Санкт-Петербург, 17.01.1896

Глубокоуважаемый Анатолий Федорович!

С живейшим интересом прочел я первую статью Вашу о Д. А. Ровинском1, которую Вы так любезно прислали Вашему искреннему почитателю.

Еще один венок на могилу2, и еще один яркий урок живущим!

Характеристику, Вами написанную, я бы назвал "идеологическою": личность Ровинского не господствует безраздельно на страницах Вашего очерка, она не рассматривается в увеличительное стекло, не пластается, не поднимается искусственно. Ровинский для Вас дорог как носитель и проводник известной "системы идей"3. А между тем мимоходом бросается свет и на очень любопытные явления общего характера: как, например, уживается в личности кабинетный труд с так называемой практической деятельностью4? Мне кажется даже, что для меня теперь выясняется и любовь Ровинского к карикатуре5, и некоторая "жестокость" его таланта6, и предпочтение, которое он отдавал портрету перед другими формами живописи, гравюре перед другими способами изображения...

Простите за эти небрежные строки, набросанные под непосредственным впечатлением Ваших страниц.

Искренно Вам преданный и глубоко Вас уважающий

И. Аннен<ский>

17 января 1895 г.

Печатается по тексту автографа, сохранившегося в архиве А. Ф. Кони (РО ИРЛИ (ПД). Ф. 134. Оп. 1. No 58. Л. 1-2).

Впервые опубликовано в КО (С. 446) без указания на неточность датировки и с одним непрочитанным словом.

Впервые на наличие в архиве А. Ф. Кони, поступившем после его смерти в Пушкинский Дом, двух писем И. Ф. Анненского (в настоящем издании тексты 40 и 118) указывалось в следующей публикации:[Зиссерман П. И.] Архив А. Ф. Кони // Памяти Анатолия Федоровича Кони. Л.; М.: Издательство "Книга", 1929. С. 125. (Труды Пушкинского Дома Академии наук СССР).

Кони Анатолий Федорович (1844-1927) -- юрист, судебный и общественный деятель, сенатор, член Государственного Совета, писатель, литературный критик, мемуарист. С 7 декабря 1896 г. Кони являлся почетным членом ИАН, а с 8 января 1900 г. почетным академиком по разряду изящной словесности Отделения русского языка и словесности ИАН. См. о нем подробнее: Смолярчук В. И. А. Ф. Кони и его окружение: (Очерки). М.: Юридическая литература, 1990. 399 с.

Сведениями о времени и обстоятельствах знакомства Анненского с А. Ф. Кони не располагаю. Наиболее ранним документальным свидетельством установления отношений Анненского с Кони, которое мне удалось разыскать, является сохранившийся в фондах библиотеки Пушкинского Дома экземпляр переведенных Анненским "Вакханок" Еврипида с дарственной надписью:

Анатолию Федоровичу

Кони,

чародею русского слова, от написавшего эту книгу

6 января 1895 г.

(Лики творчества: (Каталог выставки) / БАН СССР; ИРЛИ (ПД) АН СССР; Сост. Г. В. Бахарева, Н. Н. Шаталина; Под ред. Т. И. Назаровской. Л., 1990. Вып. 1: Книги с автографами из фондов Библиотеки Пушкинского Дома. С. 15).

Тем же днем датировано и ответное письмо Кони, автограф которого сохранился в архиве Анненского:

<18>95.1.6.

Глубокоуважаемый Иннокентий Феодорович,

Книга Ваша -- с лестною и незаслуженною мною надписью -- доставила мне величайшее удовольствие и составляет самый ценный новогодний подарок. Позвольте принести Вам мою глубочайшую благодарность за честь, мне оказанную, и за память обо мне. Сочувствие таких деятелей, как Вы,-- придает сил и бодрости!

Искренне преданный Вам

А. Кони

Как уже констатировалось ранее (см.: ИФА. II. С. 125), датировал письмо Анненский ошибочно, по инерции в начале наступившего 1896 г. обозначив в качестве даты 1895 г. Предположения же комментатора КО об ознакомлении Анненского в январе 1895 г. с рукописным вариантом некрологического очерка ("Так как публикуемое письмо датировано январем 1895 г., можно предположить, что Кони прислал Анненскому эту часть статьи в рукописи" (КО. С. 650)), герой которого скончался 11 июня 1895 г., на мой взгляд, не соответствуют действительности.

В своем отзыве о другом биографическом повествовании, принадлежащем "мастерскому перу А. Ф. Кони", Анненский, характеризуя очерк "Иван Федорович Горбунов", впервые опубликованный также в "Вестнике Европы" (1898. Т. 6. Кн. 11. Паг. 1. С. 5-63; Кн. 12, Паг. 1. С. 437-481), констатировал, что он "написан превосходно и для читателей настоящего издания особенно ценен, так как во с полняет рассказы Горбунова прекрасно подобранными вариантами, обрисовкой личности рассказчика и одушевленным, умным комментарием не только к самым рассказам, но и к истории той эпохи, которую они, главным образом, в себе отпечатлели. Подобно другим литературным работам А. Ф. Кони, и настоящая занимается не только тем, что он знает, но и тем, что он любит, и в этом, может быть, главная причина успеха очерка" (рец. на кн.: Горбунов И. Ф. Сочинения: В 2-х т. / Под ред. и с предисл. А. Ф. Кони. СПб.: Изд. А. Ф. Маркса, [Б. г.] // ИФА. П. С. 123).

Несомненно, Анненский "подносил" свои сочинения Кони и впоследствии. См., в частности, прим. 1 к тексту 191, а также сохранившийся в библиотеке ИРЛИ (шифр 38 2/110) экземпляр речи "Пушкин и Царское Село" (СПб.: Тип. Братьев Шумахер, 1899) с дарственной надписью:

Анатолию Федоровичу

Кони

в знак истинного уважения.

И. Анненский

13/I 1901

Позволю себе здесь также воспроизвести текст дарственной надписи на титульном листе "Царя Иксиона" (СПб.: Типо-лит. М. П. Фроловой, 1902); экземпляр издания с автографом хранится в собрании Н. Т. Ашимбаевой, и инскрипт любезно скопирован ею:

Анатолию Федоровичу

Кони

от его искреннейшего почитателя.

И. Аннен<ский>

23 М<ая> 1902

Ц<арское> С<ело>

Свидетельством ответного внимания Кони к творчеству Анненского помимо писем является и помета на "академическом" труде последнего, автографе разбора перевода "Илиады" Гомера, выполненного Минским: "22 декабря 1909 г. возвращено г. Поч<етным> академиком А. Ф. Кони..." (СПбФ АРАН. Ф. 9. Оп. 3. No 13. Л. 148). См. также прим. 2 к тексту 106.

2 Ровинский Дмитрий Александрович (1824-1895) -- судебный деятель, коллекционер и искусствовед, автор трудов по истории русской и западноевропейской гравюры ("Русские граверы и их произведения с 1564 г. до основания Академии художеств. Исследование Д. Ровинского" (М.: Изд. Гр. Уварова, 1870), "Русский гравер Чемесов: Гелиографические копии с его произведений, сделанные по способу Г. Скамони" (СПб.: Изд. Д. А. Ровинского, 1878), "Словарь русских гравированных портретов. Сост. Д. Ровинский" (СПб.: Тип. ИАН, 1872), "Подробный словарь русских гравированных портретов. Сост. Д. А. Ровинский" (СПб.: Тип. ИАН, 1886-1889. Т. 1-4), "Подробный словарь русских граверов XIV-XIX веков. Сост. Д. А. Ровинский" (СПб.: Тип. ИАН, 1895. Т. 1-2), "Полное собрание гравюр Рембрандта со всеми разницами в отпечатках: 1000 фототипий без ретуши: Атлас. Собрал и привел в порядок Д. А. Ровинский" (СПб.: Тип. ИАН, 1890. Т. 1-3)) и народного лубка ("Русские народные картинки. Собрал и описал Д. А. Ровинский" (СПб.: Тип. ИАН, 1881. Кн. 1-5), "Русские народные картинки: Атлас. Собрал и описал Д. А. Ровинский" (СПб.: Тип. Экспедиции заготовления гос. бумаг, 1881-1893. Т. 1-4)), а также работ по иконографии ("История русских школ иконописания до конца XVII века. Сочинение Д. Ровинского" (СПб.: Тип. II-го Отделения собственной Е. И. В. канцелярии, 1856), "Обозрение иконописания в России до конца XVIII века. Описание фейерверков и иллюминаций" (СПб.: Изд. А. С. Суворина, 1903)), член-корр. по Отделению русского языка и словесности ИАН с 4 декабря 1881 г., почетный член ИАН с 3 декабря 1883 г.

Открывается упомянутая Анненским работа (см.: Кони А. Ф. Дмитрий Александрович Ровинский: Очерк // Вестник Европы. 1896. Т. I. Кн 1. С. 129-175), прочитанная публично 23 декабря 1895 г. (см.: Заседание Юридического Общества в память Д. А. Ровинского // Журнал Юридического Общества при Императорском С.-Петербургском Университете. 1896. Кн. 2. Февраль. Паг. 4. С. 6-10), следующей характеристикой: "Ученый, глубокий знаток и работник в области искусства, опытный законовед и судебный практик, писатель и блестяще образованный человек, почетный член академии художеств и наук и заслуженный член высшего кассационного суда -- Ровинский был не только во всех отношениях выдающимся, но и в высшей степени своеобразным, цельным и интересным человеком. В нем жила неутомимая жажда деятельности и живого труда, и он не зарыл в землю, как "раб ленивый и лукавый", талант своих обширных знаний, проницательность ума и теплоту доброго сердца. Всю жизнь служа родине и искусству, он сложил свои трудовые руки лишь лицом к лицу со смертью..." (С. 130).

2 К 1896 г. Кони был автором нескольких биографических работ некрологического характера, например, о Н. А. Буцковском, С. И. Зарудном, А. Д. Градовском, И. А. Гончарове.

3 В публикации, помещенной в No 1 "Вестника Европы", в центре внимания Кони -- юрист-практик, сыгравший немалую роль в реформировании судебной системы Российской Империи. В связи с деятельностью героя публикации автор уделяет серьезное внимание и характеристике правовой системы России середины XIX в., и описанию уголовной практики, и анализу содержания и проблем судебной реформы, и характеристике ее активных участников (см. стр. 131-133, 135-136, 143-145).

В заключение статьи Кони формулирует то, что, с его точки зрения, было идейно определяющим началом деятельности Ровинского: "Освобождение крестьян, отмена телесных наказаний и учреждение нового суда осуществили заветные мечты Ровинского" (С. 174-175).

4 Это замечание Анненского интересно и в связи с тем, что сам он не раз характеризовался как "кабинетный, даже "кабинетнейший", сросшийся со своим столом и книгами ученый" (ЛТ. С. 109).

5 Речь идет, очевидно, об уже упоминавшихся томах "Русских народных картинок", лубочные изображения которых Анненский был склонен считать сродными карикатуре.

6 Формула, отсылающая к суждениям Михайловского о Достоевском, очевидно, близким Анненскому и неоднократно сочувственно цитируемым им (см., в частности: ИФА. III. С. 151, 156).