"ПОДВАЛЬНЫЕ БАРЫШНИ"
1
Очень заметным, почти господствующим элементом в персонале рюлинских кабальниц были "подвальные барышни": тип, мало знакомый людям, чуждым былого петербургского быта.
"Подвальные барышни" -- это девье население катакомб, простирающихся под колоссальными зданиями разных правительственных ведомств и учреждений: дочери, сестры, племянницы швейцаров, курьеров, департаментских сторожей и тому подобной служилой мелочи.
Женская иерархия служилого Петербурга делилась на три нисходящие категории: 1) "наши министерские дамы" (начиная супругою министра и кончая женою начальника отделения, включительно); 2) "наши чиновницы" и 3) жены (и, конечно, дочери и сестры) старших служащих. Эта третья -- уже низшая каста, но все-таки какая ни есть, еще "каста". Подвальные же барышни развивались уже вне этой иерархии, во внекастовой бездне. Были даже не "прислугою ведомства", но лишь чем-то, семейно приписанным и числящимся "при" прислуге.
Служба мужчин, ютившихся, подобно гномам, в казенных подвалах, была хорошая: довольно легкая и обязательно чистая. Она спокойно протекала в холодных, просторных, светлых залах министерств, в серо-голубых департаментских коридорах, на величественных парадных лестницах и подъездах. От людей, к ней допускаемых, требовалась, прежде всего, некоторая декоративность: внушительная, бравая наружность, опрятность, щеголеватость,-- дабы человек видом своим начальство от себя не отвращал, а на публику не наводил уныния. Поэтому смело можно сказать, что население подземного Петербурга, по крайней мере, мужское, было из красивейших физически во всей столице и, конечно, производило таковую же породу -- потомство. Не даром же, в самом деле, подвалы поставляли веселящемуся городу столько жриц демимонда и красивых балетных фей.
Декоративная служба создавала и декоративный семейный быт. Недавний мужик или отставной солдат -- подвальный обитатель -- переставал быть мужиком или отставным солдатом, как скоро удостаивался швейцарской ливреи или курьерского мундира с галуном ведомства. Он делался уже, так сказать, избранным и превозвышенным из всех мужиков и отставных солдат, сам себя в таком великолепии видел и мыслил, сам о себе так понимал. И того же высокого мнения о нем была семья, им кормимая: "Авдей Трифонович -- не простой человек, не "вольный", он казенный. У него мувдир, у него жалованье от казны, у него хоть угол, да казенная фатера. Ничего этого у простых и вольных не бывает,-- стало быть, не простые и мы. Мы выше. Не господа, но почти как господа. А захотим натужиться, выжать из сундука деньги,-- так будем и совсем, как есть, на господскую стать".
И тужились.
Дочери Евы одинаковы на всех ступенях общества, во всяком ранге и состоянии. Мода и подражание -- законы, управляющие женским миром равно в шалашном стане папуасов и в раззолоченных дворцах европейских столиц. Министерские дамы копируют жен и дочерей министров, наши чиновницы -- министерских дам, жены служащих -- наших чиновниц и так далее, со ступеньки на ступеньку. Этот закон последовательности в подражании, дойдя до подвальной барышни, создавал и для нее искушение, повелительное до необходимости --"подходить под помощник-экзекуторову дочь". И так как помощник-экзекуторова дочь хоть и плохенькая, бедненькая, а все же "барышня": училась в гимназии, играла на фортепиано, бывала в театрах и имела вечеринки на неделе, вроде журфиксов, "по причине женихов",-- то и подвал тянулся из последних своих сил и средств, чтобы доставить своим барышням какие-нибудь суррогаты помощник-экзекуторских радостей. Двухголосный вой жены и дочери: ужли пропадать в необразовании? -- весьма скоро заставлял самого неподатливого вахтера или швейцара раскупорить заветную небогатую кубышку. Да подвальные отцы и сами любили баловать свою молодежь и вести ее на господскую ногу.
Любопытно, что эти слуги казенных учреждений не любили и презирали слуг частного найма, избегали якшаться с "лакусами" и считали себя несравненно выше их как "людей продажных". Став слугою казенного учреждения, сторож или швейцар вполне уверен был, что он "в люди вышел", а детям его надо выходить уж в "господа".
2
В довоенном Петербурге многие воспитательные приюты, а из городских училищ некоторые, были поставлены так хорошо, что в последние десятилетия XIX века им стали доверять подготовительное догимназическое образование детей своих даже многие зажиточные и вполне интеллигентные семьи. (Заслуга, главным образом, незабвенного М.М. Стасюлевича!) Казалось бы странным: как, наряду с этими обстоятельными и хорошими школами, могли еще существовать,-- притом, не прозябая, но процветая,-- разные шарлатанские "пансионы с музыкой", сравнительно даже недешевые? Кому они были нужны? Кто в них учился? Содержательница одного такого пансиона, дама необычайного ума и столь же необычайной бессовестности, отвечала на этот едкий вопрос с холодным цинизмом:
-- Нужны всем, кому надо наменять на грош пятаков.
-- То есть?
-- Невеждам, которые хотят купить способность казаться образованными в течение пятиминутного разговора. "Хамкам", которые желают, чтобы их хоть на пять минут принимали за "интеллигенток".
"Подвальная барышня" была главною и постоянною поилицею-кормилицею таких обманных муштровщиц-педагогичек. Подите, бывало, в какой-нибудь петербургский клубный маскарад,-- средней руки, из приличных. Если к вам подходила маска с довольно складною речью, любительница распространиться о чувствах языком переводного бульварного романа, охотница ввертывать в разговор заученные французские словечки с русским, но не совершенно скверным произношением и пересыпать громкие фразы стишками, с обязательным примечанием в скобках: "как сказал Бальмонт", "как, помните, у Брюсова",-- вы могли держать верное пари, что вас интригует "подвальная барышня", недавно покинувшая "пансион с музыкой" и не успевшая позабыть его недолгую и нехитрую муштру. А для поверки стоило прислушаться: как только этакая маска разгорячится, увлекаясь своим умным красноречием, то и пойдут у нее скользить с языка предательские "тротувар", "ропертуар", "еронавт", "велисапед" и даже "фрыштик" -- этот ужасный двухсотлетний любимец петербургских полунизов.
Журфиксы -- помощник экзекуторовой дочки -- для подвальной барышни были недостижимы по дрянности квартир и патриархальной старозаветности родителей. Но их заменяли Летний и Таврический сады, Александровский сквер, гулянья Михайловского манежа и Народного дома, позже -- кинематографы. Была подвальная барышня, как голь, на выдумки хитра: знакомилась и дружила с хористками, статистками, швеями на театре, горничными актрис. А потому, поискать, то у нее всегда найдется в сумочке театральная контрамарка: она, что называется, легла и встала в цирке и кинематографе; она торчала, как своя, за кулисами, была вхожа завсегдатайницею в плохенькие клубы; капельдинеры контрабандно пропускали ее на свободные места:
-- Только для вас-с, потому как знаю ваше упоение к искусству-с.
Она слышала Собинова, Шаляпина, обожала Северского, Вертинского, над ее кроватью были пришпилены фотографические карточки Насти Вяльцевой и "Асточки" Нильсен. На вечеринках у подруг она танцевала танго и кэк-уок. Следила по газетам, какие вышли в свет новые модные танцы, какие предвидятся сенсационные фильмы, а также -- кто в "Петербургской газете" назван "о азар" из столичных красавиц на последнем посольском балу и в каких эти озорные дамы были туалетах.
3
Шаляпин отпел, танго оттанцовано... Домой! Короткая, волшебная сказка жизни кончена; ждет скучная, скверная, скудная правда. Подвальную барышню подвозят,-- бывает, что на заводском рысаке, а то и, подымай выше, на ролсрой-се,-- к громадному корпусу "ведомства". Стыдясь перед провожатыми обнаружить свое плебейское жилье, она выходит на углу, бежит-ныряет в ворота,-- и вот он вновь, родимый подвал!
О как он душен, грязен, тесен! как противно храпят за перегородками соседи! как тошны отголоски интимной семейности, наполняющие эти вековые, промозглые от дыхания плебейских поколений своды!..
Лежит подвальная барышня на своей жесткой и не слишком-то опрятной постели, лежит бессонная, нервная, возбужденная, смотрит во тьму лихорадочными глазами, думает:
-- Да, разве это жизнь?!
-- Хрр... хрр... хрр...
-- Марья... хрр... Маша... супруга... Машенька...
-- Хрр... хрр... хрр...
-- Жизнь-то там, откуда я сейчас пришла, а это -- черт знает что! Не люди -- свиньи... Как бишь Собинов пел-то? Да!
В блаженстве потонули...
В бла-жен-стве по-то-ну-ли...
-- Опять подлецы грязным бельем весь коридор завалили? Продохнуть нечем...
-- Хрр... хрр... хрр...
-- Супруга... Машенька...
-- Господи! Да неужели же на всю жизнь здесь? Нет, довольно! Нет больше никакой моей возможности! Уйду я от вас, свиней, уйду, уйду, уйду...
Куда? Да не все ли равно? Лишь бы туда, где нет храпящих, бормочущих, целующихся с женами соседей, не ревут благим ночным матом золотушные ребятишки, не пахнет мокрыми детскими пеленками и устоявшимися щами... Туда, где сияет электричество, гремит оркестр, ходят нарядные дамы, называемые "о азар", и мужчины в смокингах с гвоздикой или орхидеей в петлице... Туда, где, если не сам Собинов, то, по крайней мере, граммофон, напетый Собиновым, победоносно поет о двух счастливцах, для которых -- звезды, море и весь мир:
В блаженстве потонули,
В блаж-жен-стве по-т-то-нууууу-улли!..
И вот тут-то, откуда ни возьмись, выныривает перед подвальной барышней добрый помощник, блудный бес Асмодей, во образе ли ласковой сводки, во образе ли какой-нибудь развеселой подружки, вроде рюлинской Жози, во образе ли подлеца-"пробочника" Ремешки,-- и берет ее за руку, играет соблазняющими глазами манит:
-- Пойдем!..
В петербургской проституции сравнительно мало женщин местного происхождения. Столичный разврат обслуживается, по преимуществу, провинцией. Но из коренных проституток-петербуржанок добрую треть формировали бывшие подвальные барышни: ходебщицы, сводни, маклерши и факторши домов свиданий видели в этих "полуинтеллигентках" самую легкую и хлебную свою добычу. Они подготовлялись к падению и жаждою лучшего быта, и преждевременным половым опытом, которым поучал их тесный уют подвала, где семью от семьи отделяли перегородки, слишком тонкие и материально, и морально.
-- Я,-- угрюмо признавалась автору этой книги проститутка из бывших "подвальных барышень",-- плотской секрет знаю чуть ли не от материнских сосцов, по одиннадцатому году была оцелована всеми мальчишками в корпусе, а в скором времени стали вязаться ко мне и взрослые. Мать-то, покойница, точит-точит, бывало: "Ой, Капка, берегись! ой, держи ухо востро!" Да... тело-то уберечь до поры до времени, при уме, возможно: я себя, похвалюсь, содержала в строгости до двадцати лет... А душу как уберечь, чтобы -- что слышу, не знала, что вижу, не понимала?.. А ходебщицы начали меня подстерегать, можно сказать, с ангельского младенческого возраста, потому что видели, что я обещаю вырасти красива. За всеми нами, которые хорошенькие в детстве, эти окаянные ведьмы имеют свое наблюдение. По пяти, по шести лет ждут, кружат-увиваются коршуньем, выжидают своего термину...
XXXI
Но далеко не одни глупые дикарки, вроде Люции, и озлобленные полуинтеллигентки из подвалов легко сбивались на торный путь убеждения, что в тайной проституции, направляемой искусною рукою такой благодетельницы, как генеральша Рюлина, открывается для женщины отнюдь не позор, а, напротив, наилегчайшая возможность жить в сытости и довольстве, нарядною, беззаботною, и, при счастье, даже сделать фортуну и карьеру, пленив какого-нибудь туза с капиталом и видным общественным положением, который,-- чем черт не шутит, возьмет, да и плюнет на предрассудки, женится. Адель хвалилась,-- и не лгала,-- называя по именам балерин, актрис французского театра, светских авантюристок, нашедших свое счастье через особняк на Сергиевской: а теперь они богатые и могущественные любовницы, а иные и законные жены, банкиров, адвокатов и докторов с огромною практикою, высокопоставленных чиновников... министров... великих князей!
Маша Лусьева уже не застала в числе рюлинских кабальниц главную гордость генеральши, знаменитую, почти легендарную красавицу из красавиц, златокудрую Женю Мюнхенову. Она-то, впрочем, была тоже без рода, без племени. Загадочное происхождение ее так и осталось темным, хотя в короткий период ее петербургской славы и преуспения -- до возвышения в "невенчанные великие княгини" включительно -- к выяснению ее генеалогии прилагали старание и друзья, и того пуще, враги. Дознано было только вот что.