Было далеко за полдень... Несмотря на это, наши проводники-орочи объявили, что нужно укладывать лодки и собираться в дорогу. Или они торопились возвратиться поскорее обратно на реку Копи, или у них были другие свои какие-нибудь соображения и расчёты (кто их знает), но, во всяком случае, они настаивали на том, чтобы не задерживаться и ночью.
Через четверть часа лодки наши были уже в дороге...
Погода стояла удивительно тихая. Море дремало... Дальние мысы, затянутые слабою синевато-белою мглою, казалось, отделились от земли и повисли в воздухе; казалось, будто небо узкою полосою вклинилось в берег и отделило его от моря.
Часа через три пути решено было сделать небольшой привал в одной из маленьких бухточек, которыми изобилует эта часть побережья. Наши собаки, как только заметили, что лодки подходят к берегу, стали выказывать беспокойство: они подымались на скамейки, вставали на борты лодок и визгом и лаем выражали своё нетерпение. Наконец они не выдержали, спрыгнули в воду, поплыли к берегу и, выбравшись на отмель, стали носиться по песку, как сумасшедшие. Людям тоже надоело сидеть в лодке. Все с удовольствием вышли на берег, чтобы размять онемевшие от долгого сиденья члены. Кто начал играть с собаками, кто стал бросать вдоль по воде плоские камни и любоваться всплесками, которые оставляла позади себя ловко пущенная галька; некоторые просто растянулись на песке и беспечно поглядывали в бесконечную даль моря и в беспредельное голубое (50) небо...
"Садись!" -- раздаётся команда; люди поднимаются, окликают собак и идут к лодкам...
Было уже под вечер. Солнце быстро склонялось к горизонту... На воду от гор легли длинные тени. Сразу стало прохладнее...
Морские птицы все вообще рано садятся на ночь. Первыми успокаиваются топорки, чистики и каменушки. Как-то вдруг их не стало видно. Они забились в трещины камней и завтра рано на заре проснутся первыми. После нырков перестают летать бакланы. Они садятся на окруженные водою камни и на карнизы мысов, на такие места, куда не могли бы проникать хищники вроде соболя, хорька или лисицы. Этих птиц очень много. Кажется, будто камни кто-нибудь нарочно установил кеглями или длинногорлыми кувшинами. Тут же среди бакланов можно видеть и чаек. Своей снежной белизной они резко выделяются из среды чёрных птиц. Бакланы их не трогают и как будто совершенно не замечают их присутствия. Одни только стрижи всё ещё с криками носились около берега, и чем ниже опускалось солнце, тем выше они поднимались в воздух. Для них ещё не скоро настанет ночь, они ещё не скоро успокоятся.
Был один из тех чудесных вечеров, которые в это время так редко бывают в прибрежном районе. Внизу, на земле, было уже темно, а вверху небо всё ещё продолжало светиться. Точно боясь, что солнце ещё не скрылось за горизонтом, робко, нерешительно, одна за другой стали показываться звёзды (51).
Часов в восемь вечера сделали привал снова -- лодки вошли в маленькую бухточку и пристали к берегу. В таких случаях людям не надо говорить, что делать: они сами знают, что нужно разложить костёр и варить чай возможно скорее.
Через минуту вспыхнуло весёлое пламя и сразу осветило всё то, что было от него поблизости: лица людей, собак, прибрежные утёсы, нос лодки, вытащенной немного на берег, и конец бревна, Бог знает откуда сюда занесённого водою. Кругом стало как будто вдвое темнее...
Все хотят пить и потому смотрят на чайник. Более нетерпеливые, стоя на коленях и прикрыв рукой лицо от жара, подгладывают сучки и мелкий хворост и ртом стараются раздуть уголья сильнее.
-- Кипит! -- торжественно заявляет один из жаждущих.
-- Где сахар? Кто укладывал? -- волнуется артельщик.
-- Тащи хлеб, -- кричит другой кому-то в темноте, кто роется в лодке, не может что-то найти и потому бранится.
Наконец всё уладилось. Люди пьют чай. Настроение сразу изменяется к лучшему.
Едва чаепитие было кончено, как приказано было тотчас же снова укладывать всё на своё место. Нижние чины, ослеплённые резким переходом от света к тьме, идут, вытянув вперёд руки, и ощупывают ногами землю, чтобы не оступиться и не попасть в воду. Лодки стали отходить от берега. Некоторое время слышны разговоры и шум разбираемых вёсел, и затем все опять погрузились в величайшую тишину ночи. На месте прежнего костра остались одни только красные уголья. Откуда-то налетел короткий порыв ветра, снова раздул пламя, подхватил искры и понес их наискось к морю.
Скоро лодки завернули за угол мыса, и огня не стало видно...
Мы шли вдоль берега, не желая очень к нему приближаться из риска разбить лодки о камни и опасаясь далеко уходить в море, чтобы не заблудиться. Морской берег ночью!
Какая мрачная таинственная картина! Краски исчезли. Тёмные силуэты скал слабо проектируются на сравнительно светлом фоне неба. И утёсы, и горы, и море, и берег -- всё это приняло одну общую не то чёрную, не то серую окраску. Прибрежные камни кажутся живыми, и кажется, будто они шевелятся и тихонько передвигаются с одного места на другое. Море тоже кажется тёмной бездной, пропастью. Горизонта нет -- он исчез: в нескольких шагах от лодки вода незаметно сливается с небом. Какая знакомая картина!.. Где-то раньше удавалось всё это видеть? Невольно вспоминаются Густав Доре, "Божественная комедия" Данте Алигиери и "Потерянный рай" Мильтона1.
Звёзды разом отражаются в воде, мигают, колеблются, как будто тонут, уходят вглубь и как будто снова всплывают на поверхность.
По небу мелькнула падающая звезда, оставив позади себя длинную полосу яркого света. Несмотря на то, что небо было совершенно безоблачным, в воздухе вспыхивали едва уловимые глазом зарницы. При такой обстановке всё кажется таинственным.
Наш проводник ороч, как мраморное изваяние, неподвижно стоял на руле и, "вперив глаза во тьму ночи", казалось, совсем не замечал того, что вокруг него происходило. Неужели чувство эстетики, способность наслаждаться природой свойственны только культурному человеку?! Неужели у этих людей нет чувства и фантазии2?!.. Бесстрастное лицо рулевого, вся фигура ороча, лодка, сидящие на ней люди -- все это удивительно гармонировало с окружающей обстановкой, с мрачными береговыми скалами и с темною водою моря... Как все это опять знакомо?! Невольно вспоминается подземная река Стикс, Харон и души умерших...
В стороне вспыхнул огонёк. Это вторая лодка. Кто-то там закуривает трубку. Зажжённая спичка осветила на мгновение лицо и руки курящего. Огонь пропал, и лодка снова утонула во мраке.
В такие тихие тёплые ночи всегда можно наблюдать свечение моря. По мере того, как становилось темнее, вода фосфоресцировала (52) всё больше и больше. Как клубы светящегося пара, бежала вода от вёсел; позади лодки тоже оставалась светлая полоса. Она замирала, вспыхивала, и точно вспыхивало разом всё море. В тех местах, где вода приходила в быстрое вращательное движение и образовывались маленькие водовороты, фосфоресценция была особенно интенсивною. Точно светящиеся насекомые, яркие синие искры кружились с непонятною быстротой, гасли и замирали, как будто тонули в море и исчезали бесследно, и вдруг снова появлялись около лодки, где-нибудь в стороне, и снова разгорались ещё с большей силою.
Все очарованы этой картиной -- у каждого свои думы, свои мысли, свои воспоминания...
"Отчего это светится вода?", -- спрашивает один из стрелков, но видя, что никто ему не отвечает, он молчит и усиленно налегает на вёсла. Начала всходить луна. Из-за туч, столпившихся на горизонте, появился сперва красноватый свет, точно зарево от пожара. Наконец выглянула и сама она, и по мере того, как подымалась она всё выше и выше, светлее и яснее становился её задумчивый лик, светлее и веселее становилось в природе... А лодки всё ещё шли около берега...