Кому показано было это замечательное сонное видение, и кто слышал тогда многозначительные слова, тому, по всей вероятности, и внушено было, через Ангела Хранителя, объяснение виденного и слышанного; как и сам он сознается, что ему внутренний голос объяснил значение сна. Впрочем, и мы, как вопрошенные, скажем свое мнение, как о сем думаем.

Видение ослепительного света от иконы Господа Саваофа, и в следующей затем комнате виденное множество книг, и стоящие там с книгами покойные митрополит Филарет и протоиерей Матвей Александрович, и произнесенные одним из них слова: "Рим, Троя, Египет, Россия, Библия", -- могут иметь такое значение.

Во-первых, все, касающееся до сотворения мира, судьбы народов и спасения людей, Господь Вседержитель открыл избранным святым мужам, пророкам и апостолам, просветив их светом Своего Божественного познания, а ими все это передано людям и написано в Библии, то есть в книгах Ветхого и Нового Завета.

Во-вторых, множество других, виденных там книг, может означать то, что все, сказанное в Библии прикровенно и неясно, объяснено другими избранными от Бога святыми мужами, пастырями и учителями Единой Соборной Апостольской Православной Церкви.

В-третьих, что митрополит Филарет и протоиерей Матвей Александрович видены были с книгами в руках, может означать, что они, в продолжение своей жизни, поучались о судьбах человечества не из простых книг человеческих (в которых нередко встречаются мнения неправильные, вводящие в заблуждение), а из книг Библейских, и сказанное в Библии прикровенно и неясно толковали не по своему разумению, а как объяснено в книгах мужей Богодухновенных и просвещенных свыше светом Божественного познания; к чему побуждали и видевшего, чтобы и он на все искал объяснение не в простых книгах человеческих, а в книгах святых и богодухновенных отцов Православной Церкви.

В-четвертых, что протоиерей Матвей. Александрович стоял в переднем углу, который обычно признается молитвенным, может означать, что он не только поучался сказанным образом, но и молился о вразумлении свыше.

В-пятых, слова: "Рим, Троя, Египет", -- могут иметь следующее значение: Рим, во время Рождества Христова, был столицей вселенной, и с возникновением патриаршества имел первенство чести. Но за властолюбие и уклонение от истины впоследствии подвергся отвержению и унижению.

Древняя Троя и древний Египет замечательны тем, что за гордость и нечестие наказаны: первая -- разорением, а второй -- различными казнями и, наконец, потоплением фараона с воинством в Чермном море. В христианские же времена в странах, где находилась Троя, основаны были две христианские патриархии -- Антиохийская и Константинопольская, которые долгое время процветали, украшая Православную Церковь благочестием и правыми догматами, но впоследствии, по недоведомым судьбам Божиим, подверглись владычеству варваров-магометан, и доселе несут это тяжкое рабство, стесняющее свободу христианского благочестия и правоверия. А в Египте, вместо древнего нечестия, в первые времена христианства такое процветало благочестие, что пустыни его населялись десятками тысяч монашествующих, не говоря уже о численности и множестве благочестивых мирян, от которых они происходили. Но потом, по причине распущенности нравов, и в этой стране последовало такое оскудение в христианском благочестии, что в некоторое время в Александрии патриарх оставался только с одним пресвитером.

В-шестых, после трех знаменательных имен: "Рим, Троя, Египет", упомянуто имя и России, которая в настоящее время хотя и считается государством православным и самостоятельным, но уже элементы иноземного иноверия и неблагочестия проникли и внедрились и у нас, и угрожают тем же, чему подверглись вышесказанные страны. Затем следует слово: "Библия". Другого еще государства не упомянуто. Это может означать, что если и в России, ради презрения заповедей Божиих, и ради ослабления правил и постановлений Православной Церкви, и ради других причин, оскудеет благочестие, тогда уже неминуемо должно последовать конечное исполнение того, что сказано в конце Библии, то есть в Апокалипсисе Иоанна Богослова.

Видевший это сновидение справедливо замечает, что объяснение, которое ему внушает внутренний голос, ужасное. Страшно будет второе пришествие Христово и ужасен последний Суд всего мира; но не без великих ужасов будет перед тем и владычество антихриста, как сказано в Апокалипсисе: "И в тыя дни взыщут человецы смерти, и не обрящут ея: и вожделеют умрети, и убежит от них смерть" (Откр. 9: 6). Придет же антихрист во времена безначалия, как говорит апостол: "держяй... дондеже от среды будет" (2 фес. 2: 7), то есть когда не будет предержащей власти.

В-седьмых, кроме общего значения знаменательного сего сна, для видевшего должно быть тут и значение частное, особенное, собственно для него самого. Вот уже в другой раз в знаменательных снах он видит по смерти вместе двух означенных лиц: митрополита Филарета и протоиерея Матвей Александровича, тогда как, по его мнению, они в жизни своей различно мудрствовали, различно и действовали. Отец протоиерей в словах и действиях держался всегда манеры прямой, обличительной, а иногда даже и резкой. Митрополит же Филарет держался в обращении и действиях манеры мягкой и уклончивой, за что от первого подвергался иногда и явному нареканию; поэтому близкие отца Матвея имели не всегда выгодное мнение о преосвященном Филарете, и никак не думали, чтобы по смерти они были вместе. Но сердцеведец Бог, судящий все по намерениям, а не по одним действиям, судил быть сему иначе, показывая в знаменательных снах обоих вместе, и одинаково заботящихся и по смерти об участи правоверных и о вразумлении близких своих. Не вотще и апостол говорит: "Темже прежде времене ничтоже судите, дондеже приидет Господь, Иже во свете приведет тайныя тмы, и объявит советы сердечныя, и тогда похвала будет комуждо от Бога" (1 Кор. 4: 5). Преподобный Макарий Египетский пишет в беседах своих, что и самая благодать не изменяет двух свойств в характерах человеческих -- сурового и мягкого: имеющий суровый и обличительный характер не может быть спокоен тогда, когда будет умалчивать; а имеющий характер мягкий и уклончивый может потерять мир душевный, если будет других резко обличать. С чем согласны и слова апостола (Рим. 14: 5), глаголюща: "кийждо своею мыслит да извествуется... ов убо" сице, "ов же" сице. Незадолго до своей смерти Московский митрополит Филарет при случае сказал одному Оптинскому старцу: "Я всегда держался и держусь такого правила: где не предвижу успеха, там не начинаю действовать".

Всеблагий Господь да вразумит всех нас во благое, душеполезное и спасительное, и да помилует по неизреченному Своему человеколюбию.