Следующий отрывок из "Комментариев" к статьям, собранным в кн. СИМВОЛИЗМ, хорошо показывает степень знакомства Белого с теософией к 1909 году:

Из книг, относящихся к затронутому вопросу, назовем между прочим следующие:

Fabre d'Olivet. La Langue h é bra ï que restitu é e, 1815.

" " " Histoire philosophique du genre humain.

" " " Vers dor é s de Pythagore.

Lenorman. Histoire de la Magie. Maury. La magie et l'astrologie. Eliphas Lèvi. Dogmes et rites de la haute magie.

" " Histoire de la Magie. Saint-IVег d'Alveydre. Mission des souverains.

" " Mission des Juifs.

H.P. Blavatsky. Isis Unveiled. (I и II v.).

" " La doctrine secr è te. (I-III v.).

Louis Menard. Herm è s Trism é giste. Kiesewetter. Geschichte des Occultismus.

Мы касаемся здесь лишь некоторых книг; книги Ленормана и Кизеветтера носят осведомительный характер. Книги Блаватской представляют собой пеструю смесь удивительных обобщений, в которых спутанность, фантастика и подчас неосторожное обращение с цитатами спорят с талантом и острой проницательностью. Литература, касающаяся тайных знаний, необозрима. Мы разделяем здесь первоисточники (как-то "Зохар", сочинения Маймонида и т.п.) от компиляции, истолкований и пр.

Отдельно стоит разросшаяся ныне теософская литература: сюда относим мы сочинения А.Безант, Шюре, Паскаля, Лэдбиттера, Мида, Р.Штейнера, Гартмана, Синнета и др.

Из журналов, посвященных вопросам теософии, укажем: "The-osophist", "Revue th é osophique", "Lotus-journal", "Annales Th é o-sophiques", "Adyar Bulletin", "Theosophical Review", "Isis", "The-osophy in India", "Neue Lotosbl ü then", "Bolletino d é lia Sezion Ita-liana", a y нас "Вестник Теософии" (с.624).

Сами эти "Комментарии", равно как и "Касания к теософии", заслуживают объемистой статьи. Мне здесь придется, главным образом, сосредоточиться только на выяснении названных книг и авторов. (К сожалению, иногда невозможно дать информацию о русских переводах: американские библиотеки по вполне понятным причинам не очень стремились к собиранию переводов таких текстов на русский язык; но и Белый их читал, главным образом, по-французски или по-немецки). В тех случаях, когда в этом есть необходимость, я добавляю сведения, подтверждающие или выясняющие тот или иной факт и заимствованные из "Материала к биографии (интимного)" и других источников, или отсылаю к воспоминаниям самого Белого. Мной не оговаривается "культурный минимум", т.е. отношение Белого к Шопенгауэру, Ницше, Мережковскому и т.д., о котором он неоднократно и подробно писал во всех своих мемуарах. О некоторых вещах ("АгарIа", о "Гориванше") я пока ничего не могу добавить.

Условные сокращения, принятые в примечаниях: АП -- "автобиографическое письмо" Иванову-Разумнику ("Cahiers du monde russe et soviétique", 15, No 1-2, 1974); ВБ -- "Воспоминания о Блоке". -- "Эпопея", No 1-4, 1922-23; КС -- "Комментарии" в кн. СИМВОЛИЗМ (М., 1910); "Материал" -- "Материал к биографии (интимный)" (ЦГАЛИ, ф.53, оп.2, ед.хр.З); НВ -- НАЧАЛО ВЕКА (М., 1933); "Переписка" -- А.А. БЛОК И АНДРЕЙ БЕЛЫЙ. ПЕРЕПИСКА (М., 1940).

1896

"...намечается огромный нутряной интерес к проблемам философии; уже тайком от папы забираюсь к нему в кабинет и читаю доступные моему пониманию философские книги, "Вопросы философии и психологии"; начинают интересовать проблемы гипнотизма, спиритизма и оккультизма; производят потрясающее впечатление "Отрывки из Упанишад" и "Тао" Лао-Дзы [период до лета]. /.../ Прочитываю книгу Блавадской "Из пещер и дебрей Индостана" и совершенно ею увлекаюсь. Начинаю усиленно интересоваться теософическим обществом. Тут заболеваю (воспаление легких). Выздоровление связано для меня с сильным проявлением мистической жизни. Я начинаю искать литературу по тайным наукам; прочитываю "Голубые горы" Блавадской [Осень]" ("Материал"; ср. также АП, с.59-60).

Блаватская (у Белого чаще всего неправильно "Блавадская"), Елена Петровна (урожд. Ган, 1831-1891) -- русская основательница, вместе с американским адвокатом Col. Henry S. Olcott, Теософского Общества в Нью-Йорке (осенью 1875 г.). Она (Madame Hélène Blavatsky) написала по-английски ряд сочинений по оккультным вопросам. Ее книги ИЗ ПЕЩЕР И ДЕБРЕЙ ИНДОСТАНА. Письма на родину Радда-Бай (М., 1883) и ГОЛУБЫЕ ГОРЫ[т.е. ЗАГАДОЧНЫЕ ПЛЕМЕНА НА "ГОЛУБЫХ ГОРАХ", 1893) были написаны для журнала "Русский Вестник". Они были переведены на англ., франц., немецкий и др. языки. Ее имя часто встречается в КС (461, 486, 491-492, 494-495, 505, 619, 621, 623-624).

1897

Аллан Кардэк (Allan Kardec; наст. фамилия: Rivail, Hippolyte Léon Denizard, 1803-1869) -- основатель французского спиритизма, автор ряда книг по спиритизму: LE LIVRE DES ESPRITS CONTENANT LES PRINCIPES DE LA DOCTRINE SPIRITE etc. (Paris, 1857); PHILOSOPHIE SPIRITUALISTE. LE LIVRE DES ESPRITS etc. (Paris, 1860); LE SPIRITISME À SA PLUS SIMPLE EXPRESSION etc. (Paris, 1862, в русском переводе: СПИРИТИЗМ В САМОМ ПРОСТОМ ЕГО ВЫРАЖЕНИИ. Краткое объяснение учения духов и их проявления. (Лейпциг, 1864).

"Отрывки из Упанишад", с эпиграфом из Шопенгауэра, в переводе Веры Джонстон, появились в журн. "Вопросы философии и психологии", 1896, кн.1(31) (январь), с. 1-34.

Статья "Что такое доктрина Теософического Общества" Всеволода Сергеевича Соловьева (1849-1903), брата философа, была напечатана в третьей книге (май) журн. "Вопросы философии и психологии" за 1893 г. (с.41-68 [вторая пагинация]). В 1892 г. он печатал серию статей-воспоминаний о Блаватской в восьми выпусках (февраль-май, сентябрь-декабрь) журн. "Русский Вестник". В 1893 они были выпущены отдельным изданием в Петербурге: "СОВРЕМЕННАЯ ЖРИЦА ИЗИДЫ". Мое знакомство с Е.П. Блаватской и теософическим обществом. Журнальная публикация вызвала бурный протест сестры Блаватской, Веры Павловны Желиховской: Е.П. БЛАВАТСКАЯ И СОВРЕМЕННЫЙ ЖРЕЦ ИСТИНЫ. (СПб, 1893).

"...но самое главное событие моей внутренней жизни, это -- даже не философское откровение, а открытие, так сказать, пути жизни, которым мне стала философия Шопенгауэра. На том Шопенгауэра я еще наткнулся в Москве, в кабинете отца; это был первый том "Мир как воля и представление". Увидев, что эпиграф к этому тому восхваляет Веданту, столь мной любимую, решаю, что это именно то, что мне нужно; /.../ мое недавнее тяготение к востоку, к Веданте и к теософии, мое увлечение литературой о спиритизме опять-таки объяснено мне; в Шопенгауэре вижу я соединение востока и запада; зачем теософия, буддизм, Индия, когда все ценности востока влиты в запад Шопенгауэром" [июль-сентябрь] ("Материал").

1901

"...надо сделать мировоззрительные выводы из накопившихся материалов мистического опыта; это -- дело будущего. /.../ Это время [июнь] опять-таки мне отметилось очень интересною встречею с вернувшейся из Парижа, где она жила много лет, Анной Сергеевной Гончаровой; А.С. Гончарова (из семьи "Пушкинских" Гончаровых) была одна из первых эмансипированных русских женщин; давние разговоры ее с папой пробудили в ней интерес к философии; она окончила в свое время Сорбонну и стала первым "доктором философии" (из русских женщин); с той поры она годы жила исключительно интересами философии, психологии, будучи лично знакома с Ришэ, Бутру и Шарко; она потом вся ушла в интересы экспериментальной психологии, изучала книги по гипнотизму; вместе с тем она первая из русских взошла на вершину Монблана; /.../ впоследствии она долго занималась проблемами эстетики; несколько лет она безвыездно жила в Париже, а теперь вдруг вернулась в Москву -- убежден-нейшей теософкою, лично знакомой с Анни Безант, Ледбитером и Паскалем (парижским теософом); в этот период она бывала у нас почти каждый день, разговаривая с папой и главным образом со мною о теософии и снабжая папу и меня брошюрками Безант и Паскаля. /.../ А.С. Гончарова стала явно мне проповедовать теософию и восхвалять Блавадскую /../с одной стороны я с жадностью выспрашивал у А.С. Гончаровой детали доктрины, во многом с ней соглашаясь (в проблеме эсотеризма, учения о строении человека, в гнозисе); с другой стороны резко отталкивался от нот буддизма и востока, видя здесь опасное утопление христианского эсотеризма в общевосточном; /.../ мне нужна "христианская теософия", а не восточная" ("Материал"). См. также "сентябрь" в "Материале": "...с этого месяца в нашем доме часто появляется Пав. Ник. Батюшков (внучек поэта) и двоюродный брат А.С. Гончаровой; мы просиживаем с ним долгими вечерами и разговариваем о теософии, с которой я уже недурно знаком по книгам Безант и Ледбитера; он мне рассказывает о Миде, о злобах дня Теософ. О-ва; я раза 2 в неделю бываю у А.С. Гончаровой, с которой все более и более связывают меня ноты внутреннего развития; "Путь посвящения" становится зовом души: сильнейшие впечатления производит "Свет на пути"; и все то, что мне рассказывает Гончарова, как комментарий к Бхагават-Гите".

Ср. также НВ, 56-58, и АП, 60: "Посередине же четырнадцатилетия 1895-1908, именно в двух годах, вернее в годе, сложенном из второй половины 1901 года и первой половины 1902 года живейшая встреча с теософкой Гончаровой, умнейшей, образованнейшей, барышней, "доктором" философии, в это время появившейся в Москве и учредившей первый кружок в Москве; потом она уехала, оставив своего двоюродного брата, Батюшкова; в этот период опять читаю: Паскаля, Безант и т.д. Но теософические интересы не превалируют; они -- внутри христианских".

Батюшков, Павел Николаевич (1864 - ок.1930) -- один из "аргонавтов", историк и теософ. Деятельный сотрудник ж. "Вестник Теософии", автор книг: ЭЗОТЕРИЗМ РЕЛИГИИ (СПб, 1911), ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ (СПб, 1913), ПУТЬ ДУХОВНОГО ПОЗНАНИЯ (СПб, 1913), впервые появившихся в "Вестнике Теософии". Его перевод (с английского) из СВЕТА НА ПУТИ напечатан в первом сборнике "Свободная совесть" (1906), с. 140-152. Он и "бедный рыцарь" (НВ, 55 и след.) и чудак "безвреден, благороден, но узок" (НВ, 55).

Синнет (Sinnett, Alfred Регсу, 1840-1921) -- английский теософ, сотрудник Е.П. Блаватской и Олкотта, с которыми он познакомился в Индии, где он жил много лет. Его книги THE OCCULT WORLD (London, 1881; LE MONDE OCCULTE, HYPNOTISME TRANSCENDANT EN ORIENT, Paris, 1887; Белый, наверное, имеет в виду эту нашумевшую книгу) и ESOTERIC BUDDHISM (London, 1883; LE BUDDHISME ESOTERIQUE, OU POSITIVISME HINDOU, Paris, 1890; франц. перевод упомянут в КС, 461) много способствовали распространению теософской идеологии и в Индии, и на Западе. Он также написал одну из первых книг о Блаватской: INCIDENTS IN THE LIFE OF MADAME BLAVATSKY (London, 1886).

Мид (Mead, George Robert Stow, 1863-1933) -- английский теософ, личный секретарь Е.П. Блаватской, специалист по истории раннего христианства и гностицизма. После своего ухода из Теософского Общества в 1908 г. основал Quest Society. Белый в письме от 1(14) 1912 г. Блоку назвал его "ученым филологом теософом" ("Переписка", 293).

Безант (Besant, Annie, 1847-1933) -- английская писательница и общественный деятель (Fabian Society, Secular Society), одна из лидеров Теософского Общества (Adyar) и с 1907 г. -- его председатель. Среди множества ее работ нет книги, названной "Vers le Temple". Ее книга THE ANCIENT WISDOM. AN OUTLINE OF THEOSOPHICAL TEACHINGS (London, 1897; LA SAGESSE ANTIQUE, Paris, 1899) была переведена на русский язык Еленой Писаревой ( ДРЕВНЯЯ МУДРОСТЬ. Очерк теософических учений. (СПб, 1913 [второе издание]), и Белый цитирует этот перевод в КС, 495, 498-500.

Паскаль (Pascal, Dr. Théophile, 1860-1909) -- французский оккультист и теософ, автор ABC DE LA THEOSOPHIE (Paris, 1897); LA REINCARNATION etc. (Paris, 1895) и др. книг. Написал предисловие к французскому переводу книги Безант DEA ТН -- AND AFTER? (London, 1893; LA MORT ET VAU-DELA, Paris, 18%).

Ледбитер (Leadbeater, Charles Webster, 1847-1934) -- английский священник, снявший сан. Активный деятель Теософского Общества и ближайший сотрудник Безант. Сферой его особого интереса было ясновидение (clairvoyance). В 1906 г. разразился скандал в связи с гомосексуальными пристрастями Ледбитера и его заставили уйти из Теософского Общества; принятие его обратно в 1908 г. по настоянию Безант вызвало массовый выход из Общества и его раскол.

В перечне "писаний" Ледбитера, приводимом Белым, царит полная путаница относительно принадлежности того или иного текста автору или приведение несуществующих заглавий. СВЕТ НА ПУТИ (LIGHT ON THE PATH. A Treatise written for the personal use of those who are ignorant of the Eastern Wisdom, etc., 1885) принадлежит англичанке Mabel Collins (1851-1927). Книга была особенно чтима Штейнером и Белым (см. упоминания о ней в кн. Белого ВОСПОМИНАНИЯ О ШТЕЙНЕРЕ). ГОЛОС БЕЗМОЛВИЯ fu другие избранные отрывки из "Книги золотых правил"] (VOICE OF THE SILENCE. Being chosen fragments from the "Book of the Golden Precepts", 1889; нем. пер., Leipzig, 1893) принадлежит перу Е.П. Блаватской. СВЕТ НА ПУТИ является первой открыто теософской книгой, изданной в России (в конце 1905 г.), в переводе теософки Е.Ф. Писаревой (см. также прим. о Батюшкове). С этой книги Писарева начала систематическую публикацию теософской литературы в России, главным образом выпущенной ее издательством "Лотус" (Калуга). После 1917 г. Писарева продолжала свою деятельность в эмиграции.

Книги Ледбитера: НЕВИДИМЫЕ ПОМОЩНИКИ (INVISIBLE HEL-PERS, London, 1899; LES AIDES INVISIBLE, Paris, 1902; НЕВИДИМЫЕ ПОМОЩНИКИ И НЕВИДИМЫЙ МИР, Калуга, 1909); АСТРАЛЬНЫЙ ПЛАН (THE ASTRAL PLANE, London, 1895; LE PLAN ASTRAL, Paris, 1899).

LE SON DANS LA NATURE не существует; есть его же L'OCCULTISME DANS LA NATURE (entretiens d'Adyar) (перевод: THEOSOPHI- CAL TALKS AT ADYAR, London, 1910), вышедшая в Париже только в 1911-1913.

Ср. также его КРАТКИЙ ОЧЕРК ТЕОСОФИИ (Калуга, 1911; перевод: AN OUTLINE OF THEOSOPHY, London, 1902).

1902

Шюре (Schuré, Edouard, 1841-1929) -- французский оккультист, член парижского "Теософического Общества Востока и Запада". Затем приверженец антропософии и ранний сотрудник Р.Штейнера, о котором он писал и работы которого переводил. Написал серию пьес-мистерий под названием LE THEATRE DEL'AME ( 1900-1905). Среди его книг: LE DRAME MUSICAL, 2 тт. (Paris, 1875 и несколько перераб. изд.) и LES GRANDS INITIES[не Unités!]. Esquisse de l'histoire secr è te des religions (Paris, 1889; много переизд.). См. КС, 462: "В попытке преодолеть выдвинутую Ницше проблему автор соприкасается иногда с Э.Шюре ("Le drame musical")", и КС, 623: "Шюре в своем сочинении "Les Grands Initi é s" популяризирует взгляды Фабра д'Оливье и д'Альвейдра; он пишет...".

Фулье (Fouillée, Alfred, 1838-1912) -- LA PHILOSOPHIE DE PLATON, 2 тт. (Paris, 1869; много переизд.). См. КС, 474: "Альфред Фулье -- ему принадлежит ряд сочинений подчас интересных, подчас слабых, среди которых отметим его сочинения о Канте и Платоне /.../ Фулье присуща неясность изложения и сбивчивость в терминологии".

"...В эти же дни [сентябрь-октябрь] я начинаю посещать первый теософский кружок, собирающийся у Кохманской при ближайшем участии Батюшкова (А.С. Гончарова -- уехала в Париж); здесь знакомлюсь между прочим с Писаревой и М.В. Сабашниковой, тогда -- юною девушкой; "Теософы" отталкивают меня от себя; и я прерываю посещение кружка, но с Батюшковым -- продолжаю дружить, хотя несколько подсмеиваюсь над теософией" ("Материал").

1903

"...интересуюсь гностиками и т.д.". В "Материале" чтение большинства из названных здесь авторов отнесено к осени 1901 года. Например: "Я погружаюсь в толкования Апокалипсиса (между прочим Оберлена), читаю кое-что из томов Сведенборга "L'Apocalypse expliqué"" (сентябрь 1901 г.); или: "Я перешел к чтению в Музее отцов Церкви; и главное -- к изучению творений Исаака Сириянина, оставлявших в душе моей сильнейшее впечатление" (сентябрь 1901 г.); или: "А.С. Петровский подкладывает летопись Серафимо-дивеевского монастыря; и с этой поры эта книга становится моей настольною книгою; образ Серафима, весь чин молитв его, оживает в душе моей; с той поры я начинаю молиться Серафиму; и мне кажется, что Он -- тайно ведет меня; образ Серафима, как невидимого помощника, вытесняет во мне образ покойного Вл. Соловьева; я весь живу Дивеевым /.../". Ср. АР, 60: "Во втором полугодии 1902 года усиленно читаю все о св. Серафиме; и чрез опыт "молите", установленных Серафимом, впервые внутри молитв имею узнание о том, что позднее откроется, как "Импульс Христа"".

Исаак Сириянин (или Сирин), умер в конце VII в. О русских переводах его сочинений см. ПУТИ РУССКОГО БОГОСЛОВИЯ Г.Флоровского (Париж, 1937; 2-е изд. 1981), с.392.

Оберлэн (Auberlen, Cari August, 1824-1864) -- немецкий богослов. Среди его книг: DER PROPHETDANIEL UND DIE OFFENBARUNG ЮНА- NNIS IN IHREM GEGESEITIGEN VERH Ä LTNIS, etc. (Basel, 1854); DIE G Ö TTLICHE OFFENBARUNG, 2 тт. (Basel, 1861-64). Штейнер часто цитирует его сочинения.

Сведенборг (Swedenborg, Emanuel, 1688-1772) -- L'APOCALYPSE EXPLIQUE SELON LE SENS SPIRITUEL, etc., traduit du latin, 7 тт. (1855-59)[APOCALYPSIS EXPLICATA SECUNDUM SENSUM SPIRITUALEM, etc. 1875].

Вронский (Hoene-Wrónski, Józef-Maria, 1778-1853) -- польский математик и оккультист ( PROGRAMME DU COURS DE PHILOSOPHIE TRANSCEDANTALE, Paris, 1811; PHILOSOPHIE DE l'INFINI, etc., Paris, 1814; PHILOSOPHIE ABSOLUE DE l'HISTOIRE, OU GENESE DE INHUMANITE, 2 тт., Paris, 1852); автор многих книг на мессианские темы.

В "Материале" за август 1903 г. Белый пишет: "...я намереваюсь прочесть в Москве публичную лекцию "Символизм, как мировоззрение", и обдумываю ее содержание; в этом месяце я пишу статью "О теургии" для "Нового Пути"[1903, No 4] и отсылаю в редкацию (а может быть, пишу эту статью месяцем раньше)". См. также статью СИМВОЛИЗМ, КАК МИРОПОНИМАНИЕ. -- "Мир Искусства", 1904, No 5. Далее в "Материале" за октябрь 1903 г. читаем: ""Аргонавты" себя ощущали не только символистами, но символистами практиками, теургами. /.../ возникла попытка: дать социальное выражение индивидуальным переживаниям отдельных людей; и -- найдено было мной слово: и это слово -- "мистерия". Мы -- стремились к "мистерии", к творчеству жизни, к конкретному перевороту; /.../я [оформлял стремление к действию] в сознании sui generis чина "элевзинских мистерий" нашего времени".

1904

Штейнер (Steiner, Rudolf, 1861-1925) -- основатель антропософии. Его кн. DAS CHRISTENTUM ALS MYSTISCHE TATSACHE UND DIE MYSTERIENDES ALTERTUMS вышла в Берлине в 1902 г. В КС, 462 Белый отмечает французский перевод Шюре (LE MYSTERE CHRETIEN ET LES MYSTERES ANTIQUES), вышедший в Париже в 1908 г.

В письме от 1(14) 1912 г. Блоку Белый писал: "Если взять списочек книг, выпускаемых теософическим обществом, где наряду с перлами вроде "Свет на пути", " Бхагавад-Гитой", популярными, иногда интересными, но невысокого полета книжечками Безант и Ледбитера, ученым-филологом теософом Мидом и пр., попадаются и книжки Р.Штейнера (на русском языке имеются "Путь к посвящению" и "Феософия" -- обе не интересны для нас с тобою); прочтя эти книжки, скажешь невольно: "Или это рядовой теософский писатель, или это сознательный педагог, миссия которого растолкать спячку немецких 'тетушек ', прикрывающий свои знания общетеософскими трюизмами, или это эстетически безвкусный человек". Но, сказав так, задумаешься: иные места книг сквозят огромной близостью (так среди пустыни бывает иногда заброшен едва заметный прелестный цветочек).

Несколько лет тому назад я прочел его книгу "Мистерии христианства и мистерии древности" И, прочтя, сказал себе: "Вот скучный человек". Сказал и забыл. Тогда Штейнер впервые появился на теософском горизонте; с ним меня познакомил некогда П.Н. Батюшков (помнишь -- смешной человечек с огромным носом: не то грузинский князек, не то индусский святоша)..." ("Переписка", 293).

Мюллер (Millier, Friedrich Max, 1823-1900) -- немецкий антрополог, историк религий, переводчик индийской религиозной литературы (УПАНИШАДЫ). Автор THEOSOPHIE ODER PSYCHOLOGISCHE RELIGION (Leipzig, 1895) и многих книг об индийской религии. См. КС, 461: "к этому вопросу [религиозного творчества] относятся многочисленные и малоговорящие сочинения М.Мюллера"; там же, 462: "Упоминая Макса Мюллера, я разумею в данном случае его бессистемную, уму ничего не говорящую, но весьма "почтенную" книгу: "Шесть систем индусской философии" (есть русский перевод); если сравнить эту книгу с книгами Дейссена [см. ниже], то обнаружится несогласие во взглядах на Восток между обоими учеными; в то время как М.Мюллер с высоты своего профессорского величия почти третирует проблемы, которыми занимается, -- Дейссен с огромным проникновением вводит нас в понимание сущности метода мышления у мудрецов Индии". См. также: КС, 542, 573, 586, 608,621.

1905

Стансы Шанпара -- по всей видимости, "Шанпара" -- описка, Белый мог иметь в виду Шанкара (или Шанкарачарья, кон. VIII-ХI вв.): знаменитый индийский философ, реформатор индуизма, один из главных учителей и проповедников философской школы Веданта. Теософская литература часто цитирует его сочинения (главные -- комментарии на индийские религиозные тексты). Найти среди его работ упоминаемые Белым "Стансы" не удалось.

Стансы книги "Dzian" -- по свидетельству Е.П. Блаватской, ее книга THE SECRET DOCTRINE[см. ниже] основывается на мистических древних текстах "Stanzas of Dzyan" ("Stances de Dzyan"). (До сих пор эти тексты никому не удалось обнаружить). Они целиком напечатаны в 1-м т. THE SECRET DOCTRINE и были выпущены отдельным изданием (1892; много изд.). В КС, 491 Белый пишет: "Блаватская приводит в первом томе "Doctrine Secr è te " девять космогонических стансов из неизвестной филологам книги "Дзиан". Весь первый том состоит из комментария к этим стансам". Там же, 491-492, Белый излагает содержание этих стансов.

Фукар (Foucart, Paul-Franèois, 1836-1926) -- LES GRANDS MYSTERES d'ELEUSIS (Paris, 1900). Белый отмечает его в КС, 458 в списке научной литературы по элевсинским мистериям ("К более поздним исследованиям следует отнести работы Фукара"). Там же он пишет: "...что же касается до Елевзинских мистерий, то все данные, на которых опираемся мы, смутны, но вывод, напрашивающийся сам собою после изучения вопроса о мистериях, -- один: в мистериях не преподавалось эсотерической доктрины, но творчески доктрина переживалась /.../. Елевзинские мистерии, по мнению В.Иванова и других, живой и действенный фокус культурной жизни Греции; /.../ Греческие культура, наука и философия предопределены творческим приматом". См. также КС, 521-523.

Lacroix Paul (1806-1884) -- французский романист, библиограф и популяризатор, написавший необозримое количество работ по истории литературы и по истории средневековья, ХVII-ХVШ вв. (им написано даже несколько книг по истории России, как например, биография Николая I, издание писем Madame de Krudener). Опубликовал многочисленные работы на оккультные темы под псевдонимом "le bibliophile Jacob", "P.L. Jacob, bibliophile"). Среди них: CURIOSITES DES SCIENCES OCCULTES (Paris, 1862); CURIOSITES INFERNALES (Paris, 1886); HISTOIRE DES MYSTIFICATEURS ET DES MYSTIFIES, 3 тт. (Bruxelles, 1856-1858) и т.д. В общем каталоге Национальной Библиотеки (Paris, 1925) только его работы занимают 35 страниц.

Трубецкой, князь Сергей Николаевич (1862-1905) -- религиозный философ, последователь Вл. Соловьева, редактор ж. "Вопросы философии и психологии", профессор Московского ун-та. У него Белый слушал лекции. УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ, ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, том первый (М., 1900); собр. соч., т.IV (1906). Книга отмечается в КС, 625.

В КС примечание к фундаментальной статье ЭМБЛЕМАТИКА СМЫСЛА пестрят упоминаниями о до-сократовской философии (Анаксагор, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, Зенон, Парменид, Пифагор, Эмпедокл и др.) (КС, 490-91, 495-97). Об орфизме см. КС, 522-23, 596. См. также ВБ ("Эпопея", No 4, 68): "протягиваются связи между мной и Нилендером, канувшим в философские проблемы, нащупывающим огромные, но еще самому неясные мысли о гностиках, об орфических гимнах, о культах Гекаты и о проблемах мистерии: и под влияньем Нилендера начинаю почитывать кое-какую литературу, затрагивающую эти предметы: прочитываю исследование Новосадского "Об орфических гимнах"; и Лобек, Фукар, Роде, Бругман теперь начинают во мне говорить" (конец 1907 г.).

1906

В письме от 1(14) 1912 г. Блоку Белый пишет: "Но все это внимание мое было каким-то случайным: помню в Мюнхене, в роковой для меня 1906 год, я случайно встретил там Минцлову, с которой был едва знаком; она звала меня тогда посетить лекцию Штейнера: я прозевал вечер и, конечно, на лекцию не пошел: Минцлова в то время была близкой его ученицею. По возвращению в Россию чаще и чаще приходили вести о Штей-нере: то тот, то другая возвращались из Германии, полоненные им. В Москве где-то под боком с символизмом приютилось какое-то странно-нелепое гнездо штейнерианок и штейнерьянцев. По Москве проходили все чаще какие-то самые последние сведения о предметах высоких; в астральной атмосфере Москвы астральные газетчики продавали "Вечерние приложения Летописей Мира ". Там были и сплетни о революции, и сплетни о символизме, и сплетни о Конце Мира. В Москве завелись "Летописи Мира ". "Летописи Мира " издавались в астральной типографии московской секции штейнеровских "тетушек ". Эти приложения всегда было интересно читать (Штейнер не виноват тут)". ("Переписка", 294).

1907

Дейссен (Deussen, Paul, 1845-1919) -- немецкий философ и филолог, много писавший об индийской религии, редактор критического издания Шопенгауэра, 14 тт. (Мюнхен, 1911). У Белого первоначально было "Философия Веданты", затем "Веданты" зачеркнуто и вписано: "Упанишад". Среди его книг: SECHZIG UPANISHADS DES VEDA. Aus dem Sanskrit übersetzt und mit Einleitungen und Anmerkungen (Leipzig, 1897); DAS SYSTEM DES VEDANTA, etc. (Leipzig, 1883); DIE GEHEIMLEHRE DES VEDA. Ausgewählte Texte der Upanishad's (Leipzig, 1907). Первые две книги упоминаются в КС, 462, так же как его[ALLGEMEINE\ GESCHI-CHTEDER PHILOSOPHIE, etc. 2 тт. (Leipzig, 1894-1917); ФИЛОСОФИЯ УПАНИШАД составляет 2-ю часть первого тома этой истории философии. "К сочинениям, затрагивающим вопросы религиозного творчества, между прочим относимы прежде всего сочинения Дейссена: великий немецкий ориентолог блестяще освещает ведантизм в свете сложного дерева браманизма..." (КС, 461). О нем см. также прим. к М.Мюллеру (выше).

1908

В письме от 1(14) мая 1912 г. из Брюсселя Белый писал Блоку: "Несколько лет спустя я слышал в одном кружке чтение ремингтонированной лекции какого-то теософского автора; лекция была главой эзотерического курса; кружок был кружок избранных. И представь: голова у меня закружилась от бури света, от молнии какого-то ясновиденья; и все написанное было каким-то нашим, родным. Когда я спросил, кто автор, мне сказали: "Штейнер " (впоследствии этот отрывок я встретил в скучном и разбавленном виде в его книге "Geheimwissenschaft"...)

Один и тот же человек, писавший для немецких тетушек, написал и вещи, которые не снились Вл. Соловьеву. С тех пор имя Рудольфа Штейнера прозвучало иначе. В то время я был враг теософии (московские теософы с Павлом Николевичем [sic! Белый ошибочно приписывает М.А. Эртелю имя отчество П.Н. Батюшкова] Эртелем и госпожой Писаревой во главе набили мне оскомину: осластили надолго теософию какою-то гниловатою патокой -- в теософских домах прилипали от сладости кресла к моему сюртуку, а рука сжималась в кулак). В то время я не хотел никому признаваться, что Штейнер глубоко вошел в мою душу, ибо Штейнер был в моем представлении зауряднейшим теософом. Но с той самой поры я старался как-то украдкою (от себя и других) доставать интимные лекции Штейнера для немногих; это была всегда эссенция, настоенная на звездах и горном воздухе: из одной капли такой эссенции, разведенной ведром воды, и состоят книги Штейнера, предназначенные для широкого чтения. Я стал, где можно, собирать о Штейнере сведенья: и вот что узнал; я узнал, что Штейнер стал во главе теософского движения, реформирующего самое теософ[ское] движение; он-де переводит индуизм и браманизм официальной теософии на новый язык, выдвигая Средние Века и розенкрейцерские истины; словом, теософию аксентуирует в христианстве он, которому придает особый рыцарский мужественный отпечаток; что в Теософском] Об[щест]ве на него косятся, что за ним всюду следует экстренный поезд германских тетушек. И т.д. Тенденция Штейнера показалась мне симпатичной (конкретизировать теософию): теоретически я себе тогда выделил Штейнера из плеяды теософских деятелей".

В АП, 60 находим: "На исходе 2-го семилетия надоедают Кант, Риккерт, Коген; с осени 1908 года исподтишка опять читаю: Безант, Мида, Ледбитера, посещаю кружок теософов, мне дарят "Doctrine Secr è te"; жадно читаю; опять болезнь, кризис; "имагинация" посвященных; сближение с Минцловой". См. также "Материал": "К.П. Христофорова мне дарит "Doctrine Secrète" Блавадской; углубляюсь в стансы Дзиан" (сентябрь), и "Начинаю посещать теософский кружок К.П. Христофоровой" (октябрь).

Христофорова, Клеопатра Петровна -- по свидетельству "Материала", двенадцатилетний Боря Бугаев познакомился с ней в начале 1893, в тот период, когда ее сыновья входили в его "детское общество". Он часто бывал у нее осенью 1904 г. и позднее. В статье АНДРЕЙ БЕЛЫЙ И РУДОЛЬФ ШТЕЙНЕР ("Мосты", 1968, No 13-14, с.239) Ася Тургенева пишет, что в 1909 г. Белый от нее впервые получил фотографию Штейнера. О поздних отношениях Белого с "истеричной Христофоровой" ("Материал") см. отрывки из "Материала" (1913-15), включенные в настоящую публикацию. 27 писем Христофоровой и 3 открытки ее к Белому за 1903-1910, 1917 хранятся в ГБЛ, ф.25, карт.24, ед.хр.26. Умерла в России в 1934 году.

Эр т ел ь, Михаил Александрович -- историк, теософ, один из "аргонавтов". Сын писателя А.И. Эртеля. Белый дает его портрет в НВ, 63-75: "...и вреден и неблагороден, но широк... до ужаса" (НВ, 55); встреча со "сладким Эртелем" -- "класс изучения шарлатанизма" (НВ, 74). Он же герой очерка Белого ВЕЛИКИЙ ЛГУН -- "Утро России", 1910, No 247, 12 сентября.

"Материал" (декабрь): "Охлаждение с Мережковскими. В конце месяца сближение с Минцловой. Мое заболевание; странные переживания /.../". См. также ПОЧЕМУ Я СТАЛ СИМВОЛИСТОМ (1982): "Мережковский меня преимущественно волнует в 1901 и 1902 годах, в период максимального подъема своего дарования /.../В 1908 году в письме к Мережковскому отмежевываюсь от него. Но уже, в принципе, с 1906 года с утопией о соборном индивидуализме покончено" (49-50).

1909

В "Материале" находим: "скандал [в Петербурге] в кружке на лекции В.Иванова. Отъезд в Бобровку [имение Рачинских в Тверской губ.] к А[нне] А[лексеевне] Рачинской [сестре Григория Рачинского] [январь]. Жизнь в Бобровке /.../ усиленное чтение книг по оккультизму и астрологии [февраль]. Живу в Бобровке: составляю гороскоп [март]".

LA DOCTRINE SECRETE, etc.[THE SECRET DOCTRINE, London, 1888] Е.П. Блаватской впервые вышла в Париже в 1899 г. (т.I: Evolution cosmique. Stances de Dzyan; т.II: Evolution du symbolisme. Science occulte et science moderne). В КС, которые Белый составил в ноябре 1909, он пишет: "Я рекомендовал бы для этой цели огромной сочинение Блаватской

"Doctrine secr è te", в котором наряду с большим количеством вовсе не освещенного материала мы встречаемся с драгоценными черточками, вводящими нас в понимание религиозного творчества" (461). См. также КС, 491, 621, 624.

д'Альвейдр (Saint-Yves d'Alveydre, marquis Joseph-Alexandre, 1842-1909) -- французский оккультист, автор "монументального сочинения" (КС, 622) MISSION DES JUIFS (Paris, 1884), цитируемого в КС, 622-623.

Лэви, Элифас (Lévi, Eliphas, наст. имя: Constant, abbé Alphonse-Louis, 1810-1875) -- французский священник и оккультист. В КС, 624 Белый отмечает его DOGME ETRIRUEL DELA HAUTE MAGIE, 2 тт. (Paris, 1856) и HISTOIRE DE LA MAGIE, avec une exposition claire et pr é cise de ses proc é d é s, de ses rites et de ses myst è res (Paris, 1860). Среди других его книг: PHILOSOPHIE OCCULTE, Ire série (Paris, 1862) и 2е série (Paris, 1865); LE GRAND ARCANE, OU l'OCCULTISME DEVOILE (Paris, 1898).

Папюс (Papus; наст. имя: Encausse, Dr. Gérard, 1865-1916) -- французский оккультист, "маг", гипнотизер, ученик д'Альвейдра, ред. журналов "rinitiation" (1888-1910), "Le Voile d'Isis" (1890-1898) и др. Самый известный популяризатор "герметических доктрин". В период 1901-06 был несколько раз в России, где был принят Николаем II. Среди его многочисленных книг и брошюр: BIBLIOGRAPHIE METHODIQUE DE LA SCIENCE OCCULTE, etc. (Paris, 1892); CLEF ABSOLUE DE LA SCIENCE OCCULTE (Paris, 1889); LES DOCTRINES THEOSOPHIQUES (Paris, 1889); L'OCCULTISME CONTEMPORAIN (Louis Lucas, Wronski, Eliphas Lévi, Saint-Yves d'Alveydre, Mme Blavatsky) (Paris, 1887) и т.д. Его TRAITE ELEMENTAIRE DE SCIENCE OCCULTE, etc. (Paris, 1888) издан в русском переводе в 1904 г.

Гюэйта (Guaita, Stanislas de, 1860-1897) -- французский оккультист, основатель "Ordre Kabbalistique de la Rose-Croix". В КС, 497 Белый отмечает его LE SERPENT DE LA GENESE, 1897, т.е. ESSAIS DE SCIENCE MAUDITES (Paris, 1886) и 1890-97: I. Au seuil du mystère; II: Le Serpent de la Genèse, première septaine: le Temple de Satan; III. Le serpent de la Genèse, deuxième septaine: la Clef de la magie noire. См. также: ROSA MYSTICA (Paris, 1885).

В письме к Блоку от 1(14).05.1912 Белый писал о 1909 г.: "С 1909 года, когда я узнал, как близко проходит линия Штейнера от всего того, что стало для меня "Светом на пути", я повернулся к нему с глубоким благоговением. Я понял, что то, что эсотерически для меня "Чаемый Свет", то свет и для Штейнера: я узнал, что он живет в самом свете, а все его дело -- все штейнерьянство -- необходимое Германии, есть педагогика, приготовительный класс, без которого нельзя подойти ни к чему; в то время, как Штейнер уподобляем пушкинской поэме, дело Штейнера -- азбука (не научившись читать вообще, нельзя читать Пушкина). И вот, зная, кто он и что он, я не присоединился к штейнерьянству, к отблеску отблеска Света, ибо не отблесков отблеска ждал я себе, а... хотя бы отблеска.

Штейнерьянство -- одно; немногие окружающие Штейнера среди сотен поклонников и учеников -- другое; сам Штейнер -- третье. Я уже знал, что из всех раздающихся голосов в Европе, которые должно ловить и нам, единственный и важнейший -- его голос. Но я ждал другого голоса. И о Штейнере я молчал".

Переход Белого к "духовной науке" Штейнера в этот период, вероятно, объясняет его суровое суждение о теософии в КС: "Существующая теософия как течение, воскрешенное и пропагандированное Блаватской, не имеет прямого отношения к нашему представлению о теософии как дисциплине, долженствующей существовать; существующая теософия пренебрегает критикой методов: и от того многие ценные положения современной теософии не имеют за собой никакой познавательной ценности; стремление к синтезу науки, философии и религии без методологической критики обрекает современную теософию на полное бесплодие; современная теософия интересна лишь постольку, поскольку она воскрешает интерес к забытым в древности ценным миросозерцаниям; нам интересен вовсе не синтез миросозерцании, а самые миросозерцания" (505).

1909-1910

В кн. ПОЧЕМУ Я СТАЛ СИМВОЛИСТОМ (63-64) Белый пишет об этом периоде: "И всецело отдаюсь своим интимнейшим переживаниям: чтению эсотерической литературы, мечтам об "ОРДЕНЕ", встрече с Минцловой, приходящей к нам со словами о братстве Розы и Креста и с обещанием быть посредницей между тесным кружком друзей и "учителями". По-новому поднимаются во мне думы всей жизни: о коммуне, о братском опыте".

Под знаком этой думы о "коммуне" и произошло сближение Белого с В.И. Ивановым и А.Р. Минцловой в 1909-10 гг. Бердяев дает следующий портрет Минцловой в своей автобиографии САМОПОЗНАНИЕ (Париж, 1983): "Это была некрасивая полная женщина, с выпученными глазами. В ней было некоторое сходство с Блаватской. Внешность была скорее отталкивающая. У нее были только красивые руки (я всегда обращал внимание на руки). Минцлова была умная женщина, по-своему одаренная, и обладала большим искусством в подходе к душам, знала, как с кем разговаривать. Я воспринимал влияние Минцловой как совершенно отрицательное и даже демоническое. С ней у меня было связано странное видение. После ее приезда в Москву вот что произошло со мной. Я лежал в своей комнате, на кровати, в состоянии полусна; я ясно видел комнату, в углу против меня была икона и горела лампадка, я очень сосредоточенно смотрел в этот угол и вдруг, под образом, увидел вырисовавшееся лицо Минцловой, выражение лица ее было ужасное, как бы одержимое темной силой; я очень сосредоточенно смотрел на нее и духовным усилием заставил это видение исчезнуть, страшное лицо растаяло. Потом Ж., которая обладает большой чувствительностью, видела ее в форме змеи, с которой мне приходилось бороться. Минцлова чувствовала мое враждебное к ней отношение и хотела его преодолеть. Это привело к тому, что в следующее лето она на два дня заехала к нам в деревню, в Харьковскую губернию, по дороге в Крым. Разговоры с ней были интересны. Но ей не удалось склонить меня на свою сторону" (221-222).

Белый познакомился с Минцловой в 1901 г., но их "встреча" произошла только в мае 1909 г. ("Материал"). Белый много пишет о ней и об их близости в своих мемуарах (ВБ, "Эпопея", No 4, 142-144, 149, 153-154, 167, 175-180; МЕЖДУ ДВУХ РЕВОЛЮЦИЙ, 355-362) и резюмирует историю их отношений в этот период в кн. ПОЧЕМУ Я СТАЛ СИМВОЛИСТОМ (68-69; опечатка "1904" поправлена на "1910"):

"В третьем томе "НАЧАЛА ВЕКА" я подробно описал случай с Минцловой; ее посредничество между интимным кружком и учителями, долженствовавшими среди нас появиться, превратилось в хроническое состояние ожидания, во время которого на наших глазах нарушилось равновесие Минцловой; ее первоначальные ценные указания и уроки (позднее обнаружилось, что эти уроки -- материал курсов Штейнера) все более и более отуманивались какими-то не то бредовыми фантазиями, не то кусками страшной действительности, таимой ею, но врывавшейся через нее в наше сознание и заставлявшей меня и Метнера чаще и чаще ставить вопрос о подлинности того "БРАТСТВА", которого представительницей являлась она; ее болезнь и бессилие росли не по дням, а по часам; в обратной пропорциональности с все пышневшей "ФАНТАСТИКОЙ" ее сообщений выявлялись странности ее поведения, оправдываемые лишь болезнью; а -- "ОНИ", стоящие за ней, в облаках ее бреда все более и более искажались; наконец: становилось ясным, что ее бессилие перед иными из умственных затей Вячеслава Иванова, которого она проводила в "СО-БРАТА" нам, выдвигали вопрос: кто же подлинный инспиратор ее: неизвестный учитель или Вячеслав Иванов? Иванов был ценным сотрудником и умным человеком; но я не мог забыть его двусмысленной роли в недавнем мистическом анархизме; для меня во многом Иванов был кающимся грешником, не более: весь же эсотеризм его был для меня лишь более или менее удачной импровизацией над материалом интимных лекций Штейнера, часто субъективированных его личными домыслами); в разрезе "БРАТСТВА" В.Иванов выявлялся все более и более как чужой. Наконец становилось странным: почему все светлое в Минцловой сплеталось со Штейнером, от которого она в болезненном бреду как-то странно ушла, а все темное и смутительное отдавало теми, к кому она пришла и с кем хотела нас сблизить.

Мои сомнения в духе братства, в В.Иванове и в Минцловой под влиянием ряда жизненных случаев достигли максимума весной 1910 года, когда я решил твердо ей это заявить.

Вскоре после этого она странно исчезла: бесследно исчезла; исчезновение это, разумеется, не способствовало доверию к ее мифу о "РОЗЕ И КРЕСТЕ"".

Стадии развития этих отношений и их сущность четко излагаются только в "Материале":

1909

Ноябрь -- Минцлова: ее фантазии. /.../

Декабрь -- Медитации, данные Минцловой.

1910

Январь -- Встречи с Минцловой. В конце января отъезд в Петербург к Иванову.

Февраль -- Живу в квартире у Иванова /.../ главное -- контрапункт разговоров на тему о братстве с Минцловой и другими подходящими к ней 1) я + Минцлова, 2) я и Иванов (о теме Розы и Креста), 3) я и Минцлова + Иванов, -- наш "мистический треугольник", в который я всунут насильно с Минцловой, /.../

4) Минцлова + Иванов + я + Метнер, приехавший в Петербург и договаривающийся с Ивановым; его дружба с Сабашниковой,

5) Метнер + я -- о Минцловой, Иванове, Сабашниковой, 6) Мое усилие присмотреться к будущему коллективу из Θ, намеченному Ивановым /.../ Вот сложный контрапункт отношений, в котором я не могу ни морально найтись, ни медитативно работать (Минцлова дала новые медитации), ни разобраться в версии Минцловой об учителях, ни разобраться в отношениях Минцловой к Иванову /.../.

Март -- Отъезд Минцловой в Москву после бурных и тяжелых сцен между ней и Ивановым. Наша жизнь с Вячеславом Ивановым в обсуждении "братства" /.../ я все более измучиваюсь и все

более сомневаюсь в братстве. /.../ Еду в Москву. Конец месяца полный бред и неразбериха.

Апрель -- /.../ душа -- проходной двор /.../ тут /.../ сладкий Эртель и истеричная Христофорова; я -- лопнул: на вечеринке у Христофоровой мой открытый бунт против Иванова и Минцловой. /.../ Месяц кончается /.../ разгромом "братства" /.../ Май -- Ряд фактов с Минцловой, исчерпывающих мое терпение; уехала в Петербург и молчит, а в Москве от данной ей через меня медитации случается нервное заболевание. /.../ Минцлова требует, чтобы я в мае ехал в Италию, в Ассизи, куда должен приехать Иванов; там [в] Ассизи де, должна произойти наша встреча с розенкрейцерами и "посвящение"; но я, измученный уже год длящимся без разрешения мифом, принимающим все более зловеще-фактистический характер, после совета с Метнером, решаю отказать[ся] от "чести" ехать в Италию; А.С. [Петровский] везет это решение Минцловой в Петербург /.../ На душе -- полное недоумение и полное опустошение /.../. Июнь -- А.С. Петровский сообщает мне, что едет в Швейцарию, в Берн, на курс Штейнера /.../.

Август -- [в Луцке] решение о пути с Асей бесповоротно. Наташа [Тургенева] упрекает, что этим решением я как бы переступаю через "коллектив"; ибо я из-за Аси не поехал в Ассизи. Я доказываю, что не поехал оттого, что у меня нет веры уже в "миф" Минцловой; она -- подорвана рядом нечетких поступков. /.../ С некоторым недоумением еду в Москву, где с места в карьер сваливается тяжелая проблема "исчезновения" Минцловой, с которой неделю мы возимся с М.И. Сизовым. Она -- исчезает, дав мне кольцо и лозунг и обещая, что кто-то к нам приедет в сентябре 11 года. /.../ С тяжелым недоумением в душе о Минцловой и новой обузе "Ждать кого-то"[еду в Демьяново] /.../.

Октябрь -- /.../ Эсотерические собрания нашей "пятерки" с молчанием (Я, Метнер, Сизов, Киселев, Петровский), которые, кажется, в обузу всем, но во имя прихода "кого-то" для "чего-то" ("бред" исчезнувшей Минцловой ею навязан нам в наследство, так сказать).

Ноябрь -- /.../ просто вырыв из Москвы.

Об исчезновении Минцловой см. у Бердяева: "Очень странно было ее исчезновение. Из Крыма она вернулась в Москву. Через несколько дней после возвращения она вышла с приятельницей, у которой остановилась, на Кузнецкий Мост. Приятельница повернула в одну сторону, она в другую. Она больше не возвращалась и исчезла навсегда. Это еще более способствовало ее таинственной репутации. Молодые люди, во всем склонные видеть явления оккультного характера, говорили то, что она скрылась на Западе, в католическом монастыре, связанном с розенкрейцерами; то, что она покончила с собой, потому что была осуждена Штейнером за плохое исполнение его поручений. Такие лица, как Минцлова, могли иметь влияние лишь в атмосфере культурной элиты того времени, проникнутой оккультными настроениями и исканиями" (222).

Как одна из первых русских учениц Штейнера она много способствовала распространению его идей в тех кругах, в которых сосредотачивалась культурная жизнь Москвы и Петербурга. Она перевела его кн. ТНЕOSOPHIE (1904) на русский (ТЕОСОФИЯ, СПб, 1910). Письма Штейнера к ней напечатаны в "Zur Geschichte und aus den Inhalten der ersten Abteilung der Esoterischen Schule 1904-1914" (Dornach, 1984).

1911

"С самого нашего путешествия в Африку [первые четыре месяца 1911 г. были проведены в Тунисе, Египте, Палестине] с нами (мной и Асей) бывали зарницы будущей молнии; и видя зарницы, мы даже не предчувствовали Молнии [Штейнера]" ("Переписка", 313).

См. "1911 год" в тексте основной публикации из "Материала".

1912

"Штейнер -- герой эпопеи нашей" ("Переписка", 293). "В апреле-мае 1912 года события внутренней жизни неожиданно приводят меня к личной встрече с Р.Штейнером; но эта встреча ведет к моему присоединению к "ДЕЛУ" Штейнера, в котором для меня проясняется следующий этап моего же пути" (ПОЧЕМУ Я СТАЛ СИМВОЛИСТОМ, 80). См. "1912 год" в тексте основной публикации из "Материала", "Переписка" (295-300) и ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ("Беседа", 1923, No 2).