Какъ діэтетика, такъ равно и гигіена являются пустымъ звукомъ по отношенію къ крестьянскому населенію.

Когда слухъ о ветлянской чумѣ напугалъ всю Россію, во всѣхъ городахъ устраивались комитеты общественнаго здравія и земству, между прочимъ, было тоже предоставлено право издавать обязательныя санитарныя постановленія, N -- ская управа въ виду такого разрѣшенія пожелала тоже выработать гигіеническія правила для примѣненія къ крестьянскому быту и съ этою цѣлью пригласила на совѣщаніе всѣхъ своихъ врачей. Понятно, что наши правила такъ и остались на бумагѣ, такъ какъ здѣсь суть вовсе не въ нихъ.

Начать съ того, что главная масса крестьянъ въ N -- скомъ уѣздѣ живетъ въ курныхъ избахъ. Не знаю, имѣютъ ли городскіе жители понятіе о томъ, что такое значитъ курная изба? Сомнѣваюсь; по крайней мѣрѣ, я хотя часто встрѣчала этотъ эпитетъ въ литературѣ, но не связывала съ нимъ никакого яснаго представленія. Только поселившись въ деревнѣ и посѣтивъ не малое количество подобныхъ жилищъ, я поняла все ихъ значеніе.

Я слышала отъ нѣкоторыхъ такое мнѣніе, что будто бы курная изба служитъ отличнымъ дезинфицирующимъ средствомъ противъ эпидемическихъ заразительныхъ болѣзней и разнаго рода насѣкомыхъ. Но то и другое совершенно невѣрно. Несмотря на огромное преобладаніе курныхъ избъ, такую массу эпидемій, какъ въ моемъ участкѣ, едва ли можно себѣ представить. Нѣтъ никогда такого времени, когда бы можно было сказать, что теперь все тихо и благополучно. Разъ появившись въ одной деревнѣ, эпидемическая болѣзнь можетъ спокойно перебрать нѣсколько членовъ одной семьи и перейти въ другую избу, независимо отъ того, будетъ ли изба черная или бѣлая.

Къ вредному вліянія дыма курныхъ избъ присоединяется еще одинъ факторъ, дѣйствующій въ томъ же направленіи. Дѣло въ томъ, что главнымъ матеріаломъ для освѣщенія служитъ здѣсь классическая лучина; керосиновыя лампочки встрѣчаются здѣсь крайне рѣдко, а свѣчи и того рѣже. Въ виду этого обстоятельства, весьма важнаго въ исторіи происхожденія глазныхъ болѣзней, нѣтъ ничего удивительнаго, что послѣднія развиты здѣсь въ сильнѣйшей степени. Дѣйствительно, изъ отчетовъ, представляемыхъ врачами ежегодно къ земскому собранію, видно, что процентъ глазныхъ болѣзней необыкновенно высокъ по сравненію съ другими болѣзнями.

Деревенская хозяйка не имѣетъ обыкновенія мыть полъ въ своей избѣ и грязь, постепенно отлагаясь на немъ слой за слоемъ, приводитъ его мало-по-малу въ совершенно невозможный видъ. Въ такихъ избахъ, величиною въ 5--6 квадратныхъ аршинъ, рѣдко больше, помѣщается среднимъ числомъ 6--7 человѣкъ, а зимой сюда надо прибавить и домашнюю птицу, и другихъ болѣе крупныхъ животныхъ. Зимой, когда окна и двери плотно закрываются, а наружныя стѣны ради тепла обкладываются навозомъ и соломой, атмосфера въ этихъ избахъ, особенно же ночью, въ высшей степени тяжелая и пропитанная разными вредными испареніями. Мнѣ случалось неоднократно посѣщать крестьянскія избы въ ночное время, причемъ я замѣчала, что крестьяне, большею частью, спятъ не раздѣваясь и только изрѣдка снимаютъ промокшіе лапти, которые и кладутъ для просушки на шестокъ.

Соотвѣтственно домашней обстановкѣ такая же неряшливость проявляется и въ отношеніи личнаго обихода деревенскихъ обитателей N -- скаго уѣзда; несмотря на то, что почти обязательно еженедѣльное посѣщеніе бани. Но послѣдняя далека отъ того, чтобы удовлетворять своему назначенію; напротивъ того, она служитъ источникомъ распространенія разнаго рода заразительныхъ болѣзней, въ особенности чесотки. Развитіе послѣдней доходитъ до поразительныхъ размѣровъ, такъ что не только цѣлыя семьи, но даже нѣкоторыя деревни сплошь заражены ею. Обыкновенно въ деревнѣ имѣется не болѣе 2--3 бань, такъ что на каждую изъ нихъ приходится по нѣсколько семействъ; кромѣ того, туда пускаютъ еще купаться прохожихъ нищихъ. Если одинъ посѣтитель окажется больнымъ чесоткой, то такимъ путемъ можетъ заразиться вся деревня. Этому способствуетъ и самое устройство деревенской бани.

Крестьяне мѣняютъ свою одежду рѣдко и довольно часто случается, что, выйдя изъ бани, надѣваютъ опять старое, грязное платье. Стирка бѣлья по большей части производится безъ мыла и сплошь и рядомъ весь процессъ стиранія ограничивается тѣмъ, что понесетъ баба все назначенное къ стиркѣ къ озеру или ручью, тамъ пополощетъ въ холодной водѣ, побьетъ валькомъ и пойдетъ развѣшивать. Но и эта невзрачная одежда не всегда бываетъ въ порядкѣ; особенно же въ этомъ отношеніи страдаютъ дѣти: вѣчно у нихъ что-нибудь оборвано, разодрано или въ заплатахъ. Многіе крестьяне не посылаютъ своихъ дѣтей въ школу за неимѣніемъ приличной одежды, т.-е., по просту, цѣлаго, не разодраннаго кафтана. Подобные мотивы я не разъ слыхала отъ крестьянъ. Про сапоги и говорить нечего: большинство школьниковъ ходитъ въ лаптяхъ, а, между тѣмъ, имъ приходится иногда въ распутицу проходить черезъ ручьи и болота и они являются въ школу съ промокшими ногами. То же самое относится и къ взрослымъ, такъ какъ и бабы, и мужики не имѣютъ другой обуви, кромѣ лаптей. Такая обувь нисколько не предохраняетъ отъ сырости, и нѣтъ ничего удивительнаго въ томъ, что ревматическое страданіе въ ногахъ составляетъ здѣсь заурядное явленіе, тѣхъ болѣе, что здѣшняя мѣстность изобилуетъ болотами.

Впрочемъ, такая бѣднота въ одеждѣ и обуви существуетъ лишь въ одной волости, гдѣ населеніе исключительно занято земледѣльческимъ трудомъ, почва же каменистая, безплодная, дающая и въ хорошіе годы весьма плохой урожай. Крестьяне въ этой волости рѣдко доживаютъ, на своемъ хлѣбѣ до слѣдующаго урожая, а потому на одежду тратятъ крайне мало. Даже на праздникахъ мало встрѣтишь здѣсь бумажныя ткани и кожаную обувь. Въ сосѣднихъ волостяхъ, гдѣ почва болѣе плодородна и мужчины зимой уходятъ въ отхожій промыселъ, народъ живетъ болѣе зажиточно въ домашней обстановкѣ и одѣвается щеголеватѣе. Молодежь, возвращаясь съ своихъ заработковъ, приноситъ въ деревню много чуждыхъ ей элементовъ, городскіе нравы и обычаи, которые здѣсь постепенно и прививаются.