Переброс из механики механических представлений есть обычное прегрешение рядовых ньютонианцев; возведение механических символов в канонический ряд догматизирует символ: догматизм ведет к реализму; res8 сужалась в материю; отсутствие методической четкости в восемнадцатом веке мировоззрением расширяло механику; механическая философия становилась тогда: философией от механики; впоследствии даже она получила диплом; в девятнадцатом веке; конец века диплом потерял
-- в многообразии философских течений и под ударами: критицизма. С непроизвольным и произвольным каноном философии от механики приходилось бороться "природовоззрителю" Гете; расширению механики в области эстетической философии противоставил он расширение в физику эстетической философии красок9: многообразие условного расширения в мировоззрительных образах д-ром Штейнером допускается: конечно, условно.
В Гетево время равновесие нарушалось механикой; метафизической физикой10 неравновесие уравновешивал Гете.
Неравновесие механического органицизма с органической физикой уравновесилось борьбой двух тенденций; от исходных точек обеих развивались и ширились два кометных хвоста -- навстречу друг к другу, пересекаяся в плоскости их борьбы11: ныне же -- методического деления. Приняв во внимание время (восемнадцатый век), д-р Штейнер отвечает нам: механический ореол в расширении достигал теории Гете; в расширении Гетева ореола до механики собственно мы должны видеть: восстановление равновесия. В методических расширениях, несоизмеримые вовсе, -- встречаются:
Исаак Ньютон с Гете. В расширении этом не безгрешно тут ньютонианство: и не так наивен тут Гете.
Д-р Штейнер отмечает возможность: переложение в физику метафизики Гете; и рисует возможность: угнетение наивными механистами правомерной символики.
В смысле этого возможного, условного переноса обеих теорий допустима их встреча; и допустимы условности пересечений в деталях; любой пункт полемики Гете с современным ему ньютонианством рассекаем четырежды: в нем должно выделить правомерные элементы Гетевой теории света и теории света Ньютона -- друг от друга и от: эмблематично примышленных.
Отделить теорию Гете от теории света Ньютона и ограничиться этим -- элементарно до крайности; в сущности это есть "отказ от толкового объяснения" in concreto деталей и частностей, сплетающих мысль у Гете; очарование ее -- в них.
Так с теорией Гете поступает наш уважаемый автор; он ее относит к культуре12; и полагает, что ее освятил.
Разобраться в пересечениях, то есть Гете взять in concreto -- вовсе не так уже просто; это значит: с головою уйти -- от центра теории в ее ореол; ореол ее -- в физике, где господствует ньютонианство. Методически зная несоизмеримость истока Ньютона и Гете, мы de facto нигде не встречаем методику до конца проведенной -- у Ньютона и Гете. В вычленении, в сочленении деталей теории -- вся суть освещения; иначе толкового объяснения Гете мы найти не сумеем.
В эту трудную область -- в облечение физикой метафизики Гете спускается д-р Штейнер и штрихом неуловимым, тончайшим, характеризует, что, собственно, тут происходит.
В этом пункте он получает от автора выговор: он де спутал области обеих теорий13.
Не он спутал: путались тут и Гете, и Ньютон, путалось время: и путались после них -- Шопенгауэр14, догматики, физики, гетеанцы и ньютонианцы.