Различение в теориях света Ньютона и Гете -- в несоизмеримости методов9; выбор метода определяется положением объекта; объект Гете есть краска; и -- Ньютона: "краска, взятая в отношении к..."; точки их отправления -- различны; от весомости, измеримости, вещности отправляется точка зрения Ньютона: от зеленого, синего, красного, уловимого точно и в уловимости отвлеченного от текучей зыбкости жизни, где нет красок и господствует "колорит".

От "колорита" отправляется Гете: "колорит" -- неуловимее, зыбче, текучей, живее, конкретней; одновременно он и конкретнее, и воздушнее механической краски; в определенно зеленом, желтом, оранжевом4 -- механизация колорита; в искусственно получаемой "краске" материализирован "колорит". Так отправные точки зрения Ньютона и Гете обрекают первого: колорит абстрагировать в краске; и оперировать с краскою, взятою более чувственно по сравнению с тем, как она дана в колорите. Так отправные точки Ньютона и Гете взяты д-ром Штейнером. Автор первого тома "Размышлений о Гете", не поняв, иронизирует тут5:

"Итак, с одной стороны отвлеченность, с другой -- каким-то образом с ней совмещающаяся "грубая чувственность" {РоГ. 113.}.

Но у Ньютона и Гете, как отправные точки, конечные цели различны. Цель Ньютона: объяснить явления света в духе тогдашних тенденций; это значит: объяснить механически; и -- цель Гете: объяснить непосредственно-эстетическое воздействие красок. Поэтому: --

-- "Ньютонианская теория красок в основу эстетики красок6 -- не может лечь" {GNS. IV Band, Erste Abt 123.}.

Гете же: --

-- "И скал физического и физиологического разъяснения эстетики действия" {GNS. Ibidem.}.

Та же призма, как инструмент, в руках Ньютона и Гете совершенно различно поставлена. И Ньютонова призма -- не Гетева призма7.

Несоизмеримость подчеркнута д-ром Штейнером.