К береговым жителям, занимающимся охотой на морского зверя, относятся: сидячие коряки, сидячие чукчи и эскимосы. Первые ли тут по берегам Пенжинской Губы, по обе стороны перешейка полуострова Камчатки и в Олюторском районе от бухты Караги до мыса Наварина. Далее к востоку обитают сидячие чукчи, а еще далее по окраинам Чукотского полуострова (Берингова пролива) и Ледовитого моря -- частью чукчи, но, главным образом,-- эскимосы (Пээкит, Вутенцы и Айвауаны).

Уклад жизни охотника на морского зверя так органичен, все детали в нем так логически и причинно связаны друг с другом, что всякое частичное новшество, внесенное в него со стороны, разрушает всю систему. Возьмем еще хотя бы такую невинную вещь, как железная печка. Поставленная в ярангу вместо жировой лампы, она чрезвычайно быстро высушивает кожи, которые начинают трескаться, и жилище скоро разваливается. Точно так же замена одежды из оленьих пыжиков платьем европейского покроя приводит к тому, что у туземцев начинаются простудные заболевания.

Глядя на весь уклад жизни охотника на морского зверя, невольно поражаешься, сколько труда, энергии и опыта затрачено, чтобы в столь суровой обстановке наладить относительно сносное существование. При данных условиях окружающей природы эти, как кажется с первого взгляда, примитивные формы хозяйства, на самом деле представляют собою высокое достижение человеческой изобретательности.

Европеец, воспринимающий этот быт сквозь призму городской культуры и зло критикующий порядки коряка, чукча или эскимоса, когда попадает в положение туземца, несмотря на затрачиваемую им силу и энергию, не может достигнуть уровня последнего. То, что для берегового жителя является обычным трудовым навыком, европейцу всегда дастся с неимоверными трудностями; и собаки у него хуже бегут, и рыба гнилее.

Обитателей прибрежной Полосы Берингова моря и Полярного моря -- чукчей, коряков и эскимосов объединяет между собою сходство тяжелых жизненных условий. Море заменило им тундру, собаки, как способ передвижения, и морской зверь, как средство питания, заменили оленя.

Между оленными чукчами и коряками и сидячими их сородичами произошло как бы разделение груда, связывающее их в единое промышленное хозяйство. Насколько сидячие туземцы нуждаются в продуктах промысла оленеводов, настолько последние, в свою очередь, не могут обойтись без береговых жителей, как торговцев и посредников между ними и европейцами. Кроме того, оленные чукчи и коряки нуждаются в продуктах морской охоты, которые они могут получить только у береговых жителей.