Въ концѣ концовъ, всѣ религіозныя ученія постигаетъ одна и та же участь п въ періодъ гоненій, когда приверженцы новой вѣры терпятъ лишенія и рискуютъ жизнью, ихъ духовный подъемъ достигаетъ огромной высоты, а идеалы ихъ витаютъ надъ дѣйствительностью, какъ бы въ самомъ дѣлѣ осіянные какимъ-то небеснымъ свѣтомъ. Но стоитъ только свѣтильнику вѣры выйти изъ-подъ спуда, стоитъ религіи завладѣть правами главенствующей церкви, какъ тотчасъ же она обращается въ гробъ поваленный, полный нечистотъ и всяческой мерзости.
Словно какой-то дьяволъ желаетъ еще и еще разъ доказать человѣку, что, какъ бы высоко ни взлеталъ онъ въ мечтахъ своихъ, въ концѣ концовъ, непремѣнно шлепнется въ грязь!
Разительнѣйшимъ примѣромъ такого паденія служитъ христіанство. Оно дѣйствительно подняло человѣчество на такую нравственную высоту, какой оно еще никогда не достигало. Благодаря этому возникло даже убѣжденіе, что когда христіанство завладѣетъ всѣмъ міромъ, то и самая миссія человѣчества будетъ закончена. И однако, съ непостижимой быстротой овладѣвъ умами и точно распространившись по всему свѣту, въ качествѣ морально главенствующей религіи, христіанство такъ же стремительно выродилось въ офиціальную церковь, не чуждую самаго грубаго идолопоклонства. Внѣшнее благочестіе, мертвящее ханжество и гнусное изувѣрство свили себѣ теплое гнѣздышко подъ куполомъ христіанскаго храма. Христосъ, выгнавшій изъ храма торжниковъ, обратившихъ домъ молитвы въ вертепъ разбойниковъ, съ ужасомъ отшатнулся бы отъ современной христіанской церкви, въ которой благополучно возвратившіеся торжники дружно уживаются съ палачами, побратски дѣля межъ собой лепту бѣдной, но въ достаточной мѣрѣ глупой вдовы.
Еще ни одна религія не доходила до такого цинизма, чтобы сдѣлать орудіемъ угнетенія и предметомъ торговли завѣты всепрощенія и безкорыстія!
Впрочемъ, такъ и должно быть, ибо чѣмъ выше идеалъ, тѣмъ глубже его паденіе.
Мрачное іудейство или воинствующій исламъ не могли пасть такъ низко, ибо не залетали такъ высоко. Внутренній смыслъ этихъ ученій не превышалъ нравственнаго уровня человѣческой массы. Христіанскій же идеалъ горѣлъ, какъ звѣзда утренняя, высоко надъ житейскимъ болотомъ глупости, невѣжества, жестокости, жадности и пошлости толпы.
Именно для того, чтобы популяризировать идею и сдѣлать ее понятной для духовно*ничтожнаго большинства, преемники Іисуса должны были низвести его ученіе до уровня общаго пониманія.
Массы жестоки -- церковь стала воинствующей, благословляющей крестовые походы, устраивающей гоненія и терзанія. Массы косны и консервативны -- церковь застыла въ мертвыхъ догмахъ и канонахъ, какъ ересь преслѣдуя всякую живую, свободную мысль. Массы грубы -- церковь изгнала изъ жизни языческую радость и красоту. Массы раболѣпны -- церковь создала пышную духовную іерархію и благословило власть. Массы тщеславны и любопытны -- церковь настроила великолѣпныхъ храмовъ, создала пышные обряды. Массы дики и глупы -- церковь дала имъ фетиши, кресты, иконы, мощи, хоругви, колокола, кадильный дымъ и прочую мишуру, прельщающую дикарей и замѣняющую имъ недоступный темному сознанію нравственный смыслъ религіи.
Офиціально христіанство еще живо... Цѣлые народы именуютъ себя христіанскими, патріархи все еще считаются духовными руководителями, храмы пышны, богослуженія великолѣпны. Но подъ знакомъ крестнаго страданія и любви къ ближнему царитъ безпримѣрное и наглое лицемѣріе: христіанскіе народы ведутъ между собою кровавыя войны, служители Бога стали чиновниками духовнаго департамента, въ храмѣ духа царитъ мертвый фетишизмъ. Если кое гдѣ еще и лепечутъ о Христѣ, то это не идетъ далѣе простого словоблудія. Весь строй жизни противорѣчитъ самымъ основамъ Христова ученія, и связь христіанства съ народными массами держится всецѣло на грубомъ суевѣріи.
Слово Христа осталось только словомъ, не претворившись въ дѣло.
Да и какъ могло быть иначе, если всѣ условія борьбы за существованіе и самая природа человѣка противятся тѣмъ высокимъ нравственнымъ требованіямъ, которые ставитъ передъ человѣкомъ идеалъ? Жизнь есть борьба, а борьба немыслима безъ побѣдителя и побѣжденнаго, безъ торжествующаго и страдающаго. Отказъ же отъ борьбы есть отказъ отъ тѣхъ свойствъ, которые органически свойственны человѣку и въ которыхъ залогъ непрерывнаго развитія жизни.
Всякое религіозное ученіе создаетъ свой идеалъ. Безъ идеала религія -- ничто. Создавая же идеалъ, она тѣмъ самымъ отходитъ отъ дѣйствительности, за что жизнь и мститъ безпощаднымъ крушеніемъ всѣхъ упованій.
Если соціализму когда нибудь суждено побѣдить міръ, его постигнетъ та же печальная участь. Офиціально человѣчество будетъ жить въ соціалистическомъ строѣ, подъ знакомъ братства, равенства и свободы, а за этими пышными декораціями будетъ процвѣтать самая своекорыстная и безпощадная борьба за личное благо.
Великолѣпные лозунги останутся внѣшними признаками новой религіи, какъ любовь къ ближнему осталась внѣшнимъ знакомъ христіанства, а подъ этимъ величественнымъ куполомъ воцарится та же мерзость запустѣнія. Офиціальное равенство явится новымъ оружіемъ въ рукахъ правящихъ группъ для удержанія массъ въ повиновеніи, а за спиной братства образуется новая каста -- каста привилегированныхъ спеціалистовъ-организаторовъ, которые будутъ свирѣпо охранять свои права и преимущества отъ покушенія толпы, на основаніи, якобы, своей особенной полезности для общественнаго порядка.
Какъ нынѣ христіанскіе священнослужители кощунственно благословляютъ оружіе христолюбиваго воинства, идущаго на уничтоженіе своихъ братьевъ по Христу, такъ и соціалистическіе вожди будутъ вынуждены создавать грозныя арміи и для братьевъ-соціалистовъ.
Какъ единое Христово ученіе, въ толкованіи и бездарныхъ и низкихъ духомъ, раздробилось на множество догматическихъ теченій, питающихъ другъ къ другу большую ненависть, чѣмъ даже къ язычникамъ, такъ и соціализмъ неминуемо разобьется на цѣлый рядъ ученій, съ различной тактикой и различными программами. Постыдная картина войнъ между христіанскими народами смѣнится не менѣе постыдной грызней соціалистическихъ общинъ.
Для доказательства этого положенія даже не нужно указывать на то дробленіе соціалистическихъ партій, которое существуетъ уже и нынѣ и кипитъ такой ненавистью.
Это логически неизбѣжно, ибо -- разъ весь смыслъ жизни и всѣ законы ея будутъ низведены до справедливаго распредѣленія труда и его продуктовъ, то каждый человѣкъ, оставивъ для параднаго употребленія лозунгъ братства, будетъ напряженно заинтересованъ только въ сохраненіи равенства въ правѣ на жизненныя блага.
Какъ каждый отдѣльный человѣкъ, такъ и цѣлыя группы людей, разъединенныхъ природными условіями быта, будутъ поглощены той же заботой, а потому естественныя богатства той или иной части свѣта явятся предметомъ завистливаго вожделѣнія и яблокомъ раздора.
Тяжесть труда и количество добываемыхъ продуктовъ не могутъ быть равны для всѣхъ странъ, благодаря ихъ климатическимъ и геологическимъ особенно108
стямъ, что неминуемо и возбудитъ совершенно справедливое сомнѣніе въ правильности равномѣрнаго распредѣленія труда и продуктовъ. Группы, не столь обезпеченныя естественными богатствами и болѣе отягченныя условіями труда, явятся "законными" претендентами на долю всѣхъ благъ, добываемыхъ по лицу земли.
Для того же, чтобы удовлетворить ихъ претензіи, обладатели болѣе счастливыхъ условій будутъ вынуждены соотвѣтственно и безкорыстно повысить свою производительность, а слѣдовательно и принять на себя лишнія тяготы труда. То же самое, конечно, будетъ наблюдаться и въ отдѣльныхъ отрасляхъ промышленности. Въ награду за эти жертвы они получатъ или очень мало или ничего; ибо другимъ нечего будетъ предложить имъ въ обмѣнъ. А между тѣмъ это самопожертвованіе не будетъ уже оправдываться никакими нравственными соображеніями, ибо нравственнымъ соображеніямъ нѣтъ мѣста въ психикѣ общества, основаннаго исключительно на матеріалистическихъ положеніяхъ. Поэтому принудительное уравненіе, со всѣми своими аппаратами власти, закона и кары, явится неизбѣжной необходимостью, послуживъ къ возбужденію недовольства, протестовъ, вражды и борьбы. И соціалистическій строй окажется лишь новой иллюзіей, въ безконечной смѣнѣ вѣчныхъ миражей, которыми, въ погонѣ за лучшимъ будущимъ, тѣшится человѣчество изъ вѣка въ вѣкъ!