Сборник впервые вышел в качестве III тома Театральной библиотеки "Нового Сатирикона" в С.-Петербурге в 1913 г. Печатается по указанному изданию.
Пролог.
Согласно авторской ремарке "Пролог" предназначен для театра миниатюр.
Хлебосол.
Пьеса входила в репертуар одесского Театра миниатюр.
Визитеры.
Пьеса входила в репертуар Литейного театра в С.-Петербурге.
Красота -- это Рафаэль, Мадонна, Веласкец какой-нибудь, Венера М и лосская! -- Птицын перечисляет символы художественно прекрасного: Рафаэль Санти (1483-1520), итальянский живописец и архитектор. Воплотил в своих картинах и архитектурных творениях высшие идеалы Возрождения. Автор изображений богоматери: "Сикстинская мадонна", 1515-1519, "Мадонна Конестабиле", (1500-1502), проектировал собор св. Петра в Риме, и т.п. Веласкец (Веласкес) Диего (1599-1660) -- испанский живописец, его портреты и картины народной жизни проникнуты глубиной и достоверностью. Венера Милосская -- античная скульптура, находящаяся в Луврском музее в Париже, одно из наиболее совершенных скульптурных изображений римской богини красоты, любви и брака; у греков носила имя Афродиты.
Кельнский собор, который в Страсбурге...-- Один из наиболее высоких соборов в Европе -- Кельнский, разумеется, находится в Кельне, а не в Страсбурге.
Мерси вам в боку! -- бессмысленная фраза, созвучная с французским выражением: merci beaucoup -- огромное спасибо.
Красота это Рембрандт, Айвазовский, Шиллер какой-нибудь... Мадонна...-- Кармалюхин выдвигает против Птицына подобные же аргументы, апеллируя к символам прекрасного: Харменс ван Рейн Рембрандт (1606-1669), великий голландский художник, в его картинах для раскрытия психологических коллизий особую роль играет светотень; демократизм и жизненность образов его портретов до сих пор остаются образцовыми. Уникальный живописец -- маринист Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) создал многие сотни потрясающих своей живостью полотен, посвященных морской стихии. Немецкий поэт и драматург Иоганн Фридрих Шиллер (1739-1805) своими трагедиями "Разбойники" (1781), "Коварство и любовь" (1784), "Вильгельм Телль" (1804) и мн. другими стремился воспитать общество, привить ему чувства справедливости и свободы.
Человек за ширмой.
Пьеса входила в репертуар Литейного театра в С.-Петербурге. Впервые в виде рассказа в "Сатириконе", 1911, No 50. Позже включена автором в книгу "О маленьких -- для больших" (1916).
Душа общества (Смерч).
Пьеса входила в репертуар Литейного театра в С.-Петербурге и одесского Театра миниатюр.
В основу пьесы положен рассказ "Смерч", впервые опубликованный в вып. 3 Дешевой юмористической библиотеке "Сатирикона" в 1911 г.
Заражение трихинами тоже не шуточка. -- Трихины -- мелкие паразитические круглые черви, личинки которого поселяются в мышцах; вызывают заболевание трихинелёз в результате употребления непроваренного или непрожаренного мяса, особенно свинины.
Женская доля.
Пьеса входила в репертуар Киевского Художественного театра миниатюр.
Представляет собой инсценировку рассказа "Ниночка", впервые опубликованного в журнале "Сатирикон", 1909, No 42. Вскоре рассказ был включен в сборник "Рассказы (юмористические), Кн. 1" (1910).
Вы знаете, что такое алиби? -- Алиби (ит. alibi -- в другом месте) -- нахождение обвиняемого в другом месте как доказательство его невиновности. Пользуясь наивностью Ниночки, адвокат несет всякую околесицу, объясняя свои действия.
...должен удостовериться в отсутствии кассационных поводов. -- Кассация (лат. -- отмена) -- пересмотр, отмена судебных решений судами высшей инстанции на основании обнаруженных ошибок и нарушений в ведении дела.
...посмотреть на... следы... культуртрегеров. -- Культуртрегер (нем. -- носитель культуры) -- ироническое название человека, прикрывающего свои корыстные интересы маской просвещения, распространения культуры.
С корнем.
Пьеса входила в репертуар петербургского Троицкого театра. Является инсценировкой одноименного рассказа, впервые опубликованного в вып. 61 Дешевой юмористической библиотеки "Сатирикона" в 1912 г.
Отбивная котлета
(Психологический случай).
Пьеса представляет один из первых подходов к теме будущей пьесы "Игра со смертью", одной из последних в творчестве Аверченко; см. наст. изд., т. 8.
Дамы.
Пьеса входила в репертуар Литейного интимного театра.
В основу пьесы положен рассказ "Раздвоение личности", впервые опубликованный в журнале "Сатирикон", 1911, No 5. Рассказ вскоре был включен автором в книгу "Круги по воде" (1912).
...вы похожи на королеву... Марию-Антуанетту! -- Мария Антуанетта (1755-1793), дочь австрийского императора Франца I и Марии Терезии, славилась своим умом и красотой, в 15 лет вышла замуж за французского короля Людовика XVI. Во время Великой французской революции король и королева были казнены.
Натурщица.
В основу пьесы положен рассказ "Святые души" ("Сатирикон", 1912, No 6), вошедший вскоре в книгу "Черным по белому"; см. наст. изд., т. 4.
Покойный профессор Якоби советовал...-- В XIX в. действительно был художник с такой же фамилией -- Валериан Иванович Якоби (1834-1902) (наиболее известная его картина -- "Привал арестантов"), однако подобной чуши, разумеется, он никогда не говорил.
В ..."Художественных письмах" Александра Бенуа... члена дрезде н ской академии... барона Фокса... профессора Пеля... Академик Бехтерев... -- Все, что произносит Двуутробников, -- плод его фантазии, никакого отношения к живописи не имеет.
Неразговорчивый сосед.
Пьеса входила в репертуар петербургского Троицкого театра и одесского Театра миниатюр.
В основу пьесы лег рассказ "Мой сосед по кровати", впервые опубликованный в вып. 32 Дешевой юмористической библиотеки "Сатирикона" (1912).
Искусство любить.
Пьеса представляет собой переработку для сцены рассказа "Сердце под скальпелем" (впервые: "Сатирикон", 1912, No 4; вскоре вошел в сборник "Рассказы для выздоравливающих" (1912); см. наст. изд., т. 4).
...работа "под апаша". -- Апаш (фр.) -- хулиган, вор.
...знаете, что такое Ананке? -- Ананке (греч. -- необходимость) -- богиня, олицетворяющая неизбежность; рок, судьба.