Картезианство нам силу выводит из в основе лежащих движении эфирных частиц; сила положена здесь -- в пространстве, в движениях атомов; здесь эфирная пыль -- необходимое примышление; материя, истончившись в эфире, в объяснении этом не может быть чистой эмблемою: материя -- есть.

Динамизм силу нам полагает в основу движения; сила здесь абстрагируется от междуатомных пустот; атом -- точка ее приложения; сила мыслима совершенно абстрактно; не пробегаемы промежутки междуатомных пустот; по выражению покойного проф. Умов а, ньютонианское представление силы очертило вкруг атома свой магический круг; ньютонианское представление силы в позднейших теориях поэтому или: обречено разложиться в пространстве в материалистически-кинематических представлениях, что объясняет периодическое восставание эфирной гипотезы -- вплоть до последнего времени; материализация Ньютоновых представлений -- и неизбежная законная диалектика, и многократно случавшийся в истории физики факт; этого не понимает наш автор. Или же ньютонианское представление силы, переносясь в эапространственность, перетягивает за собою и атом, то есть: неизбежно влечет -- уничтожение материи; смысловой оттенок, сопутствуя перенесению этому, наделяет тогда понятие силы оккультными свойствами; и она уже не quanti tas97, aqualitas occulta98; так понятие силы переходит в понятие импульса99. Вне же этого смыслового оттенка, перенесение в запространственность силы, а за нею и атома, уничтожая пространственный атом, проецирует силу в пространство, как линию; так восстает перед нами графизм: вселенная -- перед нами разграфлена силовыми сетями, где пункты пересечений -- суть атомы; части сети -- квадраты и ромбы; вселенная -- система квадратов; объяснение линии, пункта, отрезка -- в конфигурации; теоретически-графический смысл для объяснения своего положения взывает к началам аналитической геометрии и дифференциального исчисления; теоретическая механика, расширялся в математику, образует здесь свою особую область; а практически-суженное представление о системе в своем опытном праксисе (опыты Джоуля) сужается в термо-явлениях, вычерчивают перед нами механическую теорию тепла, объяснение замкнутой конфигурацией сил (энергией) сменяет объяснение при помощи единицы системы; элементное объяснение переходит в комплексное: так постепенно высвобождаются из общединамических представлений символы термодинамики и расширяются в энергетику: так в материи, движении, силе, работе, дифференциале и координатных осях, in concreto разорвано кабинетное представление автора о какой-то единой механике.

Не говоря уж о том, что в науке такой механики нет, следует здесь напомнить, что гносеологи ныне стесняются говорить о механике в терминах автора. Характерно, что Риккерт выделяет строго из собственно механической области строй представления динамизма; динамизм, механицизм рассматриваются отдельно у Риккерта100, как противоположные тенденции формулировать.