Многокружием мировоззрений, мыслей и методов д-р Штейнер пред нами возносит проблему сознания; в них она -- ритм изменения нам данных познаний, нормы этого ритма в обычных проекциях мысли -- в градации смыслов; и мимика метаморфозы понятий сопровождает движение: от точки градации к новой точке ее; самая история философии -- отрезок градационного спектра; основоположение градации -- самосознающее "Я", -- пребывая вне сферы "критики" нашей мысли, наоборот, взяв ее объектом анализа, -- не уязвимо "критически": многокружение взглядов не разбираемо внутри лежащим в нем кругом; д-р Штейнер рисует: как слагается самый "критический" круг в самосознании нашем; в линии пересечения кругов д-ром Штейнером строится: его теория знания, методология и система наук; построение -- в терминах наших дней; обращение с термином безупречно; оно "критично" воистину; строится "мировоззрение" и внутри нашего круга; д-р Штейнер определяет его как систему конкретного идеализма; и нам является: сложение этой системы самой историей философии; его историко-философский экскурс есть в сущности: история конкретного идеализма; и в этой истории отмечает нам д-р Штейнер: значительный пункт перелома -- тот пункт перелома, где конкретный идеализм достигает границы нам данных воззрений, где, покидая мировоззрительный круг наш, объясняем он в ином круге градации; "мировоззрение" идеализма становится здесь: учением о метаморфозе воззрений и методов; мировоззрение Гете встает перед нами.

Гете оперирует здесь, за кругами воззрений, нам данных, терминами, лежащими в круге; с "мировоззрительной" серией "мировоззрительно" борется; это-то создает ему трудность; это-то и смещает его в eui generie философию; и заставляет в нем видеть -- Колумба, уже причалившего к берегам Нового Света, но полагающего, что они -- Старый Свет.

Д-р Штейнер "критически" вскрывает нам Гете: вскрывает впервые.

Философские воззрения Гете, полные гениальных прозрений, не сведены отчетливо Гете в систему воззрений; вскрытие их д-ром Штейнером открывает нам, почему "воззрения" эти не сводимы в систему; наше понятие о "системе" лежит внутри круга, преодоленного Гете: систематическая представляем ость в новом круге воззрений есть представляем ость градационная; Гете в "органике1' нам дает лишь картину законов, тут действующих; д-р Штейнер самые вскрывает законы; показывает, почему Гете именно здесь увидел то, что увидел он; и отмечает: описания Гете верны; они отражают жизнь мысли; Гете вестник грядущего; грядущее должно указать: страна мысли Гете -- этого Колумба Америки -- иная страна, а не Индия, как все думают ныне.

Д-р Штейнер вскрывает нам причины фрагментарности Гете, давшего "систему" в клочках, а не в отчетливо воздвигнутом здании; здание к Гетеву миру мысли слагается ныне лишь; д-р Штейнер нам показал: теорию его фрагментарных набросков; и контуры этой теории перед нами стоят на многоколонной базе "воззрений"; метаморфоза растений -- одна такая колонна; теория света -- другая; эстетика -- третья; конфигурация их непонятна, если брать их вне купола; д-р Штейнер нам дал и купол воззрений; в нем жизнь Гетевой мысли продолжает в нас жить вне бренных ее оболочек; д-р Штейнер воистину перед лицом всего мира дал Гетевой мысли бессмертие; в ней из купола опускаются между колоннами фрагментов -- арки; фрагменты связаны арками; между "органикой" Гете и его теорией света есть ныне арка; д-р Штейнер открыл, что меж колоннами этими, под их связующей аркою в современности открывается вход -- в храм новой мысли; в арке этой рисует он самый ритм Гетевых мировоззрительных упражнений; в своей ретуши к световой проблеме

у Гете in concreto дает он: стиль новой мысли; показывает, в каких гранях она выглядит "фантастично"; и в каких гранях точно; самую "фантазию" Гете в им открытых пределах превращает он в себя сознающую мысль: и "наукой о духе" начинают сквозить прозрачные теперь тексты.

Характеристику световой теории Гете -- назвал бы я эпохальной; и конечно единственной из наличных характеристик; в ней впервые вскрыт пункт встречи в современном сознании медитативного и дискурсивного мышления -- в двух огромных фигурах: Ньютона и Гете.

Поэтому обращаюсь я к световой теории Гете; и стало быть: к Ньютону и Гете. Обращение это поможет мне приподнять край завесы над сложною цельностью: над отношением д-ра Штейнер а к методологии наших дней; и заодно уж: поможет мне разобраться в серии кривотолков Эмилия Метнера, разбросанных в первом томе его размышлений о Гете.