Вдумываясь въ духовную сущность этой новой религіи, если только юна имѣетъ духовную сущность, чувствуешь, какъ въ памяти пробуждается что-то давно и основательно позабытое, какая-то наивная дѣтская легенда.

Ба, да не есть ли это давно предсказанное пришествіе Антихриста?

Современному человѣку, конечно, не къ лицу толковать о пророчествахъ и возиться съ библейскими текстами, но сравненіе напрашивается само собою и имѣетъ глубокій внутренній смыслъ.

Хотя, что же, легенда остается легендой, но, въ сущности говоря, вовсе не надо было быть пророкомъ и питаться божественными откровеніями, чтобы съ достаточной увѣренностью предсказать, что рано или поздно на смѣну христіанству придетъ какая-то новая религія.

Историческій опытъ показываетъ, что новое религіозное ученіе возникаетъ изъ обломковъ стараго. Въ большинствѣ случаевъ это не болѣе, какъ реформація -- простая перестройка обветшавшаго и загрязненнаго храма. Но бываютъ моменты, когда развившееся сознаніе настолько противорѣчитъ старымъ догмамъ, что реформація становится недостаточной и назрѣваетъ необходимость разрыва съ прошлымъ, полнаго и коренного переворота. Тогда возникаетъ религія, по духу прямопротивоположная устарѣлымъ догмамъ.

Однако человѣчество въ массѣ своей всегда консервативно и цѣпко держится за свои вѣрованія. Поэтому новая религія только тогда можетъ разсчитывать на популярность, когда она, хотя бы только внѣшне, сохранитъ связь съ старыми, добрыми, привычными идеалами.

Истинный мудрецъ, безстрастно наблюдавшій побѣдоносное шествіе христіанства по лицу земли, моіъ бы предвидѣть не только его паденіе и возникновеніе на его обломкахъ новой религіи, но могъ бы предвидѣть и духовную противоположность этой религіи ученію Христа.

Въ той смѣнѣ христіанства религіей соціализма, которая совершается на нашихъ глазахъ такъ же быстро, какъ нѣкогда христіанство распространялось въ языческомъ мірѣ, новозавѣтное пророчество оправдалось въ полной мѣрѣ потому, что оно и не могло не оправдаться.

Религія не существуетъ сама по себѣ, какъ самоцѣль. Человѣчество нуждается въ ней, чтобы питать ею свою вѣковѣчную мечту о лучшемъ будущемъ.

Двѣ тысячи лѣтъ эту трудную задачу выполняло христіанство. Но религія Христа имѣла два роковыхъ недостатка, въ которыхъ уже съ самаго начала можно было угадать причину ея гибели: она отодвигала осуществленіе мечты о лучшей жизни въ туманную даль загробнаго міра, а путь къ ней прокладывала сквозь тернія аскетическаго закона, отрицающаго всѣ земныя радости.

Проходили вѣка, исчезали поколѣнія, а никто не вернулся "оттуда", чтобы свидѣтельствовать не ложно о загробномъ блаженствѣ. Мало по малу ослабѣла вѣра и углубились роковыя сомнѣнія. А въ то же время лукавые и слабые духомъ старались примирить жизнь съ суровыми требованіями закона. Компромиссы, ложь и лицемѣріе постепенно пропитывали чистое зданіе храма Христова и, наконецъ, обратили его въ гробъ поваленный, полный всяческой мерзости. Религія Христова, въ видѣ мертвой громады офиціальной церковности и ложнаго благочестія, не только перестала служить утѣшеніемъ страждущему человѣчеству, но начала и давить его, какъ злокачественный наростъ. Безглазый черепъ атеизма поднялся надъ землею, и въ концѣ ХІX-го вѣка былъ моментъ, когда казалось, что человѣчество неудержимо устремилось въ пропасть полнаго безвѣрія и безнадежности.

Но люди не могутъ жить безъ надежды и вѣры. Въ сумеркахъ христіанства забрезжила новая заря.

Если невыносимо стало жить, возлагая всѣ упованія только на смерть и вѣчно мечтая о томъ, "чего никто не видѣлъ нигдѣ", то нужно было перенести свои надежды съ неба на землю. И если невыносимо стало вѣчно бороться съ самимъ собою или вѣчно лицемѣрить, то необходимо было найти идеалъ, который не противорѣчилъ бы природѣ человѣка, не шелъ въ разрѣзъ съ требованіями дѣйствительности.

Эта задача блестяще разрѣшилась въ соціалистическомъ ученіи, ибо оно передвинуло рай съ неба на землю, а идеалъ духовнаго блаженства подмѣнило идеаломъ матеріальнаго благополучія.

Но не надо забывать, что христіанство дало человѣку завѣтъ такой нравственной красоты, которую ни превзойти, ни отвергнуть уже невозможно. Современное человѣчество могло заниматься жесточайшей эксплуатаціей, устраивать кровопролитнѣйшія войны, строить тюрьмы, эшафоты и публичные дома, но игнорировать завѣтъ любви къ ближнему -- на это смѣлости не хватитъ ни у кого. Онъ настолько вошелъ въ сознаніе лучшей части человѣческаго общества, что внѣ его надолго, а быть можетъ и навсегда, немыслимо никакое совершенствованіе человѣческаго общества.

И новая религія бережно сохранила этотъ завѣтъ, ибо братство, равенство соціалистическаго братства не есть ли воплощеніе любви къ ближнему.

Потому за новымъ ученіемъ пошли не только низы человѣчества, примкнувшіе къ движенію во имя самыхъ грубыхъ шкурныхъ интересовъ, но и его верхи, соль земли, та самая свободомыслящая интеллигенція, которая, хотя и "отвергла Христа", но въ сущности всегда шла за Нимъ, весь смыслъ своей жизни полагая въ служеніи идеѣ всечеловѣческаго братства.

Такъ, какъ будто бы, исполнилась первая часть пророчества, о томъ, что "Антихристъ* придетъ съ ученіемъ, по внѣшности столь сходнымъ съ ученіемъ Христа, что "многіе соблазнятся".

Но сходство идеаловъ христіанства и идеаловъ соціализма есть лишь мнимое сходство, способное обмануть только тѣхъ, кто не въ состояніи вдуматься въ сущность вещей.

Братство христіанское и братство соціалистическое не имѣютъ между собою ничего общаго. Первое основано на единеніи по духу, внѣ и даже хотя бы вопреки матеріальнымъ интересамъ, тогда какъ второе опирается просто на взаимную выгоду. Путь къ христіанскому идеалу лежитъ "изнутри", черезъ внутреннее совершенствованіе, путь же къ соціалистическому раю идетъ "извнѣ", черезъ уравненіе житейскихъ благъ.

Соціализмъ -- смертельный врагъ ученія Христа. Онъ весь построенъ на грубо-эгоистическихъ стремленіяхъ, ставя взаимоотношеніе людей въ прямую зависимость отъ того, насколько они проявятъ готовность къ равномѣрному дѣлежу своихъ богатствъ.

Заповѣдь новаго завѣта гласила:

-- Ищите прежде царствія Божія, а все остальное приложится вамъ!

Соціализмъ даетъ человѣчеству заповѣдь новую:

-- Ищите прежде всего остального, а царствіе Божіе приложится!

И если Христосъ кротко молилъ:

-- Любите враговъ своихъ!

То соціализмъ твердо и жестоко провозгласилъ:

-- Кто не съ нами, тотъ врагъ!

И если братство, "царствіе Божіе", основанное на высокомъ духовномъ совершенствѣ, не было вѣчно и непоколебимо, то шатка и непрочна основа справедливаго дѣлежа добычи. При такой основѣ взаимоотношеній, человѣчество неминуемо должно быть ввергнуто въ жесточайшую борьбу.

Освободить человѣческую личность отъ всякихъ обязательствъ личнаго нравственнаго совершенствованія и направить всѣ ея помыслы въ сторону матеріальнаго равенства, не есть ли это путь къ культу всеобщей и непримиримой борьбы?

Если въ человѣческомъ обществѣ окончательно погаснетъ послѣдній отблескъ ученія Христова, если восторжествуетъ "религія Антихриста" и грубое матеріалистическое ученіе соціализма проникнетъ сознаніе человѣческое до конца, то между людьми уничтожится всякая внутренняя связь, и тогда исполнится вторая часть пророчества: "и возстанетъ братъ на брата, и дѣти на отца своего".

Ибо кто и что заставитъ тогда человѣка, всѣ помыслы котораго направлены на матеріальные блага жизни, ограничить свои аппетиты, обуздать свои страсти и отказаться отъ использованія своихъ личныхъ преимуществъ въ борьбѣ?