(Статья И. Н. Жукова).

I. Цѣль и задачи скаутизма въ Россіи.

У насъ въ Россіи, какъ и въ Англіи и въ другихъ странахъ, организація юныхъ развѣдчиковъ не есть организаціи военная, какъ можно, было бы заключить по ея названію, а opганизація рыцарская.

Привить юношамъ рыцарское отношеніе къ окружающимъ, любовь и преданность къ Родинѣ, заботливое и благожелательное отношеніе ко всѣмъ людямъ -- вотъ задачи, которыя объединяютъ сотни тысячъ мальчиковъ и юношей Англіи, Франціи, Швеціи, Италіи и другихъ странъ Зап. Европы. Америки, Австраліи, Африки и Азіи.

Не чужды онѣ и прекрасной, отзывчивой душѣ русской молодежи.

У насъ это дѣло новое, но уже не одна сотня юношей Петрограда, Царскаго Села, Москвы, Кіева и др. городовъ входятъ въ составъ непрерывно растущей Всероссійской арміи юныхъ развѣдчиковъ, этихъ будущихъ гражданъ Россіи, крѣпкихъ физически и душевно, сильныхъ волей, одухотворенныхъ благородствомъ предстоящаго имъ служенія нашей прекрасной Родинѣ.

Честные, стойкіе, преданные своему долгу граждане, въ будущемъ они будутъ также прекрасными солдатами, такъ какъ содружество юныхъ развѣдчиковъ путемъ игръ на открытомъ воздухѣ, гимнастики, состязаній, про гулокъ-походовъ развиваетъ въ нихъ физическую силу, ловкость и находчивость.

Юные развѣдчики-друзья всѣмъ и братья всѣмъ другимъ развѣдчикамъ не только Россіи, но и всего міра. Однообразный во всѣхъ странахъ костюма, развѣдчиковъ является какъ бы символомъ и прообразомъ будущаго братства народовъ.

Узелокъ на галстухѣ напоминаетъ имъ объ ихъ ежедневной обязанности оказывать услуги всѣмъ, особенно старымъ людямъ, дѣтямъ и женщинамъ.

Этотъ узелокъ "для памяти" является также и связью юнаго сердца со всѣмъ человѣческимъ міромъ, и не только человѣческимъ: развѣдчики -- друзья животныхъ: напоить жаждущую лошадь является такой же ихъ обязанностью, какъ и донести узелъ встрѣчной старушкѣ.

Но не только любовь къ ближнимъ, добрыя услуги всѣмъ людямъ,-- не менѣе важною обязанностью юныхъ развѣдчиковъ является также ихъ обязанность по отношенію къ Родинѣ.

"Исполнять свой долгъ передъ Богомъ, Родиной и Государемъ", гласитъ первая статья ихъ законовъ.

Въ этихъ законахъ выражается лишь присущая душѣ каждаго человѣка любовь къ родинѣ, прививается юной душѣ желаніе работать для Родины-матери и сдѣлать ее въ будущемъ еще болѣе прекрасной.

У дѣтей, у которыхъ не потускнѣла въ сердцѣ любовь къ матери-мамѣ, такъ естественно пробуждать любовь къ Родинѣ-мамѣ,-- любовь къ родной природѣ, къ родному языку, къ родному народу и его исторіи.

Однако скаутизмъ не можетъ и не долженъ имѣть цѣлью втягивать юныя души школьниковъ въ политику съ ея водоворотомъ страстей. Политика должна быть чужда юной, еще не окрѣпшей, душѣ школьника.

Только въ этомъ смыслѣ и слѣдуетъ понимать эти обязанности скаутовъ всего міра.

Готовиться стать чистымъ и достойнымъ гражданиномъ своей родины -- вотъ иное выраженіе этихъ обязанностей.

Готовиться, но какъ? Въ чемъ состоитъ эта подготовка?-- Въ ежедневномъ стремленіи оказывать услуги людямъ, но кромѣ того: въ работѣ надъ самимъ собой, въ упражненіи своей воли.

"Пусть воля твоя будетъ какъ лукъ, туго натянутый," гласитъ одна изъ заповѣдей юныхъ развѣдчиковъ.

"Расти вверхъ, какъ могучій дубъ, а не стелись по землѣ, какъ ползучая ива".

"Будь завтра лучше, чѣмъ ты есть сегодня и чѣмъ ты былъ вчера", говорятъ двѣ другія заповѣди.

Объ этомъ же говоритъ коротенькая молитва юнаго развѣдчика: "Господи! помоги мнѣ

быть сегодня лучше, чѣмъ я былъ вчера".

Ихъ девизомъ и привѣтствіемъ является возгласъ: "Будь готовъ!" и отвѣтъ: "Всегда готовъ!"

Всегда готовъ служить Родинѣ и ближнимъ и повиноваться законамъ развѣдчиковъ.

Но, чтобы быть готовымъ вполнѣ,-- мало одной внутренней готовности, нужно еще закалить себя физически, развить силу, готовность, находчивость, наблюдательность, способность не потеряться ни при какихъ обстоятельствахъ.

Гимнастика, гигіена, подача скорой помощи, санитарное дѣло входятъ въ программу занятій юныхъ развѣдчиковъ точно такъ же, какъ и пріобрѣтеніе цѣлаго ряда чисто практическихъ свѣдѣній изъ области электротехники, фотографіи, телеграфіи, пчеловодства, садоводства, столярнаго дѣла и даже поварского.

Лѣтомъ жизнь на открытомъ воздухѣ, въ лагерѣ, образовательныя прогулки въ поле и лѣсъ, бесѣды вечеромъ у костра пріобщаютъ юныя души къ природѣ и ея чарующимъ тайнамъ.

Очень разработанная система игръ въ лѣсу и въ полѣ даетъ возможность развивать наблюдательность и находчивость.

Бесѣды вечеромъ у костра при звѣздахъ оставляютъ въ юныхъ душахъ неизгладимое впечатлѣніе и яркіе слѣды на всю жизнь.

Самая жизнь лѣтомъ въ полѣ, въ лѣсу, на лонѣ природы какъ нельзя больше отвѣчаетъ потребностямъ и запросамъ души въ этомъ возрастѣ.

И заслуга скаутизма въ томъ, что онъ направилъ въ опредѣленное русло и облагородила, эти стихійныя силы и потребности юной души.

Также разумно Баденъ-Пауэль использовалъ и другую потребность юной души -- потребность въ товарищеской организаціи, взявъ изъ нея все, что въ ней есть цѣннаго, воспитывающаго, организующаго, живого.

Дисциплина, привычка къ дисциплинѣ, является весьма важнымъ требованіемъ въ воспитательной системѣ Баденъ-Пауэля.

Добровольно принятыя на себя обязательства, скрѣпленныя "торжественнымъ обѣщаніемъ", являются могучимъ нравственнымъ стимуломъ, и уже одно это даетъ организаціи скаутовъ огромное преимущество и передъ школой съ ея, по преимуществу, образовательными задачами, и передъ спортивными юношескими организаціями съ ихъ культомъ мускульной силы.

Возникнувъ сравнительно недавно, скаутизмъ распространился теперь по всѣмъ странамъ міра. Въ одной только Англіи онъ насчитываетъ въ своихъ рядахъ до 800.000 юношей и дѣвушекъ. Уже одно это доказываетъ что геніальныя воспитательныя идеи Баденъ-Пауэля дали всюду прекрасные результаты.

II. Краткій историческій очеркъ возникновенія юныхъ развѣдчиковъ въ Россіи.

Піонерами, зачинателями скаутскаго движенія въ Россіи, были почти одновременно, но совершенно независимо одинъ отъ другого -- въ Царскомъ Селѣ полковникъ л.-гвард. 1-го стрѣлк. Его Величества полка Олегъ Ивановичъ Пантюховъ, а въ Москвѣ -- шт.-ротм. Захарченко.

Какъ тотъ такъ и другой, заинтересовавшись своеобразной организаціей скаутовъ, въ 1910 году посѣтили Англію, а О. И. Пантюховъ еще и Голландію, Данію и Швецію.

Возвратившись оттуда, они съ энтузіазмомъ неофитовъ принялись за организацію отрядовъ въ Москвѣ и въ Царскомъ Селѣ.

Въ слѣдующемъ году появилась книга О. И. Пантюхова "Бойскауты", а еще черезъ годъ книгоиздательство В. А. Березовскаго выпустило русскій переводъ книги Баденъ-Пауэля "Юный развѣдчикъ" и "Памятку русскаго развѣдчика" О. И. Пантюхова.

Тогда же въ Петроградѣ, при одной изъ гимназій, возникаетъ "легіонъ юныхъ развѣдчиковъ", организованный Янчевецкимъ. и команда юныхъ развѣдчиковъ, организованная О. Н. Пантюховымъ и О. Д. Петровымъ.

"Легіонъ", за отъѣздомъ изъ Петрограда Янчевецкаго, скоро прекращаетъ свое существованіе, а команда юныхъ развѣдчиковъ реорганизуется въ 1-й Петроградскій отрядъ юныхъ развѣдчиковъ при "Обществѣ содѣйствія мальчикамъ-развѣдчикамъ " -- "Русскій скаутъ".

Во главѣ этого общества, возникшаго въ августѣ 1914 года, становятся вице-адмирала. Я. Ф. Бостремъ, какъ предсѣдатель общества, и О. И. Пантюховъ, какъ его вице-предсѣдатель.

По примѣру Петрограда, и въ Москвѣ возникаетъ аналогичное "Общество содѣйствія организаціи юныхъ развѣдчиковъ", съ самаго же начала принятое подъ Августѣйшее покровительство Е. И. В. Великой Княгини Елисаветы Ѳеодоровны. Большое участіе въ дѣятельности отряда принимаетъ редакторъ журнала "Вокругъ Свѣта" В. А. Поповъ, начальникъ Московскаго отряда скаутовъ.

Появлявшіяся въ періодической печати статьи и замѣтки объ организаціи скаутовъ расшевелили провинцію. Въ цѣломъ рядѣ городовъ (Саратовъ, Астрахань, Батумъ, Пермь, Ставрополь, Одесса, Кіевъ и др.) возникаютъ мѣстные отряды, главнымъ образомъ, при учебныхъ заведеніяхъ.

Особенно широко разрослась организація юныхъ развѣдчиковъ въ Кіевѣ, возникшая въ 1914 г. по иниціативѣ энергичнаго спортсмена д-ра А. К. Анохина и. при содѣйствіи попечителя Кіевскаго учебнаго округа.

Въ слѣдующемъ году въ Кіевѣ возникаетъ первый въ Россіи отрядъ юныхъ развѣдчицъ (герлъ-скаутовъ). достигшій въ первый же года, своего существованія численности въ 130 человѣка, Занятія ведутся въ одной изъ женскихъ гимназій по общей программѣ скаутизма, съ нѣкоторыми дополненіями (уходъ за дѣтьми, цвѣтоводство, кулинарное искусство и домашнее хозяйство).

Встрѣченный недовѣріемъ и всякаго рода опасеніями, отрядъ однако не только успѣла, за нѣсколько мѣсяцевъ своего существованія добиться признанія со стороны Кіевскаго общества, но и завоевываетъ все большія и большія симпатіи.

Такая же организація дѣвочекъ-развѣдчицъ возникаетъ и въ Петроградѣ, при. содѣйствіи главнаго инструктора Петроградскаго отряда Р. А. Фернберга, шведа изъ Гельсингфорса, практически знакомаго съ постановкой дѣла на родинѣ скаутизма, въ Англіи.

Въ декабрѣ 1915 года въ Петроградѣ состоялся "Первый Всероссійскій Съѣздъ инструкторовъ и лицъ, интересующихся скаутизмомъ".

III. Постановленія съѣзда.

Этотъ съѣздъ положилъ прочное основаніе скаутизму въ Россіи.

Всѣ наиболѣе важные вопросы получили на немъ то или иное разрѣшеніе и освѣщеніе. Разрозненная практика мѣстныхъ организацій была координирована, а самыя организаціи -- общества содѣйствія -- послѣ съѣзда слились въ одинъ общій Всероссійскій союзъ (до крайней мѣрѣ, атому на съѣздѣ положено прочное основаніе).

Основою этого соединенія долженъ быть рекомендованный съѣздомъ такъ называемый "Нормальный уставъ обществъ физическаго развитія и спорта", видоизмѣненный примѣнительно къ этическимъ задачамъ скаутизма.

Въ отвѣть на всеподданнѣйшую телеграмму съѣздъ удостоился получить Высочайшую благодарность и пожеланіе успѣха развитію скаутизма въ Россіи.

Слѣдуетъ также отмѣтить, что съѣздъ прошелъ подъ знакомъ чистаго скаутизма, чуждаго какихъ-либо политическихъ или иныхъ тенденцій, а этическія и практическія задачи скаутизма нашли яркое освѣщеніе въ докладахъ, прочитанныхъ на съѣздѣ.

Труды съѣзда (журналы засѣданій, доклады, программы и резолюцій), изданные обществомъ "Русскій Скаутъ" въ Петроградѣ, являются весьма цѣннымъ вкладомъ въ бѣдную на русскомъ языкѣ, литературу по скаутизму.

Съѣздомъ принять къ руководству въ отрядахъ текстъ:

Молитвы развѣдчика:

Утромъ: "Господи, помоги мнѣ быть сегодня лучше, чѣмъ я былъ вчера".

Вечеромъ: "Господи, помоги мнѣ быть завтра лучше, чѣмъ, и былъ сегодня".

II. Законы развѣдчиковъ:

I. Исполнять свой долгъ передъ Богомъ, Родиной и Государемъ.

II. Любить свою Родину и всѣми силами стремиться быть полезными и честными гражданами Россіи.

III. Оказывать услуги и помогать всѣмъ, особенно старымъ людямъ, дѣтямъ и женщинамъ.

IV. Быть всегда правдивымъ и вѣрнымъ данному слову.

V. Безпрекословно исполнять приказанія своихъ начальниковъ.

VI. Быть другомъ животныхъ.

VII. Быть веселымъ и никогда не падать духомъ.

VIII. Быть вѣжливымъ и аккуратнымъ.

IX. Быть вѣрнымъ законамъ развѣдчиковъ.

X. Подчиняться суду чести.

III. Заповѣди развѣдчиковъ:

I. Не жди отъ другихъ ничего, по самъ другимъ давай все, что можешь.

II. Живи для Родины и человѣчества и будь другомъ животныхъ.

III. Будь рыцаремъ, защитникомъ бѣдныхъ и слабыхъ и поборникомъ праваго дѣла.

IV. Укрѣпляй свое тѣло и душу и просвѣтляй разумъ.

V. Пусть воля твоя будетъ какъ лукъ, туго натянутый.

VI. Подражай покровителю развѣдчиковъ Св. Георгію Побѣдоносцу: поражай зло въ мірѣ и прежде всего порази злого дракона въ самомъ себѣ.

VII. Пусть первая мысль твоя будетъ о другихъ, вторая -- о себѣ.

VIII. Расти вверхъ, какъ могучій дубъ, а не стелись по землѣ, какъ ползучая ива.

IX. Будь завтра лучше, чѣмъ ты есть сегодня и чѣмъ былъ вчера.

X. Носи Бога въ сердцѣ и помни девизъ свой: "Будь готовъ!"

IV. Торжественное обѣщаніе.

Даю торжественное обѣщаніе и скрѣпляю его своимъ честнымъ словомъ, что буду: 1) исполнять свой долгъ передъ Богомъ, Родиной и Государемъ,

2) ежедневно оказывать услуги и помогать ближнимъ и

3) исполнять законы развѣдчиковъ.

V. Обычаи развѣдчиковъ.

Развѣдчики-скауты всего міра: не валяются въ постели утромъ, а поднимаются сразу, какъ Ванька-Встанька. Стелютъ постель своими, а не чужими руками. Моются тщательно, не забывая шею и уши. Чистить зубы и помнятъ, что зубы -- друзья желудка. Стоять и сидятъ прямо, не горбясь. Не боятся предлагать свои услуги людямъ. Не курятъ: курящій скаутъ уже не скаутъ. Начатое дѣло доводить до конца. Улыбаются, когда больно, и насвистываютъ, когда тяжело. Не держатъ рукъ въ карманахъ (иначе не будешь "Всегда готовъ"). Они всегда чисты въ мысляхъ, въ словахъ и на дѣлѣ. Они вѣжливы со всѣми. Не ложатся спать, пока не развяжутъ узелка на галстухѣ. Они знаютъ адреса: ближайшаго доктора, ближайшей аптеки, ближайшей больницы и ближайшей пожарной команды, чтобы быть всегда готовыми помочь людямъ въ бѣдѣ.

Эти молитвы, законы, заповѣди и обычаи обязаны знать и исполнять всѣ, вступившіе въ отрядъ юныхъ развѣдчиковъ.

Въ отрядъ принимаются мальчики и юноши отъ 12 до 18 лѣтъ {Въ отдѣльныхъ случаяхъ разрѣшается организація особыхъ командъ "медвѣжатъ" и "волчатъ" изъ дѣтей болѣе ранняго возраста, при условіи нѣкотораго отличія въ формѣ одежды.}. Для поступленія требуется согласіе родителей и школы.

Организація отряда.

Новички черезъ мѣсяцъ допускаются къ испытанію на званіе развѣдчика 2-го, а послѣ и 1-го разряда. (Эти испытанія происходятъ по особой программѣ, выработанной и утвержденной съѣздомъ.) По выдержаніи испытанія новичокъ, передъ строемъ своего отряда или отдѣленія, передъ знаменемъ отряда даетъ "торжественное обѣщаніе" и съ этого времени получаетъ право носить форменную одежду.

Юнымъ развѣдчикамъ предоставляется также возможность держать испытанія по разнаго рода спеціальнымъ знаніямъ.

Эти испытанія, какъ и испытанія на развѣдчика 2-го и 1-го разрядовъ, даютъ право на особые нарукавные значки.

Почетныя званія и значки "Бѣлаго Медвѣдя" и "Волка" даются за особыя заслуги и храбрость.

Каждый (полный) отрядъ -- 8 отдѣленіямъ. Отдѣленіе = 4 партіямъ, или звеньямъ. Звено = 10 развѣдчикамъ.

Во главѣ этихъ отдѣленій стоятъ выборные начальники звена, начальники отдѣленій и ихъ помощники, а во главѣ отряда -- начальникъ отряда и его помощникъ.

При начальникѣ отряда имѣется штабъ, состоящій изъ старшаго руководителя и его помощниковъ -- начальниковъ отдѣленій, и выборный судъ чести, разбирающій проступки развѣдчиковъ.

Отрядъ имѣетъ свое знамя, на одной сторонѣ котораго обычно изображается Св. Георгій Побѣдоносецъ, покровитель развѣдчиковъ всего міра, а на другой или національный гербъ, или "скаутскій знакъ", или другое соотвѣтствующее изображеніе.

Лѣтомъ занятія происходятъ на открытомъ воздухѣ въ лѣсу или нолѣ, при чемъ скаутамъ предоставляется возможность жить въ лагерѣ въ палаткахъ.

Зимой занятія происходятъ въ штабъ-квартирѣ по вечерамъ, при чемъ на долю каждаго скаута приходится одно посѣщеніе въ недѣлю.

По воскреснымъ и праздничнымъ днямъ устраиваются походы за городъ.

Принятый на съѣздѣ "желѣзный законъ зимняго времени" закрываетъ временно доступъ въ отрядъ развѣдчикамъ, получившими, неудовлетворительныя отмѣтки въ школѣ.

Съѣздомъ установленъ "День Матери" -- 1-го декабря. Этотъ день развѣдчики должны посвящать своимъ матерямъ.

Сдѣлать матери что-нибудь пріятное, проявить къ ней чувства признательности и любви -- является нравственнымъ долгомъ развѣдчика въ этотъ день. Если мать умерла -- отнести на могилу ея цвѣты, если она далеко -- написать ей ласковое письмо, если она близко, обнять и поцѣловать ее нѣжно.

Правила отданія салюта.

§ 1. Развѣдчикъ обязанъ отдавать полный салютъ, становясь во фронтъ, при встрѣчѣ съ лицами Императорской Фамиліи, предсѣдателемъ и членами комитета общества "Русскій Скаутъ", при поднятіи національнаго флага, передъ полковыми знаменами и при исполненіи національнаго гимна.

§ 2. Полнымъ салютомъ развѣдчикъ привѣтствуетъ начальниковъ отрядовъ, старшихъ руководителей, начальниковъ отдѣленій, всѣхъ георгіевскихъ кавалеровъ арміи и флота, а также при встрѣчѣ съ похоронной процессіей.

§ 3. По луга я ютомъ развѣдчикъ салютуетъ старшимъ звеньевъ, а вообще обмѣнивается привѣтствіями со своими друзьями и развѣдчиками, здороваясь и прощаясь съ ними лѣвой рукой,

§ 4. Безъ головного убора развѣдчикъ салютуетъ полусалютомъ.

§ 5. Развѣдчикъ обязанъ салютовать, только будучи въ полной формѣ.

Нравственные законы юныхъ развѣдчиковъ.

Родина. Развѣдчикъ привязанъ къ родинѣ глубокой, искренней любовью. Любя пламенно родину, онъ готовъ всѣмъ пожертвовать для нея, даже жизнью.

Онъ долженъ всѣми силами души стремиться къ тому, чтобы сдѣлать ее, великую и прекрасную, еще болѣе великой и прекрасной, достойной всеобщаго уваженія и любви.

Честь. Честь -- зеркало совѣсти. Честь юнаго развѣдчика должна быть всегда чиста. Всѣ добрые и недобрые поступки его должны отражаться въ этомъ зеркалѣ совѣсти.

Одна изъ первыхъ обязанностей развѣдчика -- ежедневно оказывать добрыя услуги людямъ. Это долгъ его чести. Развѣдчикъ, не исполняющій этого долга, подобенъ пустому орѣху.

Обѣщаніе. Добровольно данное обѣщаніе развѣдчика должно -быть неизмѣнно. Слово развѣдчика -- гранитная скала. На честное слово скаута люди могутъ положиться: онъ не измѣнитъ, онъ не предастъ. Его слово равносильно самой торжественной клятвѣ.

Братство и содружество. Развѣдчики всего міра -- братья между собой. Развѣдчики всего міра друзья всѣмъ людямъ и не только людямъ, но и животнымъ. Они радуются, когда случай дастъ имъ возможность оказать услугу ребенку, старику или женщинѣ. Какъ странствующіе рыцари, они ищутъ такіе случаи на всѣхъ дорогахъ жизни.

Дисциплина. Добровольно вступивъ въ содружество юныхъ развѣдчиковъ, каждый развѣдчикъ тѣмъ самымъ подчиняетъ свои личныя желанія и хотѣнія общимъ цѣлямъ: на этомъ основана нравственная дисциплина развѣдчиковъ. Безъ подчиненія общему, безъ дисциплины -- самый крѣпкій камень превращается въ песокъ, а самая высокая скала -- въ груду щебня.

Воля. Воля развѣдчика должна быть какъ лукъ, туго натянутый. При всѣхъ обстоятельствахъ развѣдчикъ долженъ упражнять и закалять свою волю. Умѣть заставить себя исполнять свои обязанности легко и радостно -- вотъ цѣль, которую ставятъ себѣ развѣдчики всего міра.

Чистота одежды, тѣла и души. Развѣдчики всего міра, одѣваются опрятно и даже красиво, но безъ щегольства. Неряшливый развѣдчикъ -- не развѣдчикъ. Чистотѣ и опрятности костюма развѣдчика должна соотвѣтствовать чистота его тѣла? а чистотѣ тѣла -- чистота его души.

Въ чистомъ, опрятномъ костюмѣ -- чистое опрятное тѣло, въ чистомъ, опрятномъ тѣлѣ -- чистая, прекрасная душа. Вотъ къ чему должны стремиться развѣдчики всего міра.

Ясность души. Ясную душу должны имѣть развѣдчики. Не падать духомъ ни при какихъ обстоятельствахъ, насвистывать, когда тяжело, и улыбаться, когда больно. Въ трудныя минуты жизни улыбка на лицѣ -- это лучъ солнца въ ненастный день. Улыбаться въ минуты невзгоды учатся развѣдчики всего міра.

Скромность. Скромность должна быть присуща развѣдчику, какъ цѣнное свойство его души и какъ правило его поведенія: скромность -- это вѣжливость по отношенію къ самому себѣ.

Пѣсни юныхъ развѣдчиковъ.

I. Будь готовъ!

Будь готовъ, развѣдчикъ, къ дѣлу честному!..

Трудный путь лежитъ передъ тобой...

Глянь же смѣло въ очи неизвѣстному,

Бодрый тѣломъ, мыслью и душой!

Въ мірѣ много горя и мученія...

Наступила страдная нора...

Не забудь святого назначенія,

Стой на стражѣ правды и добра!..

Тѣмъ позоръ, кто въ низкой безучастности

Равнодушно слышитъ брата стонъ...

Не страшись работы и опасности,

Твердо вѣрь: ты молодъ и силенъ!..

Помогай больному и несчастному,

Къ погибающимъ спѣши на зовъ,

Ко всему Большому и Прекрасному

"Будь готовъ!"

II. Походная пѣсня скаутовъ.

Мы проснулись утромъ раннимъ,

Собирался въ походъ.

Дружнымъ хоромъ пѣсню грянемъ:

Эй, развѣдчики, впередъ!

Мы на волѣ погуляемъ

До закатной до поры,

Вольной пѣсней начинаемъ

День работы и игры!

Идемъ по оврагамъ

Ускореннымъ шагомъ,

И вѣтеръ флагомъ

Играетъ подчасъ...

Свѣтъ солнца струится...

Бодрыя лица...

Весело птицы

Встрѣчаютъ насъ...

Мы къ полямъ свой путь направимъ,

У костровъ мы посидимъ.

Сломанъ мостикъ -- мы исправимъ,

Встрѣтимъ старыхъ -- пособимъ.

Солнце къ вечеру устанетъ...

Будетъ міръ безмолвію тихъ...

И одинъ на стражѣ станетъ,

Охраняя сонъ другихъ

III. Скауты-братья.

Много насъ въ родной Россіи,

Въ разныхъ странахъ и мѣстахъ,

Учимъ правила святыя

Мы на разныхъ языкахъ.

Пусть намъ вмѣстѣ всѣмъ собраться

Волей жизни не дано,

Не забудемъ: всѣ мы -- братья,

Много насъ, но мы -- одно.

Бьются въ тактъ, единымъ цѣлымъ.

Всѣ сердца подъ тканью блузъ,

И киваетъ скаутамъ бѣлымъ

Черномазый скаутъ-зулусъ 1)

1) Эти пѣсни принадлежатъ перу юнаго поэта Ник. Адуева.

СКАЗАНІЕ

О подвигѣ Св. Георгія Побѣдоносца,

покровителя скаутовъ всего міра.

Страшный чудовищный драконъ жилъ въ озерѣ, близъ одного древняго города. Ненасытный и прожорливый, онъ выходилъ каждый день изъ озера, пожиралъ людей этого города и разрушалъ зданія.

И вотъ, по совѣту одного мудреца, граждане собрались и рѣшили, чтобы избавиться отъ разоренія, отдавать чудовищу въ жертву ежедневно по жребію своихъ дѣтей. Только эта жертва, по словамъ мудреца, могла умилостивить злого дракона. Со слѣдующаго же дня начались тягостныя жертвоприношенія. Ежедневно выводили къ озеру юношу или дѣвушку и оставляли тамъ на съѣденіе страшному Дракону.

Много ли, мало ли времени прошло -- неизвѣстно, но вотъ страшная вѣсть облетѣла городъ: жребій палъ на царскую дочь, единственную дочь царя, всѣми любимую. Горестное смятеніе охватило городъ. Городскіе старосты собрались на совѣть и рѣшили предложить парю отправить на съѣденіе дракону вмѣсто царевны -- рабыню-сиротку.

Но царь поступилъ, какъ поступилъ бы каждый истинный скаутъ: онъ отвергъ это недостойное предложеніе, хотя сердце его и сердце царицы-матери разрывались отъ нестерпимой боли.

Какъ невѣсту, обрядили царевну въ бѣлое праздничное платье, и волъ она пошла къ озеру по дорогѣ смерти.

Весь городъ высыпалъ на городскія стѣны. Царь съ царицей стояли на городской башнѣ и въ нестерпимой мукѣ глазами, въ которыхъ изсякли уже слезы, слѣдили за дочерью.

Царевна медленными шагами подошла къ озеру и, тихо плача, покорно стала ждать страшной минуты. Драконъ медлилъ. Гладь озера была спокойна. Нестерпимыя страшныя минуты ожиданія текли одна за другой...

Вдругъ вдали, на дорогѣ изъ-за озера, появился всадникъ на бѣломъ конѣ, закованный въ латы, вооруженный копьемъ. Медленно подъѣхалъ онъ къ дѣвушкѣ и, удивленный необычайной картиной, спросилъ ее: -- "Отчего ты стоишь одна здѣсь и плачешь, а народъ стоитъ въ отдаленіи и смотритъ?"...

-- Добрый юноша! бѣги скорѣе отсюда на своемъ конѣ, чтобы не погибнуть вмѣстѣ со мной!.. И она разсказала ему о горѣ города и о зломъ драконѣ и снова стала просить его уѣхать и не губить себя.

-- "Нѣтъ, не уѣду я отсюда", отвѣтилъ Святой Воинъ; -- "пока не освобожу тебя и города отъ дракона или не погибну вмѣстѣ съ тобой!"...

Едва онъ успѣла, досказать эти слова, какъ страшное чудовище поднялось изъ озера и устремилось къ царевнѣ. Но святой Георгій уже былъ между ними на своемъ бѣломъ конѣ, потрясая копьемъ.

Завязалась страшная битва... Смрадное дыханіе змѣя наполняло воздухъ и яростный ревъ его потрясала, окрестности... Но вотъ острое копье Св. Георгія пронзило горло дракона, и онъ, извиваясь и обливаясь черною кровью, упалъ къ ногамъ Свѣтлаго Воина.

Крикъ радости и ликованія раздался вдали на городскихъ стѣнахъ, и всѣ устремились къ мѣсту ужасной битвы, гдѣ на бѣломъ конѣ надъ трупомъ дракона стоялъ Святой Рыцарь, а возлѣ него -- блѣдная дѣвушка.

Въ сердцѣ Святого Георгія звучала побѣдная радость -- радость подвига, самая свѣтлая радость.

Пѣсня о трехъ скаутахъ.

Стихотв. Ник. Адуева.

Трое скаутовъ повстрѣчались

На скрещеньи трехъ дорогъ.

Сильный дождь засталъ ихъ, бѣдныхъ,

Каждый скаутъ весьма промокъ.

Первый скаутъ, веселый малый,

Порѣшилъ бѣдѣ помочь:

"Далеко еще до дому,

Насъ гроза застигнетъ въ ночь!"

Въ ближній лѣсъ онъ шагъ направилъ,

Быстро сучьевъ нарубилъ,

Мху набралъ въ платокъ и шапку

И къ дорогѣ притащилъ.

Принялись за дѣло скауты,

Въ пять минутъ шалашъ готовъ.

Пусть стучится дождикъ лѣтній:

Есть теперь у скаутовъ кровъ.

Скаутъ второй досталъ огниво --

Разгорѣлся вмигъ костеръ.

Затрещалъ веселый хворостъ,

Озаряя ихъ шатеръ.

Третій скаутъ, невзрачный съ виду,

Пищу вынулъ изъ мѣшка.

Подкрѣпились трое скаутовъ,

Сидя подлѣ огонька.

А когда они поѣли,

Началъ первый скаутъ разсказъ:

-- "Я забрелъ въ одну деревню,

Гдѣ бывалъ уже не разъ.

Бабы тамъ дрова кололи,

Мнѣ хотѣлось имъ помочь.

Я до той поры работалъ,

Какъ меня застала ночь".

Скаутъ второй: "Я шелъ дорогой;

Гдѣ-то сломанъ былъ заборъ.

Я чинилъ его отъ полдня

Вплоть до этихъ позднихъ поръ".

Третій скаутъ, невзрачный съ виду,

Сталъ такое говорить:

-- "Я сегодня не работалъ,

Не хочу себя хвалить.

Днемъ побилъ меня братишка.

(Можетъ быть я былъ неправъ).

Я тихонько вышелъ въ поле

Слушать шопотъ лѣтнихъ травъ.

На пути бѣднякъ попался,

Чуть меня не оттаскалъ.

Понялъ я, что онъ голодный,

И ему краюху далъ.

А когда полился дождикъ,

Сталъ чернѣе неба край,

Я подумалъ: Богъ на землю

Шлетъ хорошій урожай...

Такъ сюда пришелъ я, братья.

Я почти что не продрогъ...

Хорошо, что мы поѣли:

Легче мнѣ нести мѣшокъ...

Отъ работы вы устали,

Я -- весь день гулялъ въ поляхъ.

Вы, товарищи, ложитесь,

Я останусь на часахъ".

И сказали двое скаутовъ:

-- "Братъ, ложися на покой!

Больше всѣхъ ты поработалъ

Надъ своей душой"...

Адреса отрядовъ юныхъ развѣдчиковъ.

Петроградъ -- Лиговка 44, секретарю о-ва "Русскій скаутъ".

Москва -- Савеловскій пер. д. 10, кв. 7.

Музей по скаутизму при редакціи журнала "Вокругъ Свѣта" (Москва).

Кіевъ -- Львовская ул. 47.

Лондонъ -- The boy scouts association -- secretary, 116 Victoria Street London S. W.

Парижъ -- А Mr. le secrétaire général des Eclaireurs de France " 146 rue Montmartre 146 Paris.