Неожиданная отмѣна жертвоприношенія, Конечно, возбудила много толковъ какъ среди недовольныхъ и разсерженныхъ язычниковъ, такъ и среди обрадованныхъ милосердіемъ князя христіанъ. Послѣдніе въ восторженныхъ выраженіяхъ благодарили Бога за то, что, Онъ, безмѣрно-милосердый, смягчаетъ, наконецъ, въ отношеніи христіанъ сердце вообще къ народу ласковаго князя, и усердно молились, чтобы Господь помогъ ему, рано или поздно, возвѣстить на Руси истинную вѣру православную всѣмъ своимъ подданнымъ, всему народу.

Язычники, между тѣмъ, оставались въ полномъ недоумѣніи. Много они говорили, много думали, но додуматься до настоящей причины поразительной перемѣны въ князѣ Владимірѣ у при всемъ желаніи, не могли. А причина была самая ясная и простая.

Невидимо озаряемый благодатію Божіей, зовущею всѣхъ грѣшниковъ къ спасенію, отъ. природы разумный и сердцемъ добрый, милостивый князь Владиміръ въ послѣднее время все чаще и чаще задавалъ себѣ вопросъ: слѣдуетъ ли вообще служить идоламъ и справедливо ли приносить имъ въ жертву живого человѣка, имъ -- созданнымъ руками этого же самаго человѣка,-- или пора искать и обрѣсти другое, невѣдомое пока, истинное божество?

"Бабушка Ольга, кажется, была права,-- мысленно наединѣ разсуждалъ онъ самъ съ собою;-- она молилась Богу другому, правда, невидимому человѣческими глазами, но безмѣрно къ грѣшнымъ милостивому... всемогущему Создателю и Правителю міра, тому непостижимому Владыкѣ, Которому и теперь молятся христіане"...

Словомъ, озаренный благодатнымъ лучемъ, князь Владиміръ въ старой вѣрѣ уже не только колебался, но и окончательно усомнился. Вѣсть о душевномъ настроеній князя, о совершившемся переломѣ въ его религіозной жизни быстро разнеслась сначала по всему Кіеву, а потомъ и далѣе... Кіевъ въ то время считался на Руси главнымъ торговымъ городомъ, куда купцы съѣзжались съ разныхъ областей русской земли и изъ другихъ государствъ, и, слѣдовательно, они скоро разнесли эту вѣсть и по всей землѣ русской и за предѣлы ея. Тогда-то послы отъ различныхъ народовъ, исповѣдывавшихъ различныя религіи, и устремились въ Кіевъ и начали стараться, взамѣнъ языческой вѣры, предлагать князю каждый свою вѣру.

Умный Владиміръ внимательно бесѣдовалъ съ каждымъ изъ пословъ, выслушивалъ изложеніе и объясненіе вѣры ихъ, и послѣ подобныхъ бесѣдъ всегда подолгу задумывался.

По лѣтописнымъ разсказамъ, больше другихъ ему полюбилась вѣра православно-восточная или греческая. Но прежде, чѣмъ остановиться на ней, разумный князь, по совѣту бояръ, разослалъ своихъ пословъ въ разныя страны, чтобы разузнать окончательно, чья вѣра въ богослуженіи и въ обрядахъ, на мѣстахъ, лучше. Когда же послы вернулись въ Кіевъ, то, какъ извѣстно, князь Владиміръ окончательно и сразу рѣшилъ принять вѣру греческую. Вслѣдъ затѣмъ не только самъ онъ сдѣлался православнымъ христіаниномъ, но явился и благодатнымъ русскимъ просвѣтителемъ. озарившимъ своихъ подданныхъ свѣтомъ евангельскимъ и крестившимъ Русь въ православную вѣру Христову.

Стемидъ и Петя вскорѣ Послѣ всего описаннаго, по волѣ князя, были взяты въ число княжескихъ отроковъ или слугъ. Они сопровождали Владиміра всюду, а со временемъ, когда подросли и возмужали, поступили въ число дружинниковъ и сдѣлались самыми приближенными къ Владиміру людьми. Стемидъ, конечно, давно и искренно принялъ христіанство, послѣ чего уже назывался Сергіемъ; примѣру его послѣдовалъ и старый его дѣдушка, который, къ огорченію внука, послѣ этого прожилъ очень недолго. Добросердечный Сергій горько оплакивалъ своего дѣдушку, но утѣшеніемъ ему служила отрадная мысль, что тотъ умеръ не язычникомъ, а христіаниномъ. Мать Пети, узнавшая о грозившей опасности ея сыну, только тогда, когда эта опасность уже миновала, переселилась навсегда къ своему брату въ Васильковъ. Побужденіемъ къ этому служили ей свои житейскія соображенія. Заниматься рыбной ловлей, безъ помощи Пети, ей, какъ женщинѣ, конечно, было трудно; да и самъ Петя былъ за нее покойнѣе, когда она рѣшилась покинуть Кіевъ. Среди сосѣдей-рыболововъ, по большей части язычниковъ, у нея, какъ и у него, было не мало враговъ-недоброжелателей.

Отъ времени до времени, она наѣзжала навѣщать сына, а когда ему было можно, и онъ отправлялся къ ней погостить. Няня Богорисовна уѣхала вмѣстѣ съ Рогнѣдой и Изяславомъ въ Полоцкую землю.

Что касается знахарки Лупоглазихи, то узнавъ, что отосланное ею въ Кіевъ снадобье пользы не принесло, и боясь за это мщенія со стороны язычниковъ, она тайно покинула свое жилье, ушла на сѣверъ и пропала безъ вѣсти... Надъ Кіевомъ, между тѣмъ, и вообще надъ всей землей русской, заря христіанства разгоралась все ярче и ярче... Въ 988 году, въ Кіевѣ совершилось великое событіе: надъ собраннымъ, по повелѣнію Владиміра, къ берегу Днѣпра народомъ -- было совершено таинство святого крещенія...

На тѣмъ мѣстахъ, гдѣ прежде стояли идолы, Вскорѣ начали устроятъ церкви, а по сосѣднимъ городамъ и селамъ разсылались священники, чтобы склонять народъ къ вѣрѣ Христовой и крещенію.

Такимъ образомъ великимъ княземъ Владиміромъ было положено на Руси начало труднаго и славнаго подвига, поистинѣ великаго дѣла... Отъ временъ святого Владиміра русская земля стала прозываться "святою"... "православною"...

За время княженія Владиміра, конечно, вся Русь креститься еще не успѣла, потому что на такое большое дѣло требовалось слишкомъ много лѣтъ, но, во всякомъ случаѣ, основа христіанскому просвѣщенію Руси была при немъ уже положена прочно. И когда Владиміръ Святославовичъ скончался (15 іюля 1015 г.), то православная Церковь, движимая чувствомъ благоговѣнія къ личнымъ добродѣтелямъ и великому подвигу Просвѣтителя Руси, причла его къ лику святыхъ и наименовала равноапостольнымъ.