Тюрко-татарская группа на Дальнем Востоке представлена двумя народностями: бурятами (8646 человек) и якутами (1224 души об. пола).
Первые, монголы по происхождению, сложились, как этническая единица, не раньше второй половины XIV в. в Прибайкалье, откуда их вытеснили якуты. Буряты, сыгравшие столь видную роль в истории Забайкалья, расселились в юго-западной его части, в бассейне р. Селенги и к югу от Читы в районе Акши и Аги.
После образования Бурято-Монгольской республики (в 1922 г.) в пределах Дальнего Востока остались лишь отдельные бурятские улусы, разбросанные в долинах рр. Каренги, Витима, Нерчи, Ингоды, Читы и Онона.
Буряты в прошлом -- номады, но с тех пор, как поселились в Сибири, стали народом оседлым, при чем те, которые околонизовались в Иркутской губернии, переменив седло кочевника на русскую соху, все же форму войлочной юрты сохранили в архитектуре своих деревянных построек. Но те буряты, что осели в Забайкалье, остались скотоводами. Их встреча с русскими и дальнейшее соседство с семейскими старообрядцами были враждебными из-за земель, так как великороссы делали постоянные попытки захватить их с тем, чтобы оттеснить бурят снова в Монголию.
Табунно-скотоводческое хозяйство бурят долгое время оставалось таким же примитивным, каким оно было и ранее в степях Монголии. Они мало заботились о заготовке корма на зиму, предоставляя рогатому окоту (а также овцам и лошадям) самим добывать его на из-под снега.
Ведение такого примитивного хозяйства дает буряту большой досуг, который позволяет ему проводить время праздно. Этот досуг, часто граничащий с ленью, создал из него человека флегматичного; но как только он сел на коня, тотчас преображается в наездника, лихого и чрезвычайно подвижного. Ко времени водворения великороссов в Забайкалье у бурят еще сохранились воинственные традиции времени Чингиз-хана, что и дало повод создать из них туземное казачье войско.
Время, обстановка, распространение школы и влияние соседей великороссов все же понемногу принуждают бурят переходить от примитивного скотоводческого хозяйства к рациональному. Они стали заводить у себя сепараторы, маслобойки, разбираются в марках сенокосилок и теперь снабжают забайкальский рынок маслом, мясом и шерстью. Интересно отметить, что хотя забайкальские буряты и вводят в свое хозяйство разные усовершенствования, но большинство их упорно остается скотоводами и решительно отказывается от земледелия.