ПОЯСНЕНІЕ ОТВѢТОВЪ

Г. КРУЗЕНШТЕРНА НА ВОПРОСЫ ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ЕМУ Г. ВИРСТОМЪ КАСАТЕЛЬНО КИТАЯ

Г. Крузенштернъ предъ своимъ отправленіемъ въ путешествіе кругомъ свѣта получилъ отъ Г. Вирста 27 вопросовъ относящихся до Китая. Кратковременное пребываніе славнаго нашего мореплавателя въ Кантонѣ -- безъ знанія Китайскаго языка, недозволило ему приобрѣсть столько свѣдѣній о Китаѣ, что бы онъ самъ по себѣ могъ составить удовлетворительные отвѣты; и, вѣроятно, воспользовался для сего показаніями Англичанъ, живущихъ подъ Кантономъ по торговымъ своимъ дѣламъ. Сіи то показанія Г. Крузенштернъ помѣстилъ въ своемъ путешествіи кругомъ свѣта. Но краткость, а болѣе не точность отвѣтовъ ясно показываютъ, что Члены Англинской Факторіи въ Китаѣ мало имѣли свѣдѣній о внутреннемъ состояніи Китая. Въ настоящее время открыто уже, что нелѣпыя мнѣнія на счетъ сего Государства, замѣчаемыя въ сочиненіяхъ ученыхъ Европейцевъ, произошли большею частію отъ несправедливыхъ извѣстій сообщенныхъ путешественниками. Многіе изъ вопросовъ Г. Вирста не относятся къ статистикѣ Китая, между тѣмъ правильные отвѣты на нихъ могутъ прояснить весьма многое относительно частнаго быта Китайцевъ. Вотъ единственная причина, которая побудила меня принять на себя трудъ исправить и пояснить самые отвѣты Г. Крузенштерна на данные ему вопросы.

1.

Какъ велики въ Китаѣ обыкновенные на занимаемыя деньги проценты, и какова разность между залогомъ и довѣренностію къ лицу занимающаго?

Отв. "Въ Кантонѣ платятъ по 12 и по 18-ти процентовъ, судя по обстоятельствамъ и благонадежности заимодавца".

Проценты въ отношеніи къ различному образу займа и ссуды неодинаковы. Частные ссудные банки называемые Дтапъ-пху, выдаютъ небольшія суммы -- подъ залогъ разныхх движимыхъ вещей -- за два, а подъ залогъ мѣховыхъ, шерстяныхъ и каменныхъ вещей за три процента на мѣсяцъ. Но если заемъ простирается до 1000 рубл. серебромъ, въ такомъ случаѣ берутъ отъ одного до полупроцента. Это и говорю о Пекинѣ, гдѣ всѣ вещи вдвое дороже противъ губерній; въ другихъ мѣстахъ проценты на займы должны стоять въ равномъ содержаніи съ мѣстною цѣнностію вещей. Находятся еще такіе банки, которые ссужаютъ на имя торговаго дома по одному ручающагося мѣста виду для полученія суммы по частямъ. Проценты на таковую ссуду очень умѣренны, и всегда тѣмъ менѣе, чѣмъ короче сроки уплаты. Напр. если занять 360 рублей съ условіемъ начать съ слѣдующаго по займѣ дня ежедневную уплату по рублю, по такому займу берутъ не болѣе пяти процентовъ въ годъ: но банкиръ, не смотря на малость процентовъ, получаетъ весьма значительную прибыль, ежели обратить вниманіе на беспрерывное обращеніе капитала. Еще существуетъ въ Пекинѣ исключительный образъ ссуды для чиновниковъ, которые при своемъ отправленіи изъ столицы къ должности имѣютъ нужду въ деньгахъ какъ для уплаты прежнихъ долговъ, такъ и для будущихъ путевыхъ издержекъ. Какъ эта ссуда всегда простирается до значительной суммы, и при томъ производится безъ залоговъ и поручительствъ; то и проценты, смотря по разстоянію мѣста и надежности доходовъ съ онаго, бываютъ не одинаковы; но вообще очень высоки -- иногда выше ста на сто. Причина сему заключается въ томъ, что чиновникъ, занимающій деньги при опредѣленіи къ новому мѣсту, хотя и обезпечиваетъ свой долгъ письменнымъ видомъ, даннымъ ему отъ правительства на должность: но если по непредвидимому обстоятельству, онъ лишится мѣста, или умретъ еще до истеченія срока назначеннаго къ уплатѣ; то заимодавцы не имѣютъ права требовать ни процентовъ, ни капитала. Это значить ссужать на страхъ, и составляетъ главную причину высокихъ процентовъ. Для таковыхъ ссудъ существуютъ банки только въ Пекинѣ, и находятся особыя общества маклеровъ, которые должны обстоятельно знать положительные доходы всѣхъ должностей въ государствѣ, и сверхъ сего освѣдомляться о состояніи новоопредѣляемыхъ чиновниковъ, т. е. какого они поведенія, какихъ лѣтъ и не имѣютъ ли родителей въ преклонныхъ лѣтахъ {Чиновники изъ Китайцевъ, по кончинѣ отца или матери, совершенно отрѣшаются отъ должности на 27 мѣсяцевъ для совершенія траура; а чиновники изъ Маньчжуровъ и Монголовъ, служащіе въ губерніяхъ, по сему случаю возвращаются въ Пекинъ, гдѣ по окончаніи 3-хъ мѣсячнаго траура, опредѣляются на остальное время траура къ должностямъ въ Канцеляріяхъ тѣхъ дивизій, въ которыхъ они родились.}. Маклера предварительно развѣдываютъ объ опредѣляющихся къ выгоднымъ должностямъ и сообщаютъ о нихъ банкамъ; а сіи по договору ссудивъ чиновника извѣстною суммою денегъ отправляютъ съ нимъ своего прикащика для полученія долга на мѣстѣ. Между частными людьми еще производится ссуда по займу подъ залоги имѣнія движимаго и недвижимаго, иногда и безъ залоговъ, но съ письменнымъ обязательствомъ и поручительствомъ. Проценты по сему образу ссуды, смотря по количеству суммы, безопасности залога и довѣренности къ поручителямъ и должнику отъ полу -- до трехъ процентовъ на мѣсяцъ. Обыкновенно чѣмъ болѣе сумма и безопаснѣе залогъ, тѣмъ въ равномъ содержаніи и проценты менѣе. Довѣренность къ лицу и поручителямъ имѣетъ мѣста при полной надеждѣ къ полученію: но безъ надежнаго залога мало способствуетъ къ пониженію процентовъ: ибо въ Китаѣ неположено законами, что бы брать отъ правительства виды для отъѣзда или переселенія изъ одного мѣста въ другое. Изложенныя мною замѣчанія наиболѣе относятся къ Пекину; въ другихъ мѣстахъ безъ сомнѣнія есть небольшое различіе въ образѣ заимодавства. Китайцы наиболѣе руководствуются обычаями, которые вездѣ одинаковы быть не могутъ. Законами утверждено только не брать выше трехъ процентовъ въ мѣсяцъ, и прекращать уплату оныхъ, какъ скоро сумма ихъ сравняется съ капиталомъ.

2.

Существуетъ ли рабство, или временное подданство?

Отв. "Не существуетъ. Китаецъ родится свободнымъ". {Съ сего мѣста до конца статьи, мѣста въ отвѣтахъ напечатаныя курзивомъ, относятся къ ложнымъ понятіямъ.} Знатный и богатый должны нанимать людей для услуги и работы. Впрочемъ весьма обыкновенно, что родители продаютъ дѣтей своихъ; только мужескаго пола рѣже нежели женскаго; но и сіи остаются въ неволѣ до совершеннолѣтія, по достиженіи коего дѣлаются свободными. За женскій полъ, который въ Китаѣ, равно какъ и во всѣхъ восточныхъ земляхъ, не пользуется одинаковыми преимуществами съ мущинами, полиція нестрого вступается; а потому проданныя дѣти сего пола остаются во всю жизнь свою въ рабствѣ...

Въ Китаѣ существуетъ рабство двухъ видовъ, утвержденныхъ государственными постановленіями. Китайцы за нѣкоторыя преступленія ссылаются на отдаленныя предѣлы въ неволю и отдаются въ работу офицерамъ Маньчжускаго происхожденія, которые впрочемъ не имѣютъ права ни продавать ни освобождать, а разрѣшеніе отъ сего наказанія предоставлено верховной власти. Мятежники, взятые въ плѣнъ, законнымъ образомъ поступаютъ въ рабство къ военнымъ маньчжускаго происхожденія, и остаются въ неволѣ изъ рода въ родъ, пока владѣльцы не отпустятъ ихъ на волю съ возвращеніемъ крѣпостей, по которымъ владѣютъ ими. Есть еще третій видъ рабства. Родители имѣютъ право продавать своихъ дѣтей; но сіе рабство въ письменныхъ актахъ называется кабаленіемъ; оно простирается только на одно лице; а съ возвращеніемъ покупной суммы, или съ прошествіемъ условныхъ лѣтъ работы прекращается. Всѣ сіи три вида рабства простираются только на Китайцевъ. Маньчжуры и Монголы за преступленія вмѣсто неволи ссылаются въ казенныя работы.

3.

Естьли въ Китаѣ великіе богачи изъ частныхъ людей? владѣютъ ли они обширными помѣстьями, или имѣніе ихъ, яко торгующихъ состоитъ въ богатствахъ ?

Отв. Богатѣйшіе изъ частныхъ людей въ Китаѣ суть обыкновенно торгующіе, а наипаче нѣкоторые изъ содержателей солянаго откупа. Соль составляетъ одну изъ важнѣйшихъ частей доходовъ Китайскаго правительства. Въ каждой провинціи находятся сообщества купцовъ, коимъ предоставляется единоторжіе въ продажѣ соли. Они по мандаринамъ важнѣйшія лица въ цѣломъ Государствѣ. Они одни пользуются правомъ носить оружіе, держатъ вооруженныя лодки, входитъ во всякій домъ съ обыскомъ, если подозрѣваютъ, что хозяинъ имѣетъ соль, которая не у нихъ куплена. За ними слѣдуютъ, яко богачи изъ частныхъ людей, сочлены Когонга. Имѣніе Панкиквы, перваго купца сего общества, полагаютъ въ 4-м. теловъ, или въ 6-м. піастровъ. Владѣтелей обширными помѣстьями, сказывали, въ Китаѣ совсемъ неимѣется."

Въ Китаѣ много большихъ богачей, а число средственныхъ капиталистовъ очень велико. Они бываютъ изъ чиновниковъ, а болѣе изъ торговыхъ людей. Богатство ихъ состоитъ въ земляхъ, строеніяхъ и наличномъ капиталѣ какъ въ серебрѣ, такъ и въ то варахъ. Въ одномъ Пекинѣ считается до 200 частныхъ ссудныхъ банковъ, и самый бѣдный изъ нихъ имѣетъ не менѣе милліона (ассигнаціями) рублей въ оборотѣ. Въ Китаѣ всѣ почти земли принадлежатъ собственникамъ. Каждый, не разбирая сословій, преимущественно старается имѣть часть капитала въ земляхъ: ибо сей капиталъ приноситъ вѣрные доходы, и сверхъ того неподверженъ никакимъ не предвидимымъ опасностямъ, исключая политическихъ переворотовъ. Но обладаніе землями никому не даетъ названія помѣщиковъ.

4.

Употребительны ли въ Китаѣ по торговлѣ вексели, или ассигнаціи, и какіе по сему существуютъ законы ?

Отв. Торгующіе векселей не употребляютъ, какъ то дѣлаютъ Европейцы: слѣдовательно и нѣтъ на то законовъ. Вообще очень рѣдко случает ся, что бы одинъ Китаецъ занималъ у другаго деньги. Въ государствѣ, въ коемъ богатство удобно можетъ быть виною несчастія владѣющаго онымъ стараются скрывать свое имѣніе. Самъ Панкиква, будучи весьма тщеславенъ, не охотно говоритъ о великомъ своемъ богатствѣ. Впрочемъ переводы денегъ между торгующими Китайцами неизбѣжны; для того и употребляютъ росписки: но онѣ по настоящему состоятъ только въ засвидѣтельствованіи полученія денегъ и обѣщанія уплаты въ опредѣленное время. Если случится, что должникъ не платитъ и вѣритель принесетъ на него жалобу мандарину, то сей удостовѣрившись въ справедливости требованія принуждаетъ его къ платежу -- или сильно дѣйствующею въ Китаѣ Бамбу, или налагаетъ запрещеніе на имѣніе и удовлетворяетъ изъ онаго вѣрителя. Однако Китаецъ весьма рѣдко приноситъ жалобу на должника своего. Онъ охотнѣе ждетъ долгое время, въ надеждѣ какимъ либо образомъ получить ему принадлежащее. Сему главною причиною то, что мандаринъ требуетъ обыкновенно за труды свои половину долга; въ случаѣ же на то несогласія не принимаетъ жалобъ."

Въ Китаѣ употребляютъ вексели троякаго вида. Къ первому виду принадлежатъ переводные вексели Хой-пьхіао, которые употребляются только банкирами подъ печатью фирмы купеческаго Дома, безъ маклерской скрѣпы. Такіе вексели называются переводными; потому что полученіе вручаемой банку суммы назначается въ банкѣ другаго города принадлежащемъ тому же банкиру. Переводъ векселя на посторонніе банки, или уплата оными долговъ допускается по взаимному согласію. Ко второму виду векселей принадлежатъ заемныя векселя Цзѣ-пьхіао. Это суть обязательства, которыми торгующіе обязываются закупленные въ одномъ мѣстѣ товары уплатить въ другомъ мѣстѣ наличными деньгами. Но какъ въ Китаѣ нѣтъ торговаго устава, то всѣ между купцами сдѣлки производятся по добровольнымъ условіямъ, основаннымъ на давнихъ обыкновеніяхъ. Маклеровъ при сихъ сдѣлкахъ неупотребляютъ: но всю довѣренность основываютъ на состояніи торгующаго дома, или на состояніи поручителей. Къ третьему виду векселей принадлежатъ ассигнаціи называемыя въ Китаѣ денежными билетами цянь-пьхіао; -- такіе билеты употребляются мѣнялами, когда промѣнивающій серебро на мѣдную монету требуетъ для удобности выдать ему вексель или билетъ на желаемую сумму. На билетѣ находится печать мѣняльной лавки, и надпись съ означеніемъ ея названія и количества заключающейся въ билетѣ суммы. Но вексели мѣняльныхъ лавокъ принимаются въ оборотѣ за наличныя деньги только въ томъ городѣ или мѣстечкѣ, гдѣ они выпущены, а внѣ тѣхъ мѣстъ не имѣютъ силы. Заемныя письма цзѣ-цзы по обыкновеннымъ денежнымъ ссудамъ не причисляются къ векселямъ. Исключительныхъ по вексельнымъ дѣламъ постановленій нѣтъ въ Китайскихъ уложеніяхъ.

5.

Естьли гильдіи и цѣхи; каковы оныхъ постановленія ?

Отв. "Всѣ ремесленники раздѣляются на общества, изъ коихъ каждое имѣетъ своего старшину. Въ Кантонѣ разные мастеровые живутъ даже въ особенныхъ улицахъ; такъ напр: въ одной портные, въ другой сапожники, въ третьей стекольщики, въ четвертой аптекари, и такъ далѣе. Они дѣлаютъ и особенныя свои празднества, для коихъ нанимаютъ обыкновенно комедіантовъ, и обнародываютъ, что въ такой -- то день, въ такомъ -- то цѣхѣ будутъ зрѣлище, къ которому допускаютъ всякаго безденежно."

Въ Китаѣ существуетъ двоякое раздѣленіе жителей на сословія. Въ ученомъ слогъ -- въ сообразность древнимъ уложеніямъ о столицѣ -- народъ раздѣляется на четыре сословія: чиновниковъ, землепашцевъ, торгующихъ и ремесленниковъ. Въ тѣ времена не было отдѣльнаго военнаго состоянія, а весь народъ обязанъ былъ исправлять военную службу. Нынѣ законами приняты два только состоянія: чины чень и простолюдины или плебеяне минь. Въ первомъ поставлены Князья, чиновники и ученые; послѣднее заключаетъ въ себѣ торгующихъ, ремесленниковъ, землепашцевъ, и имѣетъ многія подраздѣленія, означающія разность упражненій, а не постепенность между сословіями. Но какъ въ общежитіи приняты каждому роду упражненій особливыя названія; то Правительство въ судопроизводствѣ по необходимости сообразуется съ общими понятіями о сословіяхъ народа; но, не утверждая законами политическаго ихъ различія между собою, не полагаетъ исключительнаго преимущества одному предъ другимъ: по сей причинѣ нѣтъ въ Китаѣ ни гильдій купеческихъ, ни цѣховъ мѣщанскихъ; равнымъ образомъ нѣтъ и особливыхъ уставовъ, опредѣляющихъ гражданскія обязанности и взаимныя отношенія равныхъ сословій между собою. Но какъ различіе сословій, введенныхъ въ общежитіи, есть необходимое послѣдствіе разнородности упражненій; то для опредѣленія взаимныхъ отношеній при отправленіи дѣлъ введены частныя положенія, которыя будучи укоренены долговременнымъ употребленіемъ и общимъ уваженіемъ, замѣняютъ въ Китаѣ то, что у насъ введено уставами. Китайцы руководствуются въ своихъ сдѣлкахъ обыкновеніями точно также, какъ въ Европѣ законами. Иногда ихъ обыкновенія, взятыя особенно, кажутся довольно странными: но когда разсмотримъ ихъ въ связи съ другими обыкновеніями, или въ отношеніи къ соприкосновеннымъ къ нимъ какимъ либо обстоятельствамъ; то нельзя неувѣриться, что они дѣйствительно должны быть таковыми, каковы есть, и вмѣсто странности открываемъ въ нихъ благоразумное приспособленіе къ обстоятельствамъ. Мастеровые въ городахъ и слободахъ обыкновенно занимаются своими ремеслами въ лавкахъ, а не въ домахъ. Нерѣдко люди одного какого-либо ремесла отдѣльно занимаютъ небольшую улицу. Равнымъ образомъ и торгующіе однимъ какимъ либо товаромъ иногда занимаютъ довольно значительное пространство по одной улицѣ. Это въ Европѣ называютъ рядами, а не цѣхами или сословіями; въ Китаѣ напротивъ и цѣлый рядъ лавокъ съ однимъ какимъ либо товаромъ и сословіе торгующее имъ, и сословіе занимающееся однимъ какимъ либо ремесломъ носитъ общее названіе Ханъ, что значитъ: черта, линія, рядъ, сословіе. Симъ образомъ при первоначальномъ открытіи торга на Кягтѣ Китайцы раздѣлили свои товары на восемь разрядовъ и назвали это Бпа -- ханъ: въ слѣдствіе сего постановили восемь старшинъ по одному въ каждомъ разрядѣ, что и до нынѣ удержано, не смотря на то, что нѣкоторые изъ прежнихъ товаровъ давно вышли изъ торговли. На такомъ же основаніи въ Кантонѣ при открытіи торга съ Европейцами постановлено 13 старшимъ (которые съ Англійскаго языка вмѣсто Хинъ переводятъ у насъ Хонгъ, Гонгъ и Когонгъ). Въ Китаѣ какъ выше сказано, слово Ханъ существуетъ только въ имени; а въ Кантонѣ старшины превращены въ маклеровъ -- монополистовъ, чрезъ которыхъ производится промѣнъ китайскихъ произведеній на иностранныя. -- Еще есть въ Китаѣ обыкновеніе, что занимающіеся однимъ какимъ-либо ремесломъ или торгомъ избираютъ въ году день, въ который составляютъ праздникъ для своего сословія, сопровождаемый какими-либо играми, или церемоніями. Актеры въ Пекинѣ празднуютъ день рожденія учредителя театральныхъ игръ. Торгующіе холстомъ и хозяева чайныхъ усадьбъ ежегодно съѣзжаются въ назначаемое старшинами мѣсто, гдѣ въ общемъ собраніи полагаютъ цѣны, по которымъ товары ихъ должны продаваться въ разныхъ мѣстахъ. Таковыя собранія обыкновенно сопровождаются пиршествами и театральными играми, представляемыми на улицахъ для всенароднаго увеселенія.

6.

Гдѣ и сколь знатны ярмарки, торговыя мѣста и складки товаровъ? Изъ какихъ портовъ производится торговля съ Японіею, Филиппинскими и Зондскими островами и берегомъ Иидіи ?

Отв. "Важнѣйшія пристани въ Китаѣ для иностранной торговли суть: Кантонъ на южномъ берегу, Емой на южномъ въ провинціи Фокіекъ, Нингно на восточномъ въ провинціи Чекіангъ, не въ дальнемъ разстояніи отъ острова Чузамъ {Емой есть Ся-мынь, Чузамъ есть островъ Чжеу-шань.}. Изъ Кантона плаваютъ Китайскіе іонки въ Малакку, Батавію, Сіамъ и въ разныя мѣста, сопредѣльныя Китайскому морю, изъ Емои къ Филиппинскимъ и Ликейскимъ островамъ; изъ Нинто въ Японію и Корею. Взаимный между пристанями торгъ производится почти повсюду. Всѣ великіе города служатъ мѣстами для складки товаровъ по внутренней торговлѣ и для мануфактуръ своей провинціи, а особливо находящіеся у великихъ рѣкъ и каналовъ."

Отвѣтъ сей очень удовлетворителенъ. Что касается до ярмарокъ, т. е. временныхъ на какомъ либо мѣстѣ при большомъ съѣздъ купцовъ со всѣхъ сторонъ для продажи и покупки извѣстныхъ товаровъ; то въ Китаѣ можно допустить таковыя мѣста болѣе въ разрядѣ торжковъ или базаровъ, нежели въ видѣ ярмарокъ. Въ замѣну ярмарокъ довольно находится большихъ складочныхъ мѣстъ, которыя по обширности ихъ торговли можно было-бы назвать ярмарками, еслибъ свозъ товаровъ былъ центральный а не имѣлъ односторонняго направленія. Таковыя мѣста имѣютъ сухопутныя, а болѣе водяныя сообщенія.

7.

Употребляются ли въ Кантонѣ прейсъ-куранты?

Отв. "Употребляются, но только на Европейскихъ языкахъ."

Очень вѣроятно, что Европейцы, торгующіе въ Кантонѣ, имѣютъ прейсъ-куранты на Европейскихъ языкахъ,-- но только для себя, а не для Китайцевъ. Къ чести Европейскихъ народовъ, имѣющихъ торговыя связи съ Китаемъ, надобно сказать, что они въ Кантонѣ производятъ торгъ съ Китайцами на исковерканномъ английскомъ или португальскомъ нарѣчіяхъ, а въ Кятгѣ на изуродованномъ русскомъ языкъ. Что касается до прейсъ-курантовъ собственно въ Китаѣ, въ Пекинѣ они находятся во всѣхъ большихъ лавкахъ и магазинахъ, гдѣ положены рѣшительныя цѣны товарамъ безъ запроса. Прейсъ-куранты обыкновенно вѣшаются на стѣнѣ написанныя на большихъ деревянныхъ доскахъ, и сверхъ сего печатаются въ особенныхъ брошуркахъ для раздачи. При цѣнахъ въ прейсъ-курантахъ означается и лажъ предоставляемый въ пользу покупателя.

8.

Каково учрежденіе почтъ? Заведены ли оныя порядочно во всемъ государствъ, и можетъ ли всякой оными пользоваться?

Отв. "Порядочная почта учреждена только между Пекиномъ и Кантономъ, коею всякой пользоваться можетъ: но посылаемыя по оной письма распечатываются и разсматриваются. Кромѣ сей почты нынѣ другой во всемъ Китаѣ. Во время нужной переписки нѣтъ инаго средства, какъ только отправлять нарочнаго, или поручать проѣзжающимъ."

Отъ Пекина, такъ какъ мѣстопребыванія верховной власти, есть верховая конная почта по всѣмъ большимъ дорогамъ, ведущимъ въ главные города губерній: она учреждена только для развоза казенныхъ бумагъ; частные же люди могутъ поручать курьерамъ письма, и сіи письма вѣрно доходятъ, когда на нихъ надписана выдача достаточной платы за доставленіе. Повидимому неимѣніе почты долженствовало-бы замедлять и даже совершенно затруднять ходъ торговли: но изумляющая обширность оной внутри государства недопускаетъ насъ сомнѣваться въ утонченіи всѣхъ возможныхъ способовъ къ облегченію сообщенія по торговымъ связямъ. Въ Пекинѣ находятся общества, которыя содержатъ частную почту во всѣ почти знатныя мѣста въ государствѣ. Если кому нужно отправиться куда, или отправить кого, или послать извѣстіе въ какое либо мѣсто; то требуется только сходить въ ямской домъ того самаго мѣста. Здѣсь нѣтъ надобности терять время на торгъ; цѣны единожды назначены безъ перемѣны, слѣдуетъ только объявить срокъ, и лошади, лошаки или мулы немедленно будутъ готовы. Цѣны вообще умѣренны, кольми паче если нѣсколько человѣкъ въ сложности отправляютъ. Ямскія общества на всѣхъ по своей дорогѣ станціяхъ имѣютъ съ ямщиками связь для перемѣны скота. Только письма посылаемыя Европейцами изъ Пекина въ Европу и на оборотъ представляемы бываютъ правительству и распечатываются.

9.

Дворянство въ Китаѣ одно ли личное или есть и наслѣдственое?

Отв. "Одно личное. Чинъ мандаринскій и разные другіе даются по волѣ государя, или его министра. Въ Японіи со всемъ тому противное; тамъ всѣ должностные чиновники пользуются наслѣдственнымъ правомъ. Однако и въ Китаѣ потомки Конфуція наслѣдствуютъ, какъ сказываютъ, всякое извѣстное достоинство. Императоръ яко неограниченный монархъ, можетъ, говорятъ, также давать чины наслѣдственные."

Въ Китаѣ есть дворянство и личное и наслѣдственное. Личными дворянами считаются всѣ чиновники и получившіе ученую какую либо степень. Преимущества ихъ предъ простолюдинами въ томъ состоятъ, что они освобождены отъ земскихъ повинностей и колѣнопреклоненій въ судѣ; избавлены отъ тѣлеснаго наказанія, которое замѣнено снятіемъ чиновъ, лишеніемъ должностей и вычетомъ жалованья. Даже отъ смертной казни за извѣстныя преступленія дозволено откупаться. Наслѣдственными дворянами должно считать дальнихъ родственниковъ нынѣ царствующаго въ Китаѣ Дома. Они всѣ имѣютъ чинъ 8-го класса; и получаютъ солдатское жалованье. Въ дивизіяхъ маньчжускихъ и монгольскихъ находятся наслѣдственные чиновники: но здѣсь наслѣдство со всѣми преимуществами переходитъ только къ одному человѣку. Прочіе его родственники считаются простыми; хотя право наслѣдованія по роду ни у кого изъ нихъ не отъемлется. Въ Японіи правленіе ѳеодальное, подобно древнему въ Китаѣ: почему всѣ почти высшія должности наслѣдственны совокупно съ достоинствами.

10.

Естьли въ Китаѣ великія Фабрики, или обработываются ли издѣлія семействами? Каковы отношенія между мастерами, ихъ помощниками и учениками?

Отв. "Въ Китаѣ находятся обширныя фабрики, какъ -- то напр: фарфоровыя близь Кантона: но я думаю; что большая часть шелковыхъ, бумажныхъ и другихъ, вывозимыхъ изъ Китая товаровъ, обработывается часто семействами. Я не полагаю, чтобы правительство имѣло свои фабрики, какъ то дѣлается въ нѣкоторыхъ Европейскихъ государствахъ "

По обширности государства и великому количеству потребляемыхъ вещей необходимо надобно допустить многочисленность разнородныхъ фабрикъ и большихъ и малыхъ. Какъ шелковыя, такъ и бумажныя ткани работаются и семействами, но болѣе по заказу фабрикантовъ, притомъ изъ фабричныхъ матеріаловъ. Деревенскіе жители, занимаясь приготовленіемъ сырыхъ матеріаловъ, не имѣютъ ни времени ни способовъ къ дальнѣйшей ихъ обработкѣ. Правительство имѣетъ казенныя шелковыя фабрики въ городахъ Цзянъ-нинъ -- Фу (Нанкинъ), Су-чжеу-фу и Ханъ-чжеу-фу. На сихъ фабрикахъ ежегодно выработываютъ извѣстное количество тканей по образцамъ присылаемымъ изъ Дворцоваго Правленія чрезъ каждые десять лѣтъ. Что касается до отношеній между мастерами, ихъ помощниками и учениками, то помощники обыкновенно служатъ изъ платы или изъ долей въ барышѣ: учениковъ же принимаютъ на пятилѣтній срокъ, и даютъ имъ только одежду и пищу.

11.

Мѣра и вѣсъ во всемъ ли Китаѣ одинаковы; если же есть разность, то въ чемъ состоитъ оная?

Отв. "Вѣсъ по объявленію купцовъ, которыхъ я спрашивалъ, долженъ быть одинаковъ во всемъ государствѣ, кромѣ столицы. Одинъ пикулъ содержащій сто катти равенъ 1,45 фунта россійскаго или 1,33 англинскаго. Въ Пекинѣ одинъ пикулъ составляетъ 91 катти. Мѣра длины въ Пекинѣ менѣе же. Пекинскій кубитъ, обыкновенная мѣра длины въ Китаѣ, составляетъ 8 1/2 Футовъ, въ Кантонъ же и въ южныхъ провинціяхъ десять."

Въ Китаѣ мѣра и вѣсъ, утвержденные правительствомъ, повсюду одинаковы. Но мѣра и вѣсъ въ народномъ употребленіи раздѣляются на три вида: большой, малый и средній. Въ Пекинѣ и въ нѣкоторыхъ другихъ мѣстахъ всѣ три вида и мѣръ и вѣсовъ употребляются: но только каждый видъ для извѣстныхъ какихъ либо товаровъ. Мѣрный Китайс. футъ = 1 1/24 Англинскому футу. Кубитъ или сажень содержитъ 10 футовъ.

12.

Есть ли торговыя сообщества; гдѣ они, какія постановленія?

Отв. "Мнѣ извѣстны только два сообщества, а имянно: Когонгъ и другое, содержащее соль на откупѣ, которое раздѣляется на многія малыя потому, что сочлены оныхъ получаютъ отъ продажи соли великую прибыль. Главное постановленіе торговыхъ сообществъ состоитъ въ томъ, что сочлены всѣ за одного и одинъ за всѣхъ обязаны отвѣчать правительству. Сіе постановленіе весьма важно по той причинѣ, что казна не можетъ ничего потерять изъ своихъ доходовъ. Изъ сообщества Когонгъ отвѣчаетъ правительству одинъ только старѣйшій, или первый купецъ."

Въ каждой губерніи находится откупщикъ, принимающій на себя развозную продажу соли по своей губерніи: но одинъ человѣкъ несоставляетъ сообщества. Въ Кантонѣ каждый купецъ, допущенный къ исключительному торгу съ Англичанами, торгуетъ на свой капиталъ отдѣльно отъ прочихъ: слѣдовательно и Когонгъ въ значеніи сообщества несуществуетъ. Что касается до частныхъ сообществъ или компаній, торгующихъ сложнымъ капиталомъ, таковыхъ очень много, и при томъ въ разныхъ мѣстахъ государства.

13.

Какъ поступаютъ съ банкротами, каковы законы вообще, касающіеся оныхъ?

Отв. "Объ образѣ, каковымъ поступаютъ съ неплатящими должниками уномянуто уже выше при подобномъ сему вопросѣ. Кромѣ того употребителенъ въ Китаѣ и еще особенный обычай: но, можетъ быть, только въ случаѣ неуплаты малыхъ долговъ; впрочемъ увѣряли меня, что оному подлежатъ и купцы Когонга. Вечеръ предъ новымъ годомъ долженъ быть срокомъ окончательнаго расчета. Кто не уплатитъ до онаго своего долга, того можетъ заимодавецъ даже бить безпрепятственно и должникъ не смѣетъ сопротивляться; можетъ повреждать домашнія вещи, и разные производить въ домѣ безпорядки. По наступленіи полуночи все прекращается; заимодавецъ съ должникомъ мирятся и пьютъ, поздравляя другъ друга съ новымъ годомъ. Слѣдующій образъ обыкновенно употребляется при тяжбахъ: проситель и отвѣтчикъ избираютъ порукъ, пріемлющихъ на себя отвѣтственность за вѣрность дѣла. Имѣющій несправедливую сторону платитъ порукѣ большую сумму; ибо какъ скоро рѣшится тяжба мандариномъ, то порука наказывается палками за принятіе на себя ложнаго дѣла. Каллао, или первый Минстръ Императора, не свободенъ также отъ тѣлеснаго наказанія, а потому она между Китайцами непочитается безчестными, полученныя же деньги суть вѣрны и служатъ надежнымъ средствомъ къ отвращенію отъ себя тѣлеснаго наказанія. Кромѣ порукъ обѣ стороны должны имѣть еще и стряпчихъ, судьба коихъ зависитъ совершенно отъ Гражданскаго Губернатора, который при точнѣйшемъ разбирательствѣ дѣла все съ нихъ взыскиваетъ, и въ случаѣ несправедливости строго ихъ наказываетъ. "

Въ Китаѣ нѣтъ ни банкротства, объявляемаго по законнымъ обрядамъ, ни устава о банкротахъ; должниковъ неплатящихъ и несостоятельныхъ судятъ всѣхъ по одинаковымъ законамъ, не разбирая сословія. Есть токмо различіе во взысканіи съ чиновника и плебеянина. Первый отрѣшается отъ должности, или подвергается конфискаціи имущества; съ послѣдняго, если не положитъ условій къ удовлетворенію заимодавца, и не обеспечитъ уплаты надежнымъ поручительствомъ, производятъ взысканіе до совершеннаго раззоренія, и тѣмъ все дѣло оканчивается. Но первое очень рѣдко случается; что касается до послѣдняго, то заимодавцы очень рѣдко доходятъ до суда: но при ссудѣ для избѣжанія подлоговъ -- предварительно берутъ разныя предосторожности, а при требованіи, что бы не терять времени на тяжбу, болѣе соглашаются на отсрочку съ надежнымъ поручительствомъ, или отказываются отъ иска до поправленія худыхъ обстоятельствъ должника. Что касается до требованія долговъ, описаннаго Г. Крузенштерномъ, это есть токмо одинъ, къ сожалѣнію, всемѣстный обычай, имѣющій силу при сборѣ третныхъ долговъ. Въ Китаѣ люди бѣднаго и средняго состоянія нужное для дома наиболѣе забираютъ въ долгъ и расплачиваются по третямъ, какъ -- то къ пятому числу пятой луны, къ пятому -- надесять осьмой луны и къ новому году. Даже сами торгующіе кредитуются между собою на подобномъ же основаніи. Дней за десять до помянутыхъ числъ начинается требованіе долговъ и продолжается до окончанія трети. Первыя двѣ трети допускаютъ неполную уплату: почему и требованія производятся не со всею настоятельностію. Къ новому году всѣ сдѣлки должны кончиться полнымъ очищеніемъ долговъ и недоимокъ. Заимодавцы, будучи обезпокоиваемы своими вѣрителями, употребляютъ всѣ мѣры къ собранію долговъ, и чѣмъ ближе къ концу трети, тѣмъ настоятельнѣе становятся требованія. Надъ благородными употребляютъ пристыженіе ожиданіемъ выхода ихъ у воротъ, или преслѣдованіемъ но улицъ; надъ низкими -- ругательства у ихъ домовъ, побои и грубости, отъ чего случаются и самоубійства: наканунѣ новаго года въ городахъ повсюду шумъ: но въ полночь съ первымъ знакомъ, отъ правительства даннымъ къ начатію новаго года, все прекращается. Ссорющіеся, при нечаянномъ свиданіи, поздравляютъ другъ друга и взаимно извиняются; по окончаніи же праздника приступаютъ къ мирнымъ сдѣлкамъ, и дѣло оканчиваютъ продолженіемъ или прекращеніемъ кредита.

14.

Производится ли торгъ болѣе мѣною товаровъ, или опредѣляется цѣна товаровъ, такъ какъ и у Европейцевъ посредствомъ денегъ?

Отв. Китайцы употребляютъ въ оборотахъ своихъ мало наличныхъ денегъ, да и то одну только монету, ли называемую. Государственныя подати платятся произведеніями и издѣліями. И такъ, судя по весьма обширному ихъ торгу, полагать надобно, что оный производится по внутренности государства и по большой части мѣною товаровъ. Можетъ быть Кантонъ одинъ только изъ сего исключается".

Въ первобытныя времена Китая торговля въ семъ государствѣ производилась обмѣномъ вещей. Съ приращеніемъ разныхъ ремеслъ и художествъ обмѣнъ вещей оказался недостаточнымъ и даже затруднительнымъ для производства торговли. Надлежало предпочтительно избрать вещь, которою бы, по внутренней ея цѣнности и дѣлимости, легко было вознаграждать цѣнность всякой искомой вещи, и металлическія деньги найдены для сей цѣли удобнѣйшими. И такъ со времени изобрѣтенія денегъ мѣновой торгъ въ Китаѣ мало по малу вышелъ изъ употребленія и нынѣ по причинамъ государственнаго хозяйства предоставленъ однѣмъ только границамъ. Китайскіе купцы вообще не любятъ заниматься двустороннимъ торгомъ: и посему внутренній какъ оптовый такъ и разничный торгъ производится на наличныя деньги. Впрочемъ и въ мѣновомъ торгу всегда цѣнность промѣниваемыхъ вещей уравниваютъ съ цѣнностію вымѣниваемыхъ: слѣдовательно и здѣсь деньги же служатъ къ опредѣленію цѣнъ.

15.

Введены ли постановленные проценты въ торговлѣ и вообще при заимодательствѣ; каковы оные?

Отв. "Постановленные проценты, какъ-то меня увѣряли, должны быть 36, которые въ сѣверныхъ провинціяхъ Китая и платятся: но въ Кантонѣ составляютъ оные въ годъ отъ 12-ти до 18-ти, какъ выше сказано".

О процентахъ при заимодательствѣ уже говорено было въ отвѣтѣ на первой вопросъ. Что касается до процентовъ въ торговлѣ, т. е. при продажѣ на кредитъ, въ семъ случаѣ они очень умѣренны и и простираются отъ 10 до 20-ти на сто. При дробной продажѣ на кредитъ, если полученіе денегъ не подлежитъ сомнѣнію, часто вовсе не бываетъ процентовъ.

16.

Употребительна ли при гуртовомъ торгѣ бухгалтерія?

Отв. "Китайскіе купцы въ Кантонѣ кажутся весьма искусны въ веденіи книгъ своихъ. Обширныя ихъ дѣла требуютъ великой исправности".

Каждый мальчикъ, готовящійся быть торговцемъ обучается ариѳметикѣ и бухгалтеріи. Вообще же не только въ оптовомъ торги, но и во всѣхъ большихъ магазинахъ и лавкахъ ведутъ книги своей торговли, которая ежедневно по вечерамъ очищается по всѣмъ кастамъ: по приходной и расходной, пріемной и отпускной, кредитной и торговой. Бухгалтеръ обыкновенно во весь день сидитъ у стола съ книгою и вписываетъ каждую проданную вещь; въ мелочныхъ же лавкахъ довольствуются однимъ вечернимъ счетомъ.

17.

Имѣются ли при торговлѣ маклеры, браковщики, вѣсовщики и проч.

Отв. "Правительствомъ учрежденнымъ не имѣется. Каждый купецъ Когонга имѣетъ помощника, который при пріемѣ и отпускѣ товаровъ все осматриваетъ, вѣсить, считаетъ мѣряетъ".

По нѣкоторымъ вѣтвямъ торговли имѣются правительствомъ учрежденные маклеры и вѣсовщики. Въ Пекинѣ находятся маклеры: 1) для выдачи законныхъ видовъ на покупаемыхъ лошадей, муловъ и ословъ; 2) на мѣняльной биржѣ для обмѣна медной монеты на серебро и обратно. Вѣсовщики смотрятъ, не употребляютъ ли при продажѣ хлѣба не узказныхъ мѣръ.

18.

Перевозятся ли товары въ великихъ количествахъ сухимъ путемъ; назначено ли время для отправленія судовъ и повозокъ съ товарами?

Отв. "Всѣ товары перевозятся по рѣкамъ и каналамъ; сухимъ же путемъ, думаю, не производится того вовсе. Весьма сомнительно, чтобы въ извѣстныя времена отправлялись суда правильно".

Въ сѣверномъ Китаѣ, гдѣ довольно содержатъ лошадей, лошаковъ, ословъ, и даже верблюдовъ, употребляется перевозка товаровъ гужомъ; а въ южномъ Китаѣ, по невозможности содержать скота, перевозятъ товары рѣками и каналами, исключая тѣхъ мѣстъ, гдѣ нѣтъ водянаго сообщенія, какъ-то отъ рѣки Цзянъ въ губернію Гуанъ-дунъ чрезъ хребетъ Юй-линъ. Здѣсь обыкновенно переправляютъ товары чрезъ волокъ на тачкахъ, или дрягили на себѣ переносятъ. Главный водяный путь есть одинъ по всему государству, какъ для казенныхъ такъ и для частныхъ судовъ: а именно хлѣбный каналъ, въ которомъ воду въ мѣстахъ недостаточныхъ поднимаютъ только въ свое время: по сей причинѣ отправленіе судовъ съ юга на сѣверъ правильно производится дважды въ годъ. Первые караваны каналомъ приходятъ въ Тьхянь-цзинь-фу, (городъ въ 280 ли отъ Пекина на востокъ) въ исходѣ Мая, а второе въ исходѣ Сентября. Суда, моремъ отправленныя, приходятъ около того же времени; по нѣсколько позже. Плаваніе по рѣкамъ и прочимъ каналамъ производится всегда, исключая обмеленія или наводненія.

19

Извѣщаютъ, что въ Китаѣ поселянинъ сколько же предпочтителенъ предъ ремесленникомъ, сколько у насъ послѣдній предъ первымъ, и что каждый Китаецъ ревнуетъ или пріобрѣсть какое-либо помѣстье, или взять землю на откупъ, что даютъ на довольно выгодныя условія, ежели нанимающій имѣетъ достаточную благонадежность: справедливо ли это?

Отв. На сей вопросъ долженъ я взять отвѣтъ изъ Баррова путешествія. По ученомъ и государственномъ чиновникѣ слѣдуетъ поселянинъ непосредственно: -- купецъ, художникъ и ремесленникъ гораздо ниже его. Китайскій воинъ обработываетъ самъ землю: духовные также, если оная при монастырѣ имѣется. Императоръ по читается единственными земли владѣтелемъ. Помѣстье у содержащаго оное на откупѣ; ни когда неотнимается, если онъ платитъ исправно. Откупившій земли болѣе, нежели обработывать можетъ съ своимъ семействомъ, отдаетъ въ наемъ другому за половину подати, которую вноситъ всю самъ въ казну. Большая часть бѣдныхъ поселянъ въ Китаѣ упражняется въ земледѣліи, нанимая землю у содержащихъ оную на откупѣ. Обширныхъ помѣстьевъ очень мало; а потому между откупщиками и нѣтъ единоторжія хлѣбомъ. Каждый поселянинъ продаетъ произведенія свои свободно, гдѣ хочетъ; всякій подданный имѣетъ право ловить рыбу безпрепятственно въ открытомъ моръ у береговъ, въ озерахъ рѣкахъ и устьяхъ. Помѣщиковъ, пользующихся особенными преимуществами, нѣтъ вовсе".

Поселянинъ имѣетъ въ глазахъ правительства преимущество предъ прочими сословіями разночинцевъ, потому что землепашество въ Китаѣ почитается основаніемъ народнаго спокойствія и благоденствія. Въ каждомъ уѣздѣ Правитель избираетъ нѣсколько стариковъ для надзора за землепашествомъ. По истеченіи трехъ лѣтъ оказавшійся изъ нихъ рачительнымъ получаетъ чинъ 15 или 16 класса. Это весьма много споспѣшествуетъ къ поощренію землепашества, но существенно не доставляетъ имъ никакого преимущества предъ оными. Каждый Китаецъ, хотя нѣсколько достаточный, старается пріобрѣсть покупкою участокъ земли, чтобы самому заниматься землепашествомъ, или отдавать оную на откупъ: но они дѣлаютъ это не по ревнованію къ чести, но частію потому, что земли приносятъ доходъ надежный, неподверженный случайнымъ опасностямъ, исключая неурожая; а болѣе потому, что священный законъ отцепочтенія обязываетъ каждаго имѣть родовое кладбище, на которомъ въ приличные случаи приносятъ жертвы своимъ предкамъ. Въ Китаѣ почти всѣ земли принадлежатъ собственникамъ, которые имѣютъ право продать оныя; люди всякаго состоянія могутъ покупать, какъ покупаютъ и другія недвижимыя имѣнія, т. е. по крѣпостямъ: но владѣніе землею не даетъ имъ никакого преимущества предъ равными. Тѣ, которые сами не могутъ обработывать своихъ земель, отдаютъ ихъ на откупъ желающихъ, однако же благонадежнымъ людямъ. По сей части, столь важной по своимъ отношеніямъ къ благосостоянію государственному, существуютъ законныя постановленія. Въ Китаѣ земли ежегодно засѣваются -- и земледѣльцы всячески стараются истощеніе растительной силы ихъ вознаграждать удобреніемъ: по сей причинѣ владелецъ отдающій землю на откупъ, не имѣетъ права ни возвышать откупа ни отдать землю другому, пока прежній содержатель исправно вноситъ поземельную плату.

20.

Главнѣйшіе доходы Китайскаго государя состоятъ ли въ подати съ земли? Какъ велика оная? Платится ли деньгами или произведеніями ?

Отв. "Десятая часть отъ всѣхъ земныхъ произведеній составляетъ важнѣйшую подать. По вычисленію полученному Лордомъ Макартнеемъ отъ Мандарина Цоута-джина {Въ Китайскомъ языкѣ нѣтъ такихъ звуковъ.} простирается подать, взимаемая во всѣхъ провинціяхъ государства до 66 милліоновъ фунтовъ стерлинговъ".

Хотя въ Китаѣ всѣ почти земли принадлежатъ собственникамъ: но правительство обложило оныя небольшимъ оброкомъ, который составляетъ главную статью государственныхъ доходовъ и собирается серебромъ и частію хлѣбомъ. Поземельный оброкъ положенъ по добротѣ почвы, раздѣляемой на лучшую, среднюю и низшую. Вообще же государственные доходы состоятъ изъ разныхъ налоговъ, которые суть:

а) Сборъ подушныхъ оброковъ.

б) Сборъ поземельныхъ окладовъ.

в) Сборъ податей разныхъ именованій.

г) Сборъ съ продажи соли.

д) Сборъ пошлинъ съ товаровъ.

Сборъ налоговъ вообще не ежегодно бываетъ въ одинаковомъ состояніи. Въ сборѣ поземельномъ и подушномъ бываютъ недоимки; прочіе сборы сами по себѣ непостоянны. По отчету обнародованному палатою финансовъ въ 1812 году государственные доходы въ каждой изъ помянутыхъ частей простиралось:

Сборъ поземельный

Серебромъ -- до 27.285,650 ланъ.

Хлѣбомъ -- 4.082,070 мѣшковъ *).

Сборъ подушный -- 3.205,600 ланъ.

Сборъ разныхъ имѣнованій -- 2.360,000

Сборъ съ соляной продажи -- 7.477,000

Сборъ пошлины -- 3.849,000

Всего -- до 48.259,320

*) Сборный казенный мѣшокъ содержитъ въ себѣ 5 пуда 32 фунта.

Сверхъ изложенныхъ сборовъ находятся мелкіе мѣстные налоги, которые въ сложности составляютъ значительную сумму. Дворъ содержится доходами съ удѣльныхъ земель, которые простираются до 1.056,000 ланъ серебромъ; сверхъ сего ежегодно получаетъ до 12,000 ясачныхъ соболей, 140 гиновъ корня жиньшень и до 1,000 зеренъ восточнаго жемчуга). Вмѣсто соболей принимаютъ шкуру и другихъ звѣрей).

21.

Кто печется объ исправленіи и содержаніи дорогъ и каналовъ и какимъ иждивеніемъ то производится ?

Отв. "Купеческіе суда, проходя каналами и рѣками, платятъ положенную пошлину, которая употребляется единственно къ построенію мостовъ и шлюзовъ. О дорогахъ, думаю имѣютъ въ Китаѣ мало попеченія".

Поддерживаніе земляныхъ дорогъ, частныхъ каналовъ и пошлинъ при нихъ обращено въ земскую повинность мѣстныхъ жителей. Починка каменныхъ мостовъ и береговыхъ плотинъ, также содержаніе каналовъ въ большомъ размѣрѣ производятся иждивеніемъ правительства. На расходы по сему предмету въ поморскихъ мѣстахъ обращенъ сборъ пошлинъ съ леса и деревянной посуды, въ которой привозятъ товары.

22.

Подражаютъ ли Китайцы Европейцамъ въ художествѣ? Разумѣютъ ли они часы дѣлать?

Отв. "Подражаютъ, но несовершенно. Они дѣлаютъ прекраснѣйшія художественныя вещи изъ слоновой кости, черепахи и жемчужной раковины. Разныя утвари изъ золота и серебра весьма тонки и чисты. Они дѣлаютъ и стѣнные часы, карманныхъ же дѣлать неразумѣютъ. Искусство дѣлать сукно не удалось имъ также".

Можно сказать, что Китайцы въ отдѣлкѣ многихъ вещей дошли до совершенства; а по заказу выработываютъ нѣкоторыя Европейскія вещи очень близко къ даннымъ образцамъ. Въ рѣдкомъ народъ можно найти столь быструю способность къ подражанію, каковою Китайцы обладаютъ; и если что удерживаетъ ихъ отъ приближенія къ утонченности Европейцевъ, то это ихъ законы, которые предписываютъ самую форму употребляемыхъ вещей. Китаецъ можетъ усовершенствовать свое, но вводить чужестранное или что либо новое не смѣетъ. Въ нѣкоторыхъ городахъ южнаго Китая дѣлаютъ стѣнные и столовые часы средственной работы, карманныхъ же часовъ не дѣлаютъ. Назадъ тому около 150 лѣтъ заведена была казенная часовая фабрика: но скоро упала отъ дешевизны заморскихъ карманныхъ часовъ. Что касается до выработки сукомъ, то въ семъ искуствѣ Китайцы скоро бы могли сдѣлаться соперниками Европейцамъ: но въ Китаѣ совершенно нѣтъ овцеводства; овцы же, даже лучшихъ породъ разводимыхъ въ Монголіи и Тангутѣ; имѣютъ шерсть годную только для валянія тонкихъ войлоковъ.

23.

Говорятъ, что рабочіе люди могутъ съ величайшимъ трудомъ только прокормить себя съ своимъ семействомъ: ремесленники нуждаются въ томъ и еще болѣе; сіи бѣгаютъ будто бы по улицамъ со своими инструментами для испрошенія гдѣ-либо работы нищенскимъ образомъ: что приготовленіе сахара производится бродящими поденьщиками; что множество людей живутъ на водѣ въ судахъ; что многіе ѣдятъ будто бы собакъ и кошекъ мертвыхъ. -- Справедливо-ли это?

Отв. "Чрезвычайное многолюдство должно быть виною, что бѣдный простой народъ терпитъ нерѣдко великую нужду. Вообще въ государствѣ голодъ бываетъ чисто. Въ Кантонѣ не очень примѣтно, чтобы поденьщики и ремесленники не находили для себя работы. Впрочемъ нищихъ много и въ семъ городъ, которые показываясь на улицахъ въ рубищахъ представляютъ видъ крайне отвратительный. Что голодные Китайцы ѣдятъ мертвыхъ собакъ, кошекъ и даже крысъ, тому имѣлъ многократно случай быть самъ свидѣтелемъ. Я приказалъ бросить за бортъ нѣсколько бочекъ солонины испортившейся до того, что зловоніе отъ него разнеслось по всему Вампу, и долго неуничтожалось. Алчущіе Китайцы ловили ее съ величайшею жадностію и увозили съ изъявленіемъ особенной радости. На рѣкѣ Тигрисѣ у Кантона живетъ множество народа на лодкахъ. Прочія рѣки, каналы и озера также обитаемы людьми, и при томъ въ нѣкоторыхъ мѣстахъ столько же почти многолюдны сколько и самая земля. Однако сомнительно, чтобы внутреннія области Китая, не участвующія въ выгодахъ торговли посредствомъ рѣкъ и каналовъ, населены и воздѣланы были равномѣрно".

Судя по невѣроятному народонаселенію въ Китаѣ, можно безошибочно сказать, что число рукъ, простирающихся къ работѣ, далеко превосходитъ количество представляющейся работы, что великая населенность далеко превосходитъ мѣру земли, потребную къ пропитанію жителей. Послѣ сего ни мало не удивительно,, что рабочіе съ трудомъ могутъ содержать себя; что ремесленники, а особливо семейные, вообще нуждаются въ содержаніи себя. Если бы невыгодный образъ китайскаго земледѣлія и двукратные посѣвы сарацинскаго пшена на югѣ, если бы неукоряемое и повторяемое возращеніе огородной зелени и овощей на одной и той же землѣ и подвозъ хлѣба изъ Индіи и съ острововъ южнаго океана; то Китай долженъ былъ бы цѣлую половину своихъ жителей извергнуть за предѣлы. Сверхъ сего надобно отдать полную справедливость трезвости, воздержанію, дѣятельности, особенно же трудолюбію и терпѣливости Китайцевъ. Не увидите ни одной пядени удобной земли, оставленной необработанною; даже болотныя и песчаныя мѣста засажены камышемъ и палочникомъ, или тальникомъ, которые по великому ихъ употребленію приносятъ владѣтелямъ немалый доходъ.-- Что касается до ремесленниковъ, то они снискиваютъ пропитаніе способами обыкновеніемъ присвоенными ремеслу ихъ. Каменьщикъ, плотникъ, поденщикъ приходятъ въ извѣстныя мѣста ожидать требователей. Разнощики мелочныхъ товаровъ, продавцы харчевыхъ вещей, обручники, брадобрѣи и многіе другіе, коихъ ремесло состоитъ въ томъ, что бы разноскою или минутною работою удовлетворять нуждамъ жителей, обыкновенно ходятъ по улицамъ, и голосомъ или звукомъ орудій, означающихъ ремесло ихъ, даютъ знать о своемъ проходѣ. О приготовленіи сахара, производимомъ въ южныхъ странахъ не случалось мнѣ спрашивать, и очень вѣроятно, что сія операція производится поденьщиками, но нельзя сказать бродягами: ибо правительство никакимъ средствомъ непривязываетъ жителей къ своимъ селеніямъ; а переходъ изъ одного мѣста въ другое предоставленъ въ полную волю ихъ -- безъ видовъ отъ мѣстныхъ начальствъ -- съ такимъ однакоже ограниченіемъ, что бы познаемыхъ никто отнюдь не принималъ и не держалъ. Живущихъ на водѣ находится два рода: 1) въ нѣкоторыхъ большихъ городахъ южнаго Китая многіе живутъ на судахъ по рѣкамъ и каналамъ, не по бѣдности, а по недостатку мѣстъ ближайшихъ къ центру города, гдѣ имъ нужно чаще быть по своимъ дѣламъ. Лучшія жилыя суда бываютъ очень красиваго устроенія, и комнаты въ нихъ прекрасно меблированы. Судохозяева и рыбаки вовсе не имѣютъ домовъ, а изъ рода въ родъ живутъ на судахъ со всемъ семействомъ. Бѣдные люди, по недостатку въ средствахъ къ пропитанію, ѣдятъ коневину, ослятину, верблюжину, кошекъ, собакъ, и не токмо живыхъ но и палыхъ. Мнѣ самому случалось видѣть, съ какою заботливостію бѣдный тащилъ нечаянно найденную имъ на улицѣ издохшую кошку или собаку. Но дѣйствія, къ которымъ понуждаетъ необходимость или крайность, не должно почитать общимъ обыкновеніемъ или нравственнымъ правиломъ. Самый бѣдный Китаецъ не унизится до сбора милостыни по улицамъ. Есть классъ нищихъ, терпимый въ Пекинѣ и другихъ городахъ, не смотря на отвратительнѣйшій видъ ихъ. Это не бѣдные, а сборище развратнѣйшихъ людей, лишенныхъ всякаго довѣрія въ обществѣ. Нерѣдко завлекаются къ нимъ бѣдные мальчики испорченной нравственности.

24.

Говорятъ, что Китайцы побуждаются много къ женатой жизни чрезъ то, что позволительно дѣтей убивать. Увѣряютъ, что есть даже и особенные люди, яко ремесленники въ побіеніи младенцевъ. Справедливо ли это?

Отв. "Что умерщвленіе дѣтей въ Китаѣ вообще терпимо, сія истина неподвержена, къ крайнему сожалѣнію, никакому болѣе сомнѣнію. Столь славящійся нравстенностію Китаецъ, не признаетъ дѣтоубійства порокомъ, подобно какъ и препрославленные люди природы, обитающіе на островахъ Великаго Океана, не почитаютъ людоѣдство дѣломъ противоестественнымъ и гнуснымъ. Мы видѣли въ Вампу часто мертвыхъ младенцевъ, несомыхъ теченіемъ рѣки въ море."

Что бы Китайцы побуждались къ женатой жизни чрезъ дозволительное дѣтоубійство; что бы даже были особенные люди, которые питаются ремесломъ дѣтоубійства; это могли сказать только Католическіе миссіонеры, для мнимаго возвышенія правилъ ученія Христова, и Европейскіе путешественники, которые имѣютъ слабость рѣшительно судить обо всемъ по обозрѣнію поверхностному. Справедливо, и надобно отдать честь Китайцамъ, что мало неженатыхъ между ними. Отецъ отнюдь непозволитъ возрастному сыну оставаться холостымъ по его волѣ, и дворянство особенно держится сего правила. Но можно ли подумать, что причиною. сему безнаказанное дѣтоубійство, преступленіе совершенно противное природѣ? Правила Китайской религіи искони возложили на сыновей священнѣйшій долгъ обожать виновниковъ бытія по смерти ихъ и приносить имъ жертвы. Вотъ что каждому отцу внушаетъ набожное влеченіе къ продолженію своего рода. Тотъ, кто по безчадію не имѣетъ сына, воспитываетъ пріемыша, и предварительно услаждается удовольствіемъ, котораго ожидаетъ отъ смерти. Когда сынъ изготовитъ, гробъ отцу, еще въ живыхъ находящемуся, то послѣдній необыкновенно восхищается, представляя въ мысляхъ, что онъ достигъ совершеаннго въ сей жизна счастія. Касательно дѣтоубійства я неотрицаю, что бы не было женщинъ и дѣвицъ, которыя впадши въ слабость не старались бы утаить то, что можетъ изобличить ихъ въ непозволенной любви, и покрыть стыдомъ цѣлое семейство. Стыдъ при семъ обстоятельствѣ сковываетъ разумъ человѣка, и чѣмъ сильнѣе, тѣмъ жесточаѣ дѣйствуетъ. И такъ очень вѣроятно, что иногда умерщвляютъ незаконнорожденныхъ, особенно въ домахъ, въ которыхъ строго соблюдается нравственность семейства. Что касается до изведенія младенцевъ въ утробѣ, это незамѣтное дѣтоубійство, думать надобно, довольно часто случается, не смотря на то, что въ большихъ городахъ находятся воспитательные домы для принятія незаконнорожденеыхъ. Въ Китаѣ есть обыкновеніе, которое очень легко можетъ доводить Европейціевъ до ложныхъ заключеній. По умствованію Китайцевъ -- души умершихъ во младенчествѣ и въ дѣтствѣ почитаются несовершенными: по сей причинѣ дѣтей умершихъ до осьмилѣтнаго возраста неудостоиваютъ погребенія по обрядамъ, а хоронятъ ихъ подлѣ родовыхъ кладбищъ или въ общихъ могилахъ -- безъ церемоніи. Въ южныхъ губерніяхъ даже бросаютъ ихъ и въ рѣки. Посему то въ Пѣкинѣ, равно и въ другихъ большихъ городахъ богатые и набожные люди ежедневно высылаютъ телеги, запряженныя волами, собирать умершихъ младенцевъ для отвоза ихъ въ общую могилу. Но безразсудно было бы заключать отсюда, что дѣтоубійство есть всеобщій порокъ въ Китаѣ; напротивъ оно въ Китайскомъ законодательствѣ поставлено наряду съ первыми государственными преступленіями; даже изведеніе младенца въ утробѣ подвергнуто жестокому тѣлесному наказанію.

25.

Говорятъ, что не взирая на то многолюдство в] Китаѣ не уменьшается. Города населены чрезвычайно. -- Воздѣланныя земли не пустѣютъ. Справедливо-ли это?

Отв. "Извѣстія о многолюдствѣ Китайскаго государства весьма различны. Г. Соинератъ полагаетъ 10, а Г. Стаунтонъ по таблицамъ, полученнымъ Лордомъ Макартнеемъ въ Пекинѣ, по случившемся за годъ до его прибытія народоизчисленіи -- 333 м. Езуитъ Аміотъ пріемлетъ почти среднее число изъ сихъ двухъ количествъ; ибо онъ полагаетъ 198 м. Трудно извѣдать съ достовѣрностію, чтобы многолюдство въ Китайской имперіи было въ самомъ дѣлѣ столь чрезвычайно, какъ-то объявлено Мандариномъ Чоу-та-джинъ Англійскому посланнику. Барро не сомнѣвается нимало въ вѣрности таблицъ. Онъ доказываетъ, что Китайское многолюдство, въ отношеніи къ поверхности земли всего государства, содержится къ Англійскому = 2: 1, и что такое содержаніе въ великихъ городахъ, какъ-то Кантонѣ, Нанкинѣ, Пекинѣ, гдѣ народосчисленіе должно быть показываемо вѣрнѣе, въ сравненіи съ населеніемъ Англинскихъ городовъ, кажется вѣроятно. -- Кто видѣлъ Кантонъ, и по многолюдству сего города съ его предмѣстіями будетъ заключать о населеніи всего Китая, тотъ не почтетъ таблицъ Мандарина невѣрными. Впрочемъ мнѣ показалось весьма страннымъ означеніе въ сихъ таблицахъ для провинціи Печели 664 человѣка на каждую Англинскую квадратную милю, между тѣмъ какъ въ провинціи Кангъ-нинъ {Нѣтъ провинціи сего имени.}, которая, по плодоносной своей землѣ и по выгоднѣйшему положенію въ разсужденіи внутренней торговли, должна быть несравненно многолюднѣе, только 300 человѣкъ. Путешествовавшіе по провинціи Печели описываютъ ее бѣдною. Самъ Барро говоритъ объ ней, что земля безплодная и обработывается нерачительно, жители кажутся нездоровыми и изнѣженными; жилища ихъ очень скудны, рыбныхъ ловлей не имѣется, климатъ ради великихъ лѣтнихъ жаровъ и жестокаго зимняго холода, вреденъ здоровью, отъ чего умираетъ ежегодно множество народа; и такъ населеніе не можетъ быть многочисленно. Въ самой провинціи Чекіангъ, о которой Барро говоритъ, что земля воздѣлана повсюду наилучшимъ образомъ и населеніе чрезвычайно, считается 108 человѣками менѣе на квадратную милю, нежели въ безплодной Печели. Многолюдство провинціи Кантунгъ, обращающее на себя вниманіе каждаго въ Кантонъ пріѣзжающаго, также весьма несоразмѣрно, ибо въ ней полагается 264 человѣка на квадратную милю; слѣдовательно болѣе, нежели половиною многочисленнѣе народонаселенія послѣдней. Сіи сравненія подаютъ мнѣ поводъ сомнѣваться въ точности таблицъ и предполагать невѣрность въ учиненіи народосчисленія въ провинціи Печели. Въ самыхъ плодоноснѣйшихъ странахъ 644 человѣка на Англійскую квадратную милю показываютъ почти даже невѣроятное населеніе; въ Англіи считаютъ на милю 120, въ Голландіи 198 человѣкъ".

Сказано выше, что дѣтоубійство въ Китаѣ есть преступленіе, тайно нѣкоторыми содѣлываемое для избавленія себя отъ стыда; что касается до многолюдства, то Китай по государственнымъ спискамъ 1812 года имѣлъ болѣе 360 м. жителей обоего пола. Большіе города чрезвычайно населены, особенно въ южномъ Китаѣ. Въ губерніяхъ Цзінъ-су, Ань-Хой и Чже-цзянь считается до 98 м. жителей подъ управленіемъ одного Генералъ-Губернатора. Въ сихъ-то трехъ губерніяхъ во многихъ городахъ живутъ на судахъ, и не смотря на толикое многолюдство, по которому съ сожалѣніемъ заключаемъ о бѣдности жителей, сія страна почитается въ Китаѣ жилищемъ изобилія и утѣхъ, средоточіемъ просвѣщенія и Промышленности, отечествомъ модъ и вкуса: словомъ она всѣми единогласно признана земнымъ раемъ. Шань ю Тьхянъ-тханъ; Ся ю су ханъ, на небѣ есть рай, на землѣ Су и Ханъ, есть общая пословица. Су и Ханъ суть Су-чжеу и Ханъ-чжеу главные города, первый въ губерніи Цзйнъ-су, а послѣдній въ губерніи Чже-цзянъ. Трудолюбію и образу земледѣлія Китайскаго нельзя неотдать справедливости, а законы и мѣстные чиновники строго наблюдаютъ, чтобы не оставалось ни клока земли незасѣянной. Почва земли въ губерніи Чжи-ли мѣстами песчана, да и вообще не очень хлѣбородна, для того-то и открытъ хлѣбный каналъ, чтобы снабжать Пекинъ избытками южныхъ странъ. Къ сему надобно присовокупить, что земли при хорошемъ удобреніи и благопріятномъ времени приносятъ богатый урожай: но сіе обиліе раздробившись по великой людности дѣлается малозначущимъ, и при неурожаѣ крестьяне всегда требуютъ вспоможенія отъ правительства.

26.

Въ какихъ мѣстахъ удовольствуются другими жизненными потребностями, кромѣ пшена срацинскаго? гдѣ питаются мясомъ? что стоитъ фунтъ говядины, баранины? какая разность въ цѣнахъ между говядиною, бараниной и пшеномъ срацинскимъ?

Отв. "Во всемъ Китаѣ срацинское пшено и рыба составляютъ главнѣйшую пищу. Въ сѣверныхъ провинціяхъ сѣется и пшеница. Говядины и баранины ѣдятъ мало; свинины же гораздо болѣе и при томъ особенно въ южныхъ провинціяхъ".

Пшено срацинское, огородная зелень и овощи составляютъ существенное пропитаніе Китайцевъ, подобно какъ въ Россіи ржаной хлѣбъ и щи. Но бѣдные въ сѣверномъ Китаѣ питаются просомъ и другими крупами. Хлѣбное изъ крупичетой, рисовой и пшеничной муки употребляется въ разныхъ видахъ на завтракахъ и ужинахъ, но въ маломъ количествѣ: ибо сія пища почитается довольно горячею для жаркихъ климатовъ. Пшеницу болѣе издерживаютъ на куреніе вина. Мясо употребляютъ вездѣ: но только люди достаточные; бѣднымъ же инымъ во всю жизнь не случится отвѣдать. Говядину, баранину, молоко и масло коровье употребляютъ только Могаммедане, Маньчжуры, Монголы и нѣкоторые изъ сѣверныхъ Китайцевъ; южные Китайцы не могутъ терпѣть запаха сихъ вещей, и питаются свининою, которая въ Китаѣ отмѣнно хороша, рыбою, дичиною и домашнею жизностію. Причину таковаго отвращенія должно приписать непривычкѣ. Въ Китаѣ вся удобная земля обработывается; тамъ нѣтъ ни луговъ, ни паровыхъ полей; по сей причинѣ и скотоводства неимѣютъ. Не въ большомъ количествѣ содержатъ воловъ, ословъ, лошадей и лошаковъ въ сѣверномъ Китаѣ и буйволовъ въ южномъ: но лошадей большею частію, а овецъ и верблюдовъ почти безъ исключенія получаютъ изъ Монголіи. Сверхъ сего убивать воловъ и буйволовъ, какъ скотъ нужный для земледѣлія, издревле запрещено законами. Какъ скоро падетъ скотина, то хозяинъ обязанъ предъявить о томъ въ судъ и зарыть ее подъ присмотромъ полиціи. Овцы и козы, пригоняемыя въ Китай изъ Тангута и Монголіи, обыкновенно отъ худобы пахнутъ потомъ (псиною): по симъ причинамъ южный Китаецъ не любитъ ни говядины съ бараниной, ни молока съ коровьимъ масломъ. Въ лучшихъ городскихъ трактирахъ кромѣ свинины, поросятъ, курицъ, утокъ и рыбы нѣтъ другихъ запасовъ, а говядину и баранину держатъ только въ трактирахъ могаммеданскихъ и китайскихъ харчевняхъ. По домамъ же бѣдные люди ѣдятъ и верблюжину, и ослятину, и коневину, и собакъ, и кошекъ, и все, что случится достать для пропитанія; а что всего отвратительнѣе не имѣютъ различія между издохшею и битою скотиною. Между прочимъ страннымъ покажется, что въ губерніи Гуанъ-дунъ мясо полоза, которыхъ нарочно воспитываютъ въ домахъ, а въ губерніи Фу-цзянь мясо собачьяго щенка составляютъ первое и лаковое блюдо при столѣ. Цѣны хлѣбу неодинаковы бываютъ, смотря по урожаю; въ Пекинѣ, въ сравненіи съ прочими мѣстами, дорогъ по причинѣ дальнѣй доставки. Напр. въ Пекинѣ гинъ лучшей крупичатой муки ст о итъ отъ 6 до 10, а въ губерніи Хэ-нань отъ 3 до 6 копѣекъ серебромъ. Свинина, баранина и говядина, привозимая зимою изъ Монголіи, вездѣ въ одной почти цѣнѣ, т. е. гинъ отъ 15 до 30 коп. серебромъ.

27.

Сказываютъ, что главнѣйшіе доходы Императора, по извѣстіямъ должны состоять въ десятой долъ произведеній всѣхъ земель, располагаются такъ умѣренно, что не составляютъ даже и тридесятой доли; справедливо-ли?

Отв. "Барро полагаетъ ежегодной подати каждаго въ четыре шиллинга Англійскими деньгами". Поясненіе на сей вопросъ удовлетворительно изложено въ поясненіи на 20-й вопросъ.