Туфань лежит за 8.000 ли от Чан-ань на запад; собственно есть земля Западных Цянов династии Хань. Происхождение сих поколений 177 неизвестно. Некоторые утверждают, что они суть потомки Короля Туфа-лилугу, который имел сына Фаньни. Как по смерти его Лилугу Фаньни остался малолетен, то младший брат Нотань наследовал престол. В 415 году по Р. X. Нотань погиб от Цифошипаня. Фаньни собрав остатки своего народа, отдался под покровительство Короля Цзюй-цюй Мынсунь. После падения сего Короля Фаньни с своим народом бежал на запад, переправился за Желтую реку, перешел хребет Цзи-ши и между Цянами основав царство, распространил свои земли. Фаньни славился строгостию и милостию; и по сему Цяны были к нему привержены. Он привлекал их благодеяниями и верностию, и они стекались к нему как на торжище. После сего он принял прозвание Босуй-е, а царство наименовал Туфа, что после погрешительно превратили в Туфань. В последствии потомки его умножились и учинились славными. Они безпрерывно вели войну и владения их нечувствительно распространились. В продолжении целых двух столетий, будучи отделены от Китая Цянами, не могли иметь сообщения с помянутою державою. Туфаньцы своего Государя называют Кяньбу или Кябу; министров Старший Лунь и Младший Лунь. Сии управляют всеми делами государства. Письма не имеют, а условия зарубают на дереве, или замечают узелками на веревке: хотя находятся чиновники, но должности их временныя 178. Для сбора войск употребляют золотую стрелу. При приближении неприятелей зажигают сигнальные огни. На пространстве ста ли находится один суд. Наказания их строги и суровы. За малую вину выкалывают глаза или отрезывают нос, или секут плетьми: но в решении дел более следуют внушению удовольствия или гнева; а постоянных законов не имеют. Преступников сажают в подземелья, довольно глубокия, и чрез два или три года освобождают. При угощении приводят вола и просят гостя застрелить его из своих рук, и потом приготовляют. Государь ежегодно совершает с своими чинами малую клятву, для которой убивают баранов, собак и обезьян. Закалаемому скоту прежде ломают ноги, а разрубают по выпотрошению. Между тем волхв или жрец произносит пред Духами Неба и Земли, гор и рек, солнца, луны и звезд следующую молитву: "Кто изменится в мыслях и будет питать злоухищрение и непостоянство, да истребят тех духи, как сих скотов". Каждые три года совершают одну великую клятву, для принесения которой в ночи ставят на жертвенник разныя яствы и закалают собак, лошадей, рогатой скот и ослов в жертву. В заклинании или молитве говорят: "Надлежит вам единодушно и всеми силами охранять мой дом. Духи Неба и Земли ведают ваши помышления. Кто изменит сей клятве, да будет тот изрублен подобно сим жертвенным животным.".

Климат сей страны очень холоден и срацинское пшено не может расти. Сеют арнаутку пшеницу, фасоли, ячмень, гречиху. Во множестве водят косматых буйволов, свиней, собак, овец и лошадей. Находятся нетопыри величиною с кошку. Шкурки их годятся для мехов. Много золота, серебра, меди и олова. Тамошние жители занимаясь скотоводством мало живут в постоянных жилищах: впрочем имеют довольно городов. Столица их называется Лосе (Хласса) 179. Домы вообще с плоскими кровлями и довольно высоки. Знатные люди живут в войлочных юртах, называемых Фолу. В комнатах нет никакой опрятности. Жители никогда не моются. При пиршествах войлок служит ему вместо блюд, кусок теста вместо чашки, в которую наливая отвар или молоко вместе съедают. Времен годовых не знают; с созрением пшеницы начинают новый год. Колчана с мечем никогда не снимают с себя; уважают возмужалых, стариков пренебрегают. Мать кланяется сыну; сын гордится пред отцем. В пути малолетные идут впереди, а старые позади. Военные законы их строги. При сражении, когда передовой корпус весь побит, тогда наступает большая армия. Умереть от болезни почитают несчастием. Если из котораго дома несколько колен пало на сражении, то на воротах вывешивают латы. Кто пред сражением обратится в бегство, тому на голову прицепляют лисий хвост, в знак лисьей трусости. При свидании обе руки протягивают до земли и лают по собачьи; потом делают двукратный поклон. При похоронах отца и матери, обвязывают волосы; вычернивают лице, одеваются в темное платье. С погребением оканчивают траур. Если Кяньбу умрет, то с ним же погребают соумерших людей. Платье, дорогия вещи, употребляемых им верьховых лошадей, стрелы и меч, все зарывают с ним, над могилою его насыпают большой курган и сажают деревья, каковое место служит для жертвоприношения им.