регламентацией торговли и непомерными податями. Ибн Альхатиб отмечает, что в Гранаде нехватало многих товаров первой необходимости, в частности строительного леса и извести, что ремесло и торговля замирали, городское хозяйство было заброшено, здания ветшали, на запустение обрекались улицы и кладбища, жадность и безудержный эгоизм проявлялись на каждом шагу. Все это свидетельствует о том, что Ибн Альхатиб жил в эпоху упадка, когда близился конец гранадской державы. Он же указывает, что одной из основных причин разрухи было окончание периода мирного существования Гранады и участившиеся набеги кастильцев, вследствие которых постепенно уменьшалась территория страны и войско мусульман. Тем не менее даже после уничтожения гранадской державы сохранились многочисленные и ценные остатки былой культуры.