Кромѣ статей и замѣтокъ, извлеченныхъ мною изъ повременныхъ изданій, я пользовался при составленіи настоящаго очерка еще трудами:
В. В. Верещагина -- На войнѣ. Воспоминанія о русско-турецкой войнѣ 1877 г. (М. 1902 г.);
П. Дукмасова -- Съ Скобелевымъ въ боевомъ огнѣ. Изъ воспоминаній о русско-турецкой войнѣ 1877 -- 78 г.г. (СПб. 1895 г.);
Д. Кашкарова -- Взгляды М. Д. Скобелева на политику и войну. ("Армейскіе Вопросы", вып. 2-ой, СПб. 1893 г.);
Л. Н. Маслова -- Завоеваніе Ахалъ-Теке. Матеріалы для біографіи и характеристики М. Д. Скобелева. (СПб. 1887 г.);
В. И. Немировича-Данченко -- Скобелевъ. Личныя воспоминанія и впечатлѣнія. (СПб. 1-е изданіе -- 1884 г.; 3-е изданіе -- 1903 г.);
И. А. Чанцева -- Скобелевъ, какъ полководецъ. (СПб. 1883 г.).
Какъ только началась кровавая борьба Славянства съ нѣмцами, имя Скобелева ожило. "Надёжа-вождь Славянской рати", онъ былъ апостоломъ и пророкомъ этой борьбы. Его пророчества теперь сбываются -- и, дастъ Богъ, сбудутся до конца, ибо онъ вѣщей душой прозрѣвалъ побѣду Славянства надъ нѣмцами. Его завѣты для этой борьбы должны быть исполнены. Они дадутъ намъ эту побѣду.
Вотъ мотивы появленія въ свѣтъ этой книги.
Въ ней, по силѣ возможности, собрано воедино все, что Скобелевъ писалъ и говорилъ о нѣмцахъ и Славянствѣ: его отчетъ о маневрахъ германскихъ войскъ, политическія записки и рѣчи, письма и сужденія.
Все это имѣетъ теперь уже 35-ти лѣтнюю давность, но все это такъ свѣжо и вѣрно оправдывается событіями, словно писано и сказано вчера.
Сочетавъ въ своей геніальной славянской натурѣ качества полководца, "Суворову равнаго" (Лееръ), съ прозорливостью большого государственнаго дѣятеля, онъ учитъ насъ не презирать "нѣмца", уважать его, какъ врага, но не бояться его; вѣрно оцѣнивая политическіе идеалы европейскихъ державъ и предугадывая ихъ стремленія, онъ уже тогда точно указывалъ, кто нашъ другъ и союзникъ и кто нашъ врагъ; зная цѣну "союзамъ" и "конгрессамъ", онъ даетъ рядъ практическихъ совѣтовъ, какъ закрѣпить первые и выйти побѣдителемъ изъ вторыхъ. Онъ вѣритъ въ Россію и Славянство и этой вѣрой заражаетъ другихъ... Его "парижская рѣчь" лежитъ въ основѣ созданія той могущественной силы, которая возстала теперь противъ стремленія нѣмцевъ поработить себѣ весь міръ. Она была первымъ сѣменемъ идеи франко-русскаго союза, выросшаго въ "тройственное согласіе"- И о немъ мечталъ Скобелевъ,-- и мечта его сбылась. Не даромъ нѣмцевъ такъ взволновали эти скобелевскія мечты и рѣчи! Но они не поняли ихъ грознаго, предостерегающаго смысла и ликовали надъ преждевременной могилой Скобелева, какъ будто выиграли цѣлую кампанію.
Напрасно! Пусть "Бѣлый генералъ" не дожилъ самъ до желанной имъ боевой схватки съ нѣмцами. Но живы идеи его въ русскомъ народѣ и Славянствѣ; живъ духъ его въ русской арміи. Не даромъ русскій народъ, слагающій донынѣ легенды о безсмертіи Скобелева и ожидающій, что "онъ явится, когда будетъ война съ нѣмцами",-- не вѣритъ, что Скобелевъ умеръ... Скобелевъ живъ тѣмъ, что не умираетъ: своими идеями, своими мечтами, своею любовью къ Отечеству, Славянству, свободѣ и наукѣ.
И нынѣ, когда насталъ для Европы часъ Страшнаго суда, когда Россія обнажила свой мечъ въ защиту себя, Славянства и мирной культуры народовъ отъ грубой силы тевтоновъ,-- "нынѣ силы небесныя съ нами невидимо служатъ"... Среди нихъ и духъ великаго Славянина...
Смотрите -- и вы увидите тѣнь "Бѣлаго воина" -- "Бѣлаго генерала" -- надъ русскими полками, надъ русскимъ народомъ, надъ всѣмъ Славянствомъ .. Смотрите!..
В. А.
4 августа 1014 г. СПб.