Впервые: Литературная мысль. Альманах I. Пг.: Мысль, 1922. С. 73--90.
Сергей Алексеевич Аскольдов (наст. фам. Алексеев; 1871--1945) -- философ, критик, публицист. Один из учредителей Религиозно-философского общества в Петербурге (в 1907 г.). Характеристика метафизических и гносеологических идей Аскольдова дана В. В. Зеньковским в "Истории русской философии" (Paris, 1989. Т. 2. С. 183--187); биографические сведения о нем -- во вступительных статьях к публикациям неизданных текстов Аскольдова, подготовленным А. А. Сергеевым и А. И. Добкиным (Минувшее. Исторический альманах. Вып. 9. Paris, 1990. С. 352--355) и А.В.Лавровым (в кн.: Пути и миражи русской культуры. СПб., 1994. С. 387--401). Андрей Белый встречался с Аскольдовым в Петербурге в январе 1905 г. (см.: Белый Андрей. Начало века. М., 1990. С. 457), но это знакомство дальнейшего интенсивного развития не получило.
1 Речь идет о публикации: Белый Андрей. "Я". Эпопея. Т. 1. Записки чудака. Ч. 1. Возвращение на родину // Записки мечтателей. 1919. No 1. С. 11--71; 1921. No 2/3. С. 7--95. Позднее это произведение в полном объеме вышло в свет отдельным изданием под заглавием "Записки чудака" (Т. 1--2. М.; Берлин: Геликон, 1922).
2 Неточно цитируются заключительные строки стихотворения "Битва" ("В лазури проходит толпа исполинов на битву...", 1903) {Белый Андрей. Золото в лазури. М., 1904. С. 117).
3 Пояснение в "Теософском словаре" (1892) Е. П. Блаватской (М., 1994. С. 518): " Эгрегоры. Элифас Леви называет их "руководителями душ, которые являются духами энергии и действия",-- что бы это ни значило. Восточные оккультисты описывают Эгрегоры как Существа, тела и сущность которых суть ткань так называемого астрального света. Они -- тени более высоких планетарных духов, тела которых образованы из сущности более высокого божественного света".
4 Эта оценка лишена реальных оснований. После первого издания "Серебряного голубя" (1910) было осуществлено переиздание глав I--IV романа в незавершенном "Собрании эпических поэм" Андрея Белого (кн. 4. М.: Изд. В. В. Пашуканиса, 1917) и отдельное издание в двух частях (Берлин: Эпоха, 1922), отличающееся от издания 1910 г. лишь отсутствием предисловия и заменой шести заключительных строк текста одной строкой (см.: Бугаева К., Петровский А., <Пинес Д.>. Литературное наследство Андрея Белого // Литературное наследство. Т. 27/28. М., 1937. С. 599--600).
5 А. Н. Шмидт фигурирует в тексте "Петербурга" (гл. 2, главка "Степка") как "нижегородская сектантка" (Белый Андрей. Петербург. Л., 1981. С. 105, 659 -- комментарий к тексту).