Гдѣ счастье человѣка?-- Тысяча лѣтъ тому назадъ.-- Сеньоръ.-- Это подданные.-- Войны и раздоры.-- Одичаніе нравовъ.-- Разбойничьи рыцари.-- Защиты негдѣ искать.-- Думы мирныхъ людей.
Часто можно слышать, какъ люди говорятъ: "легче и лучше жилось въ старину". Но такъ-ли это на самомъ дѣлѣ? Точно-ли вмѣстѣ со временемъ бѣжитъ отъ человѣка и его счастье?
Конечно, нѣтъ! Время -- мудрый наставникъ людей. Оно учитъ ихъ уму-разуму, учитъ лучше бороться со всякой бѣдой, относиться справедливѣе другъ къ другу, и эта наука переходитъ по наслѣдству отъ одного поколѣнія къ другому. Поэтому чѣмъ больше люди живутъ, тѣмъ разумнѣе устраиваютъ они свою жизнь. Въ старину же у людей было меньше опыта и знанія, и жизнь ихъ отъ этого слагалась хуже; трудно было имъ бороться со всякими неустройствами ихъ жизни и много бѣдъ приходилось имъ выносить.
Пожелтѣвшіе листы старинныхъ лѣтописей разсказываютъ намъ объ этой тяжелой и неустроенной жизни былыхъ временъ,-- о страданіяхъ и невзгодахъ, жестокостяхъ и несправедливостяхъ, которыя неизвѣстны уже въ нашей теперешней жизни. Но они разсказываютъ также и о томъ, какъ люди упорнымъ трудомъ да долгой борьбой прокладывали путь къ лучшей долѣ,-- для себя и для тѣхъ другихъ, что являлись на свѣтъ Божій послѣ нихъ. Тяжела была нерѣдко судьба людей,-- но они не покорялись ей безропотно, а снова и снова пытались найти спасеніе отъ бѣдъ, выковать себѣ прочное счастье. И ихъ труды никогда не пропадали даромъ.
Про такую-то работу и борьбу средневѣковыхъ людей, добивавшихся "для себя и для другихъ" лучшей доли на землѣ, мы и хотимъ теперь разсказать {Въ нашихъ разсказахъ говорится только о средневѣковой жизни нѣмцевъ, французовъ, итальянцевъ и англичанъ. На Руси жизнь шла тогда иначе, чѣмъ здѣсь описано.}...
Тысяча лѣтъ тому назадъ европейцы жили среди совсѣмъ иныхъ порядковъ, чѣмъ теперь. Теперь люди живутъ въ Европѣ въ большихъ государствахъ, гдѣ одно общее управленіе заботится о благѣ всѣхъ гражданъ. Для всѣхъ здѣсь писанъ одинъ законъ, и всѣ передъ этимъ закономъ равны.
Не то было тысяча лѣтъ тому назадъ. Тогда европейскія страны распадались на множество мелкихъ владѣній, гдѣ властвовали князьки-помѣщики. Они хоть и считались "слугами короля", но чувствовали себя въ своихъ земляхъ независимыми властелинами. Они писали для своихъ подданныхъ какіе вздумается законы, облагали ихъ всякими податями и налогами, чинили надъ ними судъ,-- словомъ, были господами надъ ихъ имуществомъ, жизнью и смертью. Между собой они постоянно вели войны и раздоры; ничтожнѣйшей обиды было достаточно, чтобы князь-помѣщикъ сѣлъ на коня и вмѣстѣ съ дружиной воиновъ-рыцарей направился въ походъ противъ своего мнимаго врага. Эти нападенія были столь часты, что сеньоръ (такъ называли князя-помѣщика его подданные) никогда не чувствовалъ себя въ безопасности. Поэтому и жилище свое онъ устраивалъ на подобіе, крѣпости, чтобы во всякое время быть защищеннымъ отъ вражескаго набѣга: на неприступныхъ скалахъ и высокихъ холмахъ, за крѣпкими стѣнами съ бойницами стояли замки, гдѣ сеньоры проводили свою жизнь. Тамъ пировали они въ кругу воиновъ-рыцарей, вспоминая прежнія битвы и замышляя новые походы, тамъ слушали пѣсни странствующихъ рыцарей-поэтовъ, тамъ чинили судъ и расправу надъ своими подданными и много страшныхъ пытокъ видали тогда холодныя и мрачныя стѣны замка.
Сеньоръ былъ воиномъ, и война была его любимымъ занятіемъ. Всякій трудъ онъ считалъ для себя позорнымъ: на то былъ создашь, по его мнѣнію, простой народъ,-- крестьяне да горожане, къ которымъ онъ питалъ полное презрѣніе и которыхъ называлъ "подлымъ людомъ". Они-то и обязаны были доставлять сеньору все, что ему нужно было въ походахъ, въ пирахъ и въ домашней жизни.
Крестьянинъ, какъ говорится, не могъ шагу ступить, не заплативъ сеньору какимъ-нибудь добромъ. Платилъ онъ подати и налоги и за землю, и съ каждаго "дыма" (т. е. жилища), и съ каждой души; платилъ онъ и на господской мельницѣ за помолъ муки, и въ пекарнѣ за печеніе хлѣбовъ; платилъ, наконецъ, по случаю свадьбы и по случаю смерти. Кромѣ всего этого, на крестьянинѣ лежала и барщина,-- вѣдь онъ считался крѣпостнымъ сеньора. Когда сеньоръ въ свободное отъ войны время забавлялся охотой, крестьяне должны были помогать ему въ этой забавѣ и ради нея вмѣстѣ съ охотниками топтать собственные посѣвы. Если случалось, что сеньоръ ночевалъ въ деревнѣ, крестьяне обязаны были всю ночь бить по пруду палками, чтобы лягушки и жабы своимъ кваканьемъ не раздражали господина. Много было еще всякой другой барщины, тяжелой и непріятной.
Не мало тяжелыхъ повинностей лежало и на городскихъ жителяхъ,-- ремесленникахъ и торговцахъ. Вѣдь ихъ трудомъ создавались и замокъ, гдѣ жилъ сеньоръ, и вся мебель и утварь, находившаяся въ его покояхъ, и вооруженіе сеньора и всѣхъ рыцарей. Во всемъ городскіе люди подчинялись волѣ сеньора, что онъ хотѣлъ, то и дѣлалъ съ ними, и обиженнымъ,-- а ихъ было много,-- негдѣ было искать правды, потому что сеньоръ былъ и ихъ судья.
Была и у сеньора своя обязанность: за то, что подданные трудились на него и платили ему всякіе налоги, онъ долженъ былъ оберегать ихъ трудъ и жизнь отъ бѣдствій войны. Но плохая та была защита Сеньоры любили военную жизнь, битвы и походы, и отъ этихъ воинственныхъ нравовъ сеньоровъ мирному населенію приходилось много страдать: во время военныхъ походовъ рыцари не щадили ничего въ земляхъ своего врага. Они жгли селенія, угоняли крестьянскій скотъ, топтали посѣвы и убивали ни въ чемъ неповинныхъ мирныхъ жителей. Если имъ попадался на дорогѣ купецъ, возвращающійся домой изъ далекаго и труднаго путешествія, они грабили его товары, а самого уводили въ плѣнъ, чтобы взять съ него богатый выкупъ.
И едва мирные люди успѣвали оправиться отъ опустошенія, едва крестьянинъ засѣвалъ разоренныя поля, а купецъ поправлялъ свои дѣла, какъ между сеньорами изъ-за пустяка разгоралась, новая вражда, и бѣдствія военнаго времени вновь опустошали страну.
Время шло, а войны и раздоры все не стихали, и въ нихъ все болѣе грубѣли нравы рыцарей. Во многихъ мѣстахъ замки сеньоровъ превратились въ разбойничьи гнѣзда, а сами сеньоры -- въ предводителей разбойничьихъ шаекъ; крѣпко закованные въ желѣзныя латы, вооруженные съ ногъ до головы, эти рыцари-разбойники словно ястребы налетали на мирныхъ жителей, никому не давая пощады, готовые снять послѣднюю рубашку съ нищаго и отнять хлѣбъ у сироты
На нашемъ рисункѣ представлено разбойничье нападеніе рыцарей на деревню. Ихъ главная добыча -- крестьянскій скотъ: лошади, коровы, овцы. Крестьяне попрятались отъ разбойниковъ кто гдѣ могъ. Многіе заперлись въ церкви и глядятъ съ колокольни на грабителей; они слишкомъ запуганы и забиты, чтобы сопротивляться хорошо вооруженнымъ рыцарямъ. Но нашлись и среди нихъ смѣльчаки: это двѣ крестьянки. Одна отбиваетъ съ прялкой въ рукахъ скотъ у угоняющаго его разбойника. Другая, совсѣмъ старуха, бросилась на выручку своего сына, который пытается спастись бѣгствомъ отъ разбойниковъ и бросаетъ въ голову рыцаря глиняный горшокъ. Одного крестьянина рыцари уже поймали; скрутивъ ему руки, рыцарь привязалъ его къ своему сѣдлу и съ злораднымъ смѣхомъ указываетъ ему на замокъ, куда они его уведутъ. Тамъ они бросятъ его въ ужасную тюрьму и будутъ мучить страшными пытками для того, чтобы получить съ него выкупъ. Рыцарямъ мало награбленнаго скота: двое изъ нихъ поджигаютъ дома, чтобы спалить все селеніе.
Спасаясь отъ этихъ разбойниковъ, крестьяне въ ужасѣ бѣжали въ лѣса, укрывались въ пещерахъ, или проводили дни и ночи въ челнокахъ посреди рѣки. Жители иныхъ городовъ, боясь разбойничьихъ нападеній изъ близлежащихъ замковъ, не рѣшались покидать городскія стѣны, и торговыя дороги, оживленныя прежде постояннымъ движеніемъ, заростали высокой травой...
Чтобы уменьшить бѣдствія, которыя населеніе терпѣло отъ постоянныхъ войнъ и раздоровъ сеньоровъ, духовенство попыталось установить по всѣмъ христіанскимъ странамъ "Божій миръ". Во имя Господне это установленіе запрещало всякое насиліе и дѣйствіе оружіемъ въ большіе посты и праздники, да каждую недѣлю втеченіе четырехъ дней -- съ вечера среды до утра понедѣльника.
Но хоть церковь и грозила своимъ проклятіемъ всякому ослушнику этого установленія, рыцари не захотѣли соблюдать "Божьяго мира". "Миръ не для меня писанъ", безпечно говорилъ рыцарь, "мнѣ нравится война. Я не смотрю ни на понедѣльники, ни на четверги, ни на праздники, ни на будни. Для меня всѣ дни и недѣли равны: я всегда готовъ къ битвѣ и походу".
Не могли управиться съ рыцарями и королевскіе чиновники, которые были назначены, чтобы слѣдить въ странѣ за порядкомъ. Рыцари только смѣялись, когда имъ грозили судомъ этихъ чиновниковъ.
"У меня хорошая шпага, и нѣтъ Того чиновника, который посмѣлъ бы потребовать меня къ суду: судъ не для такихъ людей, какъ я",-- надменно говорилъ средневѣковый рыцарь и, никого не страшась, продолжалъ воевать, разбойничать и грабить.
И стали мирные люди понимать, что пока воины-сеньоры будутъ господами въ странѣ,-- не наступитъ конца всякимъ бѣдствіямъ, и не будетъ въ странѣ ни закона, ни порядка.
"Нужно найти такое средство, чтобы стать сильнѣе буйныхъ рыцарей и сумѣть по-своему устроить жизнь; только тогда и придетъ на землю болѣе мирное время только тогда всякій честный человѣкъ сможетъ спокойно заниматься своимъ дѣломъ". Такъ думали мирные люди. И они искали это средство, и нашли его. Въ чемъ -- мы сейчасъ узнаемъ.