Пишете мне о покойном Московском святителе словом Писания (Зах.11: 2): "паде кедр" великий, плачевопльствите еси. Воистину так. Зная все хорошо сами о великом сем муже, спрашиваете и моего грешного мнения. Псаломские слова (Пс. 90: 16): "долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое", исполнившиеся на самом деле на сем великом первосвятителе, ясно показывают, что он жил в помощи Вышняго, и во всю жизнь свою водворялся под кровом Бога Небесного, охраняемый Ангелами Его на всех путех своих; он наступил "на аспида и василиска", и попрал "льва и змия", постепенно испытывал на себе все писанное в псалме сем; хотя иногда и слышались о нем некоторые противные толки; но, видев как покойный батюшка отец Макарий благоговейно чтил сего святителя, и заочно, я всегда разумел о нем с хорошей стороны, считая его мужем мудрым и премудрым. Нарекания иногда падали на него более из-за других.

Но ведь и Господь не изгнал Иуду из лика апостольского, пока сей добровольно не обнаружил вполне расположение свое душевное, чтобы быть ему уже безответным на Страшном Суде. Думаю, что и вам иногда приходится терпеть нарекания, потворства, тогда как вы не знаете что и делать с человеком, изобретая какие можно средства к исправлению. Но, по пословице, нельзя же такового -- "в куль да в воду".

На покойном святителе явно отразилось исполнение слов Исаака Сирина (в славянском переводе аввы Дорофея): "Начальник изливай на всех милость свою и будь спрятан от всех". Покойный митрополит держался такой спрятанности, что келейные его не только не знали его сокровенной жизни, но и не могли видеть, как он умывался: "Принеси воды, и иди". Случалось, что келейный оставался и хотел помочь в этом старцу. Он повторял: "Ведь тебе сказано, иди"! И тот -- делать нечего -- хоть неохотно, а уходил.

Подробности, какие мы знаем, немного отличаются от известий в "Московских Ведомостях". Московские жители так сетуют о нем доселе, что и выразить невозможно.