Характеристика отделена от читателя громаднейшей завесью; приподнять хоть уголышек завеси -- на характеристику намекнуть; даже в малом намеке -- рушатся кривотолки; опровержению нет места здесь. Взяв теорию Гете, мы видим: в чисто физической области неразложима теория; "определения понятий у физиков" не задевает она {GNS. III Band, XXX.}.

И не в физической области коренится начало эксперимента у Гете; во главу угла положена здесь не краска, и даже -- не "качество" краски, а восприятие "качества": то есть физиологическое действие краски16.

Краска, взятая в отношении к призме, -- характеризует Ньютонову краску; призма, взятая в отношении к глазу и к радуге17, -- характеризует нам Гете: взяв феномен, по Гете, мы его разлагаем на части; и слагая в опыте части, вновь восходим к феномену; от феномена и снова -- к феномену: так опишем мы крут; в феномене -- объяснение феномена; и феномен воссозданный объясняет феномен исходный: это -- прото-феномен18.

Путь Гете этим уже предначертан: и согласно градации Гете:

1) случайное

2) механическое

3) физическое

4) химическое

5) органическое19 --

-- мы должны наш феномен, наш глаз, разложить в элементы; и вновь воссоздать: то есть действие колорита, проведя сквозь физико-химическое рассмотрение, вновь вернуть к глазу: к субъективному зрению; разложение до механики и примышление механически малых частиц, как объяснение зрения, есть полпути; объяснение гипотетично; гипотеза вспомогательна; мы должны полукруг гипотетических объяснений замкнуть в полный круг: в феномене объяснение феномена.

Теоретически предначертан нам экспериментальный путь Гете.

Вспыхивающая краска в глазу есть для Гете собственно краска; невесомое восприятие это вне материально, конечно: "воспринимаемый мир есть не что иное, как... метаморфоза из восприятий"20 {GNS. III Band, XII.}; перенесение краски вовне, то есть эстетический колорит, внематериально поэтому; здесь материя дана не основой нам, а -- явлением только:

"Мировая картина -- сумма метаморфозирующихся восприятий без в основе лежащей материи"21{GNS. III Band, XIV.}.

Физиологический эксперимент переносит Гете вовне: анализирует краску физически, сообразно градации; и восходит к... химии красок, здесь старательно вычленяет он: минеральную химию красок от животно-растительной, и присутствуем мы при сложении самих элементов; нераздельная целостность суммы лежит в организме; и стало быть: нераздельная целостность краски лежит в организме: она -- в восприятии; разложение и сложение феномена "восприятия" замыкает свой круг; физиологическое рассмотрение краски возникает вторично22.

Д-р Штейнер в характеристике точки зрения Гете разбирает тут взгляды физиолога Геринга; и отмечает: полное совпадение выводов Геринга о характере возбудимости сетчатой оболочки со взглядами Гете"23. Первоначальный феномен теперь сводится к объяснению феномена: прохождение света на тьме и последней в свету (синее, желтое)24.

Путь гипотетических объяснений покинут.