В литературе и обществе существует мнение, что Уссурийский край принадлежал когда-то китайцам. Это совершенно неправильно.
В VII веке нашей эры на берегах Великого океана, частью в Северной Корее, в Восточной Маньчжурии и в южной части Уссурийского края возникает царстве Бохай, которое уступило место "киданям", образовавшим ни развалинах Бохая царство Ляо. Это последнее в 1125 году по P. X. падает под натиском чжурчженей. Тогда на месте Ляо возникает Цзинь'ская (Золотая) империя, просуществовавшая недолго. В 1234 году ее разрушили монголы, хозяйничавшие здесь почти до конца XIV столетия. Затем следует перерыв, и дальнейшая история до XVI века остается темною. В это время владетельный князь одного из аймаков Тайцзу объединяет около себя разрозненные маньчжурские племена. Его сын Тайцзун завоевывает Великую Поднебесную империю и на китайский престол сажает свою династию. В XVII столетии Тайцзун посылает войска завоевывать земли "воцзи", обитавших в Южно-Уссурийском крае. Часть населения была перебита, а остальные уведены в плен в Маньчжурию. С той поры страна пребывала в том запустении, в котором ее застали русские в 1857 г.
Первые китайцы появляются в Уссурийском крае весьма недавно, лет за тридцать до русских. Это были самовольные засельщики, в большинстве случаев беглые из Маньчжурии. Можно по годам проследить продвижение китайцев в пределах нынешнего Приамурского края. Появление русских переселенцев положило предел китайской эмиграции [См. историю китайского движения в книге В.К. Арсеньева "Китайцы в Уссурийском крае". Хабаровск, 1913, стр. 35--55.].
Расцвет заселения русского Дальнего Востока китайцами был в период с 1891 по 1905 гг. В эти годы в Забайкалье, Амурской области и в Уссурийском крае проживало не менее 100.000 человек китайцев.
Китайское население, находится ли оно и Забайкалье, в Амурском и Зейско-Алданском округах или в Уссурийском крае, -- имеет целью не колонизацию страны, а эксплоатацию естественных ее богатств. Их пребыванием на территории русского Дальнего Востока руководят, главным образом, поиски заработков и отчасти нажива, а нажившись, каждый китаец стремится уйти обратно на родину, где у него остались семья, друзья и знакомые.
Китаец -- не колонист. Земледелием он занимается лишь в таком размере, чтобы можно было обеспечить себя на время зимних промыслов и кредитовать туземцев, доставляющих ему большие барыши. Все китайцы -- земледельцы или пайщики в торговле, или промышленники и звероловы.
Их можно было видеть на самых разнообразных промыслах. Оптовая и розничная торговля, скупка пушнины, эксплоатация туземного населения, огородничество, соболевание, добывание трепангов, морской капусты, сбор древесных грибов, съедобных лишайников и корней различных целебных растений, в том числе и знаменитого жень-шеня и т. д. Их также можно наблюдать в качестве бродячих мастеровых, сапожников, слесарей, рабочих на золотых приисках, в качестве поденщиков, на всякого рода земляных работах, при постройке железных дорог, и в роли каменщиков, водовозов, прачек, возчиков, носильщиков и даже в роли фокусников. Словом, нет такого ремесла, за которое не взялся бы китаец, и, надо отдать ему справедливость, он везде успевает, скоро усваивает сущность новой работы и в короткий срок делается специалистом, становясь человеком не только полезным, но и прямо-таки необходимым. Это работник, которого ценят.
Нас поражает удивительная сорганизованность и солидарность китайцев между собою: поддержка, доверие, кредит, кооперация и сделки ни словах -- отличительные черты их взаимоотношений. Если прибавить к этому дешевизну рабочих рук и ничтожные потребности их, то портрет китайца, с точки зрения его трудоспособности в полной мере готов.
Трудовые ресурсы китайцев -- неисчерпаемы. Чуждым для них промыслом является рыболовство. Это народ континентальный, они боятся моря и всячески его избегают. Морские промыслы их ограничены полосой мелководья.
Сами китайцы смотрели на пребывание свое в пределах Восточной Сибири, как на временное. Этим объясняется, почему они так легко покинули пределы Приамурского края. Достаточно было одного появления русских переселенцев и заявления, что земли будут заняты новыми законными колонистами, как китайцы, забрав все, что было у них ценного, побросали свои фанзы и без всякого сопротивлении ушли к себе на родину.
В настоящее время в пределах русского Дальнего Востока остались, главным образом, торговцы, прачки, возчики, носильщики, огородники, в количестве 72.005 [По данным переписи 1926 года.] человек.