(Кусочек материала к истории русской революции)
Сколь различны психология и быт русского и французского человека.
Французская революция оставила нам такой примечательный факт.
Добрые, революционно настроенные парижане поймали как-то на улице аббата Мори. Понятно, сейчас же сделали из веревки петлю и потащили аббата к фонарю.
- Что это вы хотите делать, добрые граждане? - с весьма понятным любопытством осведомился Мори.
- Вздернем тебя вместо фонаря на фонарный столб.
- Что ж вы думаете - вам от этого светлее станет? - саркастически спросил остроумный аббат.
Толпа, окружавшая аббата, состояла из чистокровных французов, да еще парижан к тому же.
Ответ аббата привел всех в такой буйный восторг, что тут же единогласно ему было вотировано сохранение жизни.
Это французское.
А вот русское: [Факт этот рассказан автору одним вполне заслуживающим доверия харьковцем.]
В харьковской чрезвычайке, где неистовствовал товарищ Саенко, расстрелы производились каждый день. Делом этим большею частью занимался сам Саенко...
Накокаинившись и пропьянствовав целый день, он к вечеру являлся в помещение, где содержались арестованные, со списком в руках и, став посередине, вызывал назначенных на сегодня к расстрелу.
И все, чьи фамилии он называл, покорно вздыхая, вставали с ящиков, служивших им нарами, и отходили в сторону.
Понятно, что никто не молил, не просил - все прекрасно знали, что легче тронуть заштукатуренный камень капитальной стены, чем сердце Саенки.
И вот однажды, за два дня до прихода в Харьков добровольцев, явился, по обыкновению, Саенко со своим списком за очередными жертвами.
- Акименко!
- Здесь.
- Отходи в сторону.
- Васюков!
- Тут.
- Отходи.
- Позвольте мне сказать...
- Ну, вот еще чудак... Разговаривает. Что за народ, ей-богу. Возиться мне с тобой еще. Сказано отходи - и отходи. Стань в сторонку. Кормовой!
- Здесь.
- Отходи. Молчанов!
- Да здесь я.
- Вижу я. Отойди. Никольский! Молчание.
- Никольский!!
Молчание. Помолчали все: и ставшие к стенке, и сидящие на нарах, и сам Саенко.
А Никольский в это время, сидя как раз напротив Саенко, занимался тем, что, положив одну разутую ногу в опорке на другую, тщательно вертел в пальцах папиросу-самокрутку.
- Никольский!!!
И как раз в этот момент налитые кровью глаза Саенки уставились в упор на Никольского.
Никольский не спеша провел влажным языком по краю папиросной бумажки, оторвал узкую ленточку излишка, сплюнул, так как крошка табаку попала ему на язык, и только тогда отвечал вяло, с ленцой, с развальцем: - Что это вы, товарищ Саенко, по два раза людей хотите расстреливать? Неудобно, знаете.
- А что?
- Да ведь Никольского вчера расстреляли!
- Разве?!
И все опять помолчали: и отведенные в сторону, и сидящие на нарах.
- А, ну вас тут, - досадливо проворчал Саенко, вычеркивая из списка фамилию. - Запутаешься с вами.
- То-то и оно, - с легкой насмешкой сказал Никольский, подмигивая товарищам, - внимательней надо быть.
- Вот поговори еще у меня. Пастухов!
- Иду!
* * *
А через два дня пришли добровольцы и выпустили Никольского.
* * *
Не знаю, как на чей вкус...
Может быть, некоторым понравился аббат Мори, а мне больше нравится наш русский Никольский.
У аббата-то, может быть, когда он говорил свою остроумную фразу, нижняя челюсть на секунду дрогнула и отвисла, а дрогни челюсть у Никольского, когда он, глядя Саенке в глаза, дал свою ленивую реплику, где бы он сейчас был?