ДУМЫ КЪ РАЗРЯДУ ТРЕТЬЕМУ
Нумизматическихъ фактовъ.
РАЗРЯДЪ III.
ПРОДОЛЖЕНІЕ ПРИМѢЧАНІЙ КЪ ЧЕТВЕРОСТИШІЮ (*).
(*) См. Сборникъ къ II му Разряду, стран. 30.
Царица Тамаръ.
По кончинѣ Георгія III-го, соцарствовавшая съ нимъ знаменитая дщерь его вступила въ единодержавное правленіе Грузинскимъ царствомъ въ 1174 году {По лѣтосчисленію Вахуштія, по которому она скончалась въ 1202 году. См. Примѣчаніе стр. 16, равно и для сличенія лѣтосчисленіи послѣдовавшихъ Тамари царей.}, и съ того времени, уважаемое вѣками, благословляемое Грузіей", имя Тамаръ живетъ, можно сказать, вѣчною жизнію въ народѣ Грузинскомъ, вспоминающемъ всегда съ восторгомъ о дивныхъ дѣяніяхъ этой царственной жены, подъ мудрымъ и благотворнымъ правленіемъ которой благоденствовали предки его, не называя ее иначе какъ царемъ, Великимъ Царемъ всея Грузіи.
Эта, непрерываемая въ продолженіе семи столѣтій, жизнь Тамари въ сердцахъ потомковъ вѣрныхъ сподвижниковъ ея, и эта неизмѣнность восхищенія Грузинъ, при имени царицы-царя, внушаютъ чувства душевнаго благоговѣнія къ самой виновницѣ восторга ихъ, равно и уваженія къ самому народу, который и за склепами гробовъ умѣетъ чтить великое, благотворное въ отцахъ отчизны своей...
Очеркъ доблестей ея переведенъ для нумизматовъ частію изъ повѣствованій историковъ Грузіи, частію изъ говора сердца Картвелей {Нужное, для занимающихся исторіею и географіею Грузіи, изложено вполнѣ въ Вахуштіѣ.}.
Тамаръ прославила Грузію знаменитыми побѣдами; она возвратила своей родинѣ многія области, отторгнутыя непріятелями; пріобщила къ ней новыя завоеванія и всегда отличалась твердою волею царицы въ исполненіи своихъ предпріятій. Современники, лѣтописцы и потомство сравниваютъ ее съ Вахтангомъ Гургъ-Асланомъ, возобновителемъ Тифлиса, царемъ достославнымъ на престолъ Грузіи (См. Сборникъ къ Разряду I, стр. 55).
Употребивъ всѣ усилія на приведеніе въ цвѣтущее состояніе госуцарство, представлявшее незадолго предъ нею одни лишь слѣды разрушенія, грабежа и безпріютности, она превратила отчаяніе обитателей его въ благоденствіе плачъ и стенанія -- въ слезы радости и умиленія Возвративъ святынѣ, въ достойной лѣпотѣ и величіи, священные храмы, оскверненные нашествіями необузданныхъ ордъ хищныхъ грабителей, она соорудила новыя святилища и тамъ, гдѣ оружіемъ и благочестіемъ возвращала Христовой Церкви прежнихъ чадъ ея, отторгнутыхъ насильственнымъ фанатизмомъ, и гдѣ пріобрѣтала новыхъ послѣдователей святѣйшей и чистѣйшей религіи. Воздвигнутыя ею же многія общеполезныя зданія носятъ и понынѣ ту же печать изящности ея вѣка и вкуса. Эти славныя дѣянія великой государыня блистаютъ на скрижаляхъ Исторіи наравнѣ съ тѣми подвигами, которые обезсмертили память и имя прародителя ея, царя Давида ІІІ-го, нареченнаго Возстановителемъ, Возобновителемъ Грузіи (См. Сборн. II, стр 21).
Но ни современники, ни лѣтописцы, не пріискали еще, въ ряду царей Грузіи, ни одного, съ кѣмъ бы можно было сравнить Тамаръ по материнской ея попечительности о благѣ подвластныхъ ей. Она тщательно заботилась, чтобы присоединенныя къ ея областямъ новыя дѣти Грузіи, оглушенныя на полѣ рати громами оружія, побѣжденныя мудрыми распоряженіями, были еще болѣе чѣмъ побѣждены -- ея великодушіемъ. Съ этимъ то святымъ стремленіемъ она водворила всюду миръ и тишину, распространила довольство и оградила всѣхъ правосудною защитою законовъ государства.
Современники и самовидцы не могли также приблизительно сравнивать Тамарь съ кѣмъ либо изъ предшественниковъ ея, по величественной пышности двора и умѣнью ея вселить въ вельможъ и царедворцевъ своихъ любовь ко всему изящному и полезному. Благотворное просвѣщеніе, быстро распространяясь чрезъ этихъ столповыхъ поборниковъ и покровителей наукъ и художествъ, озарило и прочія сословія ея подданныхъ. Словесность Грузинская обогатилась многими твореніями, образцовыми и понынѣ, неподражаемыми по одушевлявшему тогда авторовъ ихъ идеалу совершенства, который они созерцали въ царицѣ, виновницѣ славы и благоденствія ихъ родины {Нужное, для желающихъ ознакомиться съ старою и новою литературою Грузіи, могутъ пріискать по каталогу рукописей и книгъ Грузинскихъ, приложенному къ Discours, prononcé à l'assemblée générale de Г Acad. Imp. des sciences de St. Pétersbourg par M. Brossel, académicien extraordinaire (présentement ordinaire et chevalier)} St. Pétersbourg, 1838.}.
И всѣ эти великіе, едва имовѣрные подвиги царицы, требовавшіе даже и въ мирные годы въ государствѣ долговременныхъ усилій, неусыпной дѣятельности царственныхъ мужей, при пособіи богатствъ государственныхъ и частныхъ, совершены были единственно силою духа и рѣшимости дѣвы, для которой и самый полъ ея былъ, по обычаямъ народа, неодолимымъ препятствіемъ къ царствованію. Онъ обрекалъ ее повиноваться, а не господствовать надъ тѣми, которые и предъ царями, владыками си ими, горделиво отдѣляли значеніе слова "вассалъ" отъ слова "подданный". И -- были совершены въ тѣ времена, когда не остылъ еще пепелъ тѣхъ пожарищъ, которыми, почти въ часы рожденія этой царственной дѣвы, какъ бы освѣщали губительныя вторженія свои въ Грузію христіане -- Греки, мусульмане -- Турки-Сельджуки, смѣсь всѣхъ религій -- Персы и самые сосѣдственныя племена народовъ Кавказа, стремившіеся какъ бы поочередно раздробить но частямъ истощенное ими царство, и когда невзгладились еще изъ памяти старожиловъ времена, въ которыя и самые цари, принужденные искать убѣжища въ недоступныхъ врагамъ скалахъ Кавказа, раздѣляя съ частію подданныхъ своихъ логовища, съ бою же отнятыя у звѣрей, могли только скорбѣть объ участи остальныхъ страдальцевъ на беззащитныхъ долинахъ Грузіи.
Но едва эта дѣва приняла въ слабыя, по видимому, руки свои бразды царства, столь недавно еще удрученнаго гнетомъ страданій, какъ тѣ же самые, но уже благоденствующіе Грузины, на тѣхъ же самыхъ, но уже цвѣтущихъ долинахъ своей отчизны. ликовали уже безпечно на стогнахъ самыхъ враговъ и бывшихъ губителей своихъ;-- по враждуя съ ними, но исполненные общимъ восторгомъ. можно сказать, рука въ руку, сердцемъ къ сердцу благословляли совокупно ангела-хранителя Грузіи-Тамарь, умѣвшую изъ враговъ возродить вѣрноподданныхъ и возвести славу и благоденствіе народа своего до той точки величія, до которой не достигалъ никто изъ предшественниковъ ея, и съ которой и могли только спускаться ея преемники.
Но сердобольная монархиня нескоро насладилась сама тѣмъ благоденствіемъ, которымъ она стиль щедро надѣлила народъ свой. Это самое дарованное ею благоденствіе требуетъ уже отъ нея не кратковременнаго, а продолжительнаго пожертвованія спокойствіемъ жизни своей для блага подданныхъ. Духовенство, государственные чины и народъ, испытавъ уже всѣ тѣ бѣдствія которыя проистекаютъ отъ управленія государственнаго, не на твердомъ началѣ основаннаго, трепетали за невѣрную будущность Они, благоговѣя предъ исхитвишею ихъ изъ бездны золъ и дивясь красотѣ и мудрости при цвѣтущемъ ея юномъ возрастѣ, молили продлить и упрочить благоденствіе свое изъ рода въ родъ -- вступленіемъ въ супружество. Царица-дѣва долго не могла свыкнуться съ мыслію принадлежать еще кому либо, а не себѣ и отчизнѣ, откладывала исполненіе желанія народа, но, какъ матерь отечества, забыла себя и принесла судьбу жизни въ жертву любви и счастія подданныхъ, и съ самоотверженіемъ приняла узы брака. Онъ соединилъ ее съ Русскимъ Княземъ, сыномъ Великаго Князя Андрея Боголюбскаго, супругомъ для нея избраннымъ отъ синклита и народа. Грузинскіе лѣтописцы не говорятъ объ имени этого Князя {Въ Грузинск. Истор. Ц. Вахтанга сказано: сынъ Андрея. Въ Истор. Госуд. Росс. названъ онъ Георгіемъ, T. III. стр. 137 Во Французск. переводѣ этой исторіи -- Андреемъ, Т. 111, стр. 163. Въ Кратк. Исторіи о Грузіи Царев. Давида Георгіевича названъ онъ также Андреемъ, изъ рода Князя Русскаго Всеволода, стр. 69. Въ Исторіи Орбеліановъ -- Архіепископа Стефана, перев. Сенъ-Mapтеномъ, сказано: Георгій Si. Martin, Mémoires histor. et géogiaph. sur l'Arménie, T. II, p. 101.}. Зачѣмъ и дѣянія его не покрыты такою же неизвѣстностію!... Бракъ былъ несчастливъ и расторгнутъ тѣмъ же синклитомъ и народомъ, для котораго царица пожертвовала блаженствомъ дней своихъ. Князь былъ удаленъ изъ государства, одаренный тою, величія и добродѣтелей которой онъ не умѣлъ постигнуть.
Новый бракъ соединилъ царицу съ Давидомъ ( Сосланомъ), потомкомъ роднаго ей дома Багрананъ. Предки Давида, въ тяжкія времена Грузіи, основали пребываніе свое въ Осетіи. Отецъ и дѣдъ его княжили тамъ. Родившіеся отъ Тамари сынъ Лаша -Георгій и дочь Русудана освятили сей союзъ новымъ блаженствомъ для супруговъ и увѣнчали ожиданія подданныхъ, принявшихъ дѣтей Тамари какъ священный и драгоцѣнный залогъ незыблемости и будущаго благоденствія отчизны.
Государство процвѣтало.. но злоба, зависть и черная неблагодарность изготовляли царицѣ еще новое, убійственное испытаніе. Развѣнчанный супругъ, достигнувъ Царяграда, сдѣлался въ стѣнахъ его совершеннымъ уже врагомъ Грузіи и царицы ея. Поддерживаемый императоромъ Греціи,-- пріобыкшимъ слышать о царяхъ Грузіи какъ о Вассало-Куропалатахъ своихъ, онъ избралъ изъ подданныхъ его достойныхъ себѣ сподвижниковъ, и усиливъ рать наемниками, жившими грабежемъ и насиліями, двинулся къ Грузіи, въ предположеніи завоевать изгнавшее его государство. Начальный успѣхъ поддержалъ враждебные замыслы его. Онъ уже у вратъ верхней Грузіи, въ Имеретіи; онъ уже встрѣченъ въ ней тѣми несчастными крамольниками, которые личныя пользы свои ставятъ выше благъ цѣлаго государства и отчизны. Но злоумышленіе и мечи ихъ отражены грудью вѣрныхъ сыновъ Картліи и Кахета. Они не допустили мятежныхъ исчадіи Грузіи осквернить предѣлы родины своей, освященной пребываніемъ обожаемой царицы.
Двукраіно знамя мятежа, подъемлемое мужемъ, преступившимъ священные уставы брака и законы царства, его усыновившаго, преклонялось предъ защитниками справедливости. Двукратно повергаемый во прахъ передъ подножіемъ оскорбленной имъ великой царственной жены, онъ былъ всепрощаемъ милосердіемъ ея... Монархиня, съ неизъяснимою кротостію, преклонила скипетръ милованія на главы неблагодарныхъ, умягчивъ кару заслуженнаго наказанія.
И бурныя тучи, скопившіяся надъ Грузіею и грозившія возрождающемуся государству потрясеніями и опустошеніемъ, превращены милосердіемъ Тамары въ благодѣтельную, живительную росу, омывшую тлетворныя испаренія заразы Это милосердіе, какъ новая торжественная и лучезарная радуга завѣта благоденствія, возсіяло предвозвѣстницею прекращенія всѣхъ бѣдствій Грузіи и озарило сердца сыновъ ея непоколебимою увѣренностію въ безпримѣрныя доблести царицы- царя, ручавшіяся имъ за неизмѣнность ихъ счастія. Оно и не прекращалось болѣе, но возвышалось до конца незабвеннаго, материнскаго ея царствованія.
Георгій IV. Этотъ государь отличается отъ другихъ соименныхъ ему царей прозваніемъ Лаша {и пишутъ: Лаша, заимствуя этотъ эпитетъ съ Абхазскаго нарѣчія, на которомъ онъ значилъ: смѣлый, блестящій. }. Причину присвоенія его къ имени Георгія приписываютъ восторгу Грузинъ при слухѣ о рожденіи обожаемою царицею первенца своего. Они приняли его какъ новое свѣтило, озарившее царство, какъ новый залогъ благодати въ ручательство неизмѣнности ихъ благоденствія. Великая Тамаръ довершила величіе свое и любовь къ подданнымъ, допустивъ соцарствовать съ собою наслѣдника ея престола. Въ свойственныхъ ей чувствахъ, она уповала, что сынъ, по примѣру ея, постигнетъ священную обязанность, на него возлагаемую -- быть отцемъ народа, можно сказать, ею возрожденнаго; но съ переселеніемъ Тамары въ вѣчность закатилось красное солнце Грузіи и погреблись съ нею счастливые дни Грузинскаго царства.
Всѣ годы царствованія Георгія протекли въ безпрестанномъ усмиреніи внутреннихъ раздоровъ и возмущеній, въ нѣсколькихъ побѣдахъ
По свойству Грузинскаго языка это прозваніе ставится прежде имени. Грузины говорятъ надъ сосѣдственными народами и въ защищеніи владѣній своихъ отъ внутреннихъ и внѣшнихъ непріятелей. Отпаденіе Гянджи было первымъ оселкомъ испытанія Георгія. Храбрость его возвратила государству возмутившуюся область; во эта храбрость, наслѣдіе предковъ, не всегда напутствовала Георгія къ полезнымъ предпріятіямъ. Нашествіе его на Хелатъ окончилось плѣномъ его самого, тяжкимъ выкупомъ и условіемъ -- не воевать противъ Персіи. Такимъ образомъ, завоеванія его въ Адербейджанѣ не принесли государству выгодъ, соразмѣрныхъ съ потерями. Въ дополненіе къ нимъ, первое нашествіе Монголовъ и распространеніе полчищъ Чингисъ-Хана по Персіи и Грузіи положили новое основаніе ея бѣдствіямъ, изнуривъ силы государства и ослабивъ воинственный духъ царя. Георгій, мужественно защищаясь, не могъ перенести губительныхъ пораженій и потерю храбрыхъ своихъ сподвижниковъ. Онъ скончался, какъ повѣствуютъ, съ печали, видя опустошеніе своего государства, истощеніе всѣхъ способовъ отклонить новыя, грозившія ему бѣдствія, и не имѣя -- по невступленіи въ законное супружество -- наслѣдника, которому могъ бы вручить увѣрительно и законно права на управленіе царствомъ. Но сиротствующая Груэія, чтя память Тамари, исполнила волю сына -- признаніемъ Давида-Сослана, отъ него рожденнаго, наслѣдникомъ престола, вручивъ до совершеннолѣтія Давида, по желанію Георгія, правленіе царствомъ сестрѣ его, царевнѣ Русуданѣ.
По указаніямъ Вахуштія, царствованіе Георгія IV-го продолжалось 10 лѣтъ, съ 1201 по 1211 годъ. Монеты его изображены на IV и V Таблицахъ.
Царица Русудана. Преждевременная кончина Георгія IV открыла царевнѣ Русуѣанѣ путь къ престолу Грузіи. Назначенная умирающимъ братомъ править царствомъ до совершеннолѣтія сына его, Давида- Сослана, она провозгласила себя царицею и возсѣла на престолѣ, принадлежавшемъ ея племяннику (По Вахуштію въ 1212; скончалась въ 1237 году).
Русудапа наслѣдовала отъ знамени той матери своей дивную красоту ея, духъ предпріимчивости и твердость характера, но не тѣ доблести, которыя украшали и прославили великую Тамаръ. Отъ того красота Русуданы навлекла лишь бѣдствія на государство, духъ предпріимчивости, безъ размышленія и соображеній, обрати "ея въ пустые замыслы, а твердость характера -- въ безразсудное и вредное упрямство.
Эти основные элементы моральнаго и физическаго состоянія Русуданы, путеводители ея въ семейной и государственной жизни, не могли прославить ея царствованія полезными и достохвальными дѣлами, но только наполнили жизнь и исторію ея необыкновенными произшествіями, имѣвшими, по большей части, вредное вліяніе на судьбу какъ ея самой, такъ и царства и народа Грузинскаго.-- Вотъ канва для исторіи этой царицы:
Красота Русудавы занимаетъ много страницъ въ исторіи ея жизни. Ей въ особенности приписываютъ губительное вторженіе въ Грузію султана Джелалъ-эд-дина, огорченнаго отказомъ ему, знаменитому завоевателю многихъ государствъ, въ рукъ своей, и врученіемъ ея красивому аманату, сыну побѣжденнаго ею владѣльца Арзерума, Тогрулѣхана, изъ поколѣнія Сельджуковъ.
Это ли предпочтеніе незначительнаго юноши всесильному тогда и плѣненному красотою царицы государю, упорство ли знаменитаго побѣдителя царствъ въ желаніи побѣдить царицу и овладѣть неподдаюшеюся красавицею, или свойственное завоевателямъ влеченіе -- округлить завоеванія свои присоединеніемъ къ нимъ сосѣдственнаго царства, были настоящими причинами начальныхъ бѣдствій Грузіи, въ царствованіе Русуданы? Но въ обоихъ случаяхъ результатъ для Грузіи былъ одинъ, подтверждаемый всѣми лѣтописцами -- разрушеніе этого несчастнаго царства неоднократными набѣгами Джелал-эд-дина. взятіе и разореніе имъ Тифлиса и принужденія имъ царицы искать убѣжища въ Имеретіи отъ преслѣдовавшаго ее непріятеля
Такое тяжкое властвованіе Джелалэд-дина угнетало Тууэлю-Амерію до вторичнаго нашествія на нее Монголовъ, неутомимыхъ преслѣдователей въ немъ храбраго сына Могам- медь-Шаха, свергнутаго Чингисѣханомъ съ Хорезмскаго престола.
Но и изгнаніе Джелал-эд-дина изъ Грузіи новыми властителями ея, Монголами, не облегчило страданій угнетеннаго царства, тѣмъ болѣе, что царица его, обезопасивъ себя на время отъ преслѣдованія могущественнаго врага храбростію и преданностію Абхазскихъ и Имеретинскихъ подданныхъ своихъ, не помышляла о защитѣ сиротствовавшей и разграбленной, а вымышляла, такъ сказать, себѣ новыхъ враговъ, будто бы болѣе для нея опасныхъ, внутри ея семейства.
Вотъ Русудана въ трехъ Фазахъ своей опрометчивости: Русуданѣ- красавицѣ скоро опостылъ избранный ею супругъ и отецъ дѣтей ея, Тамари и Давида. Какъ врагъ ея прихотей, онъ уже томился въ оковахъ и могъ только размышлять -- сколь неумѣстны были его представленія царствующей женѣ о неприличіи своевольнаго ея поведенія, неоднократно попиравшаго священные уставы соединявшаго ихъ брака.
Русуданѣ властолюбивой и матери мнилась возможность упрочить наслѣдіе царствомъ сыну ея -- и родной племянникъ, ввѣренный ей умирающимъ братомъ, при словахъ: "да блюдетъ она въ немъ будущаго царя Грузіи, сталъ казаться въ глазахъ ея ненавистнымъ врагомъ беззаконныхъ ея замысловъ. Царственная мать изыскивала и употребляла всѣ средства погубить неввиную препону, заслонявшую сыну ея, правами своими и любовію народа, путь къ престолу.
Русудана- царица предпринимала всѣ мѣры къ обезпеченію себя и сына отъ послѣдствіи жестокаго ея обращенія съ законно-утвержденнымъ наслѣдникомъ и отъ самоуправнаго заключенія мужа своего въ темницу.
Духъ предпріимчивости царицы внушилъ ей мысль искать союза съ Сельджуками Румійскими, и чрезъ сближеніе съ прежними непріятелями Грузіи извлечь изъ него двойственную пользу. Съ одной стороны-противопоставить ихъ Сельджукамъ, владѣвшимъ въ Арзерумѣ, свойственникамъ ея мужа, непріятелямъ хотя немногочисленнымъ, но опаснымъ по сосѣдству владѣній ихъ съ Грузіею; съ другой, соединивъ дочь свою Тамаръ съ султаномъ Сельджуковъ, Гаятъ-эд-динъ Кайхосро'емъ, она, подъ благовиднымъ предлогомъ сопровожденія царевны въ области ея супруга, надѣялась удалить племянника своего Давида изъ отчизны и тѣмъ избавить сына своего отъ опаснаго соперника въ наслѣдіи престола Грузіи.
Радушный пріемъ царевича султаномъ едва не разрушилъ коварныхъ предположеній царицы; во рѣшимость ея -- оклеветать, для довершенія ихъ, родную дочь и племянника, увѣнчала ея злоумышленія. Невинный страдалецъ клеветы обреченъ былъ ожесточеннымъ мужемъ на вѣчное заточеніе и страданія невыносимыя. Но Промыслѣ бдѣлъ надъ Сосланомъ-Давидомъ. Онъ избралъ орудіемъ для сохраненія его отечеству самыхъ поработителей царства, управляемаго Русуданой -- Монголовъ, невинная жь жертва честолюбивыхъ замысловъ матери насильственно лишена блаженства въ сей и будущей жизни принужденіемъ перемѣнить святую религію предковъ своихъ.
Монголы, изгнавшіе Джелал-эддина изъ Грузіи, стали властителями завоеванныхъ имъ владѣній. Въ ней избрали они мѣстопребываніемъ своимъ сосѣдственную Тифлису Гянджу. Разграбленное, истерзанное, но невполнѣ порабощенное царство обратило на себя особенное вниманіе монгольскихъ полководцевъ. Главный изъ нихъ, Банчу-Нояпъ, видя упорство царицы призвать надъ собою верховную власть Монголовъ, рѣшился противопоставить ей законнаго царя Грузинскаго, Давида, сына Георгія IV-го. Онъ исторгнулъ его изъ продолжительной и мучительной неволи, при покореніи владѣній самого султана Сельджуковъ, слѣпаго орудія мщенія Русуданы. Признавъ права царевича на наслѣдіе отца законными, онъ послалъ его къ Великому Кагану, испрашивая утвержденія его въ царскомъ достоинствѣ".
Бдительная мать,-- сына, а не отечества,-- предприняла противодѣйствующія мѣры сему утвержденію. Жертвуя благосостояніемъ царства и подданныхъ для замышленнаго возвышенія сына своего, угнетенная Монголами, властвовавшими въ Персіи и Грузіи, она прибѣгла къ Батыю (Бату), могучему хану Монголовъ Кипчакской (золотой) орды, поработителю Россіи. и вручила покровительству этого близкаго родственника Верховныхъ Кагановъ судьбу сына- своего.
Но уже истощенная въ силахъ своихъ, она, можно сказать, перестала жить по разлукѣ съ сыномъ, составлявшимъ и поддерживавшимъ ея существованіе. Дальность пути, неопредѣлительность возвращенія его изъ Каракорума, мѣстопребыванія Кагановъ, опасеніе неудачи въ ея ожиданіяхъ, продолжавшееся стѣсненіе ея Ноіонами, умѣвшими отлучить отъ царицы многихъ приверженныхъ ей сановниковъ государства, изнурили и остатокъ ея жизни, преисполненной столь многоразличными столкновеніями губительныхъ страстей {По сказаніямъ Армянскихъ писателей (см. Ист. Арм. Чамчіана, Т. ІІІ-й, стр. 221), она отравила себя ядомъ.}.
Бѣдствія Грузіи пережили Русудану и образовали собою какъ бы эпитафію для памятника той, чья и жизнь и смерть, можно сказать, возродили и продлили на долгое время пагубныя для государства безначаліе, мѣстничество и самоуправство. Они были основателями бѣдственнаго раздѣла царства безсмертной Тамари, славнаго и сильнаго своимъ единодержаніемъ, на два царства и потомъ на многія безсильныя княженія, подрывавшія другъ друга своими совмѣстничествами и раздорами.
На стѣнахъ древняго Гелатскаго храма виднѣются еще и понынѣ остатки изображенія Русуданы. Въ нихъ еще сохранилась величественность роста и осанки царицы, также богатство украшеній ея одежды, но не сохранилось ни одной черты дивной красоты ея, для созерцанія потомства. На вопросъ мой: кто исказилъ и изуродовалъ очаровательный ликъ ея? отвѣчали незнаніемъ и разногласіемъ изустныхъ преданій. Нѣкоторые приписываютъ это варварству завоевателей, другіе огню небесному, когда то павшему за эту древнюю обитель, хранительницу останковъ многихъ Абхазскихъ и Иверійскихъ царей.
А при всемъ этомъ надобно отдать справедливость искусству монетчика, чеканившаго монеты этой царицы. Онѣ лучшія по своей правильной формѣ и чекану изъ всѣхъ извѣстныхъ монетъ ея предшественниковъ и послѣдователей. Монеты серебряныя приняли типъ монетъ Византійскихъ, но лучше и красивѣе многихъ изъ нихъ; мѣдныя же несходны ни съ Византійскими, ни съ мусульманскими монетами того времени, хотя носятъ на себѣ легенду арабскими буквами (См. Таблицу VI).
-----
Въ бытность мою въ Тифлисѣ открыто было значительное количество мѣдныхъ монетъ, перечеканенныхъ изъ Грузинскихъ султаномъ Джелал-эд-диномъ. Изъ этого количества, перечеканъ съ его именемъ находится только на монетахъ царицы Тамари и Георгія IV. Изъ нихъ найдена одна неперечеканенная, съ изображеніемъ Георгія ІІІ-го съ соколомъ на рукъ (Разрядъ III. Табл. I No 3); но въ числѣ перечеканенныхъ нѣтъ ни одной изъ монетъ Русуданы. Это даетъ мысль, что представленныя монеты ея были чеканены послѣ уже выхода султана изъ Грузіи.
Приложивъ на Таблицъ VII-й и эти новоотысканные нумизматическіе факты, властвованія султана Джелал-ея-дина надъ Грузіей) къ монетамъ, перечеканеннымъ въ ней, или для нея, во время самаго царствованія Русуданы, я считаю умѣстнымъ сказать здѣсь два-три слова и о томъ султанѣ, котораго въ Грузинскихъ исторіяхъ называютъ то Шахомъ Персидскимъ (Вахуштій), то Жалалдиномъ, султаномъ Курдистанскимъ (Цар. Давидъ въ крат. ист. Грузіи). Въ сущности жь, этотъ Джелал-эд-динъ, прозванный Мангбурни, былъ сынъ Могаммеда-Хорезмъ-Шаха, свергнутаго съ престола Хорезмскаго Чингисъ-Ханомъ. Изгнанный изъ отечества своихъ предковъ сильнымъ натискомъ полчищъ Монгольскихъ, онъ храбростію, предпріимчивостію и удальствомъ заставилъ гонителя отца своего, грознаго Чингиса, позавидовать отцу столь знаменитаго сына. Преслѣдуемый Монголами, онъ умѣлъ, мечемъ и отважностію, защищая себя, а нерѣдко и побѣждая своихъ преслѣдователей, открыть себѣ путь къ завоеванію новыхъ государствъ и заставить Персію и часть Индіи признать себя побѣдителемъ -- и гордиться именемъ завоевателя и царя своего.
Но для Грузіи онъ былъ изъ самыхъ жестокихъ ея притѣснителей. Губительные набѣги его на нее начались съ 622 г. гиджры = 1225 году отъ P. X. Взятіе Тифлиса и пребываніе его въ немъ ознаменовано неслыханными злодѣяніями, продолжавшимися до вторичнаго появленія Монголовъ въ Персіи и Грузіи. Принужденный оставить на произволъ Монголовъ разоренное имъ государство, чтобы спасти отъ нихъ главныя свои завоеванія, побѣжденный всюду и преслѣдуемый ими до дальнихъ предѣловъ пріобрѣтенныхъ имъ областей, Джелал-эддинъ палъ, въ сопровожденіи только трехъ своихъ прислужниковъ, подъ ножемъ дикаго Курда, около 629 года гиджры (1231 отъ P. X.).
Но ревностные мусульмане не признаютъ его кончину въ этомъ году. Онъ еще долго жилъ въ памяти ихъ. какъ царь дервишей, въ общество которыхъ онъ будто бы вступилъ. Живетъ онъ и въ памяти нумизматовъ, при взглядѣ на уродливый форматъ его монетъ. Представленныя здѣсь найдены при рытіи земли въ Тифлисѣ. Не мудрено, что бы и ненумизматы-Грузины, видя ихъ подъ ногами своими, не вспомянули также объ немъ и не помыслили подъ часъ о превратности всего въ мірѣ, котораго онъ называлъ себя царемъ (по арабски -- Малекъ-аль-алемъ, по персидски -- Шахъ-Джеганъ), равно какъ и о разныхъ толкахъ и отголоскахъ, въ одно и то же время, объ одномъ и томъ же человѣкъ.
Давидъ V-й. Сосланъ {Проименованіе Сосланъ (красивый) присвоено ему, вѣроятно, въ память дѣда его, Сослана-Давида, мужа царицы Тамаръ.} Давидъ, признанный законнымъ наслѣдникомъ престола отца его" Георгія IV Даніа, былъ ввѣренъ умирающимъ отцемъ попечительству сестры своей Русуданы, назначенной править царствомъ до совершеннолѣтія племянника ея. Правительница употребила во зло довѣріе брата, провозгласила себя царицею Грузіи, и, вмѣсто попеченія о врученномъ ей наслѣдникѣ престола, вымышляла и употребляла всѣ, даже насильственныя средства къ погубленію его. Цѣль ея была -- передать и упрочить престолъ Грузіи родному своему сыну, также Давиду, въ послѣдствіи отличенному наименованіемъ Нарине.
Все время царствованія Русуданы было для Сослана-Давида однимъ лишь продолжительнымъ періодомъ перехода отъ одного страданія къ другому, и наконецъ тяжкія оковы, наложенныя на него мужемъ двоюродной сестры его, и вѣчное заключеніе въ темницѣ оставались единственнымъ удѣломъ наслѣднику Грузинскаго царства.
Неисповѣдимый Промыслъ сохранилъ его, и въ самыхъ поработителяхъ Грузіи даровалъ многострадальцу освободителей и поборниковъ. Монголы, овладѣвшіе Грузіей), по изгнаніи Джелал-эд-дина, завоевавъ владѣнія султана Сельджуковъ, исторгли Сослана - Давида изъ неволи. Главный полководецъ верховнаго хана, Байчу-Ноянъ, по возвращеніи своемъ къ мѣсту пребыванія Монгольскихъ правителей Грузіи, Гянджу, признавъ законность правъ Сослана-Давида, нарекъ его царемъ Грузіи, давъ прозваніе "Саинъ" (хорошій, добрый, доблестный), и, для окончательнаго утвержденія въ царскомъ достоинствѣ отъ Великаго Кагана, отправилъ въ Каракорумъ.
Но вслѣдъ за прибытіемъ его въ эту резиденцію Кагановъ явился и другой соискатель утвержденія на царство Грузинское -- Давидъ, сынъ Русуданы {Полагаютъ, что прибытіе Давида въ Каракорумъ, послѣ Давида, доставило сыну Русуданы названіе, означающее на Монгольскомъ нарѣчіи: новоприбывшій, гость. }, врученный матерью покровительству Батыя. Царица, чрезъ сего ближайшаго родственника Кагановъ, уже могучаго хана Кипчакской (золотой) орды, надѣялась достигнуть вожделѣннѣйшаго своего желанія -- видѣть въ сынѣ наслѣдника себѣ.
Состязаніе претендентовъ окончилось назначеніемъ обоихъ Давидовъ быть царями Грузіи въ одно и то же время. Слѣдствіемъ этого назначенія была неминуемая вражда между двумя царями, поддерживаемая царедворцами, и раздѣленіе Грузіи на два царства одно отъ другаго независимыя.
Хребетъ горъ, отдѣляющій верхнюю Грузію отъ приморской, къ Черному морю, указалъ имъ естественное раздѣленіе этого царства, опредѣлилъ грани обоимъ государствамъ и даже далъ особыя именованія имъ. Лежащее отъ хребта къ востоку, стало называться -- лежащимъ по сю-сторону хребта, Амери, а лежащее къ западу лежащимъ по ту-сторону его,
Въ Амери удержалось имя царства Карталинскаго (Грузинскаго) и къ царю его, Сосланъ- Давиду V-му, съ титуломъ царя-царей и столицею Тифлисомъ, поступили во владѣніе всѣ области отъ хребта, раздѣлявшаго царство, къ Каспійскому морю: Карталинія, Кахетія, Саджавахето, Саатабаго (Лхалцыхъ).
Имери приняло наименованіе царства Имеретинскаго. Царь его, Наринь- Давидъ, имѣлъ во власти своей области, лежащія къ Черному морю: Абхазію, Одыши, Сванети, Джахети, нынѣшнюю Мингрелію. Городъ Кутансъ сдѣлался столицею новаго царя и митрполіею новаго Католикоса Имеретинскаго.
Вскорѣ отъ царства Грузинскаго отпали многія племена подвластныхъ ему горскихъ народовъ; отъ Имеретинскаго -- Абхазія, Сванети и Джахети.
При этихъ потеряхъ, произшедшихъ отъ несогласія царей раздѣленная Грузія стенала нераздѣльно подъ игомъ междоусобія и преобладанія ею внѣшнихъ враговъ. Остатки силъ ея истощали раздѣлившіеся цари и властвовавшіе иноземные соглядатаи и пристав а, назначенные Монголами какъ бы въ блюстители ея спокойствія. И носившіе титулъ царей ея сдѣлались собственно военачальниками Монголо-Персидскихъ Ильхановъ, поддерживая этотъ титулъ изнуреніемъ силъ подвластныхъ себѣ подданныхъ и способствуя ими въ предпринятыхъ Монголами завоеваніяхъ Персіи и другихъ государствъ.
Такимъ образомъ, Сосланъ-Давидъ сопровождалъ Ильхана Гулагу въ походахъ его; находился съ войсками своими при взятіи имъ Багдада,-- положившемъ, по убійствѣ послѣдняго въ немъ халифа династіи Аббасендовъ, основаніе къ безспорному овладѣнію Монголами Персидской монархіей; но уклоненіе Давида итти съ войсками своими въ Индію, подвергло его гнѣву уже единовластнаго государя Персіи. Преемникъ и сынъ Гулагу-Ильхана, Абака-Ханъ, мстилъ за ослушаніе царя нападеніемъ на Грузію и взятіемъ въ плѣнъ семейства царскаго.... и царь, принужденный для искупленія семейства своего многими пожертвованіями заслуживать снова благоволеніе Новаго властителя, скончался во время похода противъ непріятелей царя Персидскаго.
Царствовалъ по Вахуштію въ 1244 и 1272 годахъ Монеты его на Таблицъ VIII-й.
Димитрій II-й. Великодушный Жертвователь собою, сынъ Давида V-го, былъ признанъ и утвержденъ Абака-Ханомъ въ достоинствѣ царя Грузіи. По примѣру отца своего, былъ долженъ силами и достояніемъ царства способствовать къ распространенію завоеваній Монголовъ и къ поддержанію владычества ихъ надъ Персіею и надъ собою.
Вступленіе, по смерти Абака-Хана, на престолъ Персіи брата его Тегудара (Такудыра), помимо сына и наслѣдника его, Аргуна, произвело смятенія въ государствѣ, тѣмъ болѣе, что новый властитель его, принявъ первый изъ Монгольскихъ Ильханивъ Персіи магометанскую религію и мусульманское имя -- Ахмедъ, сдѣлался и первымъ гонителемъ христіанъ и царей, не послѣдовавшихъ примѣру его. Исполненный жестокостію и самоуправствомъ, онъ, не довольствуясь владѣніемъ престола племянника своего, жаждалъ его погибели -- и сильная рать властителя Персіи повергла предъ нимъ побѣжденнаго законнаго наслѣдника. Но заключенный въ темницу Аргунъ, пособіемъ вѣрныхъ былъ освобожденъ, и, предавъ самого хана смерти, возсѣлъ на престолъ отца своего.
Сознавъ содѣйствіе царя Димитрія къ возведенію его на престолъ, Аргунъ-Ханъ отличилъ его хвалою, прибавленіемъ къ его владѣніямъ части Арменіи и вступленіемъ въ бракъ съ сестрою его Но бракъ сей не былъ продолжителенъ.
Димитрій, обезпеченный благоволеніемъ Аргуна, обратилъ все попеченіе свое къ изысканію всѣхъ средствъ къ улучшенію быта царства и подданныхъ своихъ, и къ защитѣ ихъ отъ притѣсненій Монголовъ огражденіемъ отъ излишнихъ налоговъ и требованій. Недоброжелательство и зависть соглядатаевъ къ отличенному особеннымъ благоволеніемъ хана, представили ему въ превратномъ видѣ дѣянія царя, обожаемаго подданными своими, и произвели первое неудовольствіе Аргуна противъ Димитрія, усиленное въ послѣдствіи клеветою участія царя въ мятежѣ эмира Бута. Смерть этого мятежнаго перваго министра Персіи ослабила дѣйствія возмущенія, но не преслѣдованіе хана, раздраженнаго противъ обвиненныхъ въ участіи мятежа.
Аргунъ-Ханъ стоялъ уже на граняхъ Грузіи, алкая мстить на народѣ мнимую измѣну царя его. Димитрій, зная причину гнѣва хана и несправедливость извѣтовъ на себя, вышелъ на встрѣтеніе ожесточеннаго карателя, сопровожденный по вѣроятію, не правотою своею и любовію къ отечеству. Онъ предсталъ предъ раздраженнаго хана одинъ -- молить о пощадѣ ввѣреннаго ему царства... Аргунъ дозволилъ Димитрію избрать -- смерть царю, или гибель Грузіи!.. Отецъ отечества преклонилъ главу свою... Она пала -- и спасла отчизну его отъ гибельнаго разрушенія.
Этотъ вѣчный позоръ памяти Аргунъ-Хана совершился отъ P X. въ 1289 году = гиджры въ 688 и 9. Незабвенное же имя болѣе чѣмъ великодушнаго Димитрія живетъ вѣчною жизнію въ сердцахъ потомковъ подданныхъ его и выражается устами ихъ нераздѣльно съ проименованіемъ: Жертвователя жизнію своею для спасенія отечества... (См. текстъ Разряда III, стр. 118).
Убійца Димитрія передалъ престолъ Грузія Вахтангу, сыну Нари "а-Давида, царя Имеретинскаго.
Примѣчаніе.
Этотъ 1289 годъ, столь пагубный для Грузіи -- и съ котораго прекращается появленіе монетъ съ именами царей Грузинскихъ, до тѣхъ, которыя, уже спустя нѣсколько столѣтій, начали появляться для составленія совсѣмъ особаго изъ нихъ разряда (см. Разрядъ IV) -- достопамятенъ еще и тѣмъ, что онъ, можно сказать, одинъ изъ всѣхъ годовъ, съ точностію указаніи котораго согласуются всѣ древніе и новые, туземные и иноземные писатели о Грузія. Послѣдніе изъ нихъ, замѣчая неоднократно какую то неопредѣлительность въ указаніяхъ первыхъ, не могли долго объяснить причинъ казавшагося имъ какъ бы несогласія въ ходѣ событій, изложенныхъ Грузинскими историками, съ тѣми, которыя бы должны быть одновременны имъ по ходу событій въ сосѣдственныхъ государствахъ съ Грузіею.
Замѣченныя ими отклоненія въ первыхъ періодахъ Грузинской исторіи не согласовались, по мнѣнію ихъ, нѣсколькими десятками годовъ съ хронологическимъ ходомъ произшествій въ извѣстныхъ имъ исторіяхъ; въ послѣднихъ же періодахъ вся разность, имя замѣченная, заключалась уже неболѣе какъ въ десяти годахъ, но и она казалась имъ значительною для соглашенія ея съ системою синхронизма. Относительно первыхъ періодовъ, имѣя предъ собою только одни отрывки изъ указаній Вахуштія и небольшую часть сочиненій, противорѣчащихъ его указаніямъ, я осмѣлился попробовать и самъ пріискивать нѣкоторый родъ сближенія этихъ отклоненій отъ Европейскихъ хронологій и представить, какъ съумѣлъ, внушенное мнѣ по сему предмету думою моею {См. Сборникъ къ Разряду І-му, Дума: Разность лѣтосчисленій. }. Впрочемъ, самымъ названіемъ, даннымъ этимъ статейкамъ, я предупредилъ, кажется, достаточно, что онѣ ни что иное, какъ просто думы учащагося а не имѣвшаго возможности заимствовать отъ кого либо, или изъ чего либо, обдуманнаго уже опытными обдуметелями предмета, истинно достойнаго вниманія, изслѣдованіи и опредѣленія историковъ, но какъ бы оставленнаго ими на произволъ пересудовъ думъ всѣхъ и каждаго. Не имѣя я теперь другихъ указателей къ сближенію и десятигодовой разности, предполагаемой въ этомъ предпослѣднемъ періодѣ монетъ съ именами царей, предшественниковъ вошедшимъ въ IV Разрядъ, я почелъ необходимымъ прибѣгнуть также къ собственной думѣ моей, для вывода себя изъ сомнѣнія и для извлеченія изъ нея чего либо подобнаго съ указанными внушеніями при объясненіи первыхъ періодовъ. И почелъ это тѣмъ болѣе необходимымъ, что, оканчивая описаніе этого III-го Разряда, я оканчиваю съ нимъ вмѣстѣ вообще и заимствованія мои изъ исторіи, для объясненія описаній и слѣдующихъ за нимъ монетъ въ Разрядѣ IV. Онъ слишкомъ современенъ намъ, чтобы описывать монеты его иначе, какъ нумизматическимъ порядкомъ, несмотря что на нѣкоторыхъ и изъ нихъ счисленія азіатскихъ и европейскихъ годовъ, выставленныя на одной и той же монетѣ, нерѣдко не согласуются также между собою {См. Таблицу II, Разряда IV, 5, гдѣ годъ гиджры 1202 означенъ 1781-мъ, вмѣсто слѣдуемаго выставить 1787 года; также и на 7 и 8-мъ 1201 годъ гиджры долженъ бы былъ представлять не 1796, а 1786 г. отъ P. X. и тутъ 10 лѣтъ разницы!}, какъ и указанія Вахуштія съ лѣтосчисленіями, признанными классическими. Потому то не излишнимъ почитаю изложить, по примѣру прежнему, внушенное мнѣ думаю и относительно этихъ десяти годовъ, начавшихъ какъ бы колебать вѣру занимающихся Грузіею въ указанія настоящихъ историковъ ея, въ особенности въ одно изъ достопримѣчательныхъ для Грузіи событій,-- вступленія на престолъ царицы, излившей на нее необычное для Грузинъ благоденствіе. Въ думѣ: Сводя надписей (сы Разр. III.), я уже представилъ о трудности сличенія тогдашнихъ лѣтосчисленіи Грузинъ даже съ тѣми, которыми руководствовались сосѣдственные съ ними народы, и объяснилъ въ своемъ мѣстѣ (Сборникъ къ ІІ-му Разряду, стр. 16), что послѣ основныхъ ознакомителей съ Грузинскою исторіею, Вахтанга и Вахуштія, любознательность запада Европы изыскивала многія средства къ пріисканію указателей, ускользнувшихъ отъ ихъ вниманія, въ упованіи приведенія въ ближайшую ясность, посредствомъ новыхъ открытій, несогласующагося въ этихъ исторіяхъ съ вошедшимъ издавна въ классически-преподающія о царствахъ Азіи. При окончаніи этого ІІІ-го Разряда дума указала мнѣ именно на ту любознательность, которая внушила Сенъ-Мартену (Saint-Martin) достойное этого знаменитаго оріенталиста влеченіе изслѣдовать историческій бытъ Арменіи {Mémoires historiques et géographiques sur l'Arménie, par M. J. Saint-Martin, изданіе 1819 года, но рѣдко встрѣчающееся въ продажѣ. Я видѣлъ его у одного занимающагося писаніемъ о Грузіи, но не могъ выпросить даже для прочтенія, и обязанъ книгопродавцу г. Hauer за выписаніе для меня этой книги, во къ сожалѣнію поздно, когда большая часть моей уже была напечатана.}. Приложеніе къ его изысканіямъ перевода исторіи древняго дома Орбеліанъ, равно знаменитаго въ Армянскомъ и Грузинскомъ царствахъ, побудило его, для разъясненія представляемаго имъ перевода, ознакомиться съ исторіею и той страны, въ которой, можно сказать, вѣковалъ этотъ княжескій домъ и въ потомкахъ своихъ являетъ и донынѣ одну изъ значительныхъ фамилій Грузіи, отличенную какъ брачными союзами съ царствовавшею династіею, такъ и вѣковымъ, ревностнымъ служеніемъ отчизнѣ своей. Разъясненія эти изложены въ примѣчаніяхъ къ переводу его и исполнены критическо-безпристрастнымъ разборомъ свѣдѣній, почерпнутыхъ имъ, къ сожалѣнію, не изъ самихъ исторій Грузіи, а изъ тѣхъ только, которыя были извлекаемы изъ нихъ путешественниками; но высокое соображеніе его умѣло извлечь и изъ нихъ близкое къ историческому ходу событій, и хронологическая часть ихъ обратила на себя особенное вниманіе его Удобство сличеній ея съ событіями, совершившимися въ сосѣдственныхъ государствахъ, посредствомъ манускриптовъ, не для всякаго доступныхъ, открыла ему возможность приблизить эти событія къ тѣмъ лѣтосчисленіемъ, которыми руководствуется Европа, и по нимъ указать, что Георгій ІІІ-й, какъ бы вопреки указаніямъ Вахуштія, опредѣлившаго кончину его въ 1174 году,-- былъ еще живъ въ 1184-мъ, и что Тамаръ, вступя въ томъ же году на царство, скончалась не въ 1202, а царствовала еще и въ 1208 году. Всѣ эти указанія достойны истиннаго уваженія, въ особенности для тѣхъ, которые не признавали совершенія событій въ Грузіи единственно потому, что они совершались какъ то ранѣе десятью годами противъ тѣхъ же самыхъ событій, совершеніе которыхъ въ другихъ исторіяхъ показано по знакомому имъ счисленію. Но виною этому не событія, а собственно неизысканіе причинъ къ этому отступленію Вахуштія. Въ такомъ казусномъ случаѣ, въ ожиданіи разъясненія и имѣя видимыя доказательства этого можетъ быть неумышленнаго отступленія Вахуштія отъ лѣтосчисленія, и не отъ хода событій историческихъ, показанныхъ ясно въ исторіи его, дума полагаетъ не только дозволительнымъ, но и правильнымъ, для приведенія къ общепринятому -- прикладывать къ годамъ, показаннымъ Вахуштіемъ, эти спорныя 10 лѣтъ, покрайней мѣръ съ періода кончины Георгія (1171 = 1184") {Т. е. считая его по Грузинскому лѣтосчисленію 1174, а по Европейскому 1184-мъ.} до 1289 года, признаваемаго, какъ сказано выше, какъ бы соединяющимъ лѣтосчисленіе Вахуштія съ общепринятымъ въ Россіи. Это прибавленіе тѣмъ болѣе дозволительно, что оно подкрѣплено и новыми открытіями. Достойнѣйшій ученикъ и преемникъ Сенъ-Мартена въ изслѣдованіяхъ Армянскихъ и Грузинскихъ достопримѣчательностей, М. И. Броссе, упоминая о нѣсколькихъ надписяхъ, уцѣлѣвшихъ въ древнихъ Армянскихъ монастыряхъ, начинаетъ и самъ опредѣлять кончину Тамари даже не въ 1208, а уже въ 1212 или 19-мъ году вашего лѣтосчисленія, и это правдоподобно. 10 лѣтъ, приложенныхъ къ 1202-му, показанному Вахуштіемъ для сего событія, укажутъ на этотъ 1212-й или 13-й годъ. Десятилѣтнее царствованіе сына ея укажетъ также на своевременное начало его въ 1212-мъ, вмѣсто 1202-го, и на кончину, послѣдовавшую по сему расчисленію въ 1222-мъ, какъ совершившуюся, по словамъ и самихъ Грузинскихъ историковъ, во время перваго вторженія Монголовъ въ Персію и Грузію,-- а оно было въ 1220-мъ; кончина же его, указанная Вахуштіемъ, предшествовала бы, по Европейскимъ лѣтосчисленіямъ, 10-го годами прибытію причинившихъ ему смерть. Письмо Русуданы къ папѣ Гонорію II {Annales écclésiastiques de Baronius, continuées par Beynald, T. XX, p. 534 et suite. Въ нихъ упоминается также и о письмѣ къ тому же папѣ этого же Іоане (Орбеліана), въ которомъ онъ именуетъ себя Эмиромъ, Спасаларомъ (главнокомандующимъ войскъ) всея Грузіи и Арменіи. Это письмо достопримѣчательно еще и тѣмъ, что въ немъ показано число войскъ, отправляемыхъ въ Палестину, именно -- сорокъ тысячъ воиновъ.}, въ 1224-мъ году, съ извѣщеніемъ о вступленіи ея на престолъ послѣ брата своего Георгія IV, о нашествіи Монголовъ и освобожденіи отъ нихъ, равно какъ и о готовности отправить войско, подъ начальствомъ главнаго полководца ея, Іоане, для соединенія въ Палестинѣ съ императоромъ Фридрихомъ, служитъ также доказательствомъ, что провозглашеніе себя царицею, по Грузинскому указанію въ 1212-мъ году, должно относиться къ 1222-му, а кончила ея къ 1247-му, вмѣсто показаннаго 1237 года. Тогда и нашествіе въ 1225 году Джелал-эд-дина и изгнаніе его, во второе вторженіе Монголовъ въ 1231-мъ, будутъ сообразоваться съ лѣтосчисленіемъ Европейскихъ исторій. Этому расчету также не противорѣчитъ и названіе Давида V царемъ въ 1243 году, потому что этимъ титуломъ могъ онъ быть облеченъ со времени признанія его въ семъ санѣ Байчу-Ноявомъ, несмотря на царствованіе Русуданы, противъ которой онъ именно и выставлялъ въ Давидѣ законнаго царя Грузіи.
Всѣ эти доводы подтверждаютъ, что приложеніе этихъ десяти годовъ къ годамъ, показаннымъ Вахуштіемъ, не можетъ ни въ какомъ случаѣ исказить точности историческихъ указаній его по одному только тому, что онъ, согласно своимъ исчисленіямъ, признавалъ 1202 за 1212 годъ. Замѣтившіе же, что эта кажущаяся для нихъ запутанность встрѣчается не въ одномъ только этомъ году, но и въ предшествовавшихъ и послѣдовавшихъ ему годахъ, могутъ тѣмъ болѣе удостовѣриться, что это уже не запутанность въ его исчисленіяхъ, но постепенность соблюденія какого либо неизвѣстнаго для нихъ лѣтосчисленія. Въ такомъ случаѣ, безъ всякаго опроверженія неизвѣстнаго, я полагаю, что едва ли кому причтется въ преступленіе противъ точности исторической и противъ указаній Вахуштія, если, для сличенія одновременности, сохраняться будетъ въ памяти, что этотъ, напримѣръ, по Вахуштію 1202 годъ, соотвѣтствуетъ 1212 году по другимъ лѣтосчисленіемъ. И это тѣмъ удобнѣе къ исполненію и къ уничтоженію недоразумѣній, что подобныя сличенія вошли нынѣ въ общее уже употребленіе, такъ что тѣ событія, которыя совершились, по расчисленію однихъ, въ такой то именно день, не теряютъ точности совершенія своего, хотя день для этого совершенія называется -- Греками по старому стилю, напримѣръ 31-мъ днемъ декабря 1843-го, а другими христіанами по новому -- 12-мъ днемъ января слѣдующаго 1844-го года.